Урок в 5 классе. Решение текстовых задач с помощью составления уравнений.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок проводится после изучения темы «Решение текстовых задач уравнением» и является уроком – закрепления полученных знаний.
Подобраны задачи с интересным содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse._reshenie_zadach_uravneniem.docx | 101.36 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Гатчина
Средняя общеобразовательная школа №9
с углубленным изучением отдельных предметов
Учитель: Ровенская А.Н.
Математика, 5 класс
ТЕМА: " Решение задач с помощью уравнений".
Тип урока: урок – консультация
Цели урока:
- Образовательные:
- Систематизировать, расширить умения и навыки учащихся при решении уравнений.
- Научить кратко записывать условия задач в виде таблицы, решать их с помощью уравнений.
- Развивающие:
- развитие мышления и умственной деятельности
- развитие наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
- развитие правильной математической речи
- развитие наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитательные.
воспитание ответственности, активности, интереса к предмету;
Задачи :
1. Повторить правила решения уравнений.
2. Закрепить умение решать задачи уравнением.
Урок проводится после изучения темы «Решение текстовых задач уравнением» и является уроком – закрепления полученных знаний
Обеспечение: 1) листы с заданиями ( см. приложения );
Методические рекомендации:
На уроке повышено внимание к алгебраическим приемам решения текстовых задач, как средству обучения способам рассуждений, выбору стратегии решения, анализу ситуации, сопоставлению данных и в конечном итоге развитию учащихся.
Предложенные задачи подобраны с «разбегом» трудности, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к уровню подготовки учеников, а практическая направленность содержания позволяет осуществлять межпредметные связи и повышать интерес к предмету.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашней работы
- Устный счет. Отработка алгоритмических умений. (слайд№2)
- Формирование умений и навыков.
- Усвоение умений и навыков
- Минута отдыха
- Закрепление, применение умений и навыков
- Домашнее задание (карточка)
- Итог урока:
ХОД УРОКА
Ι. Организационный момент. Постановка целей и задач.
«Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!»
«Хорошего вам настроения».
На предыдущих уроках мы занимались изучением уравнений.
Сегодня мы научимся решать задачи с помощью уравнений.
ΙΙ. Проверка домашней работы.
Но сначала проверим, как вы справились с домашней работой.
Вызываю к доске 2-3 учеников. Выдаю им карточки с домашним заданием и прошу рещить уравнения у доски.
Решите уравнения. | |
Вариант № 1. | |
1). | 389 + ( x - 47 ) = 819 |
2). | ( x - 277 ) : 14 = 707 |
3). | ( y -193 ) + 863 = 3478 |
4). | 404271 : a - 3564 = 783 |
Решите уравнения. | |
Вариант № 2. | |
1). | ( y - 476 ) - 368 = 1594 |
2). | ( a - 839 ) - 764 = 387 |
3). | ( 9093 - x ) - 783 = 1975 |
4). | ( x - 5 ) * 9 = 162 |
Одновременно с ними работаем устно. Как только они заканчивают решать,проверяю. Говорю, что нужно исправить ошибки, если они есть. Стараюсь не подсказывать, где ошибка.
Оцениваю ответ и сажаю на место.
IΙΙ. Устный счет. Отработка алгоритмических умений. (слайд№2)
Найдите корни уравнения:
х:14=1 х=14,
1:n=1 n=1,
p:1= p б.м.р,
0*y=6 нет решений,
59+2х=65 х=3,
35:х-20=15 х=1,
y:2+35=36 y=2,
27-x=27+x x=0,
30+x=32-x x=1,
x+2=x нет решений.
Заполните пустые клеточки ( на доске заполняю по их ответам )
:12 *z z=?
*23 :y y=?
+13 -x x=?
:12 *z z=47
*23 :y y=29
+13 -x x=24
Задание №1:
Сформулируйте условие задачи по рисунку
через 2 час
v₁=40 км/ч v₂= ? км/ч
10км
Поставьте разумные вопросы. Составьте алгебраические выражения, которые позволят ответить на поставленные вопросы.
Из двух пунктов расстояние между которыми 10 км одновременно выезжают две машины . Скорость первой машины - 40 км/ч. Первая машина догнала вторую через 2 часа.
Найти скорость второй машины.
40*2 – х*2=10
Прочитайте полученное алгебраическое выражение.
Ответ: 35 км/ч
Решите задачи устно.
Задача № 1.
через 3 часа
v₁=24 км/ч v₂= 36 км/ч
Ответ: 180 км.
? км
Задача № 2.
через 5 час
v₁=7 км/ч v₂= 6 км/ч
Ответ: 5 км
способ 1: 7*5 - 6*5=35 – 30=5
способ 2: (7 – 6)*5=5
? км
Ι∀ Формирование умений и навыков.
