Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике.
статья по алгебре (7 класс)
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике.
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?
Как помочь ученику учиться с интересом? Как удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? и т.д.
Работая в школе, где обучаются дети с ОВЗ, я поняла, что трудности в усвоении учебного материала учащимися нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, а иногда и нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, ведь для успешного овладения математическими знаниями, необходимо умение сравнивать, обобщать, а эти функции у учащихся с ЗПР резко снижены.
Чтобы на уроках математики у таких учащихся постоянно поддерживать интерес к учебным занятиям, увлекать, активизировать их деятельность я применяю метод игровых технологий
Понятие «игровые технологии» включает большую группу приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Классно-урочная система обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде», учитель должен организовать и направлять игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, которые должны выступать как средство побуждения, стимулировать учащихся к учебной деятельности.
В.А. Сухомлинский писал: «…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, творческого интереса и глубокого познавательного интереса.
Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрывать притягательные стороны математики.
Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
Выработка любых умений и навыков у детей с ЗПР требует больших усилий, длительного времени и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный учебный материал сделать интересным, придать ему занимательную форму. Дидактическая игра – это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.
Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным переход к новой серьезной учебной работе.
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, решают задачи, обогащают свои пространственные, количественные и временные представления, выполняют анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Вроде бы внимание приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем они преодолевают трудности математического характера, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку. Учащиеся убеждаются, что знания, приобретенные на уроках, используются и на практике. Это особенно ценно для коррекционной школы, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.
Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, т.к. она наиболее близка ребенку. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности усваивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Дидактическая игра позволяет давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого школьника. Игра, где предполагается коллективное участие детей, воспитывает в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, желания, у них развивается чувство ответственности, воля, характер, умение работать в коллективе и принимать коллективные решения. Те занятия, в которых учащиеся участвуют и играют по отдельности, воспитывают в них самостоятельность, ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить.
Подбор дидактических игр для обучения учащихся с ЗПР детей проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.
Дидактические игры можно использовать на различных этапах обучения. Коллективные игры в классе можно разделить по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если школьники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающие игры требуют интеграции знаний.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация игр по уровню деятельности учащихся.
Ролевая игра: «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Рыбалка», «Эстафета», «Зашифрованный ответ».
Деловая игра: «Строители», «Магазин», «Светофор», «Почта». Урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний и др.
Рассмотрим некоторые занимательные задания, которые позволяют расширять кругозор, узнавать интересные факты из других областей знаний и получать эту информацию посредством математики.
В 7 классе после изучения темы «Формулы сокращенного умножения» для закрепления и проверки знаний учащихся по данному материалу можно предложить игру «Найди ошибку!». Для проведения игры необходимы предварительные записи на доске или презентация, спроектированная на интерактивную доску. На доску проецируются 6-10 формул и примеров по данной теме.
Например:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Правила игры. Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо * написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Дальше закрывается вначале правая часть тождеств и требуется воспроизвести левую, затем наоборот. Далее игру можно усложнить: закрыть все записи и требуется по памяти воспроизвести их. Для воспроизведения одной-двух записей вызывается один ученик. Желательно, чтобы записи выполнялись в той же последовательности, в которой они предлагались вначале.
Игра «Зашифрованный ответ». В каждом из примеров найдите сумму, а потом расположите ответы в порядке убывания. Если вы сделаете всё правильно, получите слово, которое является названием самого высокого в мире вулкана.
Л 746+354 А 27+72 Ь 104+46 К 36+64 | Ю 540+360 Л 146+44 Й 171+29 Ь 276+724 | Ь 140+260 Я 188+112 Я 117+3 Л 169+331 |
Игра «Кто быстрее». Тема: “Арифметические действия с положительными и отрицательными числами”.
Каждый школьник заготавливает табличку
| -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 |
|
|
|
| * |
|
|
|
|
2 | * |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
| * |
|
|
|
|
|
0 |
|
| * |
|
|
|
|
|
|
-1 |
|
|
|
|
| * |
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
|
| * |
|
|
-3 |
| * |
|
|
|
|
|
|
|
По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определённое (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой. Через две-три минуты таблички возвращаются обратно, и школьники проверяют результаты вычислений друг друга. Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические выражения.
Вывод:
1.Игры способствуют общему развитию ребёнка, формируют его способности.
2. Игры являются средством эстетического и нравственного воспитания.
3.Игра - средство развития речи, формирования знаний, умений и навыков.
4.Игра способствует развитию внешних и высших чувств ребёнка.
5.Игра - это действенное средство формирования самостоятельности в поиске знаний.
6.Игра является путём познания, способствующим ускорению интеллектуального развития.
7. Игра - это учение без принуждения.
8.Игра - общение ребёнка со взрослыми и с другими детьми.
9. Игра - «школа морального поведения».
10.Игра помогает организовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
11.Игра осуществляет преемственность между детским садом и школой, снижающей психические и физические перегрузки.
12.Игра позволяет отойти от традиционного построения урока, т. е может являться методом обучения и воспитания.
13. Игра знакомит детей с общими элементами исследования.
14. Игра порождает переход от игровых мотивов к познавательным.
15. Игра является средством коррекционно - воспитательной работы и вовлечения ребёнка в серьёзную учебную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Деятельностный подход на уроках математики: вопросы теории и практики"
СОДЕРЖАНИЕ 1Введение32Проектирование уроков на деятельностной основе43Разработки уроков на деятельностной основе6 3.1. Уроки открытия новых знаний...
Выступление на заседании педагогического совета Эффективность урока математики-от теории к практике
...
Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике
Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...
Статья " Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике."
Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?- Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на у...
Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике
В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования указано, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники должны отражать: сформиро...
Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению математики, поддержать его и обеспечить активную деятельность учащихся в течении всего...