Статья " Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике."
статья

Тюлева Светлана Валерьевна

    Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?

- Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке?

- Как помочь ученику учиться с интересом?

- Как заставить учиться?

- Как удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут?

- Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой?

- С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? и т.д.

Особенно эти вопросы актуальны для учителей ОУ, которые обучают учащихся с  ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyuleva_s.v.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тюлева Светлана Валерьевна

Учитель математики

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

    Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?

- Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке?

- Как помочь ученику учиться с интересом?

- Как заставить учиться?

- Как удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут?

- Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой?

- С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? и т.д.

   Работая в школе, где обучаются дети с ОВЗ я поняла, что трудности в усвоении учебного материала учащимися нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, а иногда и нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, ведь для успешного овладения математическими знаниями, необходимо умение сравнивать, обобщать, а эти функции у учащихся коррекционных школ резко снижены.

    Поэтому на уроках математики необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к учебным занятиям, увлекать, активизировать их деятельность.

    В связи с этим, основная задача, которую я ставлю перед собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики.

    Понятие «игровые технологии» включает большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Классно-урочная система обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде», учитель должен организовать и направлять игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, которые должны выступать как средство побуждения, стимулировать учащихся к учебной деятельности.

    В.А. Сухомлинский писал: «…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

   Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.        Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, творческого интереса и глубокого познавательного интереса.

    Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрывать притягательные стороны математики.

    Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

В школе VII вида на уроках математики широкое применение находят дидактические игры. Если ребенок заинтересован работой, положительно настроен, то эффективность урока заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у детей с ЗПР требует больших усилий, длительного времени и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный учебный материал сделать интересным, придать ему занимательную форму.   Дидактическая игра – это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.

    Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным переход к новой серьезной учебной работе.

     Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, решают задачи, обогащают свои пространственные, количественные и временные представления, выполняют анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Вроде бы внимание приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем они преодолевают трудности математического характера, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку. Учащиеся убеждаются, что знания, приобретенные на уроках, используются и на практике. Это особенно ценно для коррекционной школы, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.

     Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, т.к.она наиболее близка ребенку. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности усваивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

    Дидактическая игра позволяет давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого школьника. Игра, где предполагается коллективное участие детей, воспитывает в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, желания, у них развивается чувство ответственности, воля, характер, умение работать в коллективе и принимать коллективные решения. Те занятия, в которых учащиеся участвуют и играют по отдельности, воспитывают в них самостоятельность, ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить.

   Подбор дидактических игр для обучения умственно отсталых детей проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.

    Дидактические игры можно использовать на различных этапах обучения. Коллективные игры в классе можно разделить по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если школьники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающие игры требуют интеграции знаний.

    В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация игр по уровню деятельности учащихся.

  1. Ролевая игра.

«Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Рыбалка», «Эстафета», «Зашифрованный ответ».

  1. Деловая игра.

«Строители», «Магазин», «Светофор», «Почта».

  1. Урок-сказка, урок-квн, урок-путешествие, урок-смотр знаний и др.

     Рассмотрим некоторые занимательные задания, которые позволяют расширять кругозор, узнавать интересные факты из других областей знаний и получать эту информацию посредством математики.

     В 7 классе после изучения темы «Формулы сокращенного умножения» для закрепления и проверки знаний учащихся по данному материалу можно предложить игру «Найди ошибку!». Для проведения игры необходимы предварительные записи на доске или презентация, спроектированная на интерактивную доску.. На доску проецируются 6-10 формул и примеров по данной теме.

 Например:

           1.

   2.

           3.  

           4.  

           5.  

           6.  

     Правила игры. Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо * написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Дальше закрывается вначале правая часть тождеств и требуется воспроизвести левую, затем наоборот.  Далее игру можно усложнить: закрыть все записи и требуется по памяти воспроизвести их. Для воспроизведения одной-двух записей вызывается один ученик. Желательно, чтобы записи выполнялись в той же последовательности, в которой они предлагались вначале.

     Игра «Зашифрованный ответ».В каждом из примеров найдите сумму, а потом расположите ответы в порядке убывания. Если вы сделаете всё правильно, получите слово, которое является названием самого высокого в мире вулкана.

Л 746+354

А 27+72

Ь 104+46

К 36+64

Ю 540+360

Л 146+44

Й 171+29

Ь 276+724

Ь 140+260

Я 188+112

Я 117+3

Л 169+331

    Игра «Кто быстрее».Тема: “Арифметические действия с положительными и отрицательными числами”.

    Каждый школьник заготавливает табличку

 

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

3

 

 

 

 

*

 

 

 

 

2

*

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

*

 

 

 

 

 

0

 

 

*

 

 

 

 

 

 

-1

 

 

 

 

 

*

 

 

 

-2

 

 

 

 

 

 

*

 

 

-3

 

*

 

 

 

 

 

 

 

    По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определённое (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой.

    Через две-три минуты таблички возвращаются обратно, и школьники проверяют результаты вычислений друг друга.

   Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические выражения.

Вывод:

  1.Игры способствуют общему развитию ребёнка, формируют его способности.

  2. Игры являются средством эстетического и нравственного воспитания.

  3.Игра- средство развития речи, формирования знаний, умений и навыков.

  4.Игра способствует развитию внешних и высших чувств ребёнка.

  5.Игра- это действенное средство формирования самостоятельности в поиске знаний.

  6.Игра является путём познания, способствующим ускорению интеллектуального развития.

  7. Игра- это учение без принуждения.

  8.Игра- общение ребёнка со взрослыми и с другими детьми.

  9. Игра- «школа морального поведения».

 10.Игра помогает организовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 11.Игра осуществляет преемственность между детским садом и школой, снижающей психические и физические перегрузки.

 12.Игра позволяет отойти от традиционного построения урока, т.е может являться методом обучения и воспитания.

 13. Игра знакомит детей с общими элементами исследования.

 14. Игра порождает переход от игровых мотивов к познавательным.

 15. Игра является средством коррекционно- воспитательной работы и вовлечения ребёнка в серьёзную учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровые технологии на уроках математики"

В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....

Статья "Игровые технологии на уроках математики"

В данной стать рассказывается о игровых технологиях и их значимости....

Статья "Игровые технологии на уроках математики" 2021г.

Математика – это увлекательная наука, которая ну никак не может быть скучной. Для того, чтобы активировать познавательный интерес учащихся полезно в учебный процесс включать математические игры....

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования указано, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники должны отражать: сформиро...

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению математики, поддержать его и обеспечить активную деятельность учащихся в течении всего...