Рабочая программа факультатива "Школа будущего выпускника" для детей с ОВЗ 9 класс
рабочая программа по психологии (9 класс)
Авторская рабочая программа факультатива "Школа будущего выпускника" для детей с ОВЗ 9 класс. Это программа будет полезна школьным психологам, а также учителям СКО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская рабочая программа факультатива "Школа выпускника" | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Боханская средняя общеобразовательная школа № 2
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол №______ «___» __________2019г. ____________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Н. В. Худоногова | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ БСОШ № 2 _________Л. Г. Ростовцева Приказ № ___ от _____2019г |
Адаптированная рабочая программа факультатива
«ШКОЛА ВЫПУСКНИКА»
для обучающихся 6-9 класса с легкой умственной отсталостью
на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ (умственная отсталость) МБОУ Боханская СОШ № 2; Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации: методические рекомендации/ А. П. Чернявская – М.: ЭКСМО, 2005 – 180с.
Составитель:
педагог-психолог
Мардвина Любовь Ивановна
п. Бохан, 2019
Пояснительная записка
Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» т. е. на социальное становление школьников.
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т. д) открытие своего внутреннего мира.
В коррекционном классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Проблема профессионального становления личности для них является наиболее актуальной.
Выпускники коррекционных учреждений являются наиболее уязвленной, мало защищенной категорией граждан. Основными трудностями являются низкий уровень развития эмоционально-волевых, коммуникативных и познавательных процессов. Дети и подростки, в силу своих личностных особенностей, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Для большинства из них характерны частые конфликты с окружающими, агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, они не могут конструктивно разрешать свои конфликты. Не покидающее чувство «ущербности и неполноценности» приводит к высокой тревожности, снижению успеваемости в школе, проблемам в поведении, затрудняет процесс социальной адаптации. Тем не менее, многие из них способны к овладению рабочими профессиями строительной, жилищно-коммунальной сфер, сельскохозяйственного, швейного производства.
Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционного класса. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционного класса достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки учащихся к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – воспитатели, учителя, психологи – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.
Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям с трудностями в выборе профессии.
Формула «подготовка к жизни» и заключается в том, чтобы дать ученику как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.
На воспитательских мероприятиях необходимо выявлять задатки, склонности и способности воспитанников. С этой целью в содержании программы включаются информационные блоки, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания ребят, повышают их интерес к профессиям. Профессиональные тематические мастер-классы и конкурсы, приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.
Цель данной программы:
Создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.
Задачи:
- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.
- Обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе.
- Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями посёлка.
- Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.
- Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.
- Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес.
- Развивать самостоятельность, самопознание.
- Научить детей правильному профессиональному самоопределению.
- Развитие нравственного самовоспитания личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
Нормативно-правовое обеспечение профориентации деятельности.
Нормативно-правовая база: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования.
Работа с методиками, используемыми в первичной профконсультации: «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ); «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО); методика «Карта интересов» А. Е. Голомшттока. «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС).
Апробация методик, направленная на активизацию профессионального самоопределения детей и определяющих готовность их к выбору профессии:
«Психологическое сочинение», «Или-или», «Профессиональные пробы», «Можете ли вы добиться успеха?».
Отбор диагностического инструментария, используемого в индивидуальной профконсультации: «Школьный тест умственного развития» (ШТУР); «Тест-опросник мотивация достижения».
Программа рассчитана на обучающихся 5-7 классов, обучающихся по специальной/коррекционной/общеобразовательной программе VIII вида.
Занятие проводятся 2 раза в неделю. Форма проведения занятий групповая. Общая продолжительность занятия составляет 30-40 минут. Проведение занятий регулярно.
Обучающиеся должны знать:
Значение профессионального самоопределение, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о стилях общения.
