Тема урока "Обыкновенные дроби.Блокада Ленинграда".
план-конспект урока по математике (5 класс)
27 января- день снятия блокады Ленинграда. К этой дате в МБОУ "Тарханско-Потьминская ООШ" в 5 классе был проведен открытый урок математики, на котором присутствовали ученики других классов, родители учащихся,учителя. Конечнно, к уроку подготовились основательно. Все задачи,которые рассматривались на уроке , были на обыкновенные дроби и составленны о блокаде Ленинграда.Очень интересно на уроке был подобран видеоматериал, на столе лежала буханка хлеба,разрезанная на 8 частей,одна из которых лежала отдельно "Вот они 125 грамм с огнем и кровью пополам".Глубоко тронуло всех присутствующих то, когда Аминников Костя закончил свое выступление словами "Давайте люди,встаньте на мгновенье и в скорби постоим и помолчим. (Минута молчания)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_blokada_leningrada.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе
Тема урока «Доли .Обыкновенные дроби. «Блокада Ленинграда.»
Предмет: математика
Класс: 5
Школа: МБОУ «Тарханско-Потьминская ООШ» Зубово-Полянского муниципального района РМ.
Учитель: Тактаева Л.А .
.
Цели: повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки поиска путей решения задач на нахождение доли от числа; развивать логическое мышление, творческие способности, внимание, умение создавать математические модели к задачам; воспитывать чувства коллективизма, интерес к математике. воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа. бережного отношения к хлебу.
Задачи:
образовательные:
- формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;
- формировать навыки использования полученных знаний по теме «Доли. Обыкновенные дроби.»
развивающие:
- развитие мышления обучающихся, развитие математической речи;
- развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения заданий;
воспитательные:
- воспитание способностей к нравственному общению среди обучающихся, к сотрудничеству, то есть формирование коммуникативных навыков;
- воспитание ответственности, организованности.
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, бережного отношения к хлебу.
Оснащение урока: проектор, компьютер, плакат, книги о ВОВ, хлеб, разрезанный на 8 частей, одна из которых лежит отдельно . карта блокированного Ленинграда.
Ход урока:
Эпиграф: (слайд 1)
«Вот они 125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам». (Ольга Берггольц.)
Вступительное слово учителя: Блокада Ленинграда (8 сентября 1941г.- 27 января 1944 г.) трагический период истории города на Неве. когда только от голода погибло свыше 640 тысяч жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках умерли в эвакуации. Это одна из страшных и героических страниц ВОВ. Это наше всеобщее го ре , наша память, наша гордость и величие! 900 дней и ночей : 2 года, 5 месяцев , 20 дней .
В холода , когда бушуют снегопады.
В Петербурге этот день особо чтут -
Город празднует День снятия блокады .
И гремит в морозном воздухе салют !
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась 900 голодных дней. А что такое блокада ? ( слайд 2 ). Посмотрим видеоматериал . Задача: « Блокадная зима» .( слайд 3 ). В некоторые дни морозы были ниже 40 градусов. Подсчитайте 2\ 5 от 100 градусов и к полученному числу прибавьте 3. Сколько получилось? ( 100 : 5 . 2 + 3 = 43 ). Самым трудным периодом оказалось зима 1941-1942 г.г. когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненных и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. ( слайды 4. 5. 6.). В кольце блокады оказалось много людей, а сколько сосчитаем устно 2 887 . 1000 = 2 887 000 человек. Во время блокады всем жителям города выдавался хлебный паек, т. е. определенная норма хлеба в сутки. Перед вами буханка хлеба разрезанная на сколько частей ? ( на 8 ч.).Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: какая часть хлеба лежит отдельно ? ( 1 \ 8 ). Эта дробь иначе называется «восьмушка». Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев. Подсчитаем , а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка весила 1 кг. 1 кг. = 1000гр. 1000 : 8 . 1 = 125 (гр.) Читается стихотворение : . Сколько это : восьмушка хлеба? . Если в граммах , то 125. . Только тот , кто на войне не был . Вкуса хлеба не сможет понять .
