Технологическая карта урока по теме "Проценты"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Данный урок - это урок открытия новых знаний. Урок направлен на формирование предметных и метапредметных результатов. Важно, что построение урока способствует повышению финансовой грамотности обучающихся: дети совместно с учителем просчитывают затраты на семейный отдых и выбирают оптимальный вариант из предложенных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_protsenty.docx | 512.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Косухина Елена Сергеевна,
учитель математики МБОУ «Ивановская СОШ»
Рыльского района
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Тема: Проценты
Цель:
- формирование понятия «процент», умения нахождения процента от числа;
- формирование умения применять способ нахождения процентов от числа в жизни человека (при планировании семейного отдыха)
-формирование компетенций грамотного расходования финансовых средств при планировании семейного отдыха, культуры обращения с деньгами;
-формирование умения работать в группе;
-формирование умения совершать рациональный выбор при планировании семейного отдыха, при изучении предлагаемых вариантов;
-формирование умения осуществлять осознанный выбор при решении задач;
-развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
-развитие у обучающихся умения сотрудничать, умение уважать мнение оппонента.
Планируемые результаты:
Предметные: знать способ нахождения процента от числа, уметь применять его, а также вычислительные навыки при планировании семейного отдыха и его финансовой составляющей; иметь представление об источниках семейного дохода, уметь планировать семейный бюджет (расходы на отдых), находить статьи экономии семейного бюджета, уметь анализировать и рационально планировать семейный бюджет
Метапредметные: уметь принимать решения и осуществлять осознанный выбор, находить возможности решения учебной задачи, строить логические рассуждения, делать выводы, осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи при планировании, учитывать условия и средства их достижения
Личностные: уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уважать мнение другого.
Ресурсы: компьютерный класс с выходом в сеть Интернет, раздаточный материал
Ход урока
Этап урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
1.Организационный этап | Обеспечить благоприятную внешнюю обстановку класса, а также психологически настроить учеников к предстоящей учебной деятельности и взаимодействию. | Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку | Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку. Делит класс на 3 группы. | Приветствие учителя. Рассаживаются по группам к компьютерам с выходом в Интернет | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу | Самостоятельная организация своего рабочего места |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы | Предлагает ответить на вопросы: - Что такое семья, сколько человек в вашей семье? -На что расходуются деньги в вашей семье? -Планируете ли отдых в вашей семье, если да, то какой и в какое время года? О каком отдыхе вы мечтаете? - Получается ли осуществить запланированный отдых или нет, по какой причине? Далее учитель сообщает, что Курскстат опубликовал на официальном сайте «Социально-экономическое положение Курской области» на январь 2021 года: в Курской области средняя зарплата составила более 38 тысяч рублей. Гипотеза: Если бы мои родители имели доход, равный средней зарплате в Курской области, то можем ли позволить отдых на берегу моря в течении 7 дней: а)в Турции б)на курорте Краснодарского края в)в Крыму. Что будет являться объектом исследования? (Семья) Предметом исследования? (доходы и расходы семьи на отдых) | Отвечают на вопросы и рассуждают о семейных расходах, о планировании семейного отдыха, с помощью учителя выдвигают гипотезу, определяют объект и предмет исследования | Познавательные УУД: устанавливать закономерности, строить рассуждения; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; высказывать свое предположение; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность на уроке. | Уметь определять и формулировать цель урока, ставить перед собой учебную задачу, выдвигать гипотезу, определять объект и предмет исследования |
Актуализация знаний. | Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; выявить место индивидуального затруднения;
| Определение цели и задачи исследования. Выполнение расчетов дохода и расхода семьи в соответствии с предложенным алгоритмом (таблиц) | Прежде чем перейти к дальней шей работе, определите цель и задачи исследования. Цель: выяснить, хватит ли денег на отдых при таком доходе. Задачи: 1.Определить доход и расходы семьи и остаток на отдых 2. Изучить предложения по отдыху 3.Рассчитать расходы на отдых и сделать вывод. На экране презентация – слайд 1 (Рис.1) Рассмотрите материал, который лежит у вас на столах (Рис.2), заполнить только цветные квадраты. На листке у вас «семья», определен состав семьи. Вы должны проанализировать и рассчитать бюджет вашей «семьи»: доходы и расходы за месяц, вычислить остаток. | Обучающиеся с помощью учителя формулируют цель исследования и задачи. Далее работают в группах. У каждой группы одинаковая карточка. Знакомятся с материалом и заполняют таблицу (Рис.2), заполняют только цветные клетки, предварительно делают пояснение как выполнить расчет, определяют способ действия. | Познавательные УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы; строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; выполнять пробные учебные действия; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии | Уметь определять цели и задачи исследования, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, уметь проводить необходимые вычисления, то есть владеть вычислительными навыками, уметь работать в группе, развивать навыки сотрудничества. |
