ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема урока: Умножение дробей.
план-конспект урока по математике (6 класс)

Данный  урок математики является 9 уроком в главе «Рациональные числа»,  и 1 уроком по теме «Умножение дробей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._umnozhenie_drobey_proizvolnogo_znaka_6_klass.docx951.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема  урока: Умножение дробей.

Дата проведения: 1.03.2023

Место проведения: МОБУ СОШ №1.

Учитель: Шираждинова Дина Рифкатовна

Класс: 6А.

УМК: Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений С.М. Никольский.

Цель: создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут вывести правило умножения дробей произвольного знака; сформировать умение умножать  обыкновенные дроби произвольного знака.

Задачи:

Развивающая: развитие навыков самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений, интереса к математике.

Воспитательная: воспитание внимательности, активности, самостоятельности и ответственности, потребности вести здоровый образ жизни, поддерживать на высоком уровне общую работоспособность для успешного учения.

Формируемые результаты:

Предметные: формировать умение умножать обыкновенные дроби любого знака.

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения; формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку.

Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий; осуществлять анализ объектов; ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; планировать в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

  • формирование навыков умножения дробей произвольных знаков с разными знаменателями;
  • применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные УУД:

  • воспитание любви к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД:

  • понимание учебной задачи урока,
  • осуществление решения учебной задачи под руководством учителя,
  • определение цели учебного задания, контролирование своих действий в процессе его выполнения.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

  • информационно-коммуникационная;
  • проблемно-диалоговая технология; 
  • здоровьесберегающая технология (физкультминутка, создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; организация различных форм деятельности учащихся, организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала).

Формы работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

словесные – беседа, рассказ;

наглядные – демонстрация презентации;

практические – решение практических задач.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Планируемые результаты:

Предметные:учащиеся:

- понимают смысл умножения дробей и использование его правил при решении математических задач;

- умеют применять правила умножения дробей при решении примеров и задач;

- умеют формулировать учебную тему и учебные задачи, используя математическую терминологию.

Метапредметные:

Регулятивные – определяют самостоятельно цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

Познавательные –умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, сравнивают, анализируют.

Коммуникативные – умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения, умеют организовывать учебное взаимодействие в паре.

Личностные:учащиеся:

- умеют точно и грамотно излагать свои мысли;

- проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач;

- умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Основные понятия:  Правило умножения дроби на натуральное число, правило умножения дробей, правило умножения дробей произвольного знака.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.

Наш урок пора начать.

Пришло время вычислять.

И на трудные вопросы.

Вы ответ сумейте дать.

На ваших столах лежат листы самооценки. Подпишите их. А теперь пожалуйста на листах самооценки отметьте галочкой смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок.

До звонка на урок сдают тетради с дз.

Включаются в деловой ритм урока.

2

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Обратите внимание на цитату:

1 слайд. «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь»                               Л.Н.Толстой

Это слова Л. Н. Толстова – одного из наиболее известных русских писателей и мыслителей.

Задумайтесь над этими словами… Я хочу, чтобы мы с вами были подобны дроби, у которой числитель будет больше…

С чем сравнивал Л. Н. Толстой человека? (С дробью)

Какие действия с дробями мы уже с вами изучили? (Сложение, вычитание дробей произвольного знака)

2 слайд. Вычислить.

А какое правило нам нужно знать, чтобы выполнить последний пример?

 (правило умножение дробей произвольного знака.)

 

3 слайд.

Итак, как Вы думаете какой будет тема нашего урока? (Умножение дробей)

4 слайд. Запишите число и тему урока в тетрадях. («Умножение дробей произвольного знака»)

Цель урока… А сейчас, поставим цель нашего урока

(Научиться умножать дроби произвольного знака, научиться их применять в решении задач)

Задачи урока… (Изучить правило. Научится применять при решении примеров и задач)

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания устно

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цели урока

Выполняют задания на карточках, обмениваются с соседом и проводят взаимопроверку

3

Актуализация знаний и умений.

Понятие дроби мы широко используем в повседневной жизни.

Вместе с тем, нам известно, что действия с дробями производить не так-то просто.

Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. Даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.

Чтобы реже оказываться в таких ситуациях, давайте ответим на следующие вопросы.

Пожалуйста, посмотрите на экран. 

5 слайд. Устный опрос:

- Итак, первый пример

1) Как умножить дробь на дробь?

(Чтобы умножить две дроби надо числитель умножить на числитель, результат записать в числитель, а знаменатель умножить на знаменатель, результат записать в знаменатель.)

  2) Как умножить дробь на натуральное число?

(Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменений.)

  3)Чему равно произведение взаимообратных дробей?

  4) Как найти квадрат дроби?

Произвольно отвечают  устно,

оценивают ответы товарищей, поправляют

4

Первичное усвоение новых знаний.

6 слайд.

А теперь ребята посмотрим, что общего между умножением целых чисел и умножением дробей произвольного знака.

Выполним устно умножение целых чисел.

Кто догадался, как выполнить умножение дробей произвольного знака?

(…)

7 слайд.  

Таким образом,

 Умножают  положительные и отрицательные дроби по тем же правилам, что и целые числа!

8 слайд.

Ребята, сформулируем правило умножение дробей произвольного знака:

Сначала надо определить знак результата, а потом выполнять действия с модулями.

Выполняют задание, записывают решение и ответы в тетрадь.

Формулируют правило по желанию.

5

Первичное закрепление. 

1) Работа по учебнику.

