Технологическая карта урока по теме "Проценты"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Косухина Елена Сергеевна

Данный урок  - это урок открытия новых знаний. Урок направлен на формирование предметных и метапредметных результатов. Важно, что построение урока способствует повышению финансовой грамотности обучающихся: дети совместно с учителем просчитывают затраты на семейный отдых и выбирают оптимальный вариант из предложенных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_protsenty.docx512.27 КБ

Предварительный просмотр:

Косухина Елена Сергеевна,

учитель математики МБОУ «Ивановская СОШ»

Рыльского района

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 5

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Тема: Проценты

Цель:

- формирование понятия «процент», умения нахождения процента от числа;

- формирование умения применять способ нахождения процентов от числа в жизни человека (при планировании семейного отдыха)

-формирование компетенций  грамотного расходования финансовых средств при планировании семейного отдыха, культуры обращения с деньгами;

-формирование умения работать в группе;

-формирование умения совершать рациональный выбор при планировании семейного отдыха, при изучении предлагаемых вариантов;

-формирование умения осуществлять осознанный выбор при решении задач;

-развитие умения соотносить свои действия  с планируемыми результатами, осуществлять     контроль своей  деятельности в процессе достижения результата;

-развитие у обучающихся умения сотрудничать, умение уважать мнение оппонента.

Планируемые результаты:

Предметные: знать способ нахождения процента от числа, уметь  применять его, а также вычислительные навыки  при планировании семейного отдыха и его финансовой составляющей; иметь представление  об  источниках семейного дохода, уметь  планировать семейный бюджет (расходы на отдых), находить статьи экономии семейного бюджета, уметь анализировать  и рационально планировать семейный бюджет

Метапредметные: уметь принимать решения и осуществлять осознанный выбор, находить возможности решения учебной задачи, строить логические рассуждения, делать выводы, осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи при планировании,  учитывать условия и средства их достижения

Личностные: уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уважать мнение другого.

Ресурсы: компьютерный класс с выходом в сеть Интернет, раздаточный материал

Ход урока

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

1.Организационный этап

Обеспечить благоприятную внешнюю обстановку класса, а также психологически настроить учеников к предстоящей учебной деятельности и взаимодействию.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку

Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку. Делит класс на 3 группы.

Приветствие учителя. Рассаживаются по группам к компьютерам с выходом в Интернет

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу

Самостоятельная организация своего рабочего места

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы

Предлагает ответить на вопросы:

- Что такое семья, сколько человек в вашей семье?

-На что расходуются деньги в вашей семье?

-Планируете ли отдых в вашей семье, если да, то какой и в какое время года? О каком отдыхе вы мечтаете?

 - Получается ли осуществить запланированный отдых или нет, по какой причине?

Далее учитель сообщает, что Курскстат опубликовал на официальном сайте «Социально-экономическое положение Курской области» на январь 2021 года: в Курской области средняя зарплата составила более 38 тысяч рублей.

Гипотеза: Если бы мои родители имели доход, равный средней зарплате в Курской области, то можем ли позволить отдых на берегу моря в течении 7 дней:

а)в Турции

б)на курорте Краснодарского края

в)в Крыму.

Что будет являться объектом исследования? (Семья)

Предметом исследования? (доходы и расходы семьи на отдых)

Отвечают на  вопросы и рассуждают о семейных расходах, о планировании семейного отдыха, с помощью учителя выдвигают гипотезу, определяют объект и предмет исследования

Познавательные УУД:  устанавливать закономерности, строить рассуждения;  выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;  высказывать свое предположение; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность на уроке.

Уметь определять и формулировать цель урока, ставить перед собой учебную задачу, выдвигать гипотезу, определять объект и предмет исследования

Актуализация знаний.

Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

выявить место индивидуального затруднения;

 

Определение цели и задачи исследования.

Выполнение расчетов дохода и расхода семьи в соответствии с предложенным алгоритмом

(таблиц)

Прежде чем перейти к дальней шей работе, определите цель и задачи исследования.

Цель:

выяснить, хватит ли денег на отдых при таком доходе.

Задачи:

1.Определить доход и расходы семьи и остаток на отдых

2. Изучить предложения по отдыху

3.Рассчитать расходы на отдых и сделать вывод.

На экране презентация – слайд 1 (Рис.1)

Рассмотрите материал, который лежит у вас на столах (Рис.2), заполнить только цветные квадраты. На листке у вас «семья», определен состав семьи. Вы должны проанализировать и рассчитать бюджет вашей «семьи»: доходы и расходы за месяц, вычислить остаток.

Обучающиеся с помощью учителя формулируют цель исследования и задачи.

 Далее работают в группах. У каждой группы одинаковая карточка.

Знакомятся с материалом и

заполняют таблицу (Рис.2), заполняют только цветные клетки, предварительно делают пояснение как выполнить расчет, определяют способ действия.

Познавательные УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы; строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; выполнять пробные учебные действия; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

Уметь определять цели и задачи исследования, планировать свои действия в соответствии  с поставленными задачами, уметь проводить необходимые вычисления, то есть владеть вычислительными навыками, уметь работать в группе, развивать навыки сотрудничества.

Применение знаний и умений в новой ситуации

уточнить существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний и применение в новой ситуации

Поиск информации

Учитель предлагает каждой группе найти нужную информацию для заполнения таблиц.

Для этого предлагает пройти по ссылке

http://www.lera-tour.ru/cat.10.html

Учитель предлагает выбрать турфирму «Лера» в г.Курске

Обучающиеся проходят по ссылке, осуществляют поиск информации, заполняют таблицу для каждой группы (Рис.3.)

Познавательные УУД:  извлекать необходимую информацию из текста; находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

-

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе; - находить в тексте ответы на вопросы;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать информацию из разных источников;

- ориентироваться в учебнике;

- развивать элементарные навыки работы с приборами;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- формировать навык учебного сотрудничества.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- осуществлять работу в паре (группе);

- организовывать и осуществлять устную коммуникацию в группе;

- аргументировать позицию личную и позицию группы;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- представлять результаты своего труда (работы группы).

Регулятивные УУД:

- искать пути решения проблемы;

- строить алгоритм деятельности;

- планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату (соответствие найденной информации заданным параметрам);

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- осуществлять самоконтроль;

- самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели.

- оценивать правильность выполненных действий;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне

Обработка результатов исследования

Учитель предлагает 1 группе проанализировать расходы на отдых в Турции, 2 группе – расходы на море в Краснодарский край (Анапа), автобусный тур,

3 группе – расходы на  море в Крыму (Феодосия), автобусный тур.

Учитель помогает каждой группе в поиске и отборе информации

После заполнения таблицы представители группы рассказывают о своем выборе и расчетах, делают выводы о наличии денежных средств.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- организовать выполнение заданий учителя;

- оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

- осуществлять самоконтроль;

- коррекция знаний, способов деятельности

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- выступать публично;

- участвовать в групповой деятельности;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

Итог урока

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Формулирование вывода.

Подведение итогов.

Какие выводы вы можете сделать? Опровергаете или подтверждаете гипотезу, опираясь на ваши исследования?

Насколько вы успешно выполнили задание?

Обсуждение полученного результата. На основе полученных результатов  нескольких групп обучающиеся делают вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Список использованных источников и литература.

  1. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/
  2. https://yandex.ru/search/?text
  3. https://www.mirturizma46.ru/poisk-turov-on-line-v-kurske/

Приложения

C:\Users\user\Desktop\ea2bef6dbd60c3aebf4c4ab131b51531.png

Рис.1

Семейный статус

Доходы семьи

Расходы семьи

Остаток

(можно потратить на отдых)

Подоходный налог, 13%

Коммунальные услуги 30%

Питание, 40%

(Рассчитать на 20 дней)

  1. Муж

 

 

  1. Жена

 

 

  1. Дочь (обучающаяся 3 класса)

 

 

  1. Сын (студент 1 курса ВУЗа, стипендия 2000 руб)

 

 

Итого

Рис.2.

Турция

Ваш выбор

(отель с описанием)

Стоимость тура

Перелет, стоимость билетов

 Итого

Ваши средства

Вывод

                                                                       

Краснодарский край, Анапа

Ваш выбор

(отель с описанием)

Стоимость тура

Стоимость билетов, проезд

 Итого

Ваши средства

Вывод

Крым, Феодосия

Ваш выбор

(отель с описанием)

Стоимость тура

Стоимость билетов, проезд

 Итого

Ваши средства

Вывод

Рис.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...