Конспект урока математики в 6 классе
презентация к уроку по математике (6 класс)
Конспект урока математики по ФГОС в 6 классе ""Пропорциональность величин". Автор учебника Зубарева М.И., Мордкович А.Г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_moy.doc | 173 КБ |
tehnologicheskaya_karta_urok_v_6_klassse.doc | 125 КБ |
moya_prezentatsiya1.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Пропорциональность величин"
по ФГОС, 6 класс
Чувашина Наталия Валентиновна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г.Головко» Прохладненского муниципального района, учитель математики высшей квалификационной категории, Республика Кабардино-Балкария
Предмет (направленность): математика.
Возраст детей: 6 класс.
Место проведения: класс.
Уровень образования: базовый
Тема: "Пропорциональность величин".
Цели урока:
Обучающие: Познакомить с понятием обратной пропорциональности; сформировать навык решения задач на обратную пропорциональность; повторить понятие отношения, пропорции, основное свойство пропорции, способы решения уравнений с помощью пропорции, выделить отличие прямой пропорциональности от обратной пропорциональности.
Развивающие: Развивать внимание; познавательную активность, развивать логическое мышление, навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение увидеть применение математики в жизни и ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива.
Задачи: получить новые знания: Обратная пропорциональность; учиться работать самостоятельно, делать выводы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: Познакомить с понятием обратной пропорциональности; сформировать навык решения задач на обратную пропорциональность; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, беседа
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят свойство обратно пропорциональной величины;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Методы обучения: словесный, наглядно - иллюстративный, практический
Участники: обучающиеся 6 класса
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями; карточки для мини-исследования; карточки с самостоятельной работой; бланки ответов.
.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 6 класс» авторов Зубаревой М.И., Мордковича А.Г., 6 класс.
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю».
В. Гюго
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь!
II. Устная работа.
1. Повторение теоретического материала
Учитель: К вам я пришла не одна, а с “волшебным экраном”. Он вас научит решать задачи, а по какой теме, мы узнаем, если выполним условия нашего гостя. Ну что начнем? А кто пойдет работать индивидуально у доски? Нужны трое учащихся. Смотрим на экран, какое испытание он предлагает нам в самом начале урока (СЛАЙДЫ 3 и 4).
Ученики: Фронтально отвечают на вопросы “экрана”.
- Что называют отношением двух чисел?
- Что показывает отношение двух чисел?
- Что такое пропорция?
- Сформулируйте основное свойство пропорции.
- Как называются числа Х и Y в пропорции Х : a = b : Y?
- Как называются числа M и N в пропорции а : М = N : b?
- Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям?
- Заполните * числами, чтобы пропорции были верными:
13 : 18 = 26 : * ; 15 : 24 = * : 72.
- Какие величины называют прямо пропорциональными?
- Что можно сказать об отношениях соответствующих величин?
2. Индивидуальная работа у доски (работают трое учащихся).
Карточка 1. На олимпийских играх в Сочи участник соревнований по скоростному спуску на лыжах прошел всю трассу за 1,5 минуты. Сколько метров трассы пройдет лыжник за 0,25 минуты, если вся трасса составляет 3348 метров (при условии, что скорость лыжника постоянная) (Гей Кира) (Ответ: 558 метров)
Карточка 2. Решите уравнение: . (Шахназарова Анна) (Ответ: 5,4 )
Карточка 3. Площадь Республики Крым к площади Кабардино-Балкарии и к площади города Севастополя берутся приблизительно в отношении 26 : 13 : 1. Найдите их площади, если площадь этих двух республик и города Севастополя вместе составляет приблизительно 40000 квадратных километров. (Смешко Владислав) (26000, 13000, 1000 квадратных метров)
3. Фронтальная работа (все остальные учащиеся работают вместе с учителем).
4. Проверка индивидуальной работы (СЛАЙД 5).
