Развитие функциональной грамотности на уроках математики
план-конспект урока по математике (7 класс)
Пример урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_fg.docx | 583.34 КБ |
obuchayushchie_zadaniya_dlya_detey_gotovyy.docx | 393.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
(открытый урок в 7 м классе, учитель Фролова Елена Юрьевна)
Тип урока | урок рефлексии | |
Цели деятельности педагога | Создание условий для развития у учащихся умения применять в жизни математические знания, полученные в школе | |
Используемая технология: | технология системно – деятельностного подхода. | |
Образовательные источники | Интернет-ресурсы | |
Методы и формы обучения | Беседа, индивидуальная, фронтальная, парная, взаимопроверка, самопроверка | |
Основные понятия | Скорость, время, расстояние, стоимость | |
Планируемые результаты | ||
Предметные знания и умения | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
уметь решать задачи с практическим содержанием | Метапредметные: - уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями; - уметь анализировать задачу; - уметь высказать свою точку зрения, делать вывод. Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: – уметь слушать и слышать, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. | - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Дидактическая задача этапа | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Организа-ционный момент | Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне | Проверяет готовность класса. Приветствует детей. | И | Приветствуют учителя. | |
Актуализация знаний и фиксация затруднения | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний | Создает проблемную ситуацию Организует работу по определению темы урока | И | Отгадывают ребус. Отвечают на вопросы, Формулируют определение понятия функциональной грамотности Формулируют тему урока | – Отгадайте ребус |
Выявление места и причины затруднения Организация работы с текстом | Организация анализа обучающимися возникшей ситуации и, на этой основе этого, выявление места и причины затруднения | Организует работу по намеченному маршруту. Наблюдает, помогает, корректирует | Ф | Отвечают на вопрос. Ищут трудные моменты, учатся работать с текстом: выделять главное, находить нужную информацию, ставить вопросы к тексту | Работа с текстом , с дополнительной информацией |
Первичное закрепление во внешней речи | Проговаривание нового знания | Предлагает вернуться к заданиям, которые были предложены в начале урока Предлагает найти использование сложение в других школьных предметах | Ф | Задают вопросы. Отвечают на вопросы | От каждой пары 1 или 2 вопроса – Возвращаемся к заданию, которое не смогли выполнить в начале урока. Что нужно сделать, чтобы выполнить сложение многозначных чисел? Почему сложение в столбик является удобным и эффективным? |
Решение задач с самопроверкой по эталону | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет | Организует самостоятельную работу по вариантам с самопроверкой по эталону. Для эталона вызываются к доске ученики, которые выполняют задание на откидной доске. После проверки учителем (или учеником) доска открывается для самопроверки | И-П | Самостоятельно выполняют предложенные задания. Выполняют самопроверку по предложенному эталону Решают задачи на доске и в тетрадях | Выполните сложение данных многозначных чисел в столбик. Выполните задания по вариантам. №167 (1 вариант 1,3,5; 2 вариант – 2,4,6) Решите задачи№169,173 |
Подведение | Анализ и оценка успешности выполнения задач урока | Организует подведение итогов работы | Ф | Отвечают на вопрос. Принимают участие в оценке работы всего класса и отдельных учащихся | – Как в равенстве а + b = с называют число а? Число b? Число с? Выражение а + b? – Почему сложение в столбик является удобным и эффективным? |
Рефлексия | Выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку | Организует работу учащихся | И | Выполняют задание устно | Закончить предложение |
Предварительный просмотр:
- ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
Фирма «Еду сам» предлагает своим клиентам удобные и гибкие тарифы краткосрочной аренды автомобилей. Базовый тариф является поминутным.
Цена одной минуты использования автомобиля составляет 5 рублей, но может быть и больше.
Цена формируется на основании оценки дорожной ситуации, а также уровня спроса на транспортные средства на текущий момент.
- Цена одной минуты использования автомобиля составляет 5 рублей. Сколько придется заплатить за аренду машины на 12,5 минут при условии округления длительности поездки в большую сторону?
Знаете ли Вы?
- Сколько времени необходимо потратить Сергею, чтобы проехать расстояние в 8,4 км со средней скоростью 56 км/ч? Выразите время в минутах.
- Сергей хочет воспользоваться базовым тарифом 5 рублей за минуту в пути. Сколько рублей он заплатит за поездку, которая длится 12 минут?
Приложение фирмы «Еду сам» предлагает Александру условия аренды машины, указанные в таблице.
Базовый тариф | |
В пути | 8,5 руб/мин |
Ожидание | 3 руб/ мин |
Пользуясь данными таблицы, ответьте на вопросы
- Сколько стоит:
А. 10 минут в пути;
Б. 10 минут ожидания.
- Что дороже: одна минута в пути или одна минута ожидания? Во сколько раз примерно (округлите ответ до целого)?
- Александр был 10 минут в пути и 3 минуты провел в машине, ожидая друга. Сколько рублей потратил Александр?
- Какие выражения описывают решение задачи?
Александр взял в аренду машину для поездки в магазин. Путь от дома до магазина занял 25 минут, а обратно – 27 минут. В магазине Александр находился 12 минут. Сколько рублей потратил Александр на эту поездку?
