Варианты МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
методическая разработка по математике (9 класс)
Вариатны 3 и 4 , с ответами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mg-3_variant.doc | 908.5 КБ |
mg-4_variant.doc | 650.5 КБ |
otvety_mg_-3variant.doc | 163 КБ |
otvety_mg_variant_4.doc | 379 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 3
ЗАДАНИЕ 1 «КОЖА ЧЕЛОВЕКА»
Марина, ученица 8 класса, для подготовки к тесту по биологии использует в своём твиттер-аккаунте ссылку на следующую информацию.
Кожа человека состоит из трех основных слоев:
Первый слой | Второй слой | Третий слой |
«эпидермис» - | «дерма» - | «гиподерма» - |
защищает организм от | начинают расти волосы | составляет жир, |
внешнего воздействия, | человека, в нём | регулирует уровень |
самый тонкий слой, | находятся кровеносные | тепла в организме, |
выполняет регенеративную | сосуды и потовые железы. | состоит из жировой и соединительной ткани. |
функцию. |
Сальные железы кожные железы, чей секрет является жировой смазкой для поверхности кожи и волос. Расположены они практически по всей коже, за исключением подошв ног и кожи ладоней. По размерам они существенно различаются, а также имеют разное строение и локализацию в разных участках кожи. Больше всего скопление сальных желез наблюдается в волосистой части голов, а также на подбородке и щеках.
В среднем потовые железы вырабатывают от 0,7 до 1 л пота в сутки. 90% протоков сальных желез открываются в волосяные сумки
Вопрос 1 «Кожа человека»
Опираясь на информацию текста, выберите верные ответы на три вопроса, представленные в таблице, записав ответ в формате "1а".
1. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находится | а) меланин |
б) рецепторы | |
в) сальные железы | |
г) эпидермис | |
2. Сальные железы: | а) охлаждают поверхность тела |
б) выделяют смазку – кожное сало | |
в) уничтожают бактерии | |
г) частично выполняют функцию почек. | |
3. У взрослого человека за сутки выделяется пота: | а) 70л |
б) 7л | |
в) 700мл | |
г) 70мл |
6,45 см2 кожи приходится в среднем 94 сальных желез, 65 волосяных мешочков.
Определите, какое количество сальных желез и волосяных мешочков (в среднем) находится на коже взрослого человека. Ответ запишите целым числом (после округления). Наименование единиц измерения не указывайте.
Вопрос 4 «Кожа человека»
Все папиллярные узоры делятся на три основных типа: дуговые, петлевые и завитковые, которые и составляют основу их классификации. Дуга напоминает волну, петля - заброшенный аркан, а завиток похож на водоворот Дуга Петля Завиток. Рисунок образуется ещё до рождения человека и сопровождает его, не изменяясь, до самой смерти.
Простая дуга не имеет трирадиуса (или дельты) и состоит из гребней, пересекающих поперек пальцевую подушечку и слегка выпуклых дистально. T-образная дуга имеет трирадиус, два краевых радианта которого идут в ульнарном и paдиальном направлениях, а дистальный радиант обрывается и вокруг него обходят гребни в виде дистально вытянутой дуги, образуя дистальную трансверзальную систему | |
Петли имеют одну дельту. Это полузамкнутый узор, в котором кожные гребешки начинаются от одного края пальца, идут, изгибаясь дистально, к другому краю, но, не доходя до него, возвращаются к тому краю, от которого начались. Дистальный радиант петли, окаймляя поле узора (центральный узор), образует голову петли. | |
Истинные завитки имеют две дельты. Это замкнутая фигура, в которой папиллярные линии идут концентрически вокруг сердцевины узора. Истинные завитки чаще всего представлены кольцевыми, эллипсоидными и спиральными рисунками. В завитках сильно варьируют объем самого узора, форма и объем сердцевины, направление и соединение узорных радиантов. |
Марину заинтересовала информация о том, что отпечатки пальцев являются уникальным кодом, позволяющим точно идентифицировать человека. Она решила провести эксперимент среди одноклассников и внести данные в таблицу. В эксперименте принимало участие 10 одноклассников (5 девочек и 5 мальчиков в возрасте 14-15 лет). Для наглядности была составлена таблица по типам узоров отпечатков пальцев одноклассников.
Результаты девочек:
№ | Юля | Соня | Аня | Диана | Алена |
Большой | Петля Петля | Завиток Петля | Завиток Завиток | Петля Петля | Петля Петля |
Указательный | Петля Петля | Петля Завиток | Петля Петля | Петля Петля | Петля Завиток |
Средний | Петля Петля | Завиток Завиток | Завиток Завиток | Петля Петля | Завиток Завиток |
Безымянный | Завиток Петля | Дуга Петля | Дуга Петля | Дуга Завиток | Дуга Завиток |
Мизинец | Петля Петля | Петля Завиток | Петля Петля | Петля Петля | Петля Завиток |
Мальчики:
№ | Саша | Ваня | Володя | Даня | Никита |
Большой | Завиток Завиток | Петля Завиток | Завиток Завиток | Дуга Завиток | Петля Завиток |
Указательный | Завиток Завиток | Завиток Завиток | Завиток Завиток | Завиток Завиток | Завиток Завиток |
Средний | Петля Петля | Завиток Завиток | Завиток Завиток | Петля Петля | Завиток Завиток |
Безымянный | Завиток Завиток | Завиток Петля | Петля Завиток | Завиток Завиток | Петля Завиток |
Мизинец | Петля Завиток | Завиток Дуга | Петля Завиток | Завиток Петля | Завиток Петля |
По результатам эксперимента учащиеся сделали выводы.