Учитель: Итак, первое испытание мы прошли, двигаемся дальше. (СЛАЙД 6). А теперь поиграем в домино и разгадаем тему (СЛАЙД 6). У вас на столах лежат плашки, они разделены на две части: на одной пропорция, на другой ответ. Ваша задача: решить пропорцию, найти плашку с ответом, совместить их. Все плашки сложить в ряд. Какая пара справится, показать зеленую сторону карточки. (Все плашки и правильное решение приведено на СЛАЙДЕ 7).
Ученики: Устно решают пропорции.
Учитель: Теперь, давайте перевернем плашки и прочтем тему нашего урока. (СЛАЙД 7). Проверим с экраном, так или нет. Все, молодцы. Значит, тема урока сегодня “Пропорциональность величин”. Ребята, как вы думаете, какие цели у нас сегодня?
Ученики: отвечают.
Учитель: Какой по счету урок мы проходим данную тему?
Ученики: третий.
Учитель: Какую пропорциональность мы уже изучили?
Ученики: Прямую пропорциональность.
Записываем в рабочих тетрадях число, классная работа, тему урока.
III. Работа по теме урока.
1.Изучение нового материала
Учитель: (Мини-исследование. На карточках задания каждому ряду. СЛАЙДЫ 8, 9, 10). Для каждого ряда “волшебный экран” приготовил задания. Нужно его выполнить, чтобы двигаться дальше.
По СЛАЙДУ 8: По какой формуле находим t?
Ученик: следовательно, t = 60 ч; 30 ч; 10 ч.
Учитель: Что происходит со скоростью?
Ученик: Скорость увеличивается.
Учитель: Одновременно со скоростью, что происходит со временем?
Ученик: Оно уменьшается.
Учитель: Давайте, проанализируем, как увеличивается скорость?
Ученик: Сначала в 2 раза, потом в 3 раза.
Учитель: А время как себя ведет?
Ученик: Уменьшается сначала в 2 раза, потом в 3 раза.
Учитель: Проверим, верно, ли мы рассуждаем или нет? (СЛАЙД 8).Молодцы!
По СЛАЙДУ 9: Как находим количество кг?
Ученик: следовательно, количество кг равно 4; 8; 16.
Учитель: Что происходит с ценой за 1 кг?
Ученик: Цена продукта уменьшается сначала в 2 раза, потом в 2 раза.
Учитель: Одновременно с ценой за кг как изменяется количество кг?
Ученик: Увеличивается сначала в 2 раза и потом еще в 2 раза.
Учитель: Проверим, верно, ли мы рассуждаем или нет? (СЛАЙД 9).Молодцы!
По СЛАЙДУ 10: Как находим время выполнения работы?
Ученик: следовательно, t = 2 ч; 10 ч; 20 ч.
Учитель: Что происходит с количеством деталей за час?
Ученик: Количество деталей в час уменьшается сначала в 5 раз, потом в 2 раза.
Учитель: Одновременно, как изменяется время выполнения работы?
Ученик: Время выполнения работы увеличивается сначала в 5 раза, потом в 2 раза.
Учитель: Проверим, верно, ли мы рассуждаем или нет? (СЛАЙД 10).Молодцы!
Мы выслушали мнения всех трех рядов, мнения все верные. Поэтому, какой вывод можно сделать по всему сказанному?
Ученик: Если одна величина увеличивается в несколько раз, то другая уменьшается в это же число раз. Если одна уменьшается, то другая увеличивается, в это же число раз.
Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы рассуждаем или нет? (СЛАЙД 11, 12)
Учитель: Запишите отношения двух каких-нибудь значений скорости и соответствующих им значений времени в виде обыкновенных дробей и сократите их. Что можно сказать о числах, которые у вас получились? (СЛАЙД 13)
Ученик: Это взаимно-обратные числа.
Учитель: Итак, как вы думаете, как называются такие величины?
СЛАЙД 13. Определение обратно пропорциональных величин.
