Технологическая карта урока Таблица умножения и деления с числом 6
план-конспект урока по математике

Озонова Ольга Валерьевна
Предмет:
Математика
Класс:
3 класс
Тема:
«Таблица умножения и деления с числом 6»
(формирования функциональной грамотности учащихся)
Программа:
УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И., Бантова М.А. и др.
Тип урока:
открытие нового знания.
Цель урока:
создать условия для освоения способов деления числа на 6

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Озонова Ольга Валерьевна

Предмет:                        Математика

Класс:                                3 класс

Тема:        «Таблица умножения и деления с числом 6»

        (формирования функциональной грамотности учащихся)

Программа:                        УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И., Бантова М.А.  и др.

Тип урока:                         открытие нового знания.

Цель урока:        создать условия для освоения способов деления числа на 6.

Задачи урока:                        

Образовательные:        Активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Закреплять знание учащихся таблиц умножения и деления чисел от 2 до 6.

Закреплять умение решать текстовые задачи изученных видов  на понимание смысла арифметических действий умножения и деления, в том числе отношений «больше/меньше в».

                        Расширять  знания учащихся об использовании  математических знаний в практических жизненных ситуациях.

Развивающие:        Формировать универсальные учебные действия.

Способствовать развитию ключевых компетенций учащегося.

Развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение.

Развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом.

Воспитательные:        Формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения.

                        Воспитание ответственного отношения к безопасному участию в дорожном движении.

                        Формирование навыков  функциональной грамотности.

Индивидуальные достижения учащихся:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Понимает смысл арифметических действий умножение и деление, в том числе отношений «больше/меньше в».
  • Выполняет арифметические действия умножение и деление устно
  • Сравнивать предметы и объекты на основе установления между ними соотношений «больше/меньше в»;
  • Решает простые и составные текстовые задачи в одно-два действия:

- моделирует и представляет задачу графически;

- планирует ход решения;

- записывает решение по действиям и с помощью числового выражения;

- анализирует решение;

-осуществляет поиск  другого способа решения;

- оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления).

Личностные:

  • Умеет слушать.
  • Участвует в диалоговом общении с учителем.
  • Участвует в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах.
  • Строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
  • Оказывает  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • Проявляет учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом.

Метапредметные:

  • Умеет работать с информацией,  содержащейся в тексте задач.
  • Приобретёт опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.
  • Познакомятся с ИКТ ресурсом Учи.ру, осознают его возможности для использования в собственной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Принимает и сохраняет учебную задачу.
  • Участвует в планировании учебных действий.
  • Осуществляет самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.
  • Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя

Познавательные:

  • Осуществляет анализ текстовой задачи.
  • Строит рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.
  • Владеет алгоритмом решения задач изученных видов.

Коммуникативные:

  • Слушает и понимает речь других.
  • Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов  

Методы обучения:                здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.

Оборудование:                мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.

План урока:

  1.           Оргмомент - 2 мин
  2. Актуализация знаний, устный счет  - 5 мин
  3. Постановка цели и задач урока - 5 мин
  4. Изучение нового материала - 10 мин
  5. Физминутка -   2 мин
  6. Закрепление изученного материала - 12 мин
  7. Подведение итогов - 2 мин
  8. Рефлексия (подведение итогов урока) – 2 мин

Этапы работы

Задачи этапа работы

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Организационный

- установление взаимодействия между всеми субъектами на уроке

Цели для учащихся:

- настроиться на работу в рамках урока;

- установить эмоциональный доверительный контакт с педагогом и  друг с другом.

Цели и задачи для учителя:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Методы организации работы:

-диалоговое общение

-эмоциональная рефлексия

Форма организации работы: фронтальная

Приветствует учащихся

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

Если всё на месте есть,

Я прошу вас тихо сесть

Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку

- Наступил декабрь месяц и приближается самый долгожданный зимний праздник – Новый год. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие к Деду Морозу в Великий Устюг.

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, мне бы хотелось с каким настроением вы пришли на урок.

Давайте используем цветные карандаши и оценим свое настроение:

  • Если у вас отличное настроение, вам  интересно, что будет сегодня на уроке, и вы готовы общаться   – поднимите красный карандаш,
  • Ваше настроение хорошее, и вы готовы работать   – поднимите зеленый карандаш,
  • А если у вас настроение «не очень», вы не осень настроены на работу и общение» – прошу поднять синий карандаш.

Наблюдает за учащимися.

- Спасибо. Я рада, что у вас в основном отличное и хорошее настроение. А чтобы нам добраться до своей цели, мы должны с вами успешно выполнить все задания на остановках, которые мы совершим. Готовы?

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Слушают учителя

Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух

Участвуют в эмоциональной рефлексии

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

Строят правильные ответы на поставленные вопросы

II

Актуализация знаний, устный счет  

- Обеспечить мотивацию учения;

- Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

- Отправляемся мы из нашего города -  Санкт-Петербурга. Отправимся в путешествие на поезде. Чтобы попасть в наш вагон, необходимо получить билет. Для этого нужно выполнить задание.

1. Давайте вспомним названия математических действий, которые мы знаем.

2. Назовите компоненты при умножении.

3. Назовите компоненты при делении.

- Нам осталось немного для того, чтобы сесть в поезд. У вас на партах лежат красные конверты, в них вы найдете множество примеров, которые необходимо решить. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Для этого вам необходимо  продолжить работу  в парах. Давайте вспомним правила работы.

-Ваша задача  расположить ответы на примеры в порядке возрастания. Расположив их верно у себя, вы получите заветное слово, которое расскажет нам о том, куда мы отправимся.

Зашифровано слово «Великий Устюг». Учитель проверяет результат, выдает детям билеты на поезд.

-Куда же мы с вами едем? Совершенно верно, т.е. едем мы в гости к Деду Морозу. Вы отлично справились на первом этапе.

Участвуют в диалоге с учителем:

Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух

Участвуют в диалоге с учителем

Участвуют в математической разминке. Выполняют задания на скорость (соревновательный момент)

Познавательные УУД

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов

Умеют работать с информацией,  содержащейся в тексте задач.

Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

III

Постановка цели и задач урока

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- включиться в учебно-познавательную деятельность;

- сформулировать вместе с учителем цели урока.

Цели и задачи для учителя:

- поставить перед учащимися учебную задачу, проблему;

- обеспечить совместное целеполагание;

- показать социальную и практическую значимость изучаемого материала;

- способствовать развитию  речи как показателю  интеллектуального и общего развития ученика.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- интерактивное обучение

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

- Среди примеров, которые вы решали в паре, какой пример мог вызвать у вас трудности при решении?

Вызывает сложность пример «деление на 6». Пример появляется на доске (Слайд 4)

- Именно сегодня мы с вами и будем изучать «Деление на 3». Как вы думаете, какую цель перед собой мы поставим? Чему мы научимся в ходе урока?

Изучить деление на 6 (научимся решать примеры на деление на 6).

Воспринимают информацию на слух

Воспринимают информацию визуально на слайде

Участвуют в диалоге с учителем

Участвуют в планировании задач урока.

Регулятивные УУД

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Планируют учебные действия.

IV

Изучение нового материала

- Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися нового материала

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий

Цели и задачи для учителя:

- Организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

- Организовать условия для воспроизведения имеющихся  знаний и способов действий учащимися.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- постановка и решение текстовой задачи;

- интерактивное обучение.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

- Билет мы получили на поезд, но место до сих пор свое не нашли. Чтобы найти свое место в вагоне и начать путешествие вспомним с вами умножение на 3. Давайте откроем тетради, запишем: число, классная работа.  (примеры на доске). (Слайд 6)

 

- Мы с вами успешно выполнили задание и заняли свое место в вагоне. Но вот новая задача. С тобой в купе попали еще шесть человек. Ты  решил угостить их конфетами, необходимо поделиться им со всеми. Разделить эти конфеты нужно так, чтобы всем соседям досталось поровну (на доске изображения конфет).

