Рабочая программа учебного курса "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Учебный курс направлен на достижение следующих целей:развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребёнка, привитие интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._uchebnogo_kursa_zanimatelnaya_matematika.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2017 | Согласована заместитель директора ________/Демидкова Л.С../
| Утверждаю: Директор школы: _______/Исаева Н.П./ Приказ № 67б «30» августа_ 2017
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса по математике
«Занимательная математика»
5 класс
Учитель: Старовойтова Наталья Владимировна
I категория
2017 – 2018 учебный год.
Пояснительная записка
Учебный курс по математике разработан на:
- основе разработки факультатива по математике «Занимательная математика»;
- основе примерной рабочей программы по данному предмету.
При разработке учебного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Общая характеристика предмета
На первых этапах проведения занятий определена цель – показать обучающимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Программа факультатива по математике для обучающихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Учебный курс направлен на достижение следующих целей:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к предмету.
Задачи:
- адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам;
- заинтересовать слабоуспевающих учащихся по предмету, повысить их мотивацию.
Задачи учебного курса по математике определены следующие:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
- адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 5 классе отводится 170 ч из расчета 5 ч в неделю, из федерального компонента отводится 0,5 часа на учебный курс, всего 17 занятий.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Программа рассчитана на 17 учебных часов (1 раз в неделю в полугодии).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Занимательное в математике | 8 |
2 | Знакомство с геометрией | 3 |
3 | Логические задачи | 6 |
Итого: | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
ТЕМА: «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ В МАТЕМАТИКЕ»
1. «Магические» фигуры.
2. Ребусы, головоломки, кроссворды.
3. Математические фокусы и софизмы.
4. Занимательный счет.
ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ГЕОМЕТРИЕЙ»
1. Простейшие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), их свойства.
2. Задачи на разрезание.
3. Геометрические головоломки со спичками.
4. Закончить рисунок по образцу.
ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
1. Задачи на переливание.
2. Задачи на взвешивание.
3. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
4. Задачи на принцип Дирихле.
Учебно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип занятия | Содержание | ||
п/п | ур | по пл. | факт. | |||
Занимательное в математике (8 ч) | ||||||
1 | 1 | 08.09 | Как люди научились считать. Из науки о числах. | Изучение нового материала | Приемы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в квадрат. Например, умножение на 4, на 10, на 11, на 25 и др. Использование сочетательного свойства сложения и распределительного свойства умножения, выбор удобного порядка действий. | |
2 | 2 | 15.09 | Из истории развития арифметики. Сложение, вычитание натуральных чисел. | комбинированный | ||
3 | 3 | 22.09 | Развитие вычислительной культуры. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру» | комбинированный | ||
4 | 4 | 29.09 | Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления. | комбинированный | ||
5 | 5 | 07.10 | Олимпиадные задачи | комбинированный | ||
6 | 6 | 14.10 | Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. | Изучение нового материала | Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Меры длины, времени в задачах повышенной сложности. Меры веса в задачах повышенной сложности. | |
7 | 7 | 21.10 | Меры длины, времени в задачах повышенной сложности. | комбинированный | ||
8 | 8 | 28.10 | Меры веса в задачах повышенной сложности. | комбинированный | ||
Знакомство с геометрией (3 часа) | ||||||
9 | 1 | 10.11 | Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. | Изучение нового материала | Задачи на разрезание. Закончить рисунок по образцу. | |
10 | 2 | 17.11 | Геометрические фигуры, их свойства. | комбинированный | Даются определения фигур, рассматриваются «видимые» свойства. Круг, его радиус, диаметр, хорда. Треугольник. Виды треугольников. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник, его элементы, египетский треугольник. | |
11 | 3 | 24.11 | Геометрические головоломки со спичками. | Урок применения ЗУНов | Проводится под девизом «Спички детям - не игрушка!» Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру. | |
Логические задачи (6 ч) | ||||||
12 | 1 | 01.12 | Задачи на «переливание». | Изучение нового материала | Рассматриваются задачи, подобные данной: «Как с помощью двух ведер по 2 л и 7 л можно набрать из реки ровно 3 л воды?». Задачи решаются в два способа с обязательным оформлением в таблице. Уровень сложности зависит от количества ходов-переливаний. | |
13 | 2 | 08.12 | Задачи на «переливание». | комбинированный | ||
14 | 3 | 15.12 | Задачи на взвешивание. | комбинированный | Задачи на взвешивание. Рассматриваются задачи, подобные данной: «Как с помощью весов без гирь можно ровно за два взвешивания отделить из девяти одинаковых монет одну фальшивую, которая легче по весу?». Решение рассматривается в виде «дерева» ходов. | |
15 | 4 | 22.12 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц | комбинированный | Решение оформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальная ситуация, а знаком «-» - невозможная по условию задачи. Сложность варьируется от 3-х элементов сравнивания (более простые задачи) до 5-ти (более сложные). | |
16 | 5 | 29.12 | Задачи на принцип Дирихле | комбинированный | Известные в математике задачи про кроликов и кур. «На дворе гуляли кролики и куры. Всего 40 ног и 16 голов. Сколько было кроликов и сколько кур?». | |
17 | 6 | 19.01 | Итоговая контрольная работа |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Нормы оценок
Факультатив не оценивается, направлен на углубление знаний по предмету.
Итоговая контрольная работа.
1. Когда Даша, Таня и Люда спросили, какие оценки им поставили за контрольную работу, учительница сказала: «В вашем классе двоек вообще нет, а у вас оценки разные, причем у Даши - не 3, у Люды – не 3 и не 5. Какую оценку получила каждая девочка?
- Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья оставалось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой сегодня день?
- У деда 2 бидона емкостью 2 и 7 литров. Помоги ему набрать из речки 3 литра воды. Расскажи, как это сделать.
- Во дворе гуляли куры и собачки. Мальчик подсчитал их лапы – получилось 10. Скажи, сколько могло быть кур и сколько собак?
- В бутылке, стакане, кувшине и банке налиты молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко находятся не в бутылке, в банке – не лимонад и не вода, а сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Определите, в каком сосуде какая жидкость.
- Сколько существует трехзначных чисел, все цифры которых – нечетные и никакие не повторяются внутри одного числа?
- Из 15 котят 8 рыжих и 7 пушистых, и других нет. Есть ли среди этих котят хоть один рыжий и пушистый одновременно?
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
18. http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ №1 (5-6 КЛАССЫ) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учетом п...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...
Рабочая программа учебного курса математики в 5 классе на основе авторской программы С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика. 5-6 классы»
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета Математика (индивидуальное обучение) для 5 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...