2.Закрепление нового материала
№1. Определите, какими являются данные величины:
прямо пропорциональными, обратно пропорциональными или ни теми ни другими. (СЛАЙДЫ 15 и 16)
1) Масса товара, купленного на определенную сумму, и его цена
2) Производительность труда и объем работы, выполненной за определенное время
3) Время движения с определенной скоростью и пройденное расстояние
4) Сторона квадрата и его периметр
5) Сторона квадрата и его площадь
6) Длина и ширина прямоугольника определенной площади
7) Производительность труда и время выполнения определенного объема работы
8) Скорость и время, необходимое для преодоления определенного расстоя-ния
9) Площадь поверхности и количество краски, необходимое для ее окрашивания
10) Мощность автомобиля и расстоя-ние, пройденное им за определенный промежуток времени (2), 3), 4). 9) – прямо пропорциональные; 1), 6), 7), 8) – обратно пропорциональные; 5) и 10) – ни те, ни другие)
№2. На олимпийских играх в Сочи участник соревнований по скоростному спуску на лыжах проходит всю трассу со скоростью 1674 м/мин за 2 минуты. За сколько минут пройдет лыжник всю трассу, если он будет спускаться со скоростью 2232 м/мин?
Решение: 1674 : 2232 = х : 2 (Керефова Ульяна)
х =
х = 1,5
Ответ: за 1,5 минуты лыжник пройдет всю трассу.
№3 Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг? (Перцева Люда)
Решение: 11) х мг- потребность в витамине Е
2)4:1=60:х; 3)Прямая пропорциональная зависимость;4)Х=60*1:4; х=15 мг
Ответ: суточная потребность в витамине Е составляет 15 мг.
3.Физкультминутка (СЛАЙДЫ 17 и 18)
№4 Учитель: Решаем №1042 из учебника. (Кондратенко Дмитрий))
Решение: Обратная пропорциональность 6 дней – 52 км
х дней – 39 км
х· 39 = 6 · 52; х = х = 8. Ответ: за 8 дней они совершили весь переход.
4. Историческая справка. 2 ученика делают сообщение о пропорции и о золотом сечении.
IV. Самостоятельная работа (на карточках с самопроверкой)
Бланк ответов (СЛАЙДЫ 19, 20, 21)
Ф.И. _____________________________
№ задания | Вариант 1 | |||
1а | 1б | 2 | 3 | |
Ответ | да | да | 12 км | 160 км/ч |
Бланк ответов
Ф.И. _____________________________
№ задания | Вариант 2 | |||
1а | 1б | 2 | 3 | |
Ответ | да | да | 30 км/ч | 8 ч |
V. Задание на дом. (СЛАЙД 22)
Домашнее задание. 1) §35, Правила: контрольные задания на стр.236; № 1047(а, б)
2).для любителей литературы: сочинить сказку про прямую и обратную
пропорциональности.
3) для любителей математики: составить задачу на прямую или обратную
пропорциональность.
VI. Подведение итогов, рефлексия. (СЛАЙДЫ 23 и 24)
Контроль («Светофор» - длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая): при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу).
(Опрос-итог– в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока).
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Какие величины называют обратно пропорциональными?
- Чем отличаются прямо и обратно пропорциональные величины?
(СЛАЙД 25)
Дополнительные задания.
Если вы отыщите неизвестные члены пропорции и используете ключ к ответу, то узнаете, кто придумал современную запись пропорции с помощью двоеточия и знака равенства. (Лейбниц).
Найти неизвестный член пропорции:
1 вариант 2 вариант
7) у : 0,4 = 0,02 : 0,3 6) 1 : = 2 : у
2) у : 4 = 1,5 : 1 3) 0,38 : 4 = х : 1
5) 6 : 3 = у : 1 1) 2 : 0,2 = х :
4) 4,2 : у = 5 : 1
Ц - , И - , Л – 10, Б – 1, Н – 3, Е – 5, Й - .
Л | Е | Й | Б | Н | И | Ц |
10 | 5 | 3/20 | 1 | 3 | ¾ | 2/75 |
«Пропорция в нашем доме».