Обучающиеся должны уметь:
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы совершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы урока | Количество часов |
1 | Беседа «В мире профессий» | 1 |
2 | Обзор книжной выставки «Профессии от А до Я» | 1 |
3 | Профессии людей, работающих в нашей школе. | 1 |
4 | Профессии, которые нас окружают (конкурс рисунков). | 1 |
5 | Беседы о профессиях и специальностях в пищевой промышленности. | 1 |
6 | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
7 | «Все работы хороши – выбирай на вкус». | 1 |
8 | Беседа «Труд кормит, а лень портит». | 1 |
9 | Чему учат в школе (трудовое обучение в школе). | 1 |
10 | Экскурсии в школьные мастерские. | 1 |
11 | Кем быть, каким быть? | 1 |
12 | Беседа «Человек имеет права и обязанности». | 1 |
13 | Виртуальная экскурсия в аптеку. | 1 |
14 | Беседа о работе водителя. | 1 |
15 | Конкурс рисунков по теме «Профессии вокруг нас». | 1 |
16 | Чтение и обсуждение рассказов о профессиях. | 1 |
17 | Беседа «Самая хорошая профессия». | 1 |
18 | Беседа о профессии медсестры. | 1 |
19-20 | Дидактические и сюжетно-ролевые игры. | 2 |
21 | Диагностика: Рисуночные методики «Я на работе» | 1 |
22 | Викторина «Угадай профессию». | 1 |
23 | Просмотр фильмов о профессиях. | 1 |
24 | Анкетирование «Кем я хочу быть». | 1 |
25 | «Знакомство с профессиями». | 1 |
26 | Беседа «Мир профессий» | 1 |
27 | Устный журнал «Профессия и специальность» | 1 |
28 | Классификация профессий (по Климову). | 1 |
29 | Беседа о профессии «Строитель». | 1 |
30 | Анкетирование: «Профессиональные интересы и склонности». | 1 |
31 | Просмотр кинофильмов о профессиях. | 1 |
32 | Беседа «Самые «модные» профессии». | 1 |
33-34 | Сюжетно-ролевые игры профессионального содержания. | 2 |
35 | Тестирование «Куда пойти учиться?» | 1 |
36 | Беседа «Самые нужные профессии». | 1 |
37 | Планирование профессионального пути. | 1 |
38 | Диагностика «Личная профессиональная перспектива». | 1 |
39 | Беседа «Успех в профессии – успех в жизни». | 1 |
40 | Беседа «Что такое профессиональная пригодность?» | 1 |
41 | Конкурс рисунков «Моя мечта о будущей профессии». | 1 |
42 | Занятие-практикум «Основные составляющие профессионального выбора». | 1 |
43 | Беседа «Важно знать и уметь – (твои физические способности и возможности). | 1 |
44 | Самооценка и уровень притязаний – тренинг. | 1 |
45-46 | Сюжетно-ролевые игры профессионального содержание. | 2 |
47 | Тестирование «Куда пойти учиться». | 1 |
48 | Беседа «Самые опасные профессии». | 1 |
49 | Просмотр фильмов о профессиях. | 1 |
50 | Престижные профессии –диспут. | 1 |
51 | Многообразие мира профессии. Диспут. | 1 |
52 | Секреты выбора профессий «Скоро мне 16». | 1 |
53 | Дороги, которые мы выбираем – воспитательский час. | 1 |
54 | Это мой выбор – тестирование. | 1 |
55 | Ошибки при выборе профессий-беседа. | 1 |
56 | «Я б в строители пошел» - тренинг. | 1 |
57 | Приемы саморегуляции эмоционального состояния в профессиональном развитии человека – тренинг. | 1 |
58 | Ты и твоя профессия – тестирование. | 1 |
59-60 | Сюжетно ролевые игры профессионального содержания. | 2 |
61 | Диагностика: методика профессиональной готовности выпускника. | 1 |
62 | Деловая игра «Культура поведения при устройстве на работу». | 1 |
63 | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» | 1 |
64 | Тренинг «Как составить резюме». | 1 |
65 | Просмотр видеосюжетов «Как устроиться на работу». | 1 |
66 | Комбинированный урок «Дресс – код при устройстве на работу» | 1 |
67 | Профминутка «Моё первое резюме» | 1 |
68 | Урок – практикум «Мой выбор». | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Вехова А.П., Кузибецкий А.Н.Жизненное самоопределение старшеклассников: педагогические условия развития. Волгоград: ВГИПК РО,2003.
2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. 1994.№ 3.
3. Дереклеева Н.И.Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.:ВАКО,2004.
4. Игры-обучение, тренинг, досуг…/Под ред.В.В Петрусинского//В четырёх книгах. - М.:Новая школа,2004.
5. Лабиринты психологии. Под ред. Трушковой С.В.-М.:Издат. отдел УНЦ ДО МГУ,2006.
6. Михайлина М.Ю. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. Волгоград, изд-во «Учитель» , 2009.
7. Обозов Н.Н. Психология субъекта познания. СПб., Школа практической психологии,2007.
8. Прутченков А.С. «Социально-психологический тренинг в школе», Эксмо-пресс, 2001.
9. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики. М.,19993.
10. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. - СПб,2003.
11. Тюшев Ю.В.Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по химии для детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном коррекционном классе КРО VII вида, 8 класс (Рудзитис Г.Е.)
Адаптированная общеобразовательная программа курса химии составлена для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющими заключение ТПМПК, обучающиеся в с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»Предметом обучения физической культуре является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения ...
Рабочая программа "Клуб будущих юристов"
Календарный тематический пландополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Клуб будущих юристов» на 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа "Выбор будущей профессии"
Рабочая программа по курсу «Основы выбора профессии школьников» разработана на основе ФГОС ООО с учётом Примерной программы основного общего образования и авторской программы «Твоя п...
Рабочая программа "Моя будущая профессия" предметная область Технология, для учащихся 8 -9 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Моя будущая профессия» основного общего образования разработана в соответствии c нормативными документами:Федеральный закон "Об образовании в ...
Рабочая программа "Твое будущее"
Программа направлена на профилактику правонарушений, асоциальных проявлений, формированию правовой культуры и законопослушного поведения среди несовершеннолетних.Программа по профилактике безнадз...
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей сЗПР. 4 класс
Назначение программы: адаптированная коррекционно - развивающая программа дефектологического сопровождения для обучающихся с ОВЗ 4 класса Вариант 7.2 Создана с помощью конструктора Мерсибо ...