- Как же мы это сделаем?

Мы должны дать каждому соседу сначала по одной конфете, дальше продолжать те же действия, пока у нас не останется конфет.

- Мы же это будем с вами долго делать, как упростить наши действия? Как применить наши знания по математике, чтобы справиться с этим заданием?

 Вспомнить таблицу умножения на 6. Необходимо понять, сколько раз содержится по 6 в числе 18. 3 раза содержится по 6 в числе 18.

Значит, сколько мы должны будет отдать каждому соседу конфет?

Каждый из попутчиков получит по 3 конфеты.

- Отлично, мы с вами справились и с этим зданием. Но вот незадача случилась: конфеты мы раздали, но нам самим есть нечего. Придется идти нам в вагон-ресторан подкрепиться. Официанты обслуживают столы. В вагоне находится 6 столов, которые необходимо обслужить. Официантам необходимо расставить 36 тарелок супа поровну.

Сколько тарелок супа им необходимо поставить на один стол?

Вспомним таблицу умножения на 6. Необходимо понять, сколько раз содержится по 6 в числе 36.Значит, на один стол нужно поставить 6 тарелок с супом.

- Какой пример мы запишем для решения?

36:6=6 (т.)

 

  • Молодцы, мы справились и с этим заданием!

Работают в рабочих тетрадях.

Помогают учащемуся у доски

Работают в рабочих тетрадях.

Помогают учащемуся у доски

Участвуют в диалоге с учителем

Дети озвучивают алгоритм действий

Участвуют в диалоге с учителем

Познавательные УУД

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются  алгоритмом решения задач изученных видов

IV

Физкультминутка

- Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи.

Но думаю, что вы устали.

Проведем минутку отдыха.

Выполняют двигательную физкультминутку

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

V

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации  

- Актуализация изученных знаний.

- Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях.

Цели и задачи для учителя:

- Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

- Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

- Показать практическую значимость изучаемого материала;

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- интерактивное обучение

Форма организации работы: работа в группах

- Вы хорошо умеете решать задачи, я предлагаю вам пройти КВЕСТ. Да не простой квест, а квест для участников дорожного движения.

- Вы наверное заметили уже, что бейджи у вас отличаются. На них есть эмблемки (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), которые показывают в какую группу вы распределены

В квесте участвуют следующие группы:

  • Пешеходы города А
  • Водители города А
  • Инспектора ГИБДД города А
  • Пешеходы города Б
  • Водители города Б
  • Инспектора ГИБДД города Б

Вот ваше первое задание: Объединитесь  в группы, ребята на передних партах поворачиваются к ребятам сидящим сзади.

Рассмотрите ваш маршрут,  найдите «секретные» конверты.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Откройте «секретные» конверты. Достаньте  зашифрованное послание. Что оно напоминает?

-Правильно, поле для собирания пазла.

Итак, чтобы прочитать секретное послание, надо собрать пазл

- Как вы думаете, где вы можете найти элементы пазла?

Правильно, в кармашках на вашем маршруте, но  для этого вам надо решить задачу.

Итак,  ваша  цель решить все задачи на маршруте и собрать пазл.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

  • Решаете задачу.                          (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
  • Ответ  задачи  - это номер частички  пазла указанный на поле.
  • Наклеиваете данную часть  на поле с таким же числом.
  • Ваша цель заполнить все поле, то есть собрать пазл, и продемонстрировать  нам, что у вас получилось, то есть вывесить на доску.

- И не расслабляйтесь, я ограничиваю вас во времени. На прохождение квеста я даю 10 минут.

Команду, которая быстрее доберется до цели и верно соберет пазл,  ждет  сюрприз.

- Итак, ваша цель достигнута, если вы в отведенное время, 10 минут соберете правильно пазл.

- Ребята, прежде, чем приступить к прохождению квеста, давайте проговорим о правилах  работы в группе, которые помогут нам быстро и правильно справиться с заданиями.

- Как мы будем работать: Вместе и дружно!

Ну,  теперь вы готовы. Я отпускаю вас в квест. Время пошло!