1. За 42 кВт/ч электроэнергии уплатили 52,92 р. Сколько следует уплатить за 65 кВт/ч?
Решение: 42 кВт/ч - 52,92 р.
65 кВт/ч - х р., при увеличении расхода электроэнергии увеличивается оплата, тогда:
-надо оплатить при расходе 65 кВт/ч.
Ответ: 81,9 р.
«Пропорция в сельском хозяйстве».
2. Три трактора могут вспахать поле за 20 дней. За сколько дней вспашут это поле 4 трактора при одинаковой производительности?
Решение:
3 трактора - за 20 дней
4 трактора - за х дней, при увеличении тракторов количество рабочих дней уменьшается, тогда:
(дней) потребуется 4-ем тракторам при одинаковой производительности вспахивать поле.
Ответ: 15 дней.
Задачи из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого.
1. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса.
Решение:
6 косцов – за 8 часов
Х косцов – за 3 часа, при увеличении косцов время уменьшается, тогда
=х =(косцов)
выпьют один бочонок за 3 часа.
Ответ: 16 косцов.
Используемая литература:
- Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 - 264 стр.
- Математика. 5-6 кл.: Методическое пособие для учителя/ И.И. Зубарева,
А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.
- Математика. 6 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, И.П.Лепешонкова; под ред. И.И. Зубаревой – М.: Мнемозина, 2012.
- Математика. Тесты. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных. учреждений/ В.Н.Рудницкая. – М.: Экзамен, 2013.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Чувашина Наталия Валентиновна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г.Головко» города Прохладного, учитель математики высшей квалификационной категории, Республика Кабардино-Балкария
Предмет (направленность): математика.
Класс: 6
Учебник (УМК): Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 - 264 стр.
Тема урока: "Пропорциональность величин"
Цели для ученика Познавательные УУД: Познакомиться с понятием обратной пропорциональности; сформировать навык решения задач на обратную пропорциональность; применять полученные знания при решении задач. Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний. | Цели для учителя Обучающие: Познакомить с понятием обратной пропорциональности; сформировать навык решения задач на обратную пропорциональность; повторить понятие отношения, пропорции, основное свойство пропорции, способы решения уравнений с помощью пропорции, выделить отличие прямой пропорциональности от обратной пропорциональности. Развивающие: Развивать внимание; познавательную активность, развивать логическое мышление, навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение увидеть применение математики в жизни и ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. | |||||||
Тип урока урок изучения нового материала | Форма урока Индивидуальная работа, фронтальная, в парах, игровая, беседа | |||||||
Опорные понятия, термины Отношения, пропорция, основное свойство пропорции, прямая пропорциональность, нахождение неизвестного члена пропорции | Новые понятия Обратная пропорциональность | |||||||
Формы контроля Мини-диктант, самостоятельная работа с взаимопроверкой | Домашнее задание 1) §35, Правила: контрольные задания на стр.236; № 1047(а, б); 2).для любителей литературы: сочинить сказку про прямую и обратную пропорциональности. 3) для любителей математики: составить задачу на прямую или обратную пропорциональность. | |||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудниче-ства) | |||
1.Организационный этап. Мотивация | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих, организация внимания | Ученики приветствуют учителя Включаются в деловой ритм урока | Беседа фронтальная | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Умение выделять нравственный аспект поведения (Л) | Готовность учащихся к работе на уроке | |||
2. Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | Собирает тетради с домашним заданием, разрешает возможные трудности при выполнении домашней работы. Учитель проводит фронтальный опрос класса,
Х : a = b : Y?
13 : 18 = 26 : * ; 15 : 24 = * : 72.
Индивидуальная работа. Карточка 1. На олимпийских играх в Сочи участник соревнований по скоростному спуску на лыжах прошел всю трассу за 1,5 минуты. Сколько метров трассы пройдет лыжник за 0,25 минуты, если вся трасса составляет 3348 метров (при условии, что скорость лыжника постоянная) Карточка 2. Решите уравнение: . Карточка 3. Площадь Республики Крым к площади Кабардино-Балкарии и к площади города Севастополя берутся приблизительно в отношении 26 : 13 : 1. Найдите их площади, если площадь этих двух республик и города Севастополя вместе составляет приблизительно 40000 квадратных метров. Координирует деятельность учащихся. | Сдают тетради Отвечают на вопросы учителя Устно решают задачи, повторяют теорию. Трое учащихся работают у доски индивидуально. | Опрос, диалог Индивидуальная, фронтальная | Прогнозирование своей деятельности (П) Умение слушать и вступать в диалог (К) Самоопределение (Л) Выборочная работа (П) | Выявление учителем степени готовности учащихся к уроку | |||
3.Формирование новых знаний | Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах и поставить цели урока. Просит записать тему урока. Учитель: Какой по счету урок мы проходим данную тему? Ученики: третий. Учитель: Какую пропорциональность мы уже изучили? Ученики: Прямую пропорциональность. Даёт инструкцию. Создаёт ситуацию успеха. Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий. Предлагает ответить на вопросы. Проблемную ситуацию можно создать, используя ответ учащихся на задание. Мини-исследование. Для каждого ряда приготовлено задание. Нужно его выполнить, чтобы двигаться дальше. По какой формуле находим t? Ученик: следовательно, t = 60 ч; 30 ч; 10 ч. Учитель: Что происходит со скоростью? Ученик: Скорость увеличивается. Учитель: Одновременно со скоростью, что происходит со временем? Ученик: Оно уменьшается. Учитель: Давайте, проанализируем, как увеличивается скорость? Ученик: Сначала в 2 раза, потом в 3 раза. Учитель: А время как себя ведет? Ученик: Уменьшается сначала в 2 раза, потом в 3 раза. Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы. Предлагает записать выводы. Учитель: Запишите отношения двух каких-нибудь значений скорости и соответствующих им значений времени в виде обыкновенных дробей и сократите их. Что можно сказать о числах, которые у вас получились? Ученик: Это взаимно-обратные числа. Определение обратно пропорциональных величин. | Делают пометки, дают ответы на вопросы учителя. Решают и записывают информацию. Проводят мини-исследование. Делятся мнениями на поставленную проблему. Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий. Дают определение обратно пропорциональным величинам. | Опрос, диалог Игровая форма. Индивидуальная, фронтальная, в парах | Игровой момент (К) Решение пропорций (П) Работа в парах (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание(Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) Поиск и выделение необходимой информации (П) давать определения новым понятиям темы (П) | Создание проблемной ситуации | |||
4.Первичное усвоение новых знаний. 5. Первичная проверка понимания
| Теперь мы с вами перейдем к следующей части нашей темы «Обратная пропорциональность». 1. Дает задание для учащихся №1, организует обсуждение результатов его выполнения. Вопросы: №1. Определите, какими являются данные величины:прямо пропорциональными, обратно пропорциональными или ни теми ни другими. 1) Масса товара, купленного на определенную сумму, и его цена 2) Производительность труда и объем работы, выполненной за определенное время 3) Время движения с определенной скоростью и пройденное расстояние 4) Сторона квадрата и его периметр 5) Сторона квадрата и его площадь 6) Длина и ширина прямоугольника определенной площади 7) Производительность труда и время выполнения определенного объема работы 8) Скорость и время, необходимое для преодоления определенного расстояния 9) Площадь поверхности и количество краски, необходимое для ее окрашивания 10) Мощность автомобиля и расстояние, пройденное им за определенный промежуток времени 2. Помогает впомнить понятия «отношение», «пропорция». 3. Дает задания для учащихся № 2, №3, организует обсуждение их результатов. №2. На олимпийских играх в Сочи участник соревнований по скоростному спуску на лыжах проходит всю трассу со скоростью 1674 м/мин за 2 минуты. За сколько минут пройдет лыжник всю трассу, если он будет спускаться со скоростью 2232 м/мин? №3. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг? | 1. Выполняют задания, сообщают о результатах. 2. Слушают объяснение учителя. 3. Выполняют задания № 2, №3, сообщают о результатах. №1. Ответ учащихся: 2), 3), 4). 9) – прямо пропорциональные; 1), 6), 7), 8) – обратно пропорциональные; 5) и 10) – ни те, ни другие №2 Решение учащихся: 2232 = х : 2. 1674 : 2232 = х : 2 х = х = 1,5 Ответ: за 1,5 минут лыжник пройдет всю трассу. №3 Решение учащихся: 1) х мг- потребность в витамине Е 2)4:1=60:х; 3)Прямая пропорциональная зависимость; 4)Х=60*1:4; х=15 мг Ответ: суточная потребность в витамине Е составляет 15 мг. | Опрос, беседа Индивидуальная, фронтальная | Поиск и выделение необходимой информации. (П) Анализировать и сравнивать объекты. (П) Умение структурировать знания. (Л) Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. (К) Различать прямую и обратную пропорциональности, правильно формулировать ход решения задач, составлять пропорцию, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы. (Л) | Найдено решение проблемы | |||
6. Физкультминутка. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
№4 Учитель: Решаем №1042 из учебника №5. Учитель просит рассказать двух учащихся и показать на слайдах, какие интересные факты о пропорции они нашли.
| Учащиеся делают упражнения Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. №1042 Решение учащихся: 6 : х = 39 : 52 х = 6 • 52 : 39 х = 8 Ответ: за 8 дней туристы совершили весь переход. Рассказывают о золотой пропорции и показывают презентацию, которую они сами сделали | ||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учитель даёт задание для самостоятельной работы по вариантам | Работают самостоятельно в тетрадях, а ответы заносят в бланк ответов. Проверяют друг у друга и делают выводы. Оценивают свою работу. | Вопросы первичного закрепления высвечиваются на экране | Самоопределение (Л) Выполнение заданий(П) Контроль, коррекция (Р) | Выявление учителем степени усвоения учащимися материала урока | |||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. 1) §35, Правила: контрольные задания на стр.236; № 1047(а, б); 2).для любителей литературы: сочинить сказку про прямую и обратную пропорциональности. 3) для любителей математики: составить задачу на прямую или обратную пропорциональность. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Подают дневник для оценки учителю. | Рассказ, фронтальная | Дифференцированные задания. (П, Л) | ||||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). | Учитель просит учеников посмотреть на экран и продумать ответы на вопросы. Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. | Учащиеся думают и отвечают на вопросы Показывают смайлики. | Беседа Индивидуальная, фронтальная | Рефлексия способ и условий действий. (П) Контроль и оценка процессов результатов деятельности. (П) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха). (Л) Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. (Р) Аргументация своего мнения. (К) Нравственно-этическая ориентация. (Л) | Обратная связь |
Литература:
- Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 - 264 стр.
- Математика. 5-6 кл.: Методическое пособие для учителя/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.
- Математика. 6 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, И.П.Лепешонкова; под ред. И.И. Зубаревой – М.: Мнемозина, 2012.
- Математика. Тесты. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных. учреждений/ В.Н.Рудницкая. – М.: Экзамен, 2013.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» В. Гюго
Здравствуйте, я, ВОЛШЕБНЫЙ ЭКРАН !!! Сегодня я вас буду учить решать задачи, но сначала ответьте на мои вопросы .
Что называют отношением двух чисел? Что показывает отношение двух чисел? Что такое пропорция? Сформулируйте основное свойство пропорции. Как называются числа Х и Y в пропорции Х : a = b : Y ? Как называются числа M и N в пропорции а : М = N : b ? Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям? Заполните * числами, чтобы пропорции были верными: 13 : 18 = 26 : *; 15 : 24 = * : 72.
« Све то фор » Какие величины называют прямо пропорциональными? Что можно сказать об отношениях соответствующих величин?