Марина: по отпечаткам пальцев можно провести закономерность, что у лиц мужского пола на пальцах больше завитков, а у лиц женского пола больше петель.
Никита: по отпечаткам пальцев можно провести закономерность, что у лиц мужского пола на пальцах больше петель, а у лиц женского пола больше завитков.
Диана: по отпечаткам пальцев провести закономерность провести нельзя.
Кто из ребят прав? С кем вы согласны? С кем нет? Объясните предположения ребят, опираясь на проведенный эксперимент.
ЗАДАНИЕ 2 «НАВОДНЕНИЕ»
Под наводнением понимается затопление водой прилегающей к реке, озеру или водохранилищу местности, которое причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей. Затоплением местности считается разлив реки, озера или водохранилища, не сопровождающийся материальным ущербом.
Основными природно-географическими условиями возникновения наводнений могут быть следующие:выпадение осадков в виде дождя, таяние снега и льда, цунами (тайфуны), опорожнение водохранилищ.
Например, циклоны, возникающие на Балтике, вызывают подъём
«медленной нагонной волны Кельвина» и направляют её в устье Невы, где она встречается с течением реки. В настоящее время наводнением считается подъём воды более чем на 160 см над ординаром.
На диаграмме представлена характеристика подъёма воды.
Исследования подтвердили возможность наводнения до 5,4 метра. Предварительный экономический анализ указывает, что в среднем ежегодный ущерб от наводнений составляет 69 млн. долларов США.
Вопрос 1 «Наводнение»
Территориальное управление МЧС опубликовало прогноз на апрель по району Z: «Вероятность наводнения в районе Z составляет пять к восьми»
Какое из утверждений правильно передаёт прогноз?
8 районе Z |
|
больше, чем вероятность того, что не произойдет. |
8 8 наводнение |
С 1703 по 2006 года по статистическим данным Севзапгидромета в СанктПетербурге зарегистрировано 300 наводнений. Наводнения были зарегистрированы во все месяцы года, но наиболее опасным является осенний период, на который приходится около 70 % всех наводнений, в том числе все большие и катастрофические.
В соответствии с утвержденным в 1978 году проектом строится комплекс защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений, который
позволит при угрозе наводнения изолировать Невскую губу от Финского залива. Строительство КЗС началось в 1979 году, но в конце 90-х годов строительство КЗС было практически приостановлено из-за появившихся опасений по поводу негативного воздействия КЗС на экологию Невской губы. Новый этап строительства КЗС начался в 2001 году. Финансирование КЗС предусмотрено в размере 18 млрд. руб., из них международных средств из банка Европейского развития перечислено 244,8 млн. руб.
А) Определите процент международных средств, вложенных в строительство.
Строительство КЗС было заморожено на 11 лет и деньги в размере 244,8 млн. руб. находились в банке с ежегодным приростом 9%.
Б) Вычислите, сколько денег будет на этом счёте на начало возобновления строительства. Ответ округлите до десятых и запишите в формате: год - размер денег до начисления процентов, в млн. руб. - размер денег после начисления процентов, в млн. руб. Например:
1991 год - 244,8 - 266,8
1992 год - 266,8 - ....
Вопрос 3 «Наводнение»
Житель района Z решил застраховать свой дом на случай наводнения.
Он застраховал свой дом на 4 000 000 р. и имущество на 1 000 000 р. Условия страхования представлены в таблице
На 1 год: дом - 0,3% стоимости, имущество -0,6% стоимости | |
На 3 года стоимостью 51 000 рублей, который включает страхование дома и имущества. | |
На 1 год: на имущество и дом 0,4% стоимости |
В какой компании выгоднее застраховать дом и имущество на 3 года? Приведите решение и обоснование своих рассуждений
Вопрос 4 «Наводнение»
В научно-популярном журнале была напечатана статья об экологическом состоянии Невской губы после строительства КЗС. Вот что прочитали Алексей, Алина, Василий и Надежда: «Экологическое состояние реки Невы, Невской губы и Финского залива является неудовлетворительным. Велико аномальное развитие патогенных бактерий, загрязнение ионами ртути и меди, хлорорганическими пестицидами, фенолами, нефтепродуктами, полиароматическими углеводородами. В связи с постройкой сооружений по защите Ленинграда — Санкт-Петербурга от наводнений произошло уменьшение водообмена Невской губы с восточной частью Финского залива на 10—20 %, что дало дополнительный вклад в увеличение концентрации биогенов в Невской губе.
