Система заданий на формирование математической грамотности
методическая разработка по математике (6 класс)
Предложены задачи с характеристикой и критериями оценки на формирование математической грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniyanapravlennye_na_formirovanie_matematicheskoy_gramotnosti.docx | 851.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хетовская средняя школа"
Школьный методический конкурс
«Формируем функциональную грамотность обучающихся»
Задания, направленные на формирование математической
грамотности.
Выполнила:
Учитель математики
Воробьева Любовь Михайловна
2023г.
ЗАДАНИЕ1. «Сколько стоит собрать ребенка в школу».
Предмет: математика.
Тема: «Проценты».
Класс: 6 класс.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3.
В выходные Тамара Николаевна с сыном Андреем решили прогуляться по магазинам, чтобы купить одежду к школе. Андрею к новому учебному году было необходимо купить брюки, рубашку, пиджак, спортивную форму, туфли, галстук, кроссовки и школьные принадлежности. Проходя мимо магазина, они увидели, что в этот день действует акция: «Школьникам скидка на одежду – 15 %, на обувь – 20 %» .
Ниже представлены цены на товары в этом магазине без учета скидки.
Вопрос 1/1. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 2/1. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 3/1. Определите, сколько денег сэкономили мама с Андреем, приобретая товары в магазине.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение
Вопрос 1/1. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки без учёта скидки |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая, читательская.
Балл | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
1 | Дан верный ответ 12095 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) На покупку одежды Тамара Николаевна потратила бы без скидки: 1 500 + 3000 + 1 000 + 300 = 5800 руб. 2) На покупку обуви потратила бы: 3000 + 2500 = 5500 руб. 3) На покупку школьных принадлежностей потратила бы: 120+75+300+300=795 руб. 4) За все покупки в магазине Тамара Николаевна заплатила бы без скидки: 5800+5500+795=12095 руб. |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 2/1. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этот день скидок. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки с учётом скидки |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Балл | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Дан верный ответ 10125 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) В предыдущем вопросе была определена стоимость одежды без учёта скидки – 5800 рублей. С учётом скидки 15 % на одежду в этот мама Андрея заплатит: 5800 · 0,85 = 4930 руб. 2) В предыдущем вопросе была определена стоимость обуви без учёта скидки – 5500 рублей. С учётом скидки 20 % на обувь мама Андрея в этот день заплатит: 5500 · 0,8 = 1 920 руб. 3)Школьные принадлежности стоят 795 руб. 4) За все покупки Тамара Николаевна заплатит: 4930+4400+795=10125 руб. |
1 | Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 3/1. Определите, сколько денег сэкономили мама с Андреем, приобретая товары в магазине. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить выгоду при совершении покупок по акции |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
Балл | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
1 | Дан верный ответ 1 970 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) За покупку одежды, обуви и школьных принадлежностей Тамара Николаевна могла заплатить 12095 руб., если бы в магазине не было акции (Вопрос 1/1). 2) С учётом действующих скидок Тамара Николаевна заплатила – 10125 руб. (Вопрос 2/1). 3) Тамара Николаевна сэкономила, приобретая товары в магазине: 12095-10125=1970руб. |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
ЗАДАНИЕ 2. «ПОКУПКА ПРОДУКТОВ К УЖИНУ»
Предмет: математика.
Тема: «Проценты», «Действия с десятичными дробями», «Округление чисел»
Класс: 6 класс.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–2.
Тамаре Николаевне для приготовления ужина требуется купить следующие продукты: картофель 2 кг, гречу, молоко 1 л., кофе, хлеб белый 1 буханку, яиц 10 шт. Поблизости находились магазины: «Магнит», «Дикси» и «Пятёрочка». Цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в Таблице 1.
Прейскурант цен в магазинах Таблица 1.
Вопрос 1/2. Определите стоимость необходимого набора товаров, если Тамара Николаевна будет покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 2/2. Во сколько рублей обойдётся покупка Тамаре Николаевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к её дому магазине «Пятёрочка» и на кассе предъявит свою дисконтную карту, предоставляющую ей скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Вопрос 1/2. Определите стоимость необходимого набора товаров, если Тамара Николаевна будет покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и в виде таблицы, определить стоимость покупки |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Балл | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
1 | Дан верный ответ 781 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: Из таблицы видно, в каких магазинах выгоднее приобрести отдельные товары из списка. 1) за наиболее выгодные товары в магазине «Магнит» (кофе, хлеб, куриные яйца) Тамара Николаевна заплатит:449+26+69=544(руб.), за наиболее выгодные товары в магазине «Пятерочка» (картофель 2 кг, греча) домохозяйка заплатит: 47·2+87=181 (руб.) 3) молоко 1л. стоит 56 руб. 4) за все необходимые товары заплатит: 544+181+56=781 (руб.) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 2/2. Во сколько рублей обойдется покупка Тамаре Николаевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к ее дому магазине «Пятерочка» и на кассе предъявит дисконтную карту, предоставляющую ей скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки с учетом скидки |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Балл | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Дан верный ответ 779 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) за все продукты (без учета скидки) заплатит: 47·2+27+87+71+56+480=815(руб.) при предъявлении дисконтной карты магазина «Пятёрочка» на кассе заплатит 100% – 5% = 95% = 0,95 необходимой суммы покупки: 815 · 0,95 = 779,25 ≈ 779 (руб.) |
1 | Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
ЗАДАНИЕ 3 «Дружная семья»
Предмет: математика.
Тема: «Площадь прямоугольника», «Единицы измерения площади», «Округление чисел».
Класс: 5 класс.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–2.
В выходные вся семья очень любит собираться на даче. Каждый занят каким-нибудь делом. Мужчины что-то мастерят или ремонтируют, а женщины готовят еду и работают в саду и огороде. В конце каждого дня вся семья собирается за большим круглым столом и пьет чай с пирогами, которые печет бабушка. Летом на каникулах Маша и Антон решили покрасить беседку и забор. Забор будет покрашен в розовый цвет, а беседка - в зеленый. Сначала ребята решили подготовиться к покраске забора. Длина части забора, которую надо покрасить, известна-30м. |
Вопрос 1/3. Антон несколько раз измерял высоту забора и называл результаты замеров в разных единицах длины, а Маша записывала полученные результаты. Оказалось, что один из них записан неверно. Какой результат записан ошибочно?
Отметьте один верный вариант ответа.
- 210 см
- 21дм
- 21 см
- 2м 10 см
Вопрос 2/3. Красить забор нужно с двух сторон. Какую площадь нужно покрасить в розовый цвет.
Запишите свой ответ в квадратных метрах
кв.м |
Объясните свой ответ
Вопрос 3/3. Дедушка рассчитал, что для забора нужно 17 кг краски, для беседки-7 кг. Сколько всего трехкилограммовых банок с краской надо купить?
Объясните свой ответ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Вопрос 1/3. Антон несколько раз измерял высоту забора и называл результаты замеров в разных единицах длины, а Маша записывала полученные результаты. Оказалось, что один из них записан неверно. Какой результат записан ошибочно? |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личный |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | задание с выбором одного верного ответа |
Объект оценки | Соотносить размеры известного объекта с единицами длины, переводить единицы длины. |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Балл | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
1 | Выбран ответ 3 (21 см) |
0 | Выбран другой вариант ответа, или ответ отсутствует. |
Вопрос 2/3. Красить забор нужно с двух сторон. Какую площадь нужно покрасить в розовый цвет. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | пространство и форма |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личный |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | комплексное задание с кратким ответом и объяснением. |
Объект оценки | применять правило вычисления площади прямоугольника, переводить единицы измерения длины и площади, контролировать выполнение всех условий задания, извлекать информацию из двух источников (описания ситуации и условия задачи). |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Балл | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Записано число126 и приведено объяснение, подтверждающее этот ответ, например, «210 · 3000=630000кв.см=63 кв.м, 63 ·2=126кв.м» или (210 · 3000) · 2=1260000кв.см=126кв.м или (2,1 · 30) ·2=126кв.м |
1 | Записано число 126, а объяснение неполное, но в нем нет неверных действий и утверждений, или объяснение содержит ошибки в рассуждениях, или записано число 63 кв.м и приведена часть решения «210 · 3000=630000кв.см=63кв.м. |
0 | Другой ответ (включая случай, когда дан верный ответ, а объяснение отсутствует или неверное), или ответ отсутствует. |
Вопрос 3/3. Дедушка рассчитал, что для забора нужно 17 кг краски, для беседки-7 кг. Сколько всего трехкилограммовых банок с краской надо купить? |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личный |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | задание с кратким ответом и объяснением/решением |
Объект оценки | планировать ход решения задачи в три действия, применять деление с остатком, округлять результат по смыслу ситуации |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Балл | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Записано число 9 и приведено решение, например, «17:3=5(ост.2), значит 6 банок, 7:3=2(ост.1), значит, 3 банки, 6+3=9 (банок)», или объяснение: «17кг по 3кг – 6 банок,7кг по 3кг – 3 банки, всего 9 банок». |
1 | Записано число 9 и приведено неполное решение / объяснение, но в нем нет неверных действий или рассуждений, или решение/ объяснение отсутствует. |
0 | Другой ответ, или ответ отсутствует |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов
Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”. Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...
Примеры заданий для формирования математической грамотности.
Примеры заданий для формирования математической грамотности в 5-9 классах....
Задания по формированию математической грамотности на уроках математики
В работе содержится 8 задач на формирование математической грамотности на уроках математики. Данные задания подойдут для работы с учащимися 5-6 классов....
Конструирование заданий по формированию математической грамотности обучающихся на краеведческих данных для 5 класса
В данной работе представлена историческая справка о Татарском государственном театре кукол "Экият". Построенное в виде сказачного замка-дворца здание театра является достопримечательностью г...
"Поездка в океанариум" (разработка заданий по формированию математической грамотности)
Разработка заданий по формированию математической грамотности для учащихся 5-6 классов...
Задание на формирование математической грамотности
Формирование математической грамотности на уроке литературы в 7 классе "Биография М. Ю. Лнрмонотова"...
Мастер – класс по теме «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»
Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения кейсовых заданий для развития математической грамотности на уроках математики. Задачи мастер-класса:п...