Рабочая программа факультатива (точка Роста) "От физических явлений до физических уравнений" для 9 класса
рабочая программа по математике (9 класс)
данна программа раработана для занятий в точке Роста для углубления предметов физико-математического цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа факультатива (точка Роста) "От физических явлений до физических уравнений" | 291.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Планируемые результаты освоения курса…………………………..3
- Содержание курса……………...……………………………………..5
- Тематическое планирование…………………………………………6
Программа факультатива разработана с учётом программы по физике для общеобразовательных учреждений. Актуальность программы обусловлена тем, что воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из приоритетных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Программа факультатива рассчитана на изучение в течение года по 2 часу в неделю, всего 68 часов. Содержание курса предполагает работу с различными источниками физической литературы и комплектом приборов для проведения экспериментальных и лабораторных работ.
Факультатив «От физический явлений до физических уравнений» имеет прикладное и общеобразовательное значение.
Решение пространственных задач по геометрии, как правило, требует выполнения чертежа, и от того, насколько правильно он сделан, во многом зависит успешность получения результата.
В настоящем курсе рассматриваются способы изображения пространственных фигур с использованием различных проекций: параллельной, ортогональной, центральной.
Основная цель – расширить знания обучающихся по физике, предоставить им возможность экспериментальной деятельности, сформировать познавательный интерес, создать условия для развития творческих способностей и самосовершенствования личности, нацелить обучающихся на обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения, направить на приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ, подготовить их к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
- способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики,
- развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки,
- знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники,
- научить решать задачи нестандартными методами,
- развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий,
- воспитывать уважение к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры,
- развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
- развивать творческие способности, формировать у обучающихся активность и самостоятельность, инициативу,
- повышать культуру общения и поведения,
- развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;
- мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно-практической деятельности;
- компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;
- нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации).
Метапредметные:
- Регулятивные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
- Познавательные:
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
- Коммуникативные:
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- допускать существование различных точек зрения;
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- контролировать свои действия в коллективной работе.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- проводить наблюдения физических явлений, измерять физические величины, фиксировать полученную информацию;
- самостоятельно составлять план наблюдения при физическом эксперименте;
- анализировать результаты наблюдения за физическими явлениями;
- понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влияния на технический и социальный прогресс;
- использовать полученные знания в повседневной жизни;
- решать задачи повышенного уровня сложности;
- применять знания в нестандартной ситуации.
- логически обосновывать свой выбор.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- исследовать и моделировать несложные практические ситуации на основе проведенных экспериментов;
- приемам исследовательской деятельности.
Содержание курса
Вводное занятие (1 ч)
Инструктаж по охране труда. Цели и задачи факультатива.
Учимся изготавливать простейшие приборы и измерять (9 ч)
Основные методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Измерительный цилиндр (мензурка). Определение размера малых тел. Определение объема тел правильной формы. Решение задач на расчет массы и объема тела.
Первоначальные сведения о строении вещества (21 ч)
Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Диффузия твердого тела в жидкости. Агрегатные состояния вещества. Интересные свойства некоторых веществ: воды, воздуха. Огонь и его свойства. Решение задач на строение вещества и диффузию.
Взаимодействие тел (21 ч)
Положение тел в пространстве. Система координат. Прямолинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь, скорость, время. Скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного прямолинейного движения. Масса. Объем и плотность. Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости и сила трения. Центр тяжести. Решение задач.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (14 ч)
Давление. Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Решение задач на применен на законов Паскаля и Архимеда
Итоговое занятие (2 ч)
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
Вводное занятие (1 ч) | ||
1 | Инструктаж по охране труда. Цели и задачи факультатива. | 1 |
Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять (9 ч) | ||
2 | Методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент | 2 |
3 | Лабораторная работа № 1. Градуирование мензурки | 1 |
4 | Лабораторная работа № 2. Определение теоретического размера малых тел | 1 |
5 | Лабораторная работа № 3. Измерение объема тел правильной формы | 1 |
6 | Лабораторная работа № 4. Измерение объема тел неправильной формы | 1 |
7 | Решение задач на расчет массы и объема тела. | 3 |
Первоначальные сведения о строении вещества (21 ч) | ||
8 | Наблюдение броуновского движения под микроскопом | 1 |
9 | Экспериментальные задания по теме «Строение вещества» | 2 |
10 | Решение задач по теме «Строение вещества» | 3 |
11 | Экспериментальные задания по теме «Диффузия» | 2 |
12 | Решение задач по теме «»Диффузия" | 3 |
13 | Лабораторная работа № 4. Условия наблюдения диффузии. | 1 |
14 | Лабораторная работа № 5. Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости) | 1 |
15 | Лабораторная работа № 6. Определение времени прохождения диффузии | 1 |
16 | Лабораторная работа № 7.1. Измерение объема твердого и растворенного в воде льда | 1 |
17 | Лабораторная работа № 7.2. Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ | 1 |
18 | Экспериментальные задания по теме «Вода и ее свойства» | 2 |
19 | Экспериментальные задания по теме «Воздух и его свойства» | 2 |
20 | Экспериментальные задания по теме «Огонь и его свойства» | 1 |
Взаимодействие тел (21 ч) | ||
21 | Экспериментальные задания по определению положения тел в пространстве | 2 |
22 | Лабораторная работа № 9. Определение скорости равномерного движения | 1 |
23 | Лабораторная работа № 10. Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения | 1 |
24 | Решение задач по теме «Прямолинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь, скорость, время. Скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного прямолинейного движения» | 4 |
25 | Лабораторная работа № 11. Определение плотности различных жидкостей | 1 |
26 | Решение задач по теме «Масса. Объем и плотность» | 3 |
27 | Лабораторная работа № 12. Определение объема и плотности человеческого тела | 1 |
28 | Лабораторная работа № 13. Определение времени реакции человека | 1 |
29 | Лабораторная работа № 14. Обнаружение и измерение веса тела | 1 |
30 | Решение задач по теме «Сила упругости и сила трения» | 3 |
31 | Лабораторная работа № 15. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей | 1 |
32 | Экспериментальные задания по теме «Центр тяжести» | 2 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (14 ч) | ||
33 | Экспериментальные задания по теме «Давление твердых тел» | 1 |
34 | Экспериментальные задания по теме «Закон Паскаля» | 1 |
35 | Решение задач по теме «Закон паскаля» | 3 |
36 | Экспериментальные задания по теме «Давление в жидкости» | 2 |
37 | Экспериментальные задания по теме «Атмосферное давление» | 1 |
38 | Экспериментальные задания по теме «Закон Архимеда и плавание тел» | 2 |
39 | Решение задач по теме «Закон Архимеда» | 3 |
40 | Лабораторная работа № 16. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости | 1 |
Итоговое занятии (2 ч) | ||
41 | Практикум «Где нужны физики? Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы» | 1 |
42 | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (9 класс)
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (9 класс)...
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (7 класс)
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (7 класс)...
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (8 класс)
рабочая программа факультатива "Математика для тех, кто хочет знать больше" (8 класс)...
Рабочая программа факультатива "Школа будущего выпускника" для детей с ОВЗ 9 класс
Авторская рабочая программа факультатива "Школа будущего выпускника" для детей с ОВЗ 9 класс. Это программа будет полезна школьным психологам, а также учителям СКО....
Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса
Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, ...
Рабочая программа Центра "Точка роста" по шахматам
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательн...