Рабочая программа учебного курса "Реальная математика 5 класс"
рабочая программа по математике (5 класс)

Елена Васильевна Данилова

Учебный курс "Реальная математика" совершенствует практические навыки и вычислительную культуру. расширяет и совершенствует алгебраический аппарат, сформированный в основной школе и его применение к решению математических задач. Формирует умение решать несложные практические расчетные задачи. решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах, интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых обьектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_uk_realnaya_matematika_5_kl_2022-23.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»  ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                  413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом  29,  тел. (8453) 95-06-50

Рассмотрена

На заседании ШМО       ___________ протокол № ___

Утверждена 

Директор школы

 ____________ /С.А. Рогачева/

Приказ   от _____________ №______

 Рабочая программа учебного курса «Реальная математика»                                                                                                       ФГОС НОО/ООО (5 класс)

(базовый уровень)

г. Энгельс, 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Образовательная   политика   сегодня   находится   в поиске  определения  путей  развития  и  более   полного  удовлетворения  образовательных  потребностей,   как  страны,  так  и   её   регионов.  С учётом  роли,   которую   выполняет  образование,  оно  признаётся  приоритетным    направлением  при  решении   социально -  экономических  и  культурных   проблем. С нашей точки зрения, действующие   учебники   недостаточно   оснащены    заданиями  практического содержания.  Возникает   необходимость  вооружения  школьников   практическими   умениями  и  навыками,   обеспечивающими  возможность  их  применения    в  современных  условиях.   Предметом   изучения   на  уроках  математики  должна  стать  не  просто  математика,  а  математика  по  отношению    к  человеку,   природе,   окружающему  миру.  Введение  в  обучение   математике    содержания,  основанного  на  реальных фактах   и  событиях,   позволит  обучающимся  осознать  важные  в  познавательно -  воспитательном   отношении   проблемы  математической   науки  и  общественной  жизни,  а  также  выступит  одним  из  условий  внутренней  мотивации    в  организации    учебной  деятельности,  осознанного  восприятия   учебного  материала.  

Актуальность  этой  проблемы  определяется  тем,   что практическое  содержания  образования,  предусмотренное  Законом  РФ  «Об  образовании»,  вызвана   реальной  необходимостью,   до  настоящего  времени   не  нашедшей     полного  и  адекватного   выражения    в  содержании  образования.  

В  экзаменационных материалах ОГЭ и ЕГЭ  по  математике  содержатся задания на использование приобретённых знаний  и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели. Это задания, формулировка которых содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту.

 Это  задачи  на  проценты, представление  статистической  информации, табличное  и  графическое  представление  данных. Эти задачи  могут   решить  и  пятиклассники.

В  познавательной  активности    обучающихся  имеет  место  тесная  связь  логических  процессов  мышления   и  чувственных   восприятий.  Поэтому  обращение  к  примерам  из   жизни,  окружающей  обстановки вызывает  наибольший   интерес  у  обучающихся.

Систематическое   и  целенаправленное   включение   практического  материала  в  программу    математического  образования   в  5   классе:

  • повышает   эффективность  учебного  процесса;
  • активизирует   познавательную  деятельность  обучающихся;
  • стимулирует   самостоятельную   деятельность   обучающихся (поисковая, исследовательская  деятельность,  самостоятельное   составление  задач);
  • реализует  принцип  индивидуальности;
  • происходит  социальная  адаптация   школьников;
  • дети  получают   интеллектуальное  развитие   и   обучаются  практическим   умениям. Повышается  уровень   знаний   и  познавательной  активности учащихся,  а   также  обеспечивается   патриотическое  воспитание  учащихся.

Применение  реального  компонента    в  математике   имеет    особенности:  

  • недостаточное   методическое  обеспечение   введения   в  математику   практического  компонента   требует  от  учителя   и  учеников   самостоятельного   поиска  информации   для  составления  задач;
  • все факты   и  данные  в  задачах    и  творческих  заданиях    должны   соответствовать реальным   событиям.  Требуется  особый  контроль  со  стороны    учителя,  особенно  если  это  касается  самостоятельной  творческой  и  исследовательской  деятельности  учащихся;

Так  как в  последние  годы  в  заданиях ОГЭ  и  ЕГЭ  появились практико-ориентированные  задачи , то  назрела   необходимость    учебного курса по решению задач, связанных  с  реальными  процессами в  нашей  жизни.  Ведь  в  школьных  учебниках  таких  задач  очень мало. Разработанный   курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания обучающихся в решении задач по математике на темы: «Фигуры на квадратной решётке» «выбор оптимального варианта», «Комбинаторные задачи»,  «Диаграммы, таблицы», «Текстовые  задачи» , «Вычисление по формуле», что позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена.