Составьте уравнение, с помощью которого можно решить задачу.
через 3 часа
v₁= x км/ч v₂= x+3 км/ч
Ответ:
способ 1: 3x+3*(x+3)=78
способ 2: (x+x+3)*3=78 или 3*(2x+3)=78
через 4 час
v₁=(2x+15) км/ч v₂= x км/ч
80км
Ответ:
способ 1: (2x+15 – x)*4=80 или ( x+15)*4= 80
способ 2: 4*( 2x+15) - 4*x=80
∀.Усвоение умений и навыков
б) Рассмотрим сложение алгебраических дробей с разными знаменателями.
Задача №1.
Доспехи средневекового рыцаря на 18 кг тяжелее меча, а меч на 5 кг легче щита. Сколько весят доспехи, меч и щит, если полное вооружение рыцаря весит 50 кг?
Краткое оформление условия задачи в виде таблицы.
Масса, кг | Ответ: | ||||
Доспехи | ? | на 18 кг б. | x+18 | 27 кг | |
Меч | ? | на 5 кг м. | x | 9 кг | |
Щит | ? | x+5 | 14 кг |
Решение.
Пусть масса меча- x кг, тогда масса доспехов (x+18) кг, масса меча (x+5) кг.
(x+(x+18)+(x+5)) кг – масса полного вооружения рыцаря.
Так как по условию задачи полное вооружение рыцаря 50 кг, то можно составить уравнение:
x+(x+18)+(x+5)=50;
3x+23=50;
3x=27;
x=9.
1). 9+18=27(кг) – масса доспехов.
2). 9+5=14(кг) = масса щита.
Ответ: 27кг, 9кг, 14кг.
Задача №2.
Кузнечика и жука взвесили вместе. Оказалось, что жук весит в 3 раза больше кузнечика, а кузнечик весит на 2 гр. Меньше.
Найти общий вес жука и кузнечика.
Краткое оформление условия задачи в виде таблицы.
Масса,гр | Масса, гр | ||
Кузнечик | x | на 2 гр м. | ? |
Жук | 3x |
Решение.
Пусть кузнечик весит x гр., тогда жук весит 3x гр.
(3х-х) гр.- на столько жук тяжелее кузнечика.
Но по условию задачи жук тяжелее кузнечика на 2 грамма.
Составим уравнеие.
3х-х=2,
х=1.
Ответ: кузнечик весит 1 гр, жук-3 гр.
∀I Минута отдыха
Дадим отдых глазам. Отложите ручки и карандаши. Выпрямитесь. Закройте глаза. Закрытыми глазами посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Сильно зажмурьте глаза, расслабьте. Сделайте круговые
движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую. Еще раз зажмурьте глаза, расслабьте. Немного посидите с закрытыми глазами. Хорошо.
Плавно открываем глаза. Восстанавливаем резкость изображения.
∀ΙΙ Закрепление, применение умений и навыков
Вариант 1.
Задача 1.
У обезьяны массой в 91 кг масса хвоста в 12 раз меньше массы тела. Найти массу хвоста этой обезьяны.
Задача 2.
Кольцо дороже цепочки в 6 раз, а цепочка дешевле кольца на 90 рублей. Сколько стоит кольцо и цепочка?
Задача 3.
На трех полках лежит всего 66 книг. Причем на первой полке втрое больше , а на второй вдвое больше, чем на третьей. Сколько книг на каждой полке?
Вычислите: (504*370 – 158092) : 47 + 1612 | |
Вариант 2.
Задача 1.
Попугай в 5 раз ниже страуса, а верблюд на 280 см выше страуса. Найдите рост попугая, если рост верблюда 420 см.
Задача 2.
Бочка вмещает воды в 4 раза больше, чем ведро. Сколько литров воды вмещает бочка, если в одно ведро входит на 36 литров воды меньше, чем в бочку?
Задача 3.
Поезд имеет в своем составе цистерны, платформы и товарные вагоны. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем товарных вагонов. Сколько в составе поезда отдельно цистерн, платформ и товарных вагонов, если их общее количество равно 60 ?
Вычислите: (37296 : 37 – 17780 : 35) : 250 Дополнительная задача. Во второй пачке неизвестно, сколько тетрадей, но их на 20 меньше, чем в первой пачке и на 5 меньше, чем в третьей пачке. Сколько тетрадей во второй пачке, если их 130 на трех полках ? | ||||||
∀ΙΙΙ Домашнее задание (карточка )
1). 61 - ( 3 * x + 51 ) = 1 | ||
2). ( 8 * x - 12 ) * 15 = 60 | ||
3). ( 49 * x + 11 ) * 5 - 293 = 7 | ||
4). ( 5 * x + 70 ) : 120 + 2 = 3 | ||
Задача | ||
Брату и сестре понравилась в киоске почтовая марка, но чтобы ее | ||
брату не хватает 20 коп, а сестре 14 коп. Когда же они сложили | ||
вместе имеющиеся у них деньги,о оказалось , что им не хватает еще | ||
4 коп. Сколько стоила марка ? |
XΙ Итог урока:
Закончи предложение.
«Что нового я узнал на уроке…»
«А у меня сегодня не получилось….»
«Я и не подозревал…..»
Вы сегодня снова хорошо поработали. Молодцы.
Приложение №1
Задача №1.
Доспехи средневекового рыцаря на 18 кг тяжелее меча, а меч на 5 кг легче щита.
Сколько весят доспехи, меч и щит, если полное вооружение рыцаря весит 50 кг?
Задача №2.
Кузнечика и жука взвесили вместе. Оказалось, что жук весит в 3 раза больше кузнечика,
а кузнечик весит на 2 гр. меньше. Найти общий вес жука и кузнечика.
Приложение №2
Вариант 1.
Задача 1.
У обезьяны массой в 91 кг масса хвоста в 12 раз меньше массы тела. Найти массу хвоста этой обезьяны.
Задача 2.
Кольцо дороже цепочки в 6 раз, а цепочка дешевле кольца на 90 рублей. Сколько стоит кольцо и цепочка?
Задача 3.
На трех полках лежит всего 66 книг. Причем на первой полке втрое больше , а на второй вдвое больше, чем на третьей. Сколько книг на каждой полке?
Вычислите: (504*370 – 158092) : 47 + 1612 | |
Вариант 2.
Задача 1.
Попугай в 5 раз ниже страуса, а верблюд на 280 см выше страуса. Найдите рост попугая, если рост верблюда 420 см.
Задача 2.
Бочка вмещает воды в 4 раза больше, чем ведро. Сколько литров воды вмещает бочка, если в одно ведро входит на 36 литров воды меньше, чем в бочку?
Задача 3.
Поезд имеет в своем составе цистерны, платформы и товарные вагоны. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем товарных вагонов. Сколько в составе поезда отдельно цистерн, платформ и товарных вагонов, если их общее количество равно 60 ?
Вычислите: (37296 : 37 – 17780 : 35) : 250 Дополнительная задача. Во второй пачке неизвестно, сколько тетрадей, но их на 20 меньше, чем в первой пачке и на 5 меньше, чем в третьей пачке. Сколько тетрадей во второй пачке, если их 130 на трех полках ? Приложение №3. |
Домашнее задание (карточка )
1). 61 - ( 3 * x + 51 ) = 1 | ||
2). ( 8 * x - 12 ) * 15 = 60 | ||
3). ( 49 * x + 11 ) * 5 - 293 = 7 | ||
4). ( 5 * x + 70 ) : 120 + 2 = 3 | ||
Задача. | ||
Брату и сестре понравилась в киоске почтовая марка, но чтобы ее | ||
брату не хватает 20 коп, а сестре 14 коп. Когда же они сложили | ||
вместе имеющиеся у них деньги,о оказалось , что им не хватает еще | ||
4 коп. Сколько стоила марка ? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6 классе:"Решение текстовых задач с помощью графиков"
Итоговый замысел состоит в том, чтобы показать детям, что применение графиков к решению текстовых задач в одних случаях может почти полностью заменить чисто вычислительные приёмы, а в других - облегчи...
Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений
Совершенствовать составления уравнения по условию задачи, умение проверять соответствие найденного решения условиям задачи, развитие внимания, наблюдательности, умение проверять и анализировать свои о...
Решение текстовых задач с помощью систем уравнений
Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме "Системы уравнений с двумя переменными". Расмотреть различные способы решения текстовых задач практического содержания...
Конспект урока "Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений", 8 класс, Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.
Конспект урока по теме «Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений»Обучающие цели: Обеспечить усвоение умения решать алгебраические и геометрические задачи с помощью квадратных...
Урок формирующего оценивания "Решение текстовых задач с помощью уравнений"
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урокаобразовательная: формирование умения решать текстовые задачи с помощью составления уравненийразвивающая: развитие логического мышлен...
Решение текстовых задач при помощи квадратных уравнений
Урок обобщения и систематизации знаний. Создать условия для обобщения умений решать задачи с использованием алгоритмов решения квадратных уравнений....
Решение текстовых задач с помощью системы уравнений
Решение текстовых задач с помощью системы уравнений...