УЧИТЬ МЫСЛИТЬ (ИЛИ КОРОТКО О СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПАНСИОНЕ ВОСПИТАННИЦ МО РФ)
статья по математике
В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что говорит об уникальности этой области знаний. Часто говорят, что математика - язык современной науки. Выдающийся физик Р. Фейнман писал: "Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика – орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей". Другими словами, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_maltseva_prepodavatel_uchit_myslit.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мальцева С.Н.,
Преподаватель,
ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц МО РФ»
УЧИТЬ МЫСЛИТЬ
(ИЛИ КОРОТКО О СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПАНСИОНЕ ВОСПИТАННИЦ МО РФ)
Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе
(из Концепции развития математического образования в РФ)
В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что говорит об уникальности этой области знаний. Часто говорят, что математика - язык современной науки. Выдающийся физик Р. Фейнман писал: "Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика – орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей". Другими словами, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.
«Школа должна учить мыслить» - в этом основная идея выдающегося отечественного философа Л.С.Выгодского. Но как научить мышлению? У. Сойер в книге "Прелюдия к математике" пишет: "Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума", которая дала бы им возможность в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и ставить перед собой новые задачи. Понятно, что многое определяется врожденными способностями. Однако можно отметить целый набор факторов, зависящих от образования в целом и математического образования в частности.
Например, известно, что обучение искусству решать задачи формирует определенный склад ума. Необходимость исследовательской деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли, что является важнейшим элементом общей культуры.
Важное влияние оказывает курс математики на формирование различных форм мышления: логического, пространственно-геометрического, алгоритмического. Математика учит сравнивать различные гипотезы, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Все вместе служит развитию личности. Кроме прочего, она вырабатывает и привычку к методичной работе, без которой не мыслим ни один творческий процесс.
Такие качества как настойчивость в достижении цели, решительность, целеустремленность, аккуратность необходимы любому человеку, а военному в особенности. Это - то немногое из большого списка причин, в силу которых математические знания должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении не только кадет, но и воспитанниц Минобороны России.
В Московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц» ежегодно до 40% выпускниц, так или иначе, связывают свою будущую профессию с продолжением обучения на физико-математических и инженерных факультетах вузов, выбирая экономические факультеты и такие направления как прикладная математика, информационная безопасность.
В системе довузовского образования Минобороны России математическое и естественно-научное образование всегда занимали особое место. В период цифролизации их роль во всем мире особо возросла: не случайно в США, Китае, Японии, Корее и ряде других стран приняты государственные программы, направленные на привлечение молодежи к получению математического образования.
Ректор МГУ академик В.А.Садовничий в предисловии к книге «Образование, которое мы можем потерять» констатирует, что именно математика и естественные науки определяют перспективное развитие общества.
Нобелевский лауреат Ж. И.Алферов считал: «Страна, которая хотела бы адекватно отвечать серьезнейшим вызовам времени, должна опираться в первую очередь на хорошее математическое и естественно-научное образование, иначе нет у этой страны будущего».
Создание современной экономики, прорыв в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и технологий наносистем, разумное природоиспользование, предупреждение экологических катастроф, перспективных направлений военной техники повышают требования к выпускникам довузовских образовательных организаций Минобороны России.
В Пансионе для качественного математического образования созданы все необходимые условия, это психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения, учебно-материальная база, высокая квалификация педагогов. Сложилась результативная система взаимодействия с Вузами. Математическое образование дополнено программами и спецкурсами МФТИ, МГТУ им. Н.Баумана, Первого медицинского университета им. Сеченова. Воспитанницы участвуют в городском проекте «Университетские субботы». Преподаватели вузов проводят мастер-классы, в том числе по подготовке к предметным олимпиадам.
В Пансионе олимпиадному движению уделяется большое внимание, и работа дает положительные результаты. Ежегодно воспитанницы Пансиона в числе призеров и победителей предметных олимпиад по математике различного уровня. Кружки по решению олимпиадных задач организуем для воспитанниц разных параллелей одновременно. Это дает возможность использовать прием взаимного обучения, когда старшие воспитанницы, уже достигшие высокого уровня знаний по математике и имеющие опыт успешного участия в олимпиадах, делятся своим опытом решения сложных задач с воспитанницами 8 -10 классов.
Система математического образования включает научно-методическое обеспечение рабочих программ по предмету, психолого-педагогическое сопровождение. Педагоги-психологи проводят тренинги и занятия с различными категориями воспитанниц, в том числе с воспитанницами олимпиадной школы, занимающимися исследовательской и проектной деятельностью по математике и смежным наукам. В систему математического образования входит внеурочная деятельность и система дополнительного образования.
Учебный план дополняют занятия по программам «Финансовая математика», «Логика» в 5-6 классах, мероприятия, направленные на развитие познавательного интереса. В математических классах математику изучают по программах расширенного (5-6 классы) и углубленного курсов (7-9 классы). В старших классах профильная математика поддерживается элективными курсами, например: «Избранные вопросы математики», «Финансовая математика», «Олимпиадная математика», «Компьютерное моделирование». Дополнительное образование представлено программами заочной физико-математической школы, программами, связанными с робототехникой и компьютерным моделированием.
В Пансионе создана система работы по повышению профессиональных компетенций, квалификации преподавателя как исследователя. Система работы включает проведение семинаров, практикумов, программа которых ориентирует педагогов на развитие личности ребенка в гендерных условиях. Действующая система психолого-педагогических и исследовательских семинаров, позволяет и помогает преподавателю вести собственную исследовательскую деятельность по интересующей его теме. Творческие отчеты, открытые заседания методических объединений, научно–практические педагогические конференции дают возможность каждому педагогу представить результаты своего проекта (продукт исследования) коллегам. Почти все преподаватели математики награждены ведомственными медалями Министерства обороны Российской Федерации за достижения в области образования и воспитания, имеют высшую квалификационную категорию, среди педагогов почетные работники просвещения, победители профессиональных конкурсов.
При обучении преподаватели используют современные педагогические технологии, направленные на развитие мышления воспитанниц, умения сравнивать и анализировать, делать выводы и классифицировать, выдвигать гипотезы и уметь их доказывать, уметь работать в коллективе и брать ответственность на себя.
Система математического образования Пансионе не только объединяет урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование, но, что важнее, имеет прикладное значение с экономикой, информатикой, биологией.
Обучение девочек осуществляется высоко-профессиональным коллективом в гендерно-комфортной среде с учетом психолого-возрастных особенностей воспитанниц и направлено на развитие личности.
Выражаем уверенность, что наши выпускницы восприимчивы к инновациям, будут компетентными в сферах информационных технологий, экономики и менеджмента, генной инженерии и микробиологии, во всех профессиональных сферах, где бы они не служили Отечеству. Эта уверенность подкрепляется тем, что воспитанницы имеют не только хорошее математическое образование, которое подтверждено их достижениями в олимпиадах и конкурсах, но имеют развитое мышление, проявляют интерес к исследованиям и закономерностям, видят красоту и гармонию познания, что, на наш взгляд, является важнейшим элементом общей культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц». ...
Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....
Рогулькина Наталья Дмитриевна, преподаватель ИЗО, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ» г.Москва, 2011 год Разработка открытого урока «Детский портрет»
Рогулькина Наталья Дмитриевна,преподаватель ИЗО,Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»г.Москва, 2011 годРазработка открытого урока«Детский портрет»Характеристики урока: от...
Обучение как искусство соразмерности и гармонии (или к вопросу о педагогических подходах гендерного обучения на примере пансиона воспитанниц)
В России неоднократно предпринимались попытки раздельного обучения мальчиков и девочек. Началом женского образования принято считать 1764 год, когда Екатериной II был основан Смольный институт. ...
Функции и этапы программы обучения фигурному катанию на коньках воспитанниц "Московского кадетского корпуса" Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации"
В статье рассматривается организация учебно-тренировочного процесса обучения воспитанниц пансиона фигурному катанию на коньках, программа обучения,ее функции и этапы реализации....
Интеграция основного и дополнительного образования (спорт, искусство, наука) в Пансионе воспитанниц МО РФ
Дополнительное образование в Пансионе воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации – это не только часть общего образования, но и инновационное содержание образования. Интег...
УЧИТЬ МЫСЛИТЬ (ИЛИ КОРОТКО О СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПАНСИОНЕ ВОСПИТАННИЦ МО РФ)
В статье кратко представлена система математического образования в Пансионе воспитанниц МО РФ и ее направленность на развитие воспитанницы....