Технологическая карта урока математики в 6 классе "Модуль числа"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Балакина Вера Ивановна

Данная технологическая карта позволит учителю более интересно и разнообразно подготовить урок в соответствии с требованиями новых стандартов ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_s_annotatsiey_balakina.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к материалу.

Технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на  достижение конечного  результата. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. В карте в целостном и наглядном виде представлен весь процесс деятельности и достаточно детально прописаны отдельные действия учителя и учеников. Данная технологическая карта позволит учителю более интересно и разнообразно подготовить урок в соответствии с требованиями новых стандартов ФГОС.


Технологическая карта урока

Данные об учителе: Балакина Вера Ивановна, высшая категория, МБУ СОШ № 85 г. Тольятти

Предмет:  математика            

Класс: 6                  

Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.

Тема урока: Модуль числа

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: доска, индивидуальные карточки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

познавательными УУД:

  • выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень).

У учащихся недостаточно сформированы:

коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

вводят и определяют понятия «модуль»,

1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

знакомятся со свойствами модуля; отрабатывают умение находить модуль и применять свойства модуля.

1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

Регулятивные

• самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

•извлекают необходимую информацию из прослушанного материала

2 уровень — самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

•структурируют информации в виде записи выводов и определений

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

• эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы и приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

• организовать  самостоятельное  формулирование вопросов и постановку цели

Формирование информа-ционного запроса:

«РИСК»

Фронталь-ная, индивиду-альная

1.Проводит беседу о том, что знают про модуль.

2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера.

3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова

1. Делятся мнениями на поставленную проблему

2. Записывают информацию.

3. Формулируют и записывают вопросы.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировоч-ный этап

•  организовать  самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации

Беседа

фронталь-ная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

Называют известные им источники и методы поиска информации и  знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

• организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ

Фронталь-ная, индивидуальная

1. Сообщает 1 часть информации по теме урока

2. Предлагает ответить на вопросы, которые получены из 1 части рассказа.

3. Сообщает 2 часть информации. Предлагает записать выводы и найти модуль чисел.

4. Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы.

1. Слушают новый материал.

2. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы.

3. Слушают, записывают и решают.

4. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть способы решения уравнения.

Практический этап

• обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практи-ческая работа

Индиви-дуальная, фронталь-ная

1. Дает задание для учащихся, организует обсуждение результатов ее выполнения.

2. Помогает впомнить понятия «модуль», свойства модуля.

3. Дает задание для учащихся, организует обсуждение ее результатов.

1. Выполняют задания,   сообщают о результатах.

2. Слушают объяснение учителя.

3. Выполняют задания , сообщают о результатах.

Предметные УУД:

Применять определение модуля, использовать его свойства.

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;

Рефлексивно-оценочный этап

• осмысление процесса и результата деятельности

Беседа, письменное высказывание

Индивиду-альная,  фронта-льная

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде 1 фразы: телеграммы

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД:

Выполнять действия с модулем.

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в  речевом высказывании


Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

учащихся

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. И обращает внимание учащихся на доску, на которой написаны следующие слова:

«Я сегодня  быстро встал,

В школу рано прибежал.

Очень я хочу учиться,

Не лениться, а трудиться»

1.Учащиеся готовы к началу работы.

Настраиваются на успех.

Этап актуализация знаний.

Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устных заданий:

  1. Дан ряд чисел:        

- 256; 3000; 4 ; -7 ; 0 ; - 19; -1000.

-  Дать определение положительного числа и выбрать их.

-  Дать определение отрицательного числа и выбрать их.

-  Есть ли среда этих чисел противоположные? Дать определение.

-  К каким числам относится число 0?

-  Что такое координатная прямая?

-  Где на координатной прямой расположены положительные числа? Отрицательные?

2.Назовите все целые числа, которые лежат между числами -2 и 3.

3. Между какими целыми числами лежит число -6,3 

На каждом уроке вы, ребята, приобретаете новые знания, которые когда-то открыли великие математики. Знания, полученные сегодня, помогут вам в дальнейшем при изучении многих тем не только в курсе математики, но и при изучении нового курса, который называется алгебра. Чтобы узнать тему урока, решите ребус.

Ребус

- Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.

-  Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

- Где можно узнать информацию по данной теме?

1. Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы:

2. Называют все целые числа, удовлетворяющие условию задания.

3. Называют числа, между которыми лежит число -6,3.

4. Учащиеся решают ребус и называют тему урока.

5. Учащиеся формулируют цели урока:

узнать, что такое модуль; 

изучить свойства модуля;
научиться использовать эти понятие при решении задач.
6.Учащиеся ставят задачи:

изучить материал учебника по этой теме;

внимательно слушать учителя;

делать необходимые записи в тетрадях.

7. Называют источники информации: учебник, учитель.

Этап изучение нового материала

Построим координатную прямую; что нужно, чтобы такая прямая существовала? (начало отсчета, положительное направление, единичный отрезок).

Задание 1. Отметим на координатной прямой точки А(5), В(2), С(-6), К(-5). Найдем расстояние от начала отсчета до каждой из точки.

точка

координата

отрезок

расстояние (в единичных отрезках)

А

5

ОА

5

В

3

ОВ

3

С

- 7

ОС

7

К

- 5

ОК

5

Для такого расстояния придумано специальное название - модуль.

