Рабочая программа учебного курса "Реальная математика 5 класс"
рабочая программа по математике (5 класс)
Учебный курс "Реальная математика" совершенствует практические навыки и вычислительную культуру. расширяет и совершенствует алгебраический аппарат, сформированный в основной школе и его применение к решению математических задач. Формирует умение решать несложные практические расчетные задачи. решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах, интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых обьектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_uk_realnaya_matematika_5_kl_2022-23.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом 29, тел. (8453) 95-06-50
Рассмотрена На заседании ШМО ___________ протокол № ___ | Утверждена Директор школы ____________ /С.А. Рогачева/ Приказ от _____________ №______ |
Рабочая программа учебного курса «Реальная математика» ФГОС НОО/ООО (5 класс)
(базовый уровень)
г. Энгельс, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная политика сегодня находится в поиске определения путей развития и более полного удовлетворения образовательных потребностей, как страны, так и её регионов. С учётом роли, которую выполняет образование, оно признаётся приоритетным направлением при решении социально - экономических и культурных проблем. С нашей точки зрения, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями практического содержания. Возникает необходимость вооружения школьников практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. Предметом изучения на уроках математики должна стать не просто математика, а математика по отношению к человеку, природе, окружающему миру. Введение в обучение математике содержания, основанного на реальных фактах и событиях, позволит обучающимся осознать важные в познавательно - воспитательном отношении проблемы математической науки и общественной жизни, а также выступит одним из условий внутренней мотивации в организации учебной деятельности, осознанного восприятия учебного материала.
Актуальность этой проблемы определяется тем, что практическое содержания образования, предусмотренное Законом РФ «Об образовании», вызвана реальной необходимостью, до настоящего времени не нашедшей полного и адекватного выражения в содержании образования.
В экзаменационных материалах ОГЭ и ЕГЭ по математике содержатся задания на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели. Это задания, формулировка которых содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту.
Это задачи на проценты, представление статистической информации, табличное и графическое представление данных. Эти задачи могут решить и пятиклассники.
В познавательной активности обучающихся имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственных восприятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановки вызывает наибольший интерес у обучающихся.
Систематическое и целенаправленное включение практического материала в программу математического образования в 5 классе:
- повышает эффективность учебного процесса;
- активизирует познавательную деятельность обучающихся;
- стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся (поисковая, исследовательская деятельность, самостоятельное составление задач);
- реализует принцип индивидуальности;
- происходит социальная адаптация школьников;
- дети получают интеллектуальное развитие и обучаются практическим умениям. Повышается уровень знаний и познавательной активности учащихся, а также обеспечивается патриотическое воспитание учащихся.
Применение реального компонента в математике имеет особенности:
- недостаточное методическое обеспечение введения в математику практического компонента требует от учителя и учеников самостоятельного поиска информации для составления задач;
- все факты и данные в задачах и творческих заданиях должны соответствовать реальным событиям. Требуется особый контроль со стороны учителя, особенно если это касается самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся;
Так как в последние годы в заданиях ОГЭ и ЕГЭ появились практико-ориентированные задачи , то назрела необходимость учебного курса по решению задач, связанных с реальными процессами в нашей жизни. Ведь в школьных учебниках таких задач очень мало. Разработанный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания обучающихся в решении задач по математике на темы: «Фигуры на квадратной решётке» «выбор оптимального варианта», «Комбинаторные задачи», «Диаграммы, таблицы», «Текстовые задачи» , «Вычисление по формуле», что позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена.
Цель курса:
- Интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
Задачи курса:
- совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- формирование умений решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;
- расширение материала по определённым темам, включённым в программы ЕГЭ и ОГЭ. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ по математике; Учебному курсу «Реальная математика» отводится 34 часа. Содержание программы составлено в соответствие с кодификаторами и спецификациями контрольно - измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2022 года.
Тематическое планирование курса «Реальной математики»
1 час в неделю, всего 34 часа
Номер урока по порядку | Номер урока в разделе/теме | Наименование темы | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
Раздел 1. Задачи математических олимпиад. 2ч | ||||
1. | 1.1 | Задачи для разминки. Элементарные «занимательные» задачи. | 06.09 | |
2. | 2.1 | Задачи на уравнивание | 13.09 | |
Раздел 2. Элементы статистики, вероятности, комбинаторики. 4ч | ||||
3. | 1.2 | Комбинаторные задачи. Задачи на время | 20.09 | |
4. | 2.2 | Комбинаторные задачи. | 27.09 | |
5. | 3.2 | Задачи на время | 04.10 | |
6. | 4.2 | Задачи на работу. Задачи на производительность труда. | 11.10 | |
Раздел 3. Интерпретация информации, представленной в виде схем, таблиц, графиков. 10ч | ||||
7. | 1.3 | Анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах | 18.10 | |
8. | 2.3 | Анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах | 25.10 | |
9. | 3.3 | Диаграммы. Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграммах | 08.11 | |
10. | 4.3 | Диаграммы. Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграммах | 15.11 | |
11. | 5.3 | Решение задач на выбор оптимального варианта | 22.11 | |
12. | 6.3 | Решение задач на выбор оптимального варианта | 29.11 | |
13. | 7.3 | Решение задач на округление с избытком | 06.12 | |
14. | 8.3 | Решение задач на округление с избытком | 13.12 | |
15. | 9.3 | Решение задач на округление с недостатком | 20.12 | |
16. | 10.3 | Решение задач на округление с недостатком | 27.12 | |
Раздел 4. Величины. Зависимость между величинами. 11ч | ||||
17. | 1.4 | Задачи на встречное движение | 10.01 | |
18. | 2.4 | Задачи на встречное движение | 17.01 | |
19. | 3.4 | Задачи на движение в одном направлении | 24.01 | |
20. | 4.4 | Задачи на движение в одном направлении | 31.01 | |
21. | 5.4 | Задачи на движение в противоположном направлении | 07.02 | |
22. | 6.4 | Задачи на движение в противоположном направлении | 14.02 | |
23. | 7.4 | Познавательные задачи на движение всех типов | 21.02 | |
24. | 8.4 | Решение задач на движение по реке | 28.02 | |
25. | 9.4 | Решение задач на движение по реке | 07.03 | |
26. | 10.4 | Решение задач на доли и дроби | 14.03 | |
27. | 11.4 | Решение задач на доли и дроби | 21.03 | |
Раздел 5. Наглядная геометрия. 4ч | ||||
28. | 1.5 | Фигуры на квадратной решетке | 04.04 | |
29. | 2.5 | Фигуры на квадратной решетке | 11.04 | |
30. | 3.5 | Расчеты по формулам периметра и площади фигур | 18.04 | |
31. | 4.5 | Расчеты по формулам периметра и площади фигур | 25.04 | |
Раздел 6.Старинные задачи. 3ч | ||||
32. | 1.6 | История возникновения арифметических задач. Авторы-составители задач, их биографии. | 02.05 | |
33. | 2.6 | Виды старинных задач. | 16.05 | |
34. | 3.6 | Решения старинных задач. | 23.05 | |
Всего | 34 |
Список используемых литературы и ресурсов:
- А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Математика. 5 класс. – М: Илекса, 2020.
- В.В. Выговская. Сборник практических задач по 5- 6 класс. – М.: ВАКО, 2019.
- И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2019.
- Математика 5 класс: учебник Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- М.: Просвещение, 2014.
- Математика .Дидактические материалы 5 класс Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суварова. - М.: Просвещение, 2019.
- Математика 5 класс: учебник в 2 частях/ Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон – М.:Ювента, 2012-2014.
- Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. -26 издание. –М.: Мнемозина, 2015-2016.
- Н.Е. Кордина. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2013
- О.В. Узорова, Е.И.Нефедова. Супертренинг. Математика.1-4 классы. – М.: Астрель, 2013.
- Образовательные сайты «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок», «Сеть творческих учителей».
- Открытый банк заданий по математике. ЕГЭ 2022
- Открытый банк заданий по математике. ОГЭ 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ №1 (5-6 КЛАССЫ) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учетом п...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...
Рабочая программа учебного курса математики в 5 классе на основе авторской программы С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика. 5-6 классы»
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного предмета математика УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс» _6_ класс, базовый уровень
Рабочая программа учебного предмета УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс»...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...