Карточка 1. На олимпийских играх в Сочи участник соревнований по скоростному спуску на лыжах прошел всю трассу за 1,5 минуты. Сколько метров трассы пройдет лыжник за 0,25 минуты, если вся трасса составляет 3348 метров (при условии, что скорость лыжника постоянная) Карточка 2. Решите уравнение: . Карточка 3. Площадь Республики Крым к площади Кабардино-Балкарии и к площади города Севастополя берутся приблизительно в отношении 26 : 13 : 1. Найдите их площади, если площадь этих двух республик и города Севастополя вместе составляет приблизительно 40000 квадратных метров.
МОЛОДЦЫ!!! Если правильно выполните задание, то узнаете тему урока. Соберите домино!!!
В Л Ч Е И И пор нал сть цио ьно Про Тема урока: Н
Ответ I ряд: S = 900 км Заполните таблицу Скорость, км / ч 15 30 90 Время в пути, ч 2 раза 2 раза 3 раза 3 раза 60 30 10
Ответ II ряд: Имеется 160 рублей. Заполните таблицу: Цена 1 кг, руб 40 20 10 Количество, кг 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза 4 8 16
Ответ III ряд: Надо изготовить 1000 одинаковых деталей. Заполните таблицу Количество деталей за 1 час 500 100 50 Время выполнения работы, ч 5 раз 5 раз 2 раза 2 раза 2 10 20
№ 1037 240 км Спортивный автомобиль – в 2 раза меньше времени. Грузовик – 3ч Городское такси – в 5 раз дольше. Скорость – ? Скорость – ? Скорость – ? 80 км / ч 80 · 2 = 160 км / ч 80 : 5 = 16 км / ч Во сколько раз увеличивается ( уменьшается ) время движения, во столько же раз уменьшается ( увеличивается ) скорость.
Вывод такой: Если одна величина в задаче увеличивается , то другая величина уменьшается . Если одна величина в задаче уменьшается , то другая величина увеличивается .
У1038. Расстояние между городами – 900 км. Скорость движения, км / ч Время в пути, ч 15 30 45 60 90 60 30 20 15 10 Во сколько раз увеличивается ( уменьшается ) скорость, во столько же раз уменьшается ( увеличивается ) время движения 45 60 20 15 3 4 4 3 = = Взаимно обратные числа Отношение значений скорости Отношение значений времени
Определение Две величины называются обратно пропорциональными , если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) в это же число раз.
№ 1039. Необходимо изготовить 1000 одинаковых деталей. Заполните таблицу и, используя ее данные, составьте две пропорции. Производительность труда (количество деталей, которые могут быть изготовлены за 1 час) Время выполнения работы (ч) 50 100 200 250 400 500 20 10 5 4 2,5 2 200 500 2 5 = 250 400 2,5 4 = 5 8 = 2 5 = Производительность труда Время выполнения работы ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЕМЕ РАБОТЫ
№ 1040. Производительность труда рабочего – 70 деталей в час. Заполните таблицу и, используя ее данные, составьте две пропорции. Объем выполненной работы (детали) Время выполнения работы (ч) 1 2 3 4 5 6 70 140 210 280 350 420 2 6 140 420 = 2 4 140 280 = 1 2 = 1 3 = Время выполнения работы (ч) Объем выполненной работы (детали ) ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРИ ПОСТОЯННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ
Определите, какими являются данные величины: прямо пропорциональными, обратно пропорциональными или ни теми ни другими. 1) Масса товара, купленного на определенную сумму, и его цена Обратно пропорциональные 2) Производительность труда и объем работы, выполненной за определенное время Прямо пропорциональные 3) Время движения с определенной скоростью и пройденное расстояние 4) Сторона квадрата и его периметр 5) Сторона квадрата и его площадь Ни те ни другие Прямо пропорциональные Прямо пропорциональные
Определите, какими являются данные величины: прямо пропорциональными, обратно пропорциональными или ни теми ни другими. 6) Длина и ширина прямоугольника определенной площади 7) Производительность труда и время выполнения определенного объема работы Обратно пропорциональные 8) Скорость и время, необходимое для преодоления определенного расстоя-ния 9) Площадь поверхности и количество краски, необходимое для ее окрашива-ния Ни те ни другие 10) Мощность автомобиля и расстоя-ние, пройденное им за определенный промежуток времени Обратно пропорциональные Обратно пропорциональные Прямо пропорциональные
№ 2. На олимпийских играх в Сочи участник соревнований по скоростному спуску на лыжах проходит всю трассу со скоростью 1674 м/мин за 2 минуты. За сколько минут пройдет лыжник всю трассу, если он будет спускаться со скоростью 2232 м/мин?
