Тема урока "Обыкновенные дроби.Блокада Ленинграда".
план-конспект урока по математике (5 класс)

27 января- день снятия блокады  Ленинграда. К этой дате в МБОУ "Тарханско-Потьминская  ООШ"  в 5 классе был проведен  открытый урок математики, на котором  присутствовали ученики других классов, родители учащихся,учителя. Конечнно, к уроку подготовились  основательно. Все задачи,которые рассматривались на уроке , были на обыкновенные  дроби и составленны  о блокаде Ленинграда.Очень интересно на уроке был подобран видеоматериал, на столе лежала буханка хлеба,разрезанная на 8 частей,одна из которых лежала отдельно "Вот они 125 грамм с огнем и кровью пополам".Глубоко тронуло всех присутствующих то, когда Аминников Костя закончил свое выступление словами "Давайте люди,встаньте на мгновенье и в скорби постоим и помолчим. (Минута молчания)

 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_blokada_leningrada.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок математики в 5  классе

Тема урока «Доли .Обыкновенные дроби. «Блокада                                                                                                                        Ленинграда.»

Предмет: математика

Класс: 5

Школа: МБОУ «Тарханско-Потьминская ООШ» Зубово-Полянского муниципального района РМ.

Учитель: Тактаева Л.А .  

                                                                                            .                                                                                                                                                                                              
Цели: повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки поиска путей решения задач  на нахождение доли от числа; развивать логическое мышление, творческие способности, внимание, умение создавать математические модели к задачам; воспитывать чувства коллективизма, интерес к математике. воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа. бережного отношения к хлебу.

Задачи:

образовательные:

  1. формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;
  2. формировать навыки использования полученных знаний по теме «Доли. Обыкновенные дроби.»

развивающие:

  1. развитие мышления обучающихся, развитие математической речи;
  2. развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения заданий;

воспитательные: 

  1. воспитание способностей к нравственному общению среди обучающихся, к сотрудничеству, то есть формирование коммуникативных навыков;
  2. воспитание ответственности, организованности.
  3. воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, бережного отношения к хлебу.

Оснащение урока: проектор, компьютер, плакат, книги о ВОВ, хлеб, разрезанный на 8 частей, одна из которых лежит отдельно . карта блокированного  Ленинграда.

Ход урока:

Эпиграф: (слайд 1)

«Вот они 125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам».                                      (Ольга Берггольц.)

Вступительное   слово  учителя:  Блокада  Ленинграда  (8 сентября 1941г.- 27 января 1944 г.) трагический  период  истории  города  на  Неве. когда  только  от  голода  погибло  свыше  640  тысяч  жителей,  десятки  тысяч  погибли  при  артиллерийских  обстрелах  и  бомбардировках  умерли  в  эвакуации.  Это  одна  из  страшных  и  героических  страниц  ВОВ.  Это  наше  всеобщее  го      ре ,  наша  память,  наша  гордость  и  величие! 900  дней  и  ночей :  2  года,  5  месяцев ,  20  дней .

           В  холода ,  когда  бушуют  снегопады.

           В  Петербурге  этот  день  особо  чтут -  

           Город  празднует  День  снятия  блокады .

           И  гремит  в  морозном  воздухе  салют !

           Это  залпы  в  честь  свободы  Ленинграда!  

           В  честь  бессмертия  не  выживших  детей…                                            

           Беспощадная  фашистская  осада            

            Продолжалась  900  голодных  дней.                                                             А   что  такое  блокада ?    ( слайд 2 ). Посмотрим видеоматериал .   Задача:  « Блокадная  зима» .( слайд 3 ).                                                                                 В  некоторые  дни  морозы  были  ниже  40  градусов.  Подсчитайте 2\ 5  от  100  градусов  и  к  полученному  числу  прибавьте  3.  Сколько получилось?  ( 100 : 5 . 2 + 3 = 43 ).                                                  Самым  трудным  периодом  оказалось  зима  1941-1942 г.г.  когда основные  городские  припасы  были  уничтожены  немецкими  самолетами,  а  увезти  ослабевших  детей  и  стариков,  раненных  и  больных  было  невозможно,  так  как  все  пути  из  города  были  отрезаны  врагом.  ( слайды 4. 5. 6.).                                                                 В  кольце  блокады  оказалось  много  людей,  а  сколько  сосчитаем  устно   2 887 . 1000 = 2 887 000 человек.                                                      Во  время  блокады  всем  жителям  города  выдавался  хлебный  паек,  т. е. определенная  норма  хлеба  в  сутки.  Перед  вами  буханка  хлеба  разрезанная  на  сколько  частей ?  ( на 8  ч.).Одна  часть  этого  хлеба  лежит  отдельно.  Вопрос:  какая  часть  хлеба  лежит  отдельно ?  ( 1 \ 8 ).  Эта  дробь  иначе  называется  «восьмушка».  Вот  эта  восьмушка  и  была  дневной  нормой  хлеба  для  ленинградцев.                                                                                 Подсчитаем , а  сколько  граммов  весила  одна  восьмая  часть  буханки  хлеба,  если  вся  буханка  весила  1  кг.                                                     1  кг. = 1000гр.                                                                                                      1000 : 8 . 1 = 125 (гр.)      Читается  стихотворение  :                                                                                                                                      .                      Сколько  это :  восьмушка  хлеба?                                                                   .                      Если  в  граммах ,  то  125.                                                                                          .                      Только  тот ,  кто  на  войне  не  был                                                              .                      Вкуса  хлеба  не  сможет  понять .

