Урок по теме: "Уравнение"
методическая разработка по математике (5 класс)

Нагайцева Ирина Николаевна

Урок разработан для учебника Мерзляк А.Г. и др. Математика 5 класс. Это второй урок по данной теме. Данная разработка содержит технологическую карту и конспект урока. Целью и задачей урока – это научить решать уравнения, содержащие скобки, совершенствовать вычислительные навыки. развивать познавательные процессы, воображение, мышление, наблюдательность, сообразительность; повышение интереса к предмету, формирование положительного мотива обучения.

 

На уроке используются различные формы работы с обучающимися, способствующие актуализации и закреплению знаний по теме «Уравнение». Презентация к уроку позволяет сделать урок динамичным, красочным и повышает интерес обучающихся к теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nagaytseva_i.n._urok_po_teme_uravnenie.docx57.17 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Нагайцева Ирина Николаевна, irina-nagajceva@mail.ru  629805 ЯНАО город Ноябрьск улица 8 марта 4 квартира 28 

Урок математики в 5 классе по теме: Уравнение

Урок разработан для учебника Мерзляк А.Г. и др. Математика 5 класс. Это второй урок по данной теме. Данная разработка содержит технологическую карту и конспект урока. Целью и задачей урока – это научить решать уравнения, содержащие скобки, совершенствовать вычислительные навыки. развивать познавательные процессы, воображение, мышление, наблюдательность, сообразительность; повышение интереса к предмету, формирование положительного мотива обучения.

На уроке используются различные формы работы с обучающимися, способствующие актуализации и закреплению знаний по теме «Уравнение». Презентация к уроку позволяет сделать урок динамичным, красочным и повышает интерес обучающихся к теме.

Тема урока    Уравнение

Тип урока   комбинированный.

Цели:

Предметные: закрепить навыки решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложения и вычитания, формировать  навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.

Личностные: формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Задачи:

  • совершенствовать вычислительные навыки обучающихся; развивать познавательные процессы, воображение, мышление, наблюдательность, сообразительность;
  • вырабатывание самооценки в выборе пути, критерия оценки своей работы и работы товарища;
  • повышение интереса к предмету, формирование положительного мотива обучения.

Планируемые результаты Учащийся научится решать уравнений, содержащих более одного арифметического действия.

Основные понятия    Уравнение, корень уравнения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с заданиями,

Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательный учреждений / А.Г.Мерзляк, В.В.Полонский, М.С. Якир –М.: Вентана – Граф , 2020

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, контроль готовности к уроку

Приветствие. Проверка готовности к уроку

1

Прогнозирование своей деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

2

Вводная беседа. Актуализация знаний.

презентация

Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока

Организация устного счета

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы,

5

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи.

Умение слушать и вступать в диалог.

3

Изучение нового материала.

презентация

Вместе с учениками определяет цель урока, путем наводящих вопросов, помогает сформулировать определения уравнения, корня уравнения, алгоритм нахождения неизвестного компонента.  

Участвуют в беседе с учителем, формулируют ключевые определения , в тетрадях записывают ответы к заданиям.

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог

4

Решение задач.

презентация

Комментирует , направляет работу учащихся.

№ 3.4 человека работаю у доски. Остальные работают в тетрадях.

8

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают  ответы обучающихся.

5

Физминутка.

презентация

2

6

Решение задач.

(продолжение)

презентация

вводит понятие двушаговое уравнение и предлагает выбрать учащимся способы решения. Комментирует , направляет работу учащихся.

Вступают в диалог с учителем, предлагают способы решения, выбирают наиболее рациональный.

№4 работают в тетрадях, с последующими комментариями

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают  ответы обучающихся.

7

Контроль полученных

 знаний.

презентация

Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

10

Анализ объектов и синтез, выбор оснований и  критериев для сравнения.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  саморегуляция.

Самоопределение с целью получения наивысшего результата.

8

Подведение

 итогов урока.

презентация

Вместе с учениками формулирует основные тезисы изученной темы.

Участвуют в беседе с учителем, записываю д.з.

2

Структурирование знаний.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция   для повышения мотивации учебной деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

Деятельность учителя

Организационный момент

Здравствуйте дети! Ребята наш урок хочу начать с китайской мудрости

Что означает это?

Открываем тетради, записываем число, классная работа, и тему урока. (Слайд 2)

Устный счет. (Слайд 3).

Ребята, на доске зашифровано слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока, разгадайте его. В тетради  записывайте только ответы.

1)120-20*4

 2)215- (115+97)

3)(549 + 298) - 249

4)15+420 : 4

5)(296+157) - 146

6)11+23+27+39+29.

129

40

197

120

3

400

307

7

598

48

ь

к

у

е

о

м

н

ш

р

в

Какое слово получили?

(КОРЕНЬ) .

Новая тема    Уравнение (Слайд 4)

Какое же отношение корень имеет к нашему сегодняшнему уроку?

У чего есть корни?

Нам это не подходит, а еще?  говорят «мои корни от сюда», что это значит? Что предки человека с этого края. Но и это к нашей теме не очень подходит. В математике понятие корень неразрывно связан с понятием уравнения.

 Мы впервые решаем с вами  уравнения?

Как вы думаете чем же мы будем заниматься сегодня?

Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока? (Слайд 5).

 Давайте вспомним , что мы уже можем:

№2.  (Слайд 6)

Какое из выражений является уравнением:

  1.   х + 17=60
  2.   а - 51=60
  3.   458 - 236 =222
  4.   62 = 100 – у
  5.   59 + х = 59
  6.   у – 45 + 7
  7.   78 – а = 78

 

 

Почему выражения по № 3 и 6 не являются уравнениями?

(во 3 нет буквы, а в 6 нет знака «=»)

Давайте сформулируем, что такое уравнение

Назвать номера уравнений, в которых надо найти неизвестное слагаемое?

Как найти неизвестное слагаемое?

В каких уравнениях найти неизвестное  уменьшаемое?

Как найти неизвестное  уменьшаемое?

В каких уравнениях найти неизвестное  вычитаемое?

Как найти неизвестное  вычитаемое?

Теперь ответим на вопрос что значит  решить уравнения? .

Решение задач. (Слайд  7)

№3. Найдите корень уравнения (4 человека решают у доски):

А) 34+х=1056

Х=1056-34

Х=1022

Ответ:1022

Б)  567- у=178

У=567-178

У=389

Ответ: 389

В) с – 195=236

С =236+195

С=431

Ответ: 431

Г) а+764=764

а=764-764

а  =0

Ответ: 0

Мы с вами повторили решение  простейших уравнений

Физкультминутка . (Слайд  8).

  • Ну-ка Мы все вместе улыбнемся,
  • Подмигнем слегка друг другу,
  • Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

  • Все идеи победили,
  • Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
  • Груз забот с себя стряхнули
  • И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

, дети, быстро встали

Руки вверх мы все подняли

Головою повертели

Друг на друга посмотрели

И на место дружно сели

(Слайд 9-10)

Разделите уравнения на группы в которых неизвестный компонент находиться одним действием

Почему уравнение под номером 4 не вошло ни в одну группу?

№4. Решите уравнения:

(115+х) – 34=200 ( даю время 60 секунд)

Такие уравнения называю двушаговые.( или в два действия) .Как вы думаете: почему?

Как вы думаете как решают двушаговые уравнения?

А как?(наводит детей на правильный ответ)

Данное уравнения решим двумя способами:

(Слайд 11-12)

1 способ

( применение свойств сложения и вычитания)

(115+х) – 34=200

(115-34)+х=200

81+х=200

Х=200-81

Х=119

Ответ: 119

2 способ

 (применение правил нахождения неизвестного компонента в сумме или разности)

(115+х) – 34=200

115+х=200+34

115+х=234

Х=234-115

Х=119

Ответ: 119

Давайте попробуем составить алгоритм наших действий?

Как выдумаете, какой из способов применять можно всегда?

А почему способ применения можно применить не всегда?

(Слайд 13-14)

Решите уравнение

Каким способом будем решать уравнение? Почему?

(42- х) + 89 = 104                 - Какое действие здесь выполняется последним?

      42-х = 104 – 89                      Назовите компоненты суммы?

42 – х = 15                             Какой компонент неизвестен?

Х = 42-15                               Как найти незвестное слагаемое?

Х=27

(136 – х) – 16 = 52                  

136 – х = 52 + 16

136 – х = 68

Х = 136 – 68

Х= 68

(Слайд 15)  Алгоритм

Расставить порядок действий в левой части уравнения.

Определить последнее действие.

Определить какой компонент неизвестен. Как его найти?

Решить уравнения: (слайд 15)

  1. 56 – ( х – 15) = 30;           2) ( 45 – у) + 18 = 58 ;     3)  ( 24 + х ) – 21 =10

Самостоятельная работа (слайд 17) . ( в парах построй домик , учащимся выдаются несколько видов крыши, стены и ступенек. Должны правильно собрать  дом по цветам)

36+ ( х – 13) =41( крыша  х = 18)

– 5 ) – 28 = 32 ( стена х = 65)

63 – ( х + 23) = 29 ( ступеньки х = 11)

Подведение итогов.

Сегодня на уроки мы вспомнили, что называют уравнением, как решают простейшие уравнения,  узнали , какие уравнения называют двушаговыми и почему, какими способами из можно решать. Что вы нового узнали на уроке?

Откройте дневники запишите домашнее задание (слайд 18): пункт 10,  стр.71 отвечать на вопросы, выучить алгоритм № 272(1,2,3), 334.

Дополнительное задание решить уравнение  64  + 36 : ( х · 3 – 15) = 70

Рефлексия( слайд 19).(какое у тебя настроение покажи листок)

 Спасибо за урок, до свидания!

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Работа в тетради.

Отвечают на вопросы:

(возможные ответы)

Слово корень

Корень есть у растений, деревьев и т.д.

нет

Научиться решать уравнения разными способами,

1,2, 4 ,5,7

во 3 нет буквы, а в 6 нет знака «=»

уравнение называют равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой

решаем

решить уравнение, значит, найти корень

1, 5,

(43, 0, )

2

111

4, 7,

38, 0,

Значит найти все его корни или убедиться что их нет вообще

будем использовать правила нахождение неизвестного

4 человека работают у доски, остальные работают в тетрадях, комментируют полученные ответы.

Выполняют разминочные упражнения.

1 группа                   2 группа

( 1,3,7)                      (2,5,6)

решаются в 2 шага.

Приводят к простому уравнению

Используем свойства рационального счета или воспользуемся правилами нахождения неизвестного компонента.

способ применение правил нахождения неизвестного компонента в сумме или разности.

не всегда в уравнении есть свойства сложения и вычитания.

решить данное уравнение, используя свойства сложения и вычитания

невозможно, решим это уравнение, применяя правила нахождения неизвестного.

сумма

(слагаемое, слагаемое , сумма)

слагаемое

нужно из суммы вычесть известное

Работают самостоятельно в тетрадях.

Работа у доски

Отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание.

Приложение.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ В ДВА ДЕЙСТВИЯ

          Решение уравнения

  1. Расставить порядок действий в левой части уравнения

       1      2

(42 – х ) + 89 = 104

  1. Определить последнее действие

       1     2

(42 – х ) + 89 = 104

  1. Определить какой компонент неизвестен

       1     2

(42 – х ) + 89 = 104

сл.           сл     сумма

  1. Найти неизвестный компонент

 42 – х = 104 – 89

42 – х = 15

  1. Выполняет необходимые вычисления

х = 42 – 15

х = 27

  1. Ответ

27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по теме "Уравнение касательной", 10 класс

Разработка урока для учащихся 10 класса по алгебре и началам анализа. Тема "Уравнение касательной".  К материалам прилагается презентация и  раздаточный материал. Урок рассчитан на 45 минут. Урок пров...

Урок по теме: "Уравнения" 5 класс

Актуализация зананий учащихся по теме: "Уравнения" и знакомство с решением усложненных уравнений.  Данный урок проводился в 5 классе. Урок сопровождается презентацией....

Разработка урока по теме: "Уравнения и неравенства"

Урок можно использовать при закреплении темы: Уравнения и неравенства...

Урок по теме " Уравнение х2=a"

Пояснительная записка.На момент проведения урока учащиеся знакомы с понятием квадрат числа (5 класс), графиками функций у = х2 и у = а (7 класс), графическим способом решения уравнений (7 ...

Урок по теме: "Уравнение. Решение задач с помощью уравнений"

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина...

Конспект урока "Итоговый урок по теме "Уравнение касательной"

Конспект урока "Итоговый урок по теме "Уравнение касательной" содержит нестандартные задания по теме, презентацию для повторения теоритического материала, для лучшего восприятия  снабжена музыкал...