Цель  курса:

  • Интеллектуальное  развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности  и  необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;

Задачи курса: 

  • совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
  • формирование  умений   решать  несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;  интерпретировать  результаты  решения  задач  с  учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;
  • расширение материала по определённым темам, включённым в программы ЕГЭ и  ОГЭ. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ и  ОГЭ  по математике; Учебному  курсу «Реальная математика»  отводится    34 часа.  Содержание  программы  составлено  в  соответствие  с  кодификаторами и  спецификациями  контрольно - измерительных  материалов  ЕГЭ  и  ОГЭ  2022  года.

Тематическое  планирование курса «Реальной математики»

1 час в неделю, всего 34 часа

Номер урока по порядку

Номер урока в разделе/теме

Наименование  темы

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Раздел 1. Задачи математических олимпиад. 2ч

1.

1.1

Задачи для разминки. Элементарные «занимательные» задачи.

06.09

2.

2.1

Задачи на уравнивание

13.09

Раздел 2. Элементы статистики, вероятности, комбинаторики. 4ч

3.

1.2

Комбинаторные задачи. Задачи на время

20.09

4.

2.2

Комбинаторные задачи.

27.09

5.

3.2

Задачи на время

04.10

6.

4.2

Задачи на работу. Задачи на производительность труда.

11.10

Раздел 3. Интерпретация информации, представленной в виде схем, таблиц, графиков. 10ч

7.

1.3

Анализ реальных числовых данных, представленных в

таблицах

18.10

8.

2.3

Анализ реальных числовых данных, представленных в

таблицах

25.10

9.

3.3

Диаграммы.

Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграммах

08.11

10.

4.3

Диаграммы.

Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграммах

15.11

11.

5.3

Решение задач на выбор оптимального варианта

22.11

12.

6.3

Решение задач на выбор оптимального варианта

29.11

13.

7.3

Решение задач на округление с избытком

06.12

14.

8.3

Решение задач на округление с избытком

13.12

15.

9.3

Решение задач на округление с недостатком

20.12

16.

10.3

Решение задач на округление с недостатком

27.12

Раздел 4. Величины. Зависимость между величинами. 11ч

17.

1.4

Задачи на встречное движение

10.01

18.

2.4

Задачи на встречное движение

17.01

19.

3.4

Задачи на движение в одном направлении

24.01

20.

4.4

Задачи на движение в одном направлении

31.01

21.

5.4

Задачи на движение в противоположном направлении

07.02

22.

6.4

Задачи на движение в противоположном направлении

14.02

23.

7.4

Познавательные задачи на движение всех типов

21.02

24.

8.4

Решение задач на движение по реке

28.02

25.

9.4

Решение задач на движение по реке

07.03

26.

10.4

Решение задач на доли и дроби  

14.03

27.

11.4

Решение задач на доли и дроби  

21.03

Раздел 5. Наглядная геометрия. 4ч

28.

1.5

Фигуры на квадратной решетке

04.04

29.

2.5

Фигуры на квадратной решетке

11.04

30.

3.5

Расчеты по формулам периметра и площади фигур

18.04

31.        

4.5

Расчеты по формулам периметра и площади фигур

25.04

Раздел 6.Старинные задачи. 3ч

32.

1.6

История возникновения арифметических задач. Авторы-составители задач, их биографии.

02.05

33.

2.6

Виды старинных задач.

16.05

34.

3.6

Решения старинных задач.

23.05

Всего

34

        

        

Список используемых литературы и ресурсов:

  1.  А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Математика. 5 класс. – М: Илекса, 2020.
  2. В.В. Выговская. Сборник практических задач по  5- 6 класс. – М.: ВАКО, 2019.
  3. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2019.
  4. Математика 5 класс: учебник Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- М.: Просвещение, 2014.
  5. Математика .Дидактические материалы 5 класс Л. В. Кузнецова, С. С.  Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суварова. - М.: Просвещение, 2019.
  6. Математика 5 класс: учебник в 2 частях/ Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон – М.:Ювента, 2012-2014.
  7. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. -26 издание. –М.: Мнемозина, 2015-2016.
  8. Н.Е. Кордина. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2013
  9. О.В. Узорова, Е.И.Нефедова. Супертренинг. Математика.1-4 классы. – М.: Астрель, 2013.
  10.  Образовательные сайты «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок», «Сеть творческих учителей».
  11.  Открытый банк заданий по математике. ЕГЭ 2022
  12.  Открытый банк заданий по математике. ОГЭ 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана  Галимовой Н.В.,  учителем математики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ №1 (5-6 КЛАССЫ) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС  ООО) с учетом п...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...

Рабочая программа учебного предмета математика УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс» _6_ класс, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс»...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...