Отметьте свой ответ.
- (25+27+12)*8,5
- (25+27+12)*3
- 25*8,5+27*8,5+12*3
- (25+27)*8,5+12*3.
- Александр взял в аренду машину для поездки в магазин. Путь от дома до магазина занял 17 минут, а обратно – 19 минут. В магазине Александр находился 28 минут. Подумайте, хватит ли ему 500 рублей, чтобы заплатить за аренду автомобиля?
Верно или неверно?
- Цена одной минуты использования автомобиля составляет 5 рублей. В таблице даны три утверждения. Поставьте знак «ꓦ» в соответствующих ячейках.
Утверждения | Верно | Неверно |
За 100 рублей можно арендовать машину за 20 минут | ||
За 100 рублей можно проехать не более 15 км, если ехать со средней скоростью 60 км/ч | ||
Выгоднее заплатить за поездку на такси 300 рублей, чем арендовать машину на час |
Пример и контрпример
- Приведите пример условий аренды автомобиля, при которых 10 минут в пути и 5 минут ожидания будут стоить 115 рублей.
Базовый тариф | |
В пути | ________________руб/мин |
Ожидание | ________________руб/мин |
- Утверждение «Чем больше скорость объекта, тем дольше он находится в пути»
Контрпример
Разные решения
- Александр планирует отвезти продукты родителям, потратив на визит 3-5 минут. Путь до дома родителей и обратно занимает в среднем 40 минут. Александр может взять в аренду машину фирмы «Еду сам» или воспользоваться услугами такси.
Приложение фирмы «Еду сам» предлагает условия аренды, которые показаны на картинке.
Александр знает, что услуги такси в такой поездке (туда и обратно) обойдутся ему в 380 рублей. Выберите тот способ передвижения, который выгоднее.
Ниже приведены решения учеников, укажите, верны ли они.
Решение 1. Александру надо доехать и туда и обратно. Дорога туда и обратно займет 40 минут, следовательно, будет стоить 40*7,5 =300 р. Это куда дешевле, чем на такси за 380 рублей.
Ответ: нет, такси невыгодно.
Решение 2. 40*7,5+3*2,7=308,1 (руб)
40*7,5+5*2,7=313,5 (руб).
Дорога туда и обратно на арендованном автомобиле будет стоить от 308,1 до 313,5 рубля в зависимости от времени ожидания, что гораздо меньше, чем на такси за 380 рублей.
Ответ: нет, такси невыгодно.
Чем отличаются эти решения?
ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Фирма «Еду сам» предлагает своим клиентам удобные и гибкие тарифы краткосрочной аренды автомобилей. Базовый тариф является поминутным. Цена одной минуты использования автомобиля составляет 8 рублей, но может быть и больше. Цена формируется на основании оценки дорожной ситуации, а также уровня спроса на транспортные средства на текущий момент.
- Иван хочет воспользоваться услугами фирмы, чтобы доехать до поликлиники, которая находится на расстоянии 10,5 км от его дома. Ему был предложен базовый тариф по цене 8 рублей за минуту в пути. Сколько рублей он потратит на поездку, если будет передвигаться со средней скоростью 70 км/ч?
Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дмитрий планирует отвезти продукты родителям, потратив на визит 7-10 минут. Путь до дома родителей и обратно занимает в среднем 30 минут. Дмитрий может взять в аренду машину фирмы «Еду сам» или воспользоваться услугами такси.
Приложение фирмы «Еду сам» предлагает условия аренды, которые показаны на картинке.
Дмитрий знает, что услуги такси в такой поездке (туда и обратно) обойдутся ему в 300 рублей. Выберите тот способ передвижения, который выгоднее.
А. Взять в аренду машину
Б. воспользоваться услугами такси
Решение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОСТАВЬТЕ СВОИ ЗАДАНИЯ
Фирма «Еду сам» предлагает своим клиентам удобные и гибкие тарифы краткосрочной аренды автомобилей. Базовый тариф является поминутным. Цена одной минуты использования автомобиля составляет 5 рублей, но может быть и больше. Цена формируется на основании оценки дорожной ситуации, а также уровня спроса на транспортные средства на текущий момент.
Задайте самостоятельно «Базовый тариф».
Базовый тариф | |
В пути | ________ руб/мин |
Ожидание | _________руб/ мин |
Продолжите составление задач на расчет стоимости поездки и решите их.
Ваша задача: 1) Алексей хочет воспользоваться услугами фирмы, чтобы доехать до_________________, которая находится на расстоянии ____ км от его дома. Ему был предложен базовый тариф по цене ___ рублей за минуту в пути. Сколько рублей он потратит на поездку, если будет передвигаться со средней скоростью ____ км/ч?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- С какой средней скоростью должен ехать Алексей обратно, если он планирует заплатить за обратный путь ___________рублей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...
"Развитие функциональной грамотности на уроках математики с применением группового метода"
Развитие функциональной грамотности с применением группового метода...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
В статье предлагаются идеи создания мини-проектов для работы в группах по ФГ на уроках математики...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
В презенттации представлен краткий материал по теме "Развитие функциональной грамотности на уроках математики"...