Наибольшие изменения происходят в придамбовой зоне на расстоянии менее 5 км от неё. Свой вклад дают неудачный выбор мест выброса северных и юго- западных очистных сооружений Санкт- Петербурга, высокая загрязнённость грунтов в некоторых районах Невской губы. Беспокойство вызывает начавшееся постепенное заболачивание мелководных частей Финского залива между Санкт- Петербургом и дамбой, поскольку ослабленные дамбой осенние штормы не способны уже в достаточной степени очищать дно Невской губы от поселяющихся там высших растений.
Заболачивание и связанное с этим гниение остатков растений со временем может привести к дополнительной эвтрофикации водоёма и исключению из акватории обширных участков Невской губы на которых, к тому же, в грунтах будет захоронено значительное количество вредных соединений».
Ученики предложили свои варианты решение экологической проблемы: Алексей: использовать биологические методы очистки - это позволит удалить фитомассы микрофатов из зарастающих водоемов, где площадь зарастания 20- 25%.
Алина: ежегодно проводить практический способ очистки водоемов из расчета 3:1 (три части убирать, одну оставить путем срезания косилкой погибшей растительности и затем удаление окошенной растительности).
Василий: Строительство дамбы – это решение экологической проблемы, дамба необходима, она убережёт наш город от разрушений.
Надежда: В 2009 г. был принят документ « Водная стратегия РФ на период до 2020г». В рамках реализации этого документа предполагается социальная поддержка объектов, ориентированных на улучшение состояния водных объектов.
Кто из ребят прав? С кем вы согласны? С кем нет? Объясните предположения ребят, опираясь на проблемы экологии и свой жизненный опыт. Какой метод решения экологической проблемы, с вашей точки зрения, является наиболее эффективным?
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 4
ЗАДАНИЕ 1 «КОННЫЙ СПОРТ»
Конный спорт – поистине замечательное увлечение. Несколько лет назад Дарья увлеклась любительской верховой ездой.
Конкур – это вид конного спорта, в котором всадник на лошади должен преодолеть некоторое количество разрушаемых препятствий в определенном порядке как можно за меньшее время без разрушений. Между препятствиями должно быть правильное расстояние, чтобы лошадь могла приземлиться, сделать определенное количество темпов между препятствиями и прыгнуть следующее. Для этого специально измеряют расстояние между препятствиями.
Вопрос 1 «Конный спорт»
Пони, небольшие лошади | 3 м | Приведём ориентировочную длину шага на галопе у различных типов лошадей |
Лошади среднего размера | 3,25 м | |
Крупные лошади | от 3,5 м |
Помните, что необходимо учитывать также место приземления и отталкивания. Ориентировочное расстояние – 1,8 м от препятствия – приблизительно половина темпа галопа. Таким образом, если есть система в один темп, то между барьерами расстояние будет составлять: | На приземление | 1,8 м |
На темп | 3,5 м | |
На отталкивание | 1,8 м |
Опираясь на информацию, представленную в тексте, определите расстояние между барьерами, если темп лошади 3,5 метра, требуется сделать 5 темпов. Ответ запишите в метрах без указания единиц измерения.
Вопрос 3 «КОННЫЙ СПОРТ»
Рабочие знают, что за один приём Звездочка и Серенада съедают 0,6 нормы, Гнедой − 1,5 нормы, а остальные лошади − 1 норму. Эту группу лошадей готовят к конному спорту. Для них требуется заранее закупить корм на две недели.
Сколько всего корма необходимо лошадям этой группы на две недели? Ответ дайте в центнерах и запишите целым числом, без единиц наименования. Поясните решение
Задание 4 «Конный спорт»
В Призовой гонке стартовало 7 лошадей. Вот их список в порядке стартовых номеров: Звёздочка, Марс, Юпитер, Верный, Сюрприз, Серенада, Гнедой. В призовом коневодстве существует понятие – «скаковой класс лошади». Точного определения оно не имеет, но подразумевает способность лошади побеждать. Судят о скаковом классе по количеству и значимости побед и их соотношением с количеством стартов.
Формула скаковой карьеры = |
Количество первых мест вторых мест третьих мест четвертых мест |
Соответственно, легко подсчитать и количество безуспешных стартов.
Можно рассмотреть всю скаковую карьеру в целом и подсчитать индекс побед.
Индекс побед = количество побед лошади
общее число стартов
При оценке скакового класса лошади обращают внимание на общую сумму выигрыша и сумму выигрыша, приходящего на один старт.
Рассмотрим данные призовой гонки лошадей:
Стартовый номер | Общее количество стартов/Формула скаковой карьеры | Индекс успеха | Сумма выигрыша (средний выигрыш) | ||||
1. Звездочка | 9=4-1-2-0 | 301500 (33500) | |||||
2. Марс | 13=7-2-1-0 | 522300 (52230) | |||||
3. Юпитер | 22=14-3-2-1 | 6377000 (2898636) | |||||
4. Верный | 18=11-1-3-3 | 9784500 (543583) | |||||
5. Сюрприз | 13=5-1-4-0 | 655800 (50387) | |||||
6. Серенада | 15=9-4-0-2 | 8622800 (574 853) | |||||
7. Гнедой | 10=2-1-3-2 | 484500 (96900) + KZT 710000 (236667) +$6450 (3 225) |
Как видно, наибольшее количество побед у Юпитера — 14. Понятно, что количество побед зависит и от количества стартов.
