ПРОГРАММА летней школы «Юный натуралист» для обучающихся 6-7 классов на 2013/14 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Булько Елена Михайловна

Программа летней школы «Юный натуралист» по биологии предназначена для учащихся 6-7 классов. Программа рассчитана на 56 часов, 4 часа в день и является дополнением к основному курсу  биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernaya_programma_letney_shkoly_2014.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

         УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК УЧИЛИЩА

В. ШКИРКОВ

 «          » _______________2014 г.

                                                               

   

ПРОГРАММА

летней школы

«Юный натуралист»

для обучающихся 6-7 классов

на 2013/14 учебный год

 

                                 

Обсуждено на заседании отдельной

дисциплины «Физика, химия,  биология»

Протокол №______  от  ______________

Председатель                   Савватеева Г.С.

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная записка……………………………………………….3

2.  Тематическое планирование………………………………………... 5

3.  Содержание………………………………………………………….. 7

4.  Литература…………………………………………………………..  9

Пояснительная записка

Программа летней школы «Юный натуралист» по биологии предназначена для учащихся 6-7 классов. Программа рассчитана на 56 часов, 4 часа в день и является дополнением к основному курсу  биологии.  

Программа реализуется в следующей последовательности: вводная установка учителя, совместная деятельность учителя и учащихся, самостоятельная деятельность учащихся и представление результатов деятельности учащихся.

Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у учащихся представления о многообразии, строении и значении растений, животных, микроорганизмов; способствует формированию навыков  исследовательской деятельности, ответственного отношения к природе, экологическому и нравственно-эстетическому воспитанию учащихся.

Реализация программы осуществляется на основе межпредметных  связей биологии,  географии, химии, экологии, истории и немецкого языка. Для освоения данного курса программы, обучающиеся должны обладать знаниями   морфологии и физиологии растений, животных, микроорганизмов. Все мероприятия в рамках летней школы имеют сопровождение на немецком языке.

В современных условиях одной из важных задач школы является развитие творческого потенциала личности, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде.  

Занятия строятся с учётом  психолого-педагогических особенностей учащихся.

Каждое занятие носит  развивающий характер и сопровождается иллюстративным материалом.

В занятия включены интересные сведения из жизни живых организмов, ребусы, головоломки. Суворовцы занимаются изготовлением гербариев, коллекций, поделок, готовят небольшие сообщения, проекты, рефераты, презентации.

Значительное внимание уделяется экскурсиям, на которых  юные натуралисты имеют возможность получить практические навыки работы по изучению объектов живой природы.

   Цель:

Углубление и расширение знаний учащихся по различным вопросам естествознания и немецкого языка, развитие интереса к наукам естественного цикла, немецкому языку, разносторонних способностей учащихся.

Задачи:

Вызвать интерес к живым объектам природы; расширить, структурировать и конкретизировать знания учащихся о растениях, животных, микроорганизмах;

Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, осознанию мероприятий по охране природы, формирование бережного отношения к природе;

Реализовывать краеведческий подход в школьном биологическом образовании;

Развивать интеллектуальные, исследовательские и творческие  способности учащихся; умения работать с лабораторным оборудованием, проводить наблюдения;

Способствовать развитию умений и навыков общения на немецком языке.

Содержание курса обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, экскурсии, практические и исследовательские работы, организация трудовой деятельности, сообщения о результатах своих наблюдений, оформление наглядных пособий, фотоотчетов.

Суворовцы должны:

- иметь представление о флоре и фауне Ульяновской области;

- уметь обнаруживать объекты в природных условиях, проводить несложные исследовательские работы;

-понимать общие закономерности пространственного распределения, межвидовых отношений растений и животных;

- иметь начальные навыки описания  наблюдений и отдельных объектов, изготовления гербариев растений и коллекций насекомых;

-развить навыки общения на немецком языке.

экологической сказки.

2. Творческая мастерская «Мы и природа».

3.Час немецкого языка.

   

9

День Краеведа.

1. Экскурсия в музей-усадьбу городского быта.

 2. Прогулка в парк Дружбы народов. Знакомство с историей растительных насаждений.

3.Час немецкого языка.

4

   11.06

10

День Эколога.

1. Экскурсия в областной детский экологический центр. Сопровождение экскурсии на немецком языке.

2. Практическое занятие «Особенности содержания  животных экоцентра».

4

  16.06

11

День Исследователя.

1. Экскурсия в детский музейный центр «Путешествие в страну Скрапбукинг» 2.Исследовательская работа по направлениям: «Микроорганизмы как спутники жизни»,   «Экологический мониторинг».

3. Час немецкого языка.

4

  17.06

12

День Валеолога.

1.Беседа «Я и мое здоровье».

2.Спортивные игры на свежем воздухе.

3.Практическое занятие «Планета здоровья».

4.Час немецкого языка.

4

   18.06

 13

День Кино.

1. Посещение кинотеатра «Художественный».

2. Час занимательной биологии.

3. Час немецкого языка.

4

  19.06

 14

День Таксидермиста.

1.Посещение музея технического училища.

2.Практическое занятие «Изготовление чучел животных».

3. Подведение итогов.

4

  20.06

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ

Биология – наука о живой природе (растениях, животных, грибах, бактериях и других организмах, их взаимосвязях со средой обитания). Многообразие растительного и животного мира. Среда обитания и ее факторы. Значение растений и животных в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Основные методы изучения животных и растений в природе.

Правила по технике безопасности при работе в полевых условиях. Выбор направления работы и требования к отчетности.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Микроорганизмы как спутники жизни. Исследования микробиоты кисломолочных пищевых продуктов. Оценка интенсивности заселения растений азотфиксирующими симбиотическими бактериями. Влияние экологических факторов на размножение дрожжей. Оценка загрязненности пищевых продуктов спорами грибов. Влияние фитонцидов на простейших.

Экологический мониторинг. Исследования качества речной и водопроводной  воды, воздуха, почв.

                                                       МИР РАСТЕНИЙ

Лес в истории разных народов. Лесные экосистемы. Многообразие видов лесного сообщества; преобладающие виды и их влияние; распределение по ярусам. Взаимосвязь ярусов леса.

Экологические группы растений. Влияние абиотических факторов на жизнь и развитие растений. Биоиндикация растений.

Многообразие мира растений: однолетние и многолетние; однодольные и двудольные; светолюбивые и теневыносливые. Жизненные формы растений. Органы цветковых растений. Побег. Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее строение листа. Классификация листьев: лист простой и сложный, жилкование листьев. Расположение листьев на стебле.

Воздушное питание растений. Фотосинтез. Листовая мозаика. Газообмен у растений. Дыхание.

Практическая работа «В погоне за светом».

Практическая работа «Выделение кислорода листьями элодеи на свету».

Практическая работа «Дыхание листа».

Практическая работа «Испарение воды листьями».

Практическая работа «Образование крахмала в листьях».

Практическая работа  «Определение возраста дерева по спилу и по кроне».

Практическая работа «Составление пищевых связей в лесном сообществе».

Практическая работа «Сбор и закладка растений для гербариев. Правила изготовления и оформления гербариев. Определение собранных растений».

Практическая  работа «Изготовление гербариев, коллекций из природного материала».

Творческая мастерская «Мы и природа».

Экскурсия в парк Дружбы народов «Особенности флоры Ульяновской области».

Экскурсия в дендропарк «Растительные сообщества».

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ

          Посещение кинотеатров с просмотром фильмов о природе.

          Посещение Театра кукол с просмотром экологической сказки.

Занимательная беседа «Экология города: вчера, сегодня, завтра».

Биологическая игра «Крестики-нолики».

Конкурс естествоиспытателей.

Викторина «Правда ли это?».

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

   

                                            КРАЙ РОДНОЙ

Экскурсия в музей-усадьбу городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX вв.».

          Экскурсия в музей архитектуры и градостроительства.

Экскурсия «Почтовое дело г. Симбирска».

Экскурсия в г. Казань.

                                             ЭКОЛОГИЯ И МЫ

Содержание животных в неволе. Лошадь как объект реабилитации людей.    Экзотические животные как объект содержания.

Практическое занятие «Особенности содержания животных Экоцентра».

Практическое занятие «Изготовление чучел животных».

Экскурсия в иппоцентр «Лучик».

Экскурсия «Экология города».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческий отчет. Подведение итогов летней школы «Юный натуралист»

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимушкин И.И. Исчезнувший мир.- Смоленск: Русич, 1999.- 192 с.

2. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. - Смоленск: Русич, 1999.- 192 с.

3. Боброва, Н. Г. Теория и практика зоологического краеведения / Н. Г. Боброва // Исследования в области биологии и методика ее преподавания: межкаф. сб. науч. трудов. Вып. 2. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. - С. 89 - 98.

4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. – М., Дрофа, 2005.

5. Гальперштейн Л. Я. Растения: Научно-популярное издание для детей. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. – 31с. – (Я открываю мир)

6. Ирмаилов И. В., Михмен В. Е., Шашков Э. В., Шубкина Л. С.. Биология. Экскурсии. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983. -224 с.

7. Мамаев Б.М. Школьный атлас – определитель насекомых: книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1985.

8. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2005.

9. Петров В. В.Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя.- М. : Просвещение, 1991. - 205с.

10. Трайтак Д. И., Клинковская Н.И., Карьенов В.А., Балуев С. И. Биология: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся / Под редакцией Д. И.  Трайтака.- М.: Просвещение, 1983. – 106 с.

11. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология, 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта +, 2000. – 704 с.

                     Руководитель летней школы _____________ Булько Е.М..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Летняя школа "Юный натуралист"

В паспорте проекта показана организация летней практики школьников по биологии. Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образова...

План воспитательной деятельности коллектива обучающихся 7 класса на 2013-2014 учебный год

План содержит: тему, цели, задачи, формы работы с коллективом., функции классного руководителя,характеристика класса,состав, план работы по направлениям, план работы по ПДД, ППБ,  и.тд....

План работы по адаптации обучающихся 10 класса на 2013-2014 учебный год

План работы по адаптации обучающихся 10 класса на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программа по географии (для обучающихся 10 класса) (70часов в год, 2 часа в неделю) 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений.География. 10-11 класс. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.Издательство – М.: «Просвещени...

Модифицированная программа по информатике на 2 полугодие 2013-2014 учебного года для обучающейся с ОВЗ

Программа рассчитана на 6 часов (по 0,2 часа в неделю). Программа «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5...

Отчёт о работе Научного сообщества обучающихся МБОУ СОШ№14 г.Азова за 2013-2014 учебный год

В 2013-2014 уч.г.г. школьное Научное сообщество обучающихся продолжило развивать творческий  потенциал, умения и навыки организации и проведения проектной,  научно-исследовательской работы...