Применение знаний и умений в новой ситуации | уточнить существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний и применение в новой ситуации | Поиск информации | Учитель предлагает каждой группе найти нужную информацию для заполнения таблиц. Для этого предлагает пройти по ссылке http://www.lera-tour.ru/cat.10.html Учитель предлагает выбрать турфирму «Лера» в г.Курске | Обучающиеся проходят по ссылке, осуществляют поиск информации, заполняют таблицу для каждой группы (Рис.3.) | Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из текста; находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; - анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - - планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; - выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе; - находить в тексте ответы на вопросы; - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; - выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - использовать информацию из разных источников; - ориентироваться в учебнике; - развивать элементарные навыки работы с приборами; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. - формировать навык учебного сотрудничества. Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - формулировать собственное мнение и позицию; - совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - осуществлять работу в паре (группе); - организовывать и осуществлять устную коммуникацию в группе; - аргументировать позицию личную и позицию группы; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - представлять результаты своего труда (работы группы). Регулятивные УУД: - искать пути решения проблемы; - строить алгоритм деятельности; - планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; - принимать и сохранять учебную задачу; - составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату (соответствие найденной информации заданным параметрам); - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - осуществлять самоконтроль; - самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели. - оценивать правильность выполненных действий; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - самостоятельно контролировать свое время и управлять им. | |
Обобщение и систематизация знаний | Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне | Обработка результатов исследования | Учитель предлагает 1 группе проанализировать расходы на отдых в Турции, 2 группе – расходы на море в Краснодарский край (Анапа), автобусный тур, 3 группе – расходы на море в Крыму (Феодосия), автобусный тур. Учитель помогает каждой группе в поиске и отборе информации | После заполнения таблицы представители группы рассказывают о своем выборе и расчетах, делают выводы о наличии денежных средств. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - организовать выполнение заданий учителя; - оценивать правильность выполненных действий; - анализировать и оценивать результаты своей деятельности; - осуществлять самоконтроль; - коррекция знаний, способов деятельности | |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - анализировать, синтезировать и сравнивать информацию. Коммуникативные УУД: - высказывать свои суждения, доказывать правоту; - аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; - выступать публично; - участвовать в групповой деятельности; - высказывать суждения по результатам сравнения; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей. Регулятивные УУД: - оценивать коллективную работу и свой вклад; - оценивать работу друг друга; - оценивать свою работу на уроке на разных этапах; - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов. | ||||
Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание Итог урока | организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Формулирование вывода. | Подведение итогов. Какие выводы вы можете сделать? Опровергаете или подтверждаете гипотезу, опираясь на ваши исследования? Насколько вы успешно выполнили задание? | Обсуждение полученного результата. На основе полученных результатов нескольких групп обучающиеся делают вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Список использованных источников и литература.
- https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/
- https://yandex.ru/search/?text
- https://www.mirturizma46.ru/poisk-turov-on-line-v-kurske/
Приложения
Рис.1
Семейный статус | Доходы семьи | Расходы семьи | Остаток (можно потратить на отдых) | |||
Подоходный налог, 13% | Коммунальные услуги 30% | Питание, 40% (Рассчитать на 20 дней) | ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
Итого |
Рис.2.
Турция
Ваш выбор (отель с описанием) | Стоимость тура | Перелет, стоимость билетов | Итого | Ваши средства | Вывод |
Краснодарский край, Анапа
Ваш выбор (отель с описанием) | Стоимость тура | Стоимость билетов, проезд | Итого | Ваши средства | Вывод |
Крым, Феодосия
Ваш выбор (отель с описанием) | Стоимость тура | Стоимость билетов, проезд | Итого | Ваши средства | Вывод |
Рис.3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....