Рассчитайте индекс успеха для каждой лошади. Ответ округлите до сотых. В ответе укажите название лошади и индекс успеха в порядке убывания.
Используя данные количества побед и индекс успеха, спрогнозируете распределение первого, второго, третьего и четвертого места в призовой гонке лошадей. Ответ обоснуйте.
ЗАДАНИЕ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Метеоролог Эрик Холтхаус опубликовал в своём твиттер-аккаунте ссылку на следующую информацию.
«Обсерватория у вершины вулкана Мауна-Лоа на Гавайях зафиксировала самый высокий показатель концентрации CO2 в атмосфере Земли за все время наблюдений: порядка 415,26 ppm. В каждом кубическом метре воздуха присутствует не менее 415 мл углекислого газа. До этого такие высокие показатели CO2 в атмосфере Земли были около 3 миллионов лет назад, в эпоху плиоцена (эпоха современного оледенения). Учёные предполагают, что тогда концентрация составляла от 310 до 400 ppm. Впервые уровень в 400 ppm был зафиксирован в 2013 году».
Опираясь на информацию текста, выберите верные утверждения:
- К концу 21 века температура Земли может понизиться от 1,8 до 4,6 ºС.
- В каждом кубическом метре воздуха присутствует не менее 415 мл углекислого газа,
- Увеличение концентрации CO2 в атмосфере носит исключительно антропогенный характер;
- Самые высокие вулканы расположены на Гавайских островах.
Вопрос 2. «Экологическая проблема»
Основой для получения климатических характеристик служат многолетние наблюдения за погодой, которые ведутся на метеорологических станциях. Наташа, ученица 8 класса, для подготовки доклада использовала данные о температуре воздуха за 2018— 2019 годы. Их она оформила в виде сводной таблицы и графика.
Среднемесячная температура воздуха за 2018-2019 годы
Вопрос 3. «Экологическая проблема»
В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причём их доля постоянно возрастает. Сегодня в мире 600 млн. автомобилей. Ежегодно выпускается 30 млн. новых автомобилей.
В городе N машины – главный и наиболее опасный загрязнитель воздуха. Один легковой автомобиль выбрасывает около 20,4 кг выхлопных газов в сутки, а грузовой автомобиль выбрасывает около 30 кг выхлопных газов в сутки
Примерный химический состав выхлопных газов автомобилей
представлен в таблице.
Азот | (N) | 75% |
Пары воды | (H2O) | 4% |
Диоксид углерода | (CO2) | 9% |
Оксид углерода | (CO) | 6% |
Оксиды азота | (NOx) | 3% |
Альдегиды | (R-CHO) | 1,2% |
Углеводороды | (CxHy) | 1,6% |
Сернистый ангидрид | (SO2) | 0,2% |
В городе N на улице Купеческой в воскресение с 10:00 до 11:00 выезжает 432 легковых автомобилей и 53 грузовых, а заезжает 468 легковых автомобилей и 87 грузовых.
Определите количество выброса CO2 (в кг) всех проехавших автомобилей на улице Купеческой в городе N за 1 час
Вопрос 4. «Экологическая проблема».
В связи с тем, что концентрация СО2 в атмосфере растёт, учёные ведут работу по разработке стратегий уменьшения количества СО2, выбрасываемого в атмосферу Земли. Одна из них заключается в улавливании части СО2 и хранении её в глубине океана, так как данный газ хорошо растворим в воде. Большая часть океанических живых организмов относится к группе «нектона»
- свободноживущих в толще воды организмов.
Наташа, ученица 8 класса, изучила информацию в научном журнале:
Учёные разработали математическую модель для расчета доли CO2, которая будет оставаться на хранении в океане после того, как CO2 закачивают в океан на три разные глубины (800 метров, 1500 метров и 3000 метров). Модель предполагает, что CO2 был закачан в океан в 2000 году. Приведённый график показывает результат данной модели.
Исходя из данных графика и схемы распространения жизни в океане, выдвиньте гипотезу: на какую глубину, по вашему мнению, целесообразнее всего закачивать углекислый газ с учётом сохранения биомассы океана?
Предварительный просмотр:
III вариант
ЗАДАНИЕ 1 «КОЖА ЧЕЛОВЕКА»
2 балла | Указан верный ответ: 1г, 2б, 3в. |
0 баллов | Ответ указан неверно или отсутствует. |
Вопрос 2 «Кожа человека»
Наружные покровы тела человека состоят из кожи и её производных – волос и ногтей. К наружным покровам
относятся слизистые, которые выполняют барьерную функцию.