  Вопрос :  достаточно  ли  для  полноценного  питания  съедать     1\ 8  часть  буханки  хлеба  в  день?  ( Не  достаточно ).                                                                                                                                                                                 А  теперь  послушаем  рассказ  «Кусочек  хлеба»  из  книги  В.  Восковойникова     « 900  дней  мужества»  ( читается  из  книги ).Ребята!  Блокадный  хлеб  и  хлебом  называть  настоящим  было  трудно,  потому  что  на  изготовление  дневной  нормы  хлеба в  блокадном  Ленинграде  требовалось:                                                   .                        40 гр. – соломы,                                                                                                   .                        столько  же  опилок,                                                                                                              .                        муки  в  2  раза  меньше,  чем  опилок,                                                                                                             .                       а  отрубей  на  5  граммов  больше,  чем  муки.                                                   \Узнайте  вес  кусочка  хлеба . который  съедали  жители  блокадного  Ленинграда ( 2 способ .  125 гр. ).                                                              .                 Да,  мы  не  скроем : в  эти  дни                                                                                                .                Мы  ели  землю,  клей,  ремни:                                                                                    .                Но  съев  похлебку  из  ремней  .                                                                                                    .                Вставал  к  станку  упрямый  мастер                                                                                                          .                Чтобы  точить  орудий  части                                                                                                                                .                Необходимые  войне.                                                                                         .                Но   он  точил, пока  рука                                                                                                          .                Могла  производить  движения                                                                                .                А  если  падал  у  станка.                                                                                  .                Как  падает  солдат  в  сраженье                                                                                           .                Блокадный  хлеб !  Блокадная  вода!                                                                            .                Блокадный  путь  под  вьюгой  ледяною                                                                                                             .                Какой     бессмертье  куплено  ценою-                                                                                                                             .                Мой  город  не  забудет  никогда !                                                                 Учитель:  Нельзя  забывать, ведь  ваши  сверстники,  жившие  в  блокадном  Ленинграде,  несмотря  на  все  жизненные  трудности,  голод  и  холод,  учились  в  школе , ставили  перед  собой  цели  и  считали,  что этим они  приблизят  победу.                            Давайте  подсчитаем  сколько  минут  продолжался  урок  в  школах  блокадного  Ленинграда.                                                                  Этот  урок  продолжался  5\9  времени  современного  урока.                         (45 : 9 . 5= 25 минут).    Да,  ребята,  урок  продолжался  не  более    25  минут .  больше  не  выдерживали  ни  учитель.  ни  школьники.  Записей  не  вели,  так  как  в  неотапливаемых  классах  мерзли  не только  руки,  но  и  замерзали  чернила.  Учитель  и  ученики  сами  добывали  топливо,  возили  на  санках  воду,  следили  за  чистотой  в  школе.                                                                                                       А  сейчас  ребята  решите  следующее  уравнение  и  вы  узнаете,  сколько  школ  работали  в  городе.                                                              2х + х – 25=92.                                                                                                                     3х = 92+ 25.                                                                                                               3х = 117.                                                                                                                                 х = 117 :3,    х=39.                                                                                                                                            Дети  и  учителя  от  голода  и  холода  умирали  даже  во  время  уроков.  (Читается  сл.  стих ).                                                                                                         .                 Девочка  руку  протянула                                                                                                       .                И  головой---                                                                                                                                                 .                На край  стола .                                                                                                   .               Сначала  думали---                                                                                                                 .               Уснула.                                                                                                                                        .               А  оказалось---                                                                                                                                                          .               Умерла……                                                                                                                          .              Никто                                                                                                                                                  .             Не  обронил  ни  слова                                                                                                                                                                          .             Лишь  хрипло                                                                                                         .             Сквозь  метельный  стон                                                                                                                     .             Учитель  выдавил . что  снова                                                                                 .             Занятья---                                                                                                                                        .              После  похорон.  ( Ю. Воронов)                                                                                           А  сейчас  внимание  на  экран  ( слайды 7 . 8. 9. 10 ).                                                             Видеостих .  Алиса  Астафьева  «Девочка  из  блокадного  Ленинграда».  Автор –Андрей  Гурков ( посвящается  Тане  Савичевой ).                                                                                                                                                      Рассказ  о Тане  Савичевой. ( слайды 11. 12. 13 ).

