Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике
статья по математике (5 класс)

Авдеева Татьяна Валентиновна

 

В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования указано, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники должны отражать: сформированность представлений о математике как о методе познания действительности. А также в процессе обучения математической дисциплине обучающийся должен овладеть умениями: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах. Одним из средств, формирующих умение развивать мотивы познавательной деятельности, а также умение выстраивать сотрудничество, совместную и индивидуальную работу, является использование на уроках игровых технологий, что и обуславливает актуальность данной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_tehnologii_na_uroke_matematiki.docx618.74 КБ

Предварительный просмотр:

Авдеева Татьяна Валентиновна,

учитель математики

ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков

Кировского района Санкт-Петербурга

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования указано, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники должны отражать: сформированность представлений о математике как о методе познания действительности. А также в процессе обучения математической дисциплине обучающийся должен овладеть умениями: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах. Одним из средств, формирующих умение развивать мотивы познавательной деятельности, а также умение выстраивать сотрудничество, совместную и индивидуальную работу, является использование на уроках игровых технологий, что и обуславливает актуальность данной темы.

В современной школе математика является одним из значимых предметов с точки зрения её вклада в развитие интеллекта учащихся. Школьное математическое образование развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления. Благодаря своей 11универсальности математика вооружает учащихся методами познания других наук. Таким образом, изучение математики играет огромную роль в формировании познавательных универсальных учебных действий. В связи с этим, перед учителем стоит задача – поиск средств и методов, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения математики.

Игровые технологии — это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Они представляют собой игровую форму взаимодействия учителя и учащихся через реализацию определенного сюжета: игры, сказки, спектакля, делового общения и включают обширную группу приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр.

Игровые технологии имеют различные функции:

  • дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
  • развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
  • социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

  • деловые;
  • организационно-деятельностные;
  • ролевые;
  • инновационные игры;
  • дидактические.

Из всех видов учебных игр, именно дидактические игры более полно отвечают учебно-воспитательному процессу. Дидактическая игра всегда имеет конкретный и понятный результат, и прежде всего, в форме решения конкретно поставленной учебной задачи. Значимость игры выражается не столько в реализации возможностей развития конкретного учащегося, сколько в её способности увеличения круга интересов учащегося, в возникновении у него желания заниматься, в развитии познавательного интереса, а также игра способствует более успешному усвоению им учебного материала. Также для успешного освоения учебного материала необходимо, чтобы игра была интересна и значима для всех участников этого процесса. Применяя игру на уроках, необходимо чтобы она была целесообразна в использовании, как средство обучения.

Применение дидактических игр на уроках очень разнообразно. Их можно использовать как для введения нового материала, так и для его закрепления; как для повторения ранее пройденного материала, так и для полного и глубоко его осмысления; а также для формирования вычислительных навыков, графических умений, развития новых приемов мышления и расширения кругозора. Систематическое использование дидактических игр повышает эффективность обучения. Обучающей будет та игра, в ходе которой обучающиеся, приобретают новые знания, умения и навыки или приобрели их в процессе подготовки к игре. Чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности игры, тем лучше будет результат освоения знаний. На этапе актуализации знаний очень действенно применение таких дидактических игр, как: «Математические цепочки», «Кто быстрее достигнет звездочки», «Скачки с препятствиями» и др. Для выработки быстро вычислительных навыков целесообразно применять такую дидактическую игру, как «Математические цепочки». Применение этой игры позволяет выработать у обучающихся быстроту арифметических вычислений, тем самым повышается уровень вычислительной культуры, а, следовательно, и уровень обученности.

Приведу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики.

«Бег с препятствиями».

1.        Вычислите устно: 15*13*7 + 700*0 – 656:656. (Ответ:1364.)

2.        Найдите неизвестное число: 59-х=29 (Ответ: 30)

3.        В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (Ответ: 7)

4.        Бревно пилят на 7 частей. Сколько надо сделать распилов? (Ответ: 6)

5.        Поставьте вместо звездочек знаки действий так, чтобы равенства были верными:

а)6*6 = 100*64; б) 40*5 = 9*5; в) 55*5 = 5*6

«Математические цепочки».

Какое число получится в конце цепочки?

«Достань звезду».

«Подниматься» по лесенке можно одному ученику, можно командой 5 ступенек – 5 человек. Ошибочно вычислили – упали со ступеньки. Заменяют игрока. Участвуют две команды. Какая команда доберется до звездочки первой? По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоем. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.

Сказка «Простые и составные числа».

12 января число 12 решило пригласить в гости всех своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица, за ней пришла двойка. Задание: Запишите весь список гостей. (Дети называют всех гостей: Д (12) = 1, 2, 3, 4, 6) Когда все гости собрались, число 12 увидело, что их немного. Оно огорчилось и предложило, чтобы каждый из гостей привел своих делителей. Задание: сколько придет новых гостей? (Ответ детей: 0) Единица объяснила, что новые гости к нему не придут. Ведь если a : b, а b : c, то a : c. Задание: проверьте это утверждение при  а = 30. 84Наступило 13 января и число 13 тоже решило пригласить в гости своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица. Задание: Кто еще пришел в гости к числу 13? (Ответ обучающихся: никто). Такие числа называются простыми. Дальше даю строгие математические определения простых и составных чисел. Задание: Какой гость был у всех чисел? (Ответ: единица). Какое число не дождалось гостей? (Ответ: единица) Единица – особое число. Оно не является ни простым, ни составным. сообразительность.

«Математическое лото».

В специальном конверте обучающимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7—8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Обучающийся достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Деятельностный подход на уроках математики: вопросы теории и практики"

СОДЕРЖАНИЕ 1Введение32Проектирование уроков на деятельностной основе43Разработки  уроков на деятельностной основе6 3.1.  Уроки открытия новых знаний...

Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...

Статья " Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике."

  Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?- Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на у...

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению математики, поддержать его и обеспечить активную деятельность учащихся в течении всего...