Человеческая кожа обладает уникальными свойствами. При общей площади поверхности около 2 м2 и толщине 1-4 мм она является крупнейшим органом тела. Кожа
устойчива к жаре и холоду. Ей также не страшна вода, кислоты и щелочи, если они не имеют очень высоких концентраций.
Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней. Масса кожи у человека в среднем составляет 12 кг. На каждые
5 баллов | Указан верный ответ: 291473 и 201550 |
3 балла | Указан частично верный ответ: 291472,868 и 201550,388 ИЛИ 291473 и 201550 штук |
0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. |
Вопрос 3 «Кожа человека»
Характерист
алгор конт форм схем элем проб
6 баллов | ика задания ть содержания: изменение и зависимости кст: личный лительная деятельность: применять и интерпретировать кт оценки: исследовать ситуацию частично знакомую, не итмизированную; использовать знания в нетипичных екстах; работать с информацией, представленной в различных ах (текста, таблицы, диаграммы столбчатой или круговой, ы, рисунка, чертежа с обозначением видимых и невидимых ентов геометрической фигуры) в контексте конкретной лемы; удерживать условия задания в процессе решения. ень сложности: 3. ат ответа: текстовый ерии оценивания (0, 3 или 6 баллов): Указан полный верный ответ: холерик – 12,5%, сангвиник – 43,75%, флегматик – 37,5%, меланхолик – 6,25%. Несовпадение результата по типу темперамента у многих учеников может быть объяснено погрешностью |
биометрического исследования, т.к. уровень его достоверности составляет 85-95% ИЛИ необъективностью результатов психологических тестов (шкала лжи). | |
3 балла | Указан частично верный ответ: холерик – 12,5%, сангвиник – 43,75%, флегматик – 37,5%, меланхолик – 6,25%. |
0 баллов 8. Уров | Другие ответы, ответы без наименования единиц (выраженные только числами) или ответ отсутствует. ень функциональной грамотности – 3. |
Характеристика задания
- Область содержания: изменение и зависимости
- Контекст: личный
- Мыслительная деятельность: применять и интерпретировать
- Объект оценки: исследовать ситуацию частично знакомую, не алгоритмизированную; использовать знания в нетипичных контекстах; работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы столбчатой или круговой, схемы, рисунка, чертежа с обозначением видимых и невидимых элементов геометрической фигуры) в контексте конкретной проблемы; удерживать условия задания в процессе решения.
- Уровень сложности: 3.
- Формат ответа: текстовый
- Критерии оценивания: (0, 3 или 6 баллов)
6 баллов | Указан полный верный ответ: Гипотеза Марины подтвердилась. По результатам эксперимента определилась закономерность: у лиц мужского пола на пальцах больше завитков, а у лиц женского пола больше петель. ИЛИ: При подсчете количество петель, дуг и завитков у мальчиков и девочек восьмого класса оказалось следующим: у девочек – 30 петель, 16 завитков и 4 дуг, у мальчиков – 13 петель, 35 завитков и 2 дуги, следовательно, подтвердилась гипотеза Марины. |
3 балла | Указан частично верный ответ: При подсчете количество петель, дуг и завитков у мальчиков и девочек восьмого класса оказалось следующим: у девочек – 30 петель, 16 завитков и 4 дуг, у мальчиков – 13 петель, 35 завитков и 2 дуги. |
0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. |
- Уровень функциональной грамотности – 3.
|
2 балла | Указан верный ответ: Вероятность того, что в апреле произойдёт наводнение в районе Z, больше, чем вероятность того, что не произойдет. |
0 баллов | Ответ указан неверно или отсутствует. |
Вопрос 2 «Наводнение»
Характерист
алгор форм в да реше
5 баллов | ика задания ть содержания: изменение и зависимости. кст: профессиональный. лительная деятельность: применять. кт оценки: исследовать ситуацию частично знакомую, не итмизированную; размышлять над своими действиями, улировать и комментировать, почему они были использованы нной ситуации; удерживать условия задания в процессе ния. ень сложности: 4 ат ответа: развернутый ерии оценивания (0, 3 или 5 баллов): Указан полный верный ответ на оба вопроса: А) 1,36% Б) 1991 год - 244,8 - 266,8 1992 год - 266,8 – 290,8 1993 год – 290,8 – 317,0 1994 год – 317,0 – 345,5 1995 год – 345,5 – 376,6 |
1996 год – 376,6 – 410,5 1997 год – 410,5 – 447,4 1998 год – 447,4 – 487,7 1999 год – 487,7 – 531,6 2000 год – 531,6 – 579,4 2001 год – 579,4 – 631,5 ИЛИ 1991-2001 год – 244,8 – 631,5 | |
3 балла | Указан полный верный ответ на один вопрос. |
0 баллов 8. Уров | Другие ответы или ответ отсутствует. ень функциональной грамотности – 2. |
.
