Рабочая программа учебного курса "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Старовойтова Наталья Владимировна

Учебный курс направлен на достижение следующих целей:развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребёнка, привитие интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._uchebnogo_kursa_zanimatelnaya_matematika.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова

Рассмотрена

на заседании   педагогического совета

Протокол № 1

от «30»  августа 2017

Согласована

заместитель директора

________/Демидкова Л.С../

 

Утверждаю:                

Директор школы:

_______/Исаева Н.П./

                          Приказ № 67б    

«30» августа_  2017

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного курса по математике

«Занимательная математика»

  5 класс

Учитель: Старовойтова Наталья Владимировна

I категория

        

                                                                             

2017 – 2018 учебный год.


Пояснительная записка

Учебный курс по математике разработан на:

- основе разработки факультатива по математике «Занимательная математика»;

- основе примерной рабочей программы по данному предмету.

        

При разработке учебного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Общая характеристика предмета

На первых этапах проведения занятий определена цель – показать обучающимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.

        Программа факультатива по математике для обучающихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Учебный курс направлен на достижение следующих целей:

  • развитие логического мышления;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • привитие интереса к предмету.

Задачи:

  • адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам;
  • заинтересовать слабоуспевающих учащихся по предмету, повысить их мотивацию.

Задачи учебного курса по математике определены следующие:

  • развитие у учащихся логических способностей;
  • формирование пространственного воображения и графической культуры;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • выявление одаренных детей;
  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 5 классе отводится 170 ч из расчета 5 ч в неделю, из федерального компонента отводится 0,5 часа на учебный курс, всего 17 занятий.

Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Программа рассчитана на 17 учебных часов (1 раз в неделю в  полугодии).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Занимательное в математике

8

2

Знакомство с геометрией

3

3

Логические задачи

6

Итого:

17

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

ТЕМА: «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ В МАТЕМАТИКЕ»

1. «Магические» фигуры.

 2. Ребусы, головоломки, кроссворды.

3. Математические фокусы и софизмы.

4. Занимательный счет.

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ГЕОМЕТРИЕЙ»

1. Простейшие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), их свойства.

2. Задачи на разрезание.

3. Геометрические головоломки со спичками.

4. Закончить рисунок по образцу.

ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ»

1. Задачи на переливание.

2. Задачи на взвешивание.

3. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

4. Задачи на принцип Дирихле.

Учебно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип занятия

Содержание

п/п

ур

по пл.

факт.

Занимательное в математике (8 ч)

1

1

08.09

Как люди научились считать.

Из науки о числах.

Изучение нового материала

Приемы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в квадрат. Например, умножение на 4, на 10, на 11, на 25 и др.

Использование сочетательного свойства сложения и  распределительного свойства умножения, выбор удобного порядка действий.

2

2

15.09

Из истории развития арифметики.

Сложение, вычитание натуральных чисел.

комбинированный

3

3

22.09

Развитие вычислительной культуры.

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру»

комбинированный

4

4

29.09

Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления.

комбинированный

5

5

07.10

Олимпиадные задачи

комбинированный

6

6

14.10

Метрическая система мер.

Старые русские меры.

Как измеряли в древности.

Изучение нового материала

Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности.

Меры длины, времени в задачах повышенной сложности. Меры веса в задачах повышенной сложности.

7

7

21.10

Меры длины, времени в задачах повышенной сложности.

комбинированный

8

8

28.10

Меры веса в задачах повышенной сложности.

комбинированный

Знакомство с геометрией (3 часа)

9

1

10.11

Рассказы о геометрии.

Из истории развития геометрии.

Изучение нового материала

Задачи на разрезание.

Закончить рисунок по образцу.

10

2

17.11

Геометрические фигуры, их свойства.

комбинированный

Даются определения фигур, рассматриваются «видимые» свойства. Круг, его радиус, диаметр, хорда. Треугольник. Виды треугольников. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Прямоугольный треугольник, его элементы, египетский треугольник.

11

3

24.11

Геометрические головоломки со спичками.

Урок применения ЗУНов

Проводится под девизом «Спички детям - не игрушка!» Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру.

Логические задачи (6 ч)

12

1

01.12

Задачи на «переливание».

Изучение нового материала

Рассматриваются задачи, подобные данной: «Как с помощью двух ведер по 2 л и 7 л можно набрать из реки ровно 3 л воды?».

Задачи решаются в два способа с обязательным оформлением в таблице. Уровень сложности зависит от количества ходов-переливаний.

13

2

08.12

Задачи на «переливание».

комбинированный

14

3

15.12

Задачи на взвешивание.

комбинированный

Задачи на взвешивание.

Рассматриваются задачи, подобные данной: «Как с помощью весов без гирь можно ровно за два взвешивания отделить из девяти одинаковых монет одну фальшивую, которая легче по весу?». Решение рассматривается в виде «дерева» ходов.

15

4

22.12

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц

комбинированный

Решение оформляется в виде таблиц, где знаком «+» отмечается возможная, реальная ситуация, а знаком «-» - невозможная по условию задачи. Сложность варьируется от 3-х элементов сравнивания (более простые задачи) до 5-ти (более сложные).

16

5

29.12

Задачи на принцип Дирихле

комбинированный

Известные в математике задачи про кроликов и кур. «На дворе гуляли кролики и куры. Всего 40 ног и 16 голов. Сколько было кроликов и сколько кур?».

17

6

19.01

Итоговая контрольная работа


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Учащиеся должны уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • уметь составлять занимательные задачи;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Нормы оценок

Факультатив не оценивается, направлен на углубление знаний по предмету.

Итоговая контрольная работа.

1.    Когда Даша, Таня и Люда спросили, какие оценки им поставили за контрольную работу, учительница сказала: «В вашем классе двоек вообще нет, а у вас оценки разные, причем у Даши - не 3, у Люды – не 3 и не 5. Какую оценку получила каждая девочка?

  1. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья оставалось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой сегодня день?
  2. У деда 2 бидона емкостью 2 и 7 литров. Помоги ему набрать из речки 3 литра воды. Расскажи, как это сделать.
  3. Во дворе гуляли куры и собачки. Мальчик подсчитал их лапы – получилось 10. Скажи, сколько могло быть кур и сколько собак?
  4. В бутылке, стакане, кувшине и банке налиты молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко находятся не в бутылке, в банке – не лимонад и не вода, а сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Определите, в каком сосуде какая жидкость.
  5. Сколько существует трехзначных чисел, все цифры которых – нечетные и никакие не повторяются внутри одного числа?
  6. Из 15 котят 8 рыжих и 7 пушистых, и других нет. Есть ли среди этих котят хоть один рыжий и пушистый одновременно?


ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

13. А.  Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

18. http://school-collection.edu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана  Галимовой Н.В.,  учителем математики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ №1 (5-6 КЛАССЫ) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС  ООО) с учетом п...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...

Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  составлена  в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...

Рабочая программа учебного предмета Математика (индивидуальное обучение) для 5 класса на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  составлена  в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...