Модулем числа a называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(a).

Пишут: |-5|=5; |3|=3,|-7|=7, |-5|=5. Читают: "Модуль числа 3 равен 3. Модуль числа -7 равен 7 и т.д. ".

Задание 2. С помощью шаблона координатной прямой найдите модули чисел 3; 2,5; 8.

http://festival.1september.ru/articles/529920/Image52.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529920/Image53.gif.http://festival.1september.ru/articles/529920/Image35.gif

Числа 3; 2,5; 8 - какие? А их модули? Сделайте вывод. (Модуль положительного числа равен самому этому числу, т.е. если a - положительное, то |a|=а).

Задание 3. С помощью шаблона координатной прямой найдите модули чисел -2;

-3; -4,2

http://festival.1september.ru/articles/529920/Image55.gif.

Числа -2; -3; -4,2 - какие? А их модули? Сделайте вывод. (Модуль отрицательного числа равен числу ему противоположному, т.е. если a - отрицательное, то |a|= - а).

А чему равен модуль нуля? |0|=0. (Модуль нуля равен нулю.)

Задание 4. Для каждого числа из строки найдите модуль этого числа в столбце. Проведите стрелку от числа к модулю.

http://festival.1september.ru/articles/529920/img1.gif

Числа 4 и -4; 3 и -3; 2 и -2; 1 и -1 - какие? А модули каждой пары чисел? Сделайте вывод. (Модули противоположных чисел равны. Модуль любого числа есть число неотрицательное).http://festival.1september.ru/articles/529920/Image35.gif

1.  Отвечают на вопрос - что нужно, чтобы такая прямая существовала

2. Строят координатную прямую и отмечают на ней точки.

3. Находят расстояние от начала отсчета до каждой точки.

4. Записывают в тетрадь определение модуля.

5. Выполняют задание. Делают вывод. Записывают вывод в тетрадь.

6. Выполняют задание. Делают вывод. Записывают вывод в тетрадь.

7. Выполняют задание. Делают вывод. Записывают вывод в тетрадь.

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

Выполните задание и сделайте взаимопроверку.

http://festival.1september.ru/articles/529920/Image60.gif

-10

http://festival.1september.ru/articles/529920/Image61.gif

0

-1,28

http://festival.1september.ru/articles/529920/Image62.gif

http://festival.1september.ru/articles/529920/Image63.gif

http://festival.1september.ru/articles/529920/Image64.gif

- Учащиеся выполняют работу на индивидуальных карточках, после выполнения проводят взаимопроверку с соседом по столу

 

Физпауза

Упражнение 1.    Исходное положение - руки вдоль туловища;

 При правильном ответе - руки вперед,  при неправильном ответе - руки вверх.

 0,2 + 0,4 = 0,6;    0,7 – 0.2 = 0,5;     1 – 0,8 = 2;

  0,3 + 0,03 = 0,06;    2,6 : 2 = 1,3;     15,9 : 3 = 5,3.

 Упражнение 2.   Исходное положение - руки на поясе;

 при правильном ответе - поворот направо,

при неправильном ответе - поворот налево.

  4,2 – 3,5 = 0;      0.3 * 7 = 2,1;    18 : 0,9  = 20;

 6,4 *10 = 0,64;    0,8 : 80 = 0;   0,75*0 = 0,75.

Упражнение 3. 

  Положительный ответ – сидим, отрицательный - встаем.

 5 : (-1);    7 + 8;    -5 +2;    -10 *2;     15 : (-5);     -6 + 8.

Выполняют упражнение

Этап закрепление изученного материала

 № 950 (выходят по очереди ученики первого ряда);

№ 951 (выходят ученики, имеющие низкую успеваемость по предмету);


№ 953 (а, в, д, ж, и, л) (у доски 2 ученика).

1. Осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике.

2. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием.

3.Решают самостоятельно, сверяют с доской.

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

-Наш урок подходит к концу, сначала запишем домашнее задание, затем подведем итоги.

- На доске: Домашнее задание: п. 28, выучить правила. № 953 ( б, г, е, з, к, м), №954, № 967.

- А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

 - Давайте еще раз вспомним определение модуля, свойства модуля

- Итог урока каждый из вас подведет с помощью телеграммы; то есть в виде одного краткого предложения, которое выразит ваше отношение к уроку.

 

Всем спасибо!

1. Ребята записывают домашнее задание в дневниках.

2.  Просматривают домашнее задание, задают вопросы

3. Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила;  определение модуля, свойства модуля.

4. В конце своей работы каждый ученик пишет телеграмму. По желанию зачитывают на весь класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 5 кл по теме "Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число"

Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Форма: Интегрированный урок (математика+краеведение). Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". В приложении дана мультимедийная презентация к уроку. Это урок изучения на у...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Деление десятичных дробей на натуральные числа"

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Деление десятичных дробей на натуральные числа"...

технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа"

Методическая разработка урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода...

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Нахождение числа по его дроби».

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Нахождение числа по его дроби»....

Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему : " Квадрат и куб числа "

Данная технологическая карта  составлена в соответствии с ФГОС , содержит подробное описание всех этапов урока . Буду рада ,если этот материал будет полезен коллегам -математикам ....