8 баллов | ат ответа: развернутый ерии оценивания (0, 5, 7 или 8 баллов): Указан полный верный ответ: Выгоднее застраховать дом и имущество в Росгострахе. Обоснование: Альфа-Страхование: 1. 𝟒𝟎𝟎𝟎𝟎𝟎𝟎: 𝟏𝟎𝟎 ∙ 𝟎, 𝟑 = 𝟏𝟐𝟎𝟎𝟎 (руб) сумма страхования дома на один год 2. 𝟏𝟎𝟎𝟎𝟎𝟎𝟎: 𝟏𝟎𝟎 ∙ 𝟎, 𝟔 = 𝟔𝟎𝟎𝟎 (руб) сумма страхования имущества на один год 3. 12000+6000=18000 (руб) общая сумма страхования дома и имущества на один год 4. 𝟏𝟖𝟎𝟎𝟎 ∙ 𝟑 = 𝟓𝟒𝟎𝟎𝟎 (руб) ) общая сумма страхования дома и имущества на три года В компании Альфа-Страхование сумма страхования дома и имущества на три года составит 𝟓𝟒𝟎𝟎𝟎 руб. В компании Росгострах сумма страхования дома и имущества на три года составит 𝟓𝟏𝟎𝟎𝟎 руб. Ингвар: 1. 4000000+1000000=5000000 (руб) общая сумма дома и имущества 2. 5000000:100∙0,4=20000 (руб) страхование дома и имущества на один год 3. 20000∙3=60000 (руб) общая сумма страхования дома и имущества на три года В компании Ингвар сумма страхования дома и имущества на три года составит 60000 руб. |
7 баллов | Указан верный ответ. Выгоднее застраховать дом и имущество в Росгострахе. Обоснование: В компании Альфа-Страхование сумма страхования дома и имущества на три года составит 𝟓𝟒𝟎𝟎𝟎 руб. В компании Росгострах сумма страхования дома и имущества на три года составит 𝟓𝟏𝟎𝟎𝟎 руб. В компании Ингвар сумма страхования дома и имущества на три года составит 60000 руб. |
5 баллов | Указан верный ответ без обоснования: |
Выгоднее застраховать дом и имущество в Росгострахе, сумма за три года составит 51000 руб. | |
0 баллов 8. Уров | Другие ответы или ответ отсутствует. ень функциональной грамотности – 4. |
Характерист
алгор конт комм ситу извле испол
8 баллов | ика задания ть содержания: изменение и зависимости. кст: научный. лительная деятельность: интерпретировать. т оценки: исследовать ситуацию частично знакомую, не итмизированную; использовать знания в нетипичных екстах; размышлять над своими действиями, формулировать и ентировать, почему они были использованы в данной ации; пользоваться различными источниками с целью чения информации, проверять их достоверность; связывать и ьзовать информацию из разных источников. ень сложности: 4 ат ответа: развернутый ерии оценивания (0, 5, 7 или 8 баллов): Приведено развернутое обоснование, что правильными являются позиции Алексея и Алины. В ответе содержатся определения биологического и практического способа очистки водоемов. Также указано, что высказывания Василия и Надежды не содержат решения экологических проблем (указание на несоответствие вопросу). |
7 баллов | Приведено развернутое обоснование, что правильными являются позиции Алексея и Алины. Также указано, |
что высказывания Василия и Надежды не содержат решения экологических проблем (указание на несоответствие вопросу). | |
5 баллов | В качестве правильного выбрано либо мнение Алексея, либо Алины. |
0 баллов 8. Уров | Другие ответы или ответ отсутствует. ень функциональной грамотности – 4. |
Максимальный балл: 42 балла.
Результат тестирования выставляется в виде:
- уровень функциональной грамотности: 2-10 баллов;
- уровень функциональной грамотности: 11-20 баллов;
- уровень функциональной грамотности: 21-36 баллов;
- уровень функциональной грамотности: 37-42 балла.
Характеристика уровней функциональной грамотности:
- уровень функциональной грамотности (вычитывание – читательская грамотность, узнавание и понимание – математическая грамотность): умение извлекать (вычитывать) информацию из текста и делать простые умозаключения (несложные выводы) о том, о чем говорится в тексте; обобщать информацию текста. С точки зрения математического содержания, на 1 уровне учащиеся находили и извлекали информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Информация была представлена в различном контексте: личном, профессиональном, общественном, научном.
- уровень функциональной грамотности (интерпретация – читательская грамотность, понимание и применение – математическая грамотность): умение анализировать, интегрировать и интерпретировать сообщения текста, формулировать на их основе более сложные выводы; находить в текстах скрытую информацию и предъявлять её в адекватной форме; соотносить изображение и вербальный текст, применять математические знания (знания о математических явлениях) для решения
разного рода проблем, практических ситуаций. На втором уровне учащиеся способны применять знания о масштабе, совершать реальные расчеты с извлечением данных из таблиц и несплошного текста, определять зависимости геометрических фигур, находить площади геометрических фигур. Особенно ценно, что на данном уровне учащиеся переводят текстовые задания с языка контекста на язык математики. Процесс моделирования данных заданий включает: понимание, структурирование, моделирование, вычисления, применение математических знаний.
