Урок математики в 6 классе по теме "Решение задач с помощью уравнений".
план-конспект урока по математике (6 класс)
Решение задач с помощью уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_reshenie_zadach_s_pomoshchyu_uravneniy.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Тема урока: Решение задач с помощью уравнений.
Тип урока: Изучения и усвоение нового учебного материала.
Цели урока:
Образовательная цель: Формировать умения решать уравнения, задач с
помощью уравнений.
Развивающая цель: Развивать вычислительные навыки учащихся.
Развивать логическое мышления учащихся.
Воспитательная цель: Воспитывать культуру письма и речи, культуру
поведения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные: Умение работать с математическим текстом, точно и грамотно
выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя
математическую терминологию и символику.
Личностные: Выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры
Метапредметные
Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа
решения. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль
по результату.
Познавательные: Ориентируются на разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации
различных позиций в сотрудничестве.
Контролируют действия партнера. Договариваются о
совместной деятельности, приходят к общему решению
Оборудование: Математика 6 класс: учебник для образовательных
организаций/ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников,
А. В. Шевкин. Москва, Просвещение 2014/., доска, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает их на продуктивную деятельность. Обучающимся раздаются карточки зеленого и красного цвета, обозначающие «ДА» и «НЕТ» соответственно, с объяснением для чего они им будут необходимы, листы оценивания (самооценки и взаимооценки), которые ученики будут заполнять в течение урока. Учитель объясняет учащимся как заполняется лист оценивания, что в нем в каждом пункте отражается то количество баллов, которое может получить учащийся (Приложение)
2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Учащимся предлагаются решенные упражнения, в которых им предлагается найти ошибку. После каждого задания учащиеся поднимают карточки «ДА» или «НЕТ», в зависимости от того правильно ли выполнено с их точки зрения это задание и выставляют в лист оценивания соответствующее количество баллов.
Задание для первого варианта:
- – 15 + 20 = - 5 (НЕТ)
- -12 × ( - 2 ) = 24 (ДА)
- – 25 + ( - 30 ) = - 55 (ДА)
- - ( - 28 ): ( - 7 ) = 4 (НЕТ)
- ( - 4 )2 × ( - 2 ) = - 32 (ДА)
Задание для второго варианта:
- - 18 : ( - 6 ) = - 3 (НЕТ)
- – 35 + 42 = - 7 (НЕТ)
- - ( - 8 ) × 3 = 24 (ДА)
- – ( - 40 ) - 34 = 6 (ДА)
- - 3 2 × ( - 5 ) = 45 (ДА)
Далее учащимся предлагается решить уравнение, которое после выполнения будет проверено соседом по парте.
Задание для первого варианта:
- 3( 5 – 2х) + 4( 3 – 5х) = 76 + 32х,
- 15 + 6х + 12 - 20х = 76 + 32х,
- 46х = 79,
Х =
Задание для второго варианта:
5( 3 – 4х) - 4( 2х – 5) = 15х – 34,
15 - 20х - 8х + 20 = 15х - 34,
- 43х = -69,
Х =
По завершению работы обмениваются тетрадями и проверяют работу карандашом по образцу, выставляя полученное количество баллов в лист оценивания
2.Целеполагание и мотивация
Учитель предлагает учащимся решить следующую задачу: В классе 31 ученик, причем девочек на 5 больше, чем мальчиков. Сколько в классе девочек и мальчиков?
Ученики высказывают предположение о том, как ее можно решить, вспоминая, что эта задача является задачей на нахождение чисел по их сумме и разности, которые начинали решать в пятом классе.
Учитель соглашается с учащимися, но предлагает другой способ решения, напоминая, что несколько минут назад решали уравнение и неплохо было бы применить уравнение к ее решению.
После этого учащиеся вместе с учителем формулируют цель урока, а именно
необходимо научиться решать задачи еще и с помощью уравнений.
3.Восприятие и первичное осознание нового материала.
После этого учащимся предлагается открыть с. 123 учебника и, работая в паре ознакомиться с п. 3. 10 «Решение задач с помощью уравнений». Прочитав учебник, учащиеся делают вывод о том, что для того, чтобы решить задачу с помощью уравнения нужно:
- Одну из неизвестных величин обозначить буквой, а остальные величины через нее выразить;
- Используя условие задачи составить уравнение;
- Решить составленное уравнение;
- Ответить на вопрос задачи.
Далее учитель предлагает им совместно выполнить задания учебника, один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях, причем тот кто наперед самостоятельно решил упражнение показывает его учителю.
№ 634(а) Обозначить неизвестное число буквой и составить уравнение по условию задачи: Задумали число, прибавили к нему 8 и получили 33.
Решение: Пусть х задуманное число, тогда если к нему прибавить 8 получим х + 8, по условию это равно 33, тогда можем составить и решить уравнение
х + 8 = 33,
х = 33 – 8,
х = 25.
То есть задуманное число 25.
Ответ: 25
№ 634(б) Обозначить неизвестное число буквой и составить уравнение по условию задачи: Задумали число, умножили его на 4 и получили 52.
Решение: Пусть х задуманное число, тогда если его умножить на 4 получим 4х, по условию это равно 52, тогда можем составить и решить уравнение
4х = 52,
х = 52 : 4,
х = 13.