№ 3 Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг?
Задание а ) Являются ли величины х и у прямо пропорциональными? 1 вариант 2 вариант х 0,8 1,2 1,6 у 2 3 4 х 3,2 0,8 9,6 у 1,6 0,4 4,8 б) Являются ли величины х и у обратно пропорциональными? х 60 80 100 у 40 30 24 х 20 60 120 у 18 6 3 да да да да
Задание Двигаясь со скоростью 60 км/ч автомобиль проехал 6 км. 1 вариант Какое расстояние прое-дет автомобиль за то же время двигаясь со ско-ростью 120 км/ч? 2 вариант С какой скоростью дол-жен двигаться автомо-биль, чтобы за то же время проехать 3 км? 30 км/ч 12 км
Задание Двигаясь со скоростью 80 км/ч автомобиль намеченный путь проехал за 4 часа. 1 вариант С какой скоростью дол-жен двигаться автомо-биль, чтобы тот же путь проехать за 2 часа? 2 вариант Сколько потребуется времени, чтобы про-ехать то же расстояние со скоростью 40 км/ч? 160 км/ч 8 ч
Запишите в дневник домашнее задание: §35, Правила: контрольные задания на стр.236; № 1047(а, б) 2) для любителей литературы: сочинить сказку про прямую и обратную пропорциональности. 3) для любителей математики: составить задачу на прямую или обратную пропорциональность.
Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Какие величины называют обратно пропорциональными? РЕФЛЕКСИЯ
Вырази свое настоение Мне все понятно, у меня все получается! У меня еще есть ошибки, но я стараюсь! Я ничего не понимаю, у меня ничего не получается!
«СЧИТАЙ НЕСЧАСТНЫМ ТОТ ДЕНЬ ИЛИ ЧАС, В КОТОРЫЙ ТЫ НЕ УСВОИЛ НИЧЕГО НОВОГО И НИЧЕГО НЕ ПРИБАВИЛ К СВОЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ» Я. А. КОМЕНСКИЙ
Если вы отыщите неизвестные члены пропорции и используете ключ к ответу, то узнаете, кто придумал современную запись пропорции с помощью двоеточия и знака равенства. 7) у : 0,4 = 0,02 : 0,3 2) у : 4, 3/8 = 1,5 : 1,5/16 5) 6,1/8 :3,1/9 = у :1,11/21 4) 4,2 : у = 5, 3/5 : 1,1/3 6) 1,3/5 :1/2 = 2,2/5: у 3) 0,38 : 4,3/4 = х : 17/8 1) 2, 2/3: 0,2 = х : 3/4 Дополнительное задание Ц - И - Л – 10, Б – 1, Н – 3, Е – 5, Й - . 2/75 ц 3/4 и 3 н 3/20 й 5 е 1 10 б Л
Задачи из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса. «Пропорция в нашем доме» За 42 кВт/ч электроэнергии уплатили 52,92 р. Сколько следует уплатить за 65 кВт/ч? Дополнительные задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...
Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.
Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока математики 6 класс
Тема урока "Понятие координатной плоскости"...
Конспект урока математики 1 класс
Тема: Числа 6, 7. Написание цифры 6....
Конспект урока математики 0 класс
Числа 1 – 5 . Закрепление....
Конспект урока математики 1 класс Тема: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало"
Конспек урока математики в 1 классе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. На тему: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало".На этом уроке дети в игровой форме познакомятся с количест...