- уровень функциональной грамотности (оценка – читательская грамотность, анализ и синтез – математическая грамотность): На данном уровне необходимо было анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте, опираясь на умения: размышлять о сообщениях текста и оценивать содержание, форму, структурные и языковые особенности текста; оценивать полноту и достоверность информации, формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации.
- уровень функциональной грамотности (применение – читательская грамотность, рефлексия в рамках математического содержания – математическая грамотность): учащийся может применить полученную в результате чтения информацию для объяснения новой ситуации, для решения практической задачи без привлечения или с привлечением фоновых знаний; формулировать на основе текста собственную гипотезу; выявлять связь между прочитанным и современным миром. Для успешного прохождения данного уровня учащийся должен уметь интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Диагностическая работа для учащихся 8 классов МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
IV вариант
2 балла | Указан верный ответ: 21,1. |
0 баллов | Ответ указан неверно или отсутствует. |
Вопрос 2 «Конный спорт»
5 баллов | Указан верный ответ 3,8 кг ИЛИ 3,8 и приведено решение: 42 ц=4200 кг 4200:365:3≈3,8 кг |
4 балла | Указан частично верный ответ: 3,8 кг ИЛИ 3,8 |
0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. |
Вопрос 3 «Конный спорт»
.
Характерист
проц
алгор форм над были зада
6 баллов | ика задания ть содержания: изменение и зависимости. кст: общественный. лительная деятельность: применять математические едуры. кт оценки: исследовать ситуацию простую/знакомую, по итму; работать с информацией, представленной в текстовой е; использовать знания в нетипичных контекстах; размышлять действиями, формулировать и комментировать, почему они использованы в данной ситуации; удерживать условия ния в процессе решения ень сложности: 2 ат ответа: текстовый ерии оценивания (0, 3 или 6 баллов): Указан верный ответ, приведено обоснование: 18 Возможное решение: 2∙0,6+1∙1,5+4∙1=6,7 норм/за 1 прием 6,7∙6,5=43,55 кг на один приём пищи 43,55∙3∙14=1829,1 кг |
3 балла | 1829, 1 кг |
0 баллов 8. Уров | Другие ответы или ответ отсутствует. ень функциональной грамотности – 3. |
8 баллов | Указан полный верный ответ, представлен ход рассуждения: Юпитер 𝟎, 𝟔𝟑 Верный 𝟎, 𝟔𝟏 Серенада 𝟎, 𝟔 Марс 𝟎, 𝟓𝟒 Звездочка 𝟎, 𝟒𝟒 Сюрприз 𝟎, 𝟑𝟖 Гнедой 𝟎, 𝟐 Прогноз: 1 место у Юпитера, т.к 14 побед и 0,63 индекс успеха. 2 место у Верного, т.к. 11 побед и 0,61 индекс успеха 3 место у Серенады, т.к. 9 побед и 0,6 индекс успеха 4 место у Марса, т.к. 7 побед и 0,54 индекс успеха |
7 баллов | Указан частично верный ответ, представлен ход рассуждения на первую часть вопроса: Юпитер 𝟏𝟒: 𝟏𝟔 = 𝟎, 𝟔𝟑 Верный 𝟏𝟏: 𝟏𝟖 = 𝟎, 𝟔𝟏 Серенада 𝟗: 𝟏𝟓 = 𝟎, 𝟔 Марс 𝟕: 𝟏𝟑 = 𝟎, 𝟓𝟒 Звездочка 𝟒: 𝟗 = 𝟎, 𝟒𝟒 Сюрприз 𝟓: 𝟏𝟑 = 𝟎, 𝟑𝟖 Гнедой 𝟐: 𝟏𝟎 = 𝟎, 𝟐 Прогноз: 1 место у Юпитера, т.к 14 побед и 0,63 индекс успеха. 2 место у Верного, т.к. 11 побед и 0,61 индекс успеха 3 место у Серенады, т.к. 9 побед и 0,6 индекс успеха 4 место у Марса, т.к. 7 побед и 0,54 индекс успеха |
5 баллов | Указан верный ответ на первую часть вопроса: Юпитер 𝟎, 𝟔𝟑 Верный 𝟎, 𝟔𝟏 Серенада 𝟎, 𝟔 Марс 𝟎, 𝟓𝟒 Звездочка 𝟎, 𝟒𝟒 Сюрприз 𝟎, 𝟑𝟖 Гнедой 𝟎, 𝟐 |
0 баллов 8. Уров | Иной ответ или ответ отсутствует ень функциональной грамотности – 4 |
ЗАДАНИЕ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Метеоролог Эрик Холтхаус опубликовал в своём твиттер-аккаунте ссылку на следующую информацию.
«Обсерватория у вершины вулкана Мауна-Лоа на Гавайях зафиксировала самый высокий показатель концентрации CO2 в атмосфере Земли за все время наблюдений: порядка 415,26 ppm. В каждом кубическом метре воздуха присутствует не менее 415 мл углекислого газа. До этого такие высокие показатели CO2 в атмосфере Земли были около 3 миллионов лет назад, в эпоху плиоцена (эпоха современного оледенения). Учёные предполагают, что тогда концентрация составляла от 310 до 400 ppm. Впервые уровень в 400 ppm был зафиксирован в 2013 году».