То есть задуманное число 13
Ответ: 13
№ 635(а) Одно из чисел на 6 больше другого, а их сумма равна 18. Найти эти числа, обозначив буквой меньшее число.
Решение: Пусть х меньшее число, тогда большее число х + 6, по условию задачи их сумма равна 18, тогда можем составить и решить уравнение
х + х + 6 = 18,
х + х = 18 - 6,
2х = 12
х = 12 : 2,
х = 6.
То есть меньшее число 6, а большее число равно 12.
Ответ: 6; 12.
№ 637(а) Одно из чисел в 5 раз больше другого, а их сумма равна 42. Найти эти числа.
Решение: Пусть х меньшее число, тогда большее число 5х, по условию задачи их сумма равна 42, тогда можем составить и решить уравнение
х + 5х = 42,
6х = 42,
х = 42 : 6,
х = 7.
То есть меньшее число 7, а большее число равно 35.
Ответ: 7; 35.
№ 637(в) Одно из чисел в 4 раза больше другого, а их разность равна 39. Найти эти числа.
Решение: Пусть х меньшее число, тогда большее число 4х, по условию задачи их разность равна 39, тогда можем составить и решить уравнение
4х - х = 39,
3х = 39,
х = 39 : 3,
х = 13.
То есть меньшее число 13, а большее число равно 52.
Ответ: 13; 52.
№ 638(а) Брат нашел в 3 раза больше белых грибов, чем сестра. Всего они нашли 24 белых гриба. Сколько белых грибов нашел брат и сколько сестра?
Решение: Пусть х количество грибов, которые собрала сестра, тогда брат собрал 3х, по условию вместе они собрали 24 гриба, тогда можем составить и решить уравнение
х + 3х = 24,
4х = 24,
х = 24 : 4,
х = 6.
То есть сестра нашла 6 белых грибов, а брат 18.
Ответ: 6; 18.
После выполнения задания каждый выставляет в лист оценивания соответствующее количество баллов.
4.Первичное проверка понимания усвоенного материала.
Учитель предлагает ученикам выполнить, работая в паре, следующее задание.
№ 639 В книге 60 страниц. Прочитали в 2 раза больше страниц, чем осталось прочитать. Сколько страниц осталось прочитать?
№ 640 У хозяйки 20 кур и цыплят. Кур было в 4 раза меньше, чем цыплят. Сколько цыплят было у хозяйки?
№ 642 В школу привезли 690 столов и стульев. Стульев было на 230 больше, чем столов. Сколько столов и стульев привезли в школу?
По завершению работы учащиеся проверяют работу по образцу, выставляя полученное количество баллов в лист оценивания.
7.Информация о домашнем задании
Учитель сообщает домашнее задание
Решать № 634(в), 636, 638(б), 642(б)
Изучить п. 3.10
Повторить действия с дробями, решение уравнений.
Разъясняет методику его выполнения.
8. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся продолжить неоконченные предложения
«Сегодня я узнал………..»,
«Было интересно………...»,
«Было трудно…………….»,
«Я понял, что……………..»,
«Теперь я могу……………»,
«Я научился……………….»,
«У меня получилось………».
Учитель говорит учащимся о том, что в течении всего урока они заполняли лист оценивания, и предлагает учащимся посчитать количество баллов и выставить себе оценку за урок и оценку своему соседу по парте.
В заключении предлагает учащимся поднять руку сначала тем, кто поставил себе «5», затем «4», затем «3» и «2» .
Приложение
Лист оценивания
Деятельность | Количество баллов | 1 ученик самооценка | 2 ученик оценка напарника |
«ДА - НЕТ» | Каждый правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. Максимально 5 б. | ||
Самостоятельное решение уравнений | Правильно выполненное задание оценивается 3 баллами. Максимально 3 б. | ||
Решение упражнений | Правильно самостоятельно выполненное задание ПЕРВЫМ 3б. ВТОРЫМ 2б. ТРЕТЬИМ 1б. Максимально 18 б. | ||
Проверка понимания усвоенного материала | Каждый правильно выполненное задание оценивается 3 баллом. Максимально 9 б. | ||
Подведение итогов | Отметка «5» 30-35 баллов Отметка «4» 17-29 баллов Отметка «3» 8-16 баллов Отметка «2» меньше 8 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени».
Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени». Урок для учащихся 9 класса. Применение индивидуальных карточек на уроке помогает учащимся решать самостоят...
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....
Теоретические основы проектирования урока математики по теме: «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения»
Тема «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения» лежит в разделе «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое знач...
Урок математики в 5 классе.Тема: Решение задач с помощью уравнений.
Разработка урока по математике в 5 классе на тему «Решение уравнений и задач с помощью уравнений» АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ УРОКА Шевчук Виктория СергеевнаПредмет: мат...
Урок в 5 классе. Решение текстовых задач с помощью составления уравнений.
Урок проводится после изучения темы «Решение текстовых задач уравнением» и является уроком – закрепления полученных знаний.Подобраны задачи с интересным содержанием....
Дидактический материал по алгебре, 7 класс. Тема: Решение задач с помощью уравнений.
Дидактический материал...
Математика 5 кл . Презентация "Решение задач с помощью уравнений"
Презентация к уроку математики в 5 классе...