Таня  родилась  23  января  1930  года. была  пятым  ребенком  в  семье.  у  нее  было  два  брата  и  две  сестры. Записная  книжка  досталось  Тане  в  память  о  старшей  сестре  Нине,  пропавшей  без  вести  во  время  обстрела.  В  семье  ее  все  считали  погибшей.  Тогда  Таня   и  стала  делать  свои  страшные  записи  ( ей было  11  год ).                                                                                               «Женя  умерла  28  декабря  в  12 .00  час.  утра  1941 г.»                                                    «Бабушка  умерла  25  января  в  3 ч.  дня  1942 г.»                                                         «Лека  умер  17  марта  в  5 часов  утра   1942 г.»                                     «Дядя  Вася  умер  13 апреля  в  2 часа  ночи  1942 г.»                                           «Дядя  Леша  умер  10 мая  в  4 ч.  дня  1942 г.»                                                                                                                              «Мама  умерла  13  мая  в  7 ч.30м.  утра  1942 г.»                                         «Савичевы  умерли».                                                                                                «Умерли  все».                                                                                                                      «Осталась  одна  Таня».                                                                                                                   Таню  нашли  в  ее  доме  служащие  санитарных  команд, обходившие  ленинградские  дома  в  поисках  выживших.  Ее  вывезли  в  поселок  Шатки  Горьковской  области  вместе  со  многими  сиротами,  такими  как она,  но  спасти  девочку  уже  не  удалось,  она  скончалась  1 июля  1944  года,  так  и  не  узнав,  что  ее  сестра  Нина  и  брат  Миша  живы,  что  она  не  одна.                 Просмотр   видеоматериала о блокадном Ленинграде ( 641 803  ленинградца  умерли  во  время  блокады  от  голода.  На    Пискаревском  кладбище---тысячи  безымянных  могил.  Около  одной  могилы  всегда  много  людей. Они  стоят  молча  и  плачут . На   могиле  среди  цветов  лежит  ломтик  черного  хлеба. А  рядом  надпись: «Доченька,  если  б  я  могла  дать  тогда…».                                         .               Неугасима  память  поколений                                                                         .              И  память  тех,  кого  так  свято  чтим                                                                .              Давайте  люди,  встаньте  на  мгновенье                                                                      .             И  в  скорби  постоим  и  помолчим.                                                              ( Почтим  светлую  память  минутой  молчания.)                                                                          МИНУТА  МОЛЧАНИЯ.                                                                                                                                             Если    бы  мы  посвятили  каждой  жертве  по  минуте  молчания,  то  нам  бы  пришлось  молчать  почти  50  лет.                                    ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ: составить  задачи  на  тему  ВОВ.                                           ЛИТЕРАТУРА:                                                                                                                      1.Ж.Воспитание  школьников. №3 1986 г. В.Александрова. Велика  истинная  цена  хлеба.                                                                                                         2.Ж. Воспитание  школьников.  № 4 1987г.  В. Гликин.Беспримерный                                                                       подвиг  защитников  Ленинграда.                                                                                       3. Книга  В.Воскобойникова  « 900  дней  мужества «. Рассказ  «Кусочек  хлеба».                                                                                                 4. Материалы  журнала  «Математика  в  школе «  №4  2003 г.         5. Всероссийский  Урок  « Блокада  Ленинграда».

6. Яндекс. Картинки. Блокада Ленинграда.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ПОДВИГУ ЛЕНИНГРАДА: 70-летней годовщине снятия Ленинградской блокады посвящается»

Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:1. Познакомить студентов с понятием блокада;2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтич...

Классный час на тему:"Дорога жизни"(блокада Ленинграда)

Классный час интересен для учащихся 5-7 классов...

Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».

Класс: 9 классы;Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».Цель урока: продолжить формирование у учащихся  устойчивого познавательного интере...

Классный час по теме "Они учились в Ленинграде"

Классный час по теме "Они учились в Ленинграде". Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Уже в конце октября 1941 года окол...

Классный час на тему: « Нацистский геноцид. Блокада Ленинграда»

С распадом Советского Союза система моральных ценностей, в том числе патриотическое воспитание граждан, пережила глубокий кризис и впоследствии была практически утрачена. В обществе стали популярны ид...

Классный час по теме: "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"

Классный час для учащихся 7 класс по теме: "День полного свобождения Ленинграда от фашистской блокады"...

«Дроби. Блокада Ленинграда»

Урок предполагает систематизацию знаний по темам: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», «Сравнение обыкновенных дробей», повторение и закрепление приобретё...