Вопрос : достаточно ли для полноценного питания съедать 1\ 8 часть буханки хлеба в день? ( Не достаточно ). А теперь послушаем рассказ «Кусочек хлеба» из книги В. Восковойникова « 900 дней мужества» ( читается из книги ).Ребята! Блокадный хлеб и хлебом называть настоящим было трудно, потому что на изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось: . 40 гр. – соломы, . столько же опилок, . муки в 2 раза меньше, чем опилок, . а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. \Узнайте вес кусочка хлеба . который съедали жители блокадного Ленинграда ( 2 способ . 125 гр. ). . Да, мы не скроем : в эти дни . Мы ели землю, клей, ремни: . Но съев похлебку из ремней . . Вставал к станку упрямый мастер . Чтобы точить орудий части . Необходимые войне. . Но он точил, пока рука . Могла производить движения . А если падал у станка. . Как падает солдат в сраженье . Блокадный хлеб ! Блокадная вода! . Блокадный путь под вьюгой ледяною . Какой бессмертье куплено ценою- . Мой город не забудет никогда ! Учитель: Нельзя забывать, ведь ваши сверстники, жившие в блокадном Ленинграде, несмотря на все жизненные трудности, голод и холод, учились в школе , ставили перед собой цели и считали, что этим они приблизят победу. Давайте подсчитаем сколько минут продолжался урок в школах блокадного Ленинграда. Этот урок продолжался 5\9 времени современного урока. (45 : 9 . 5= 25 минут). Да, ребята, урок продолжался не более 25 минут . больше не выдерживали ни учитель. ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Учитель и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. А сейчас ребята решите следующее уравнение и вы узнаете, сколько школ работали в городе. 2х + х – 25=92. 3х = 92+ 25. 3х = 117. х = 117 :3, х=39. Дети и учителя от голода и холода умирали даже во время уроков. (Читается сл. стих ). . Девочка руку протянула . И головой--- . На край стола . . Сначала думали--- . Уснула. . А оказалось--- . Умерла…… . Никто . Не обронил ни слова . Лишь хрипло . Сквозь метельный стон . Учитель выдавил . что снова . Занятья--- . После похорон. ( Ю. Воронов) А сейчас внимание на экран ( слайды 7 . 8. 9. 10 ). Видеостих . Алиса Астафьева «Девочка из блокадного Ленинграда». Автор –Андрей Гурков ( посвящается Тане Савичевой ). Рассказ о Тане Савичевой. ( слайды 11. 12. 13 ).
Таня родилась 23 января 1930 года. была пятым ребенком в семье. у нее было два брата и две сестры. Записная книжка досталось Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье ее все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи ( ей было 11 год ). «Женя умерла 28 декабря в 12 .00 час. утра 1941 г.» «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.» «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.» «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.» «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.» «Мама умерла 13 мая в 7 ч.30м. утра 1942 г.» «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». Таню нашли в ее доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Ее вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она, но спасти девочку уже не удалось, она скончалась 1 июля 1944 года, так и не узнав, что ее сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна. Просмотр видеоматериала о блокадном Ленинграде ( 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище---тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут . На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать тогда…». . Неугасима память поколений . И память тех, кого так свято чтим . Давайте люди, встаньте на мгновенье . И в скорби постоим и помолчим. ( Почтим светлую память минутой молчания.) МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Если бы мы посвятили каждой жертве по минуте молчания, то нам бы пришлось молчать почти 50 лет. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: составить задачи на тему ВОВ. ЛИТЕРАТУРА: 1.Ж.Воспитание школьников. №3 1986 г. В.Александрова. Велика истинная цена хлеба. 2.Ж. Воспитание школьников. № 4 1987г. В. Гликин.Беспримерный подвиг защитников Ленинграда. 3. Книга В.Воскобойникова « 900 дней мужества «. Рассказ «Кусочек хлеба». 4. Материалы журнала «Математика в школе « №4 2003 г. 5. Всероссийский Урок « Блокада Ленинграда».
6. Яндекс. Картинки. Блокада Ленинграда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ПОДВИГУ ЛЕНИНГРАДА: 70-летней годовщине снятия Ленинградской блокады посвящается»
Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:1. Познакомить студентов с понятием блокада;2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтич...
Классный час на тему:"Дорога жизни"(блокада Ленинграда)
Классный час интересен для учащихся 5-7 классов...
Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».
Класс: 9 классы;Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».Цель урока: продолжить формирование у учащихся устойчивого познавательного интере...
Классный час по теме "Они учились в Ленинграде"
Классный час по теме "Они учились в Ленинграде". Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Уже в конце октября 1941 года окол...
Классный час на тему: « Нацистский геноцид. Блокада Ленинграда»
С распадом Советского Союза система моральных ценностей, в том числе патриотическое воспитание граждан, пережила глубокий кризис и впоследствии была практически утрачена. В обществе стали популярны ид...
Классный час по теме: "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"
Классный час для учащихся 7 класс по теме: "День полного свобождения Ленинграда от фашистской блокады"...
«Дроби. Блокада Ленинграда»
Урок предполагает систематизацию знаний по темам: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», «Сравнение обыкновенных дробей», повторение и закрепление приобретё...