А теперь открываем учебники с.104 и выполняем номер №529(г,д) в тетрадях и у доски. (выходит 1 ученик выполняет, остальные в тетрадях)

А дальше переходим  к самостоятельному решению по вариантом

9 слайд.

1 вариант - №529(ж,з)

2 вариант - №529(е,и)

Дополнительный номер №530 для тех, кто справиться раньше остальных.

10 слайд. С ответами.

Сейчас проверьте примеры и поставьте себе баллы в оценочный лист.

 11 слайд.(10 примеров)  Физминутка. 

Мы с вами активно работаем, поэтому нужно немного отдохнуть. Я хочу, чтобы вы все встали. Сейчас на экране будут появляться примеры на произведение чисел с разными знаками. Вы должны увидев пример определить какой знак будет иметь их произведение. Если в ответе будет знак «минус» - то вы должны хлопнуть в ладоши, если же в ответе будет знак «плюс» - то вы должны присесть.

 Все поняли? Готовы? Выполняем задания активно и весело! 

2) Игра «Найди пару».

Ребята, а сейчас у нас будет работа в парах. На столах лежат конверты. Достаем карточки с дробями. И мы с вами будем играть в Игру «Найди пару». Установите соответствие между парами дробей и их произведением

Что дала нам это игра? (использовали новое правило, закрепили умение умножать дроби произвольного знака, взаимопомощь, совместная работа)

Ставим баллы в лист самооценки за работу в парах.

Один ученик (ученица) решают у доски, остальные в тетради на месте.

Выполняют задания, записывают решение и ответы в тетрадь.

Проверяют ответы, выставляют баллы.

Дополнительно решают №530 более успевающие

Выполняют движения из положения стоя: садятся, если знак «плюс», хлопок в ладоши, если знак «минус»

Выполняют задание, в паре с соседом по парте оценивают себя, поправляют решение

6

Применение знаний в новой ситуации.

Ребята, сегодня 1 марта, первый день весны. У нас два именинника Баннов Саша и Вдовин Сережа. (поздравляю).

А всего в марте у нас 6 именинников.

ЗАДАЧА1. Посчитайте какая часть класса отмечают день рождения в марте?

                  (6/32 = 3/16 устно)

 А сколько это будет в процентах?

Решение: 6/32*100%=18,75%

Ответ: 18,75%

А какой следующий праздник нас ждет в этом месяце? (8 марта) И конечно же в этот день все дарят подарки.

12 слайд. Решим следующую задачу.

ЗАДАЧА2. В цветочном магазине Дима купил 15 тюльпанов по 80 рублей. Бабушке он подарил 1/3 этих цветов, сестре – 1/5 цветов, а маме всё остальное. Сколько будет стоить букет для мамы?

Решение:

1)15*1/3=5(тюльпанов) бабушке

2) 15*1/5=3(тюльпана) сестре

3) 15-(5+3)=7(тюльпанов) маме

4) 7*80=560(руб.) будет стоить букет для мамы.

Ответ: 560 рублей.

7

Информация о домашнем задании.

13 слайд. Ребята, запишите домашнее задание.

1. Дифференцированная карточка

2. Выучить правила п.3.5, стр.101, №525(б,в), 529(а,б,в).

Задает дифференцированное  домашнее задание. Дает комментарий к домашнему заданию

                                                                        14 слайд.

Записывают домашнее задание

8

Подведение итогов урока. Рефлексия.

16 слайд.

15 слайд.  Наш урок подходит к концу, значит нам пора подвести итоги.

Чему вы научились на этом уроке?(научились умножать дроби произвольного знака)

Какие задания выполняли? (решали примеры, работали по учебнику, играли в игру, решали задачи, и т.д.)

Что понравилось больше? (отвечают)

Достигли ли мы с вами поставленной цели? (да)

Заполните листы самооценки и подсчитайте свои баллы и поставьте оценки за урок.

А также отметьте галочкой смайлик, который соответствует вашему настроению в конце нашего урока.

Ребята, поднимите руки кто поставил себе за урок «5» - ? кол-во, а теперь – «4» - ? кол-во.

Дополнительно хочу поставить оценки: … - за работу у доски по учебнику

                                                                   … - за работу у доски с задачей 1.

                                                                   … - за работу у доски с задачей 2.

Выставление оценок за урок.

На этом наш урок окончен! Спасибо за работу! Вы молодцы! Хорошего дня!

Подводят итог урока, оценивают результат работы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножения дробей и умножение дроби на натуральное число

Цель урока: Закрепить правило умножения дробей и умножения дроби на натуральное число, изучить правило умножения смешанных чисел, научить применять его при решении задач.Ход урока. Расшифруй...

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе "Умножение дроби на дробь"

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе  "Умножение дроби на дробь" по ФГОС по УМК Н.Я. Виленкина...

Технологическая карта урока "Умножение обыкновенных дробей"

Общая информацияУМКАлгоритм успехаТема урокаУмножение обыкновенных дробейТип урокаУрок изучения нового материалаЦелиНаучиться умножать обыкновенные дроби, вывести правила умножения обыкновенных дробей...

Технологическая карта урока "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Урок открытия новых знаний. Формирует способности учащихся к новому способу действия, расширению понятийной базы....

Технологическая карта урока "Умножение дробей".

Технологическая карта урока "Умножение дробей" разработана для обучающихся 6 класса по учебнику  Математика.6 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чес...

Технологическая карта урока "Умножение и деление десятичных дробей"

Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по математике в 5 классе по теме "Умножение и деление десятичных дробей "...