Команды работают. Учитель контролирует работу, оказывает помощь при необходимости.

Если команда заканчивает раньше на  2-3 минуты, им выдаются « бонусное » задание

Работа команд закончилась.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось.

На доске вывешиваются  знаки дорожного движения.

- Ребята, поднимите руки, кто узнал эти знаки? Какие это знаки?

Правильно, это знаки дорожного движения . Они помогают в том, чтобы дорожное движение было безопасно. А для этого, надо  уметь читать эти знаки.

- Давайте вместе их прочитаем.

- Ребята, какая задача показалась более трудной  и вызвала затруднение? Но вы ее решили?!

Я предлагаю разобрать аналогичную задачу, возьмите желтые карточки.

Запишите в тетради №2.

Прочитайте задачу. «В ремонте дороги участвовало 28 мужчин, а женщин в 7 раз меньше. Сколько всего работников учувствовало в ремонте дороги?»

  • Что известно в задаче?
  • Что надо найти?
  • Кто хочет поработать у доску?
  • Запишите краткую запись.
  • Решите задачу.

Воспринимают информацию на слух



Выполняют инструкции учителя.

Выполняют учебное задание в группах

Представляют результат работы групп

Участвуют в диалоге с учителем

Выполняют учебное задание

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь других.

Договариваются и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов  

Познавательные УУД

Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

VI

Рефлексия (подведение итогов урока)

Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог.

  • Какие задачи мы с вами ставили в начале урока.
  • Что у нас получилось?
  • А над чем еще надо поработать?

(обращает внимание  ребят  к задачам, которые висят на доске, каждую задачу анализируете: получилось или не получилось, над этим стоит  продолжать работать)

Проводит  Арифметический диктант (устная работа)

  • Произведение чисел 6 и 8 , равно
  • Найти произведение чисел 5 и 7.
  • Увеличить 9 в 5 раз.
  • Уменьши 32 в 4 раза.
  • Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное.
  • Увеличить 8 в 8 раз.
  • Если число 3  увеличить в 4 раз, получиться    
  • Уменьшить 48 в 8 раз.
  • Частное чисел 24 и 6 равен
  • Если число 35 уменьшить в 7 раз ,  получиться ….

- Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили.

Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради.

  • «5» баллов – я был активным, у меня все получалось.
  • «4» баллов  -  я был активным, у меня многое получалось.
  • «3» балла, если тема для вас оказалась трудной и вам есть над чем поработать.

- А теперь с помощью карандашей покажите мне, и нашим гостям, свое настроение сейчас.

  • Если у вас отличное настроение, вам  было интересно на уроке – поднимите красный карандаш,
  • Ваше настроение хорошее, и вы рады, что были на уроке    – поднимите зеленый карандаш,
  • А если у вас настроение «не очень», что- то вам его испортило – прошу поднять синий карандаш

Участвуют в диалоге с учителем

Выполняют учебное задание устно

Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность.

Рефлексируют свое настроение

Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

VII

Домашнее задание

Спасибо за урок.

Записывают в дневник домашнее задание

Прощаются с учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 6 классе "Модуль числа"

Данная технологическая карта позволит учителю более интересно и разнообразно подготовить урок в соответствии с требованиями новых стандартов ФГОС....

Технологическая карта урока математики в 6 классе "Нахождение числа по заданному значению его дроби"

Конспект урока выстроен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Может быть проведён в классе, использующем любые УМК. Оборудование урока: учебник, мультимедийный компьютер, проектор, ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Степень числа"

Технологическая карта урока по теме"Степень числа" разработана по правилам ФГОС....

Технологическая карта урока по теме "Вычисления с многозначными числами" 5 класс

Технологическая карта урока по математике в 5 классе...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе «Числа всякие нужны»

Урок-состязание на закрепление тем: "Понятие обыкновенной дроби", "Сравнение обыкновенных дробей", "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"...

Технологическая карта урока математики "Умножение числа 3" для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Технологическая карта урока по математике.Таблица умножения на 3. Обучающиеся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)...