Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике.
статья по алгебре (7 класс)

Для учащихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике.

 Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

 Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?

 Как помочь ученику учиться с интересом? Как удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? и т.д.

 Работая в школе, где обучаются  дети с ОВЗ,  я  поняла, что трудности в усвоении учебного материала учащимися нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, а иногда и нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, ведь для успешного овладения математическими знаниями, необходимо умение сравнивать, обобщать, а эти функции  у  учащихся с ЗПР резко снижены.

 Чтобы на уроках математики у таких учащихся постоянно поддерживать интерес к учебным занятиям, увлекать, активизировать их деятельность я применяю метод игровых технологий

  Понятие «игровые технологии» включает большую группу приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Классно-урочная система обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде», учитель должен организовать и направлять игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, которые должны выступать как средство побуждения, стимулировать учащихся к учебной деятельности.

 В.А. Сухомлинский писал: «…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, творческого интереса и глубокого познавательного интереса.

 Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрывать притягательные стороны математики.

  Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

 Выработка любых умений и навыков у детей с ЗПР требует больших усилий, длительного времени и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный учебный материал сделать интересным, придать ему занимательную форму. Дидактическая игра – это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.

 Включение в  урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным переход к новой серьезной учебной работе.

 Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, решают задачи, обогащают свои пространственные, количественные и временные представления, выполняют анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Вроде бы внимание приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем они преодолевают трудности математического характера, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку. Учащиеся убеждаются, что знания, приобретенные на уроках, используются и на практике. Это особенно ценно для коррекционной школы, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.

 Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, т.к. она наиболее близка ребенку. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности усваивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

 Дидактическая игра позволяет давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого школьника. Игра, где предполагается коллективное участие детей, воспитывает в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, желания, у них развивается чувство ответственности, воля, характер, умение работать в коллективе и принимать коллективные решения. Те занятия, в которых учащиеся участвуют и играют по отдельности, воспитывают в них самостоятельность, ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить.

 Подбор дидактических игр для обучения учащихся с ЗПР детей проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.

 Дидактические игры можно использовать на различных этапах обучения. Коллективные игры в классе можно разделить по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если школьники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающие игры требуют интеграции знаний.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация игр по уровню деятельности учащихся.

 Ролевая игра: «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Рыбалка», «Эстафета», «Зашифрованный ответ».

  Деловая игра: «Строители», «Магазин», «Светофор», «Почта». Урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний и др.

 Рассмотрим некоторые занимательные задания, которые позволяют расширять кругозор, узнавать интересные факты из других областей знаний и получать эту информацию посредством математики.

 В 7 классе после изучения темы «Формулы сокращенного умножения» для закрепления и проверки знаний учащихся по данному материалу можно предложить игру «Найди ошибку!». Для проведения игры необходимы предварительные записи на доске или презентация, спроектированная на интерактивную доску. На доску проецируются 6-10 формул и примеров по данной теме.

Например:

1.Описание: https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/450/450114/607ec9ac2384e314820941.gif

2.Описание: https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/450/450114/607ec9ac238e8203912701.gif

3. Описание: https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/450/450114/607ec9ac23940998372686.gif

4. Описание: https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/450/450114/607ec9ac23980694171580.gif

5. Описание: https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/450/450114/607ec9ac239be613071695.gif

6. Описание: https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/450/450114/607ec9ac239f9493982144.gif

 Правила игры. Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо * написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Дальше   закрывается   вначале  правая часть тождеств и требуется воспроизвести левую, затем наоборот. Далее игру можно усложнить: закрыть все записи и требуется по памяти воспроизвести их. Для воспроизведения одной-двух записей вызывается один ученик. Желательно, чтобы записи выполнялись в той же последовательности, в которой они предлагались вначале.

 Игра «Зашифрованный ответ». В каждом из примеров найдите сумму, а потом расположите ответы в порядке убывания. Если вы сделаете всё правильно, получите слово, которое является названием самого высокого в мире вулкана.

Л 746+354

А 27+72

Ь 104+46

К 36+64

Ю 540+360

Л 146+44

Й 171+29

Ь 276+724

Ь 140+260

Я 188+112

Я 117+3

Л 169+331

Игра «Кто быстрее». Тема: “Арифметические действия с положительными и отрицательными числами”.

Каждый школьник заготавливает табличку

 

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

3

 

 

 

 

*

 

 

 

 

2

*

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

*

 

 

 

 

 

0

 

 

*

 

 

 

 

 

 

-1

 

 

 

 

 

*

 

 

 

-2

 

 

 

 

 

 

*

 

 

-3

 

*

 

 

 

 

 

 

 

По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определённое (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой. Через две-три минуты таблички возвращаются обратно, и школьники проверяют результаты вычислений друг друга. Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические выражения.

Вывод:

1.Игры способствуют общему развитию ребёнка, формируют его способности.

2. Игры являются средством эстетического и нравственного воспитания.

3.Игра - средство развития речи, формирования знаний, умений и навыков.

4.Игра способствует развитию внешних и высших чувств ребёнка.

5.Игра - это действенное средство формирования самостоятельности в поиске знаний.

6.Игра является путём познания, способствующим ускорению интеллектуального развития.

7. Игра - это учение без принуждения.

8.Игра - общение ребёнка со взрослыми и с другими детьми.

9. Игра - «школа морального поведения».

10.Игра помогает организовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

11.Игра осуществляет преемственность между детским садом и школой, снижающей психические и физические перегрузки.

12.Игра позволяет отойти от традиционного построения урока, т. е может являться методом обучения и воспитания.

13. Игра знакомит детей с общими элементами исследования.

14. Игра порождает переход от игровых мотивов к познавательным.

15. Игра является средством коррекционно - воспитательной работы и вовлечения ребёнка в серьёзную учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Деятельностный подход на уроках математики: вопросы теории и практики"

СОДЕРЖАНИЕ 1Введение32Проектирование уроков на деятельностной основе43Разработки  уроков на деятельностной основе6 3.1.  Уроки открытия новых знаний...

Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...

Статья " Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике."

  Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?- Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на у...

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования указано, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники должны отражать: сформиро...

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению математики, поддержать его и обеспечить активную деятельность учащихся в течении всего...