Вопрос 1. «Экологическая проблема»
Подавляющее число экспертов считает, что деятельность человека, который сжигает ископаемое топливо, — одна из основных причин потепления климата на Земле. Средняя температура Земли уже увеличилась на один градус, причём ожидается дальнейшее повышение, если не будут приняты меры. Данные метеорологических наблюдений свидетельствуют о том, что за последние 100 лет средняя температура поверхности Земли выросла на 0,74ºС, причём темпы её роста постепенно увеличиваются. |
По прогнозам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) – наиболее авторитетной международной организации в области климата – в ближайшие 20 лет рост температуры составит в среднем 0,2 ºС за десятилетие, а к концу 21 века температура Земли может повыситься от 1,8 до 4,6 ºС. Причиной тому могут служить разные факторы, однако многие ученые связывают это с парниковым эффектом. Помимо парникового эффекта, существуют другие теории:
нельзя достаточно уверенно сказать, происходит ли оно вообще. |
- Самые высокие вулканы расположены на Гавайских островах.
2 балла | Указан верный ответ: В каждом кубическом метре воздуха присутствует не менее 415 мл углекислого газа. |
0 баллов | Ответ указан неверно или отсутствует. |
2018 | 2019 |
-7,11 | |
Определите среднее значение температуры за 2018-2019 гг. Ответ запишите без наименования единиц.
Определите изменение температур за два года. Проанализируйте данные таблицы и графика. Сделайте вывод об изменении климата, указав разницу в изменении температуры за 2018-2019 гг.
Характерист
проц
алгор разли круг невид конк и к ситу
6 баллов | ика задания ть содержания: количество. кст: общественный. лительная деятельность: применять математические едуры. кт оценки: исследовать ситуацию частично знакомую, не итмизированную; работать с информацией, представленной в чных формах (текста, таблицы, диаграммы столбчатой или овой, схемы, рисунка, чертежа с обозначением видимых и имых элементов геометрической фигуры) в контексте ретной проблемы; размышлять над действиями, формулировать омментировать, почему они были использованы в данной ации. ень сложности: 2 ат ответа: текстовый ерии оценивания (0, 4 или 6 баллов): Указан верный ответ на первый вопрос: 5,775 ИЛИ 5,76 и приведено обоснование: По представленным данным можно проследить определенную динамику в сторону потепления климата. Среднегодовая температура 2018 года составила 4,77ºС, а среднегодовая температура 2019 составила 6,78ºС. Соответственно |
температура в 2019-ом году была выше, чем в 2018-ом на 2,01ºС. | |
4 балла | Указан верный ответ на первый вопрос: 5,775 ИЛИ 5,76 |
0 баллов 8. Уров | Другие ответы или ответ отсутствует. ень функциональной грамотности – 3. |
Определите количество выброса CO2 (в кг) всех проехавших автомобилей на улице Купеческой в городе N за 1 час.
5 баллов | Указан верный ответ: 84,6 ИЛИ 84,6 кг |
0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. |
.
Характеристика задания
- Область содержания: неопределенность и данные.
- Контекст: научный
- Мыслительная деятельность: интерпретировать.
- Объект оценки: исследовать ситуацию сложную проблемную с большой долей неопределенности; работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы столбчатой или круговой, схемы, рисунка, чертежа с обозначением видимых и невидимых элементов геометрической фигуры) в контексте конкретной проблемы; размышлять над действиями, формулировать и комментировать, почему они были использованы в данной ситуации.
- Уровень сложности: 4
- Формат ответа: текстовый
- Критерии оценивания (0, 4, 6 или 8 баллов):
8 баллов | Ответ опирается на факты, отраженные в результатах (графике) исследования и схеме распространения жизни в океане, например: Закачивание газа на большую глубину в океане обеспечивает более эффективное хранение, на глубине более 3000 метров CO2 сохраняется в 4 раза дольше, чем на глубине 800 метров. Кроме того, на данной глубине он не будет влиять на жизнедеятельность представителей нектона. |
6 баллов | Указан верный ответ. Обоснование основано или на результатах исследования, отраженных в графике, либо на информации из схемы распространения жизни в океане. |
4 балла | Указан верный ответ без обоснования. |
0 баллов | Другие ответы или задание не выполнено |
- Уровень функциональной грамотности – 4
Максимальный балл: 42 балла.
Результат тестирования выставляется в виде:
- уровень функциональной грамотности: 2-10 баллов;
- уровень функциональной грамотности: 11-21 балл;
- уровень функциональной грамотности: 22-35 баллов;
- уровень функциональной грамотности: 16-42 балла.
Характеристика уровней функциональной грамотности:
- уровень функциональной грамотности (вычитывание – читательская грамотность, узнавание и понимание – математическая грамотность): умение извлекать (вычитывать) информацию из текста и делать простые умозаключения (несложные выводы) о том, о чем говорится в тексