Формирование и оценка функциональной грамотности
план-конспект по математике

На сегодняшний день очень актуальна развитие функциональной грамотности на  уроках математики. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математики является решение задач. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    МАОУ «Прииртышская СОШ-Полуяновская СОШ»

Мастер класс по теме:

«Формирование и оценка функциональной грамотности»

Автор: учитель математики

Курманалеева Равия Рисовна,

 первая квалификационная категории

Аннотация

На сегодняшний день очень актуальна развитие функциональной грамотности на  уроках математики. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математики является решение задач. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Введение

Сегодня представляем мастер - класс по формированию функциональной грамотности на уроках математики.

Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.

Задачи мастер-класса:

показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;

способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся; содействовать профессиональному общению; вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Основная часть

  1. Вступление
  2. Основная часть мастер-класса:

Учитель: Уважаемые коллеги, предлагаю ответить на вопрос «Какие сложности в вашей работе возникают при составлении компетентностностно-ориентированных заданий?»

Работа в группе по методике «работа в парах; командная работа».

ЗАДАНИЕ. Обсуждение вопроса: «Какие сложности в вашей работе возникают при составлении компетентностно-ориентированных заданий?»

 (Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники

объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).

Выслушиваются ответы участников

Работа в малых группах по методике «Диалог - обсуждение»

Учитель: Предлагаю выполнить следующее задание: Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?

Задача № 1.

Тема «Действия с десятичными дробями».

Одним из важных компонентов для поддержания нашего организма в здоровом виде является употребление необходимого количества витаминов и минералов. В весенний период чувствуется ослабленность иммунитета. Дефицит железа приводит к серьезным последствиям: замедлению развития моторики, нарушению координации, замедлению речевого развития, а также недостаток железа в организме приводит к развитию анемии.

В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша(200 гр.) с котлетой (100 гр.) и салат из цветной капусты (100 гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр.) с салатом из свеклы с черносливом (100 гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо?

Работа в группе по методике «работа в парах; командная работа».

Выслушиваются ответы участников

Учитель: Предлагаю вашему вниманию задачу по теме «Действия с натуральными числами». Определите в задаче формулировку, источник информации, инструмент проверки.

Тема «Нахождение процентов от числа».

Татьяна Петровна, приобретая обувь своему сыну, сделала свой выбор в пользу торгового бренда «ADIDAS» . На распродаже весенней коллекции обуви бренда «ADIDAS» в торговом центре МART» на ботинки для мальчика первоначальной стоимостью 19900 р., предложена скидка 25%, а сайт lamoda.kz предлагает скидки на всю обувь бренда «ADIDAS» от 15%-55% . Выясните, каким способом выгоднее приобрести ботинки. (Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).

Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно составить задание по теме «Действия с натуральными числами» с предложенными предметами (книга, книжная полка), используя структуру компетентностно-ориентированного задания.

 (Участники обсуждают. Высказывают свой ответ)

Учитель: Предложенная Вами задача, является компетентностно- ориентированным заданием. Задания такого характера вызывают у учащихся большой интерес, поэтому они с большим желанием составляют такие задания.

Предлагаю задачные формулировки, которые составили ребята:

  • Мама купила собрания сочинений Л.Н. Толстого, состоящее из 10 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?
  • В связи с переездом на новую квартиру необходимо упаковать книги с книжной полки в коробку. Какого размера нужно взять коробку, чтобы перевезти эти книги?

3. Подведение итогов мастер-класса

Учитель: При использовании компетентностно-ориентированных заданий в меняются соотношения «педагог — обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает — педагог содействует, обучающийся активен

4. Рефлексия

Учитель: Итак, подведем итог мастер-класса. Приемом рефлексии — оценочная корзинка. Предлагается 3 корзинки, жетоны разных цветов (красный – 5 баллов, синий – 4 балла, зеленый – 3 балла)

1) Собственная деятельность на занятии
2) Ценность данных заданий для ученика
3) Возможность использования  заданий на уроках математики
4) Удовлетворение от работы

Учитель: Оцените, коллеги, результаты совместной работы.

(Участники проводят оценивание)

Хочется закончить мастер класс словами ученого математика Н.И.Лобачевского: «Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся"

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читатель...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Приказ Министерства образования и науки Чеченской Республики от 12.01.2022 № 3-п «О внесении изменений в Региональный план по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (Минобрнауки ЧР) НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКИН ДЕШАРАН А, IИМАНАН А МИНИСТЕРСТВО ПРИКАЗ...

Сертификат "Формирование и оценка функциональной грамотности"

Сертификат "Формирование и оценка функциональной грамотности"...

Работа с региональными СМИ как форма работы по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся ОБРАЗОВАНИЕ ЮГОРИИ Сетевой научно-методический журнал Выпуск 2 (64) 2022 Стр. 22-27

В данной статье произведен анализ критериев функциональной грамотности в условиях ФГОС ООО. Представлена форма работы с региональными СМИ и пример задания по материалам газеты «Новости Приобья&r...

Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде.

Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде.  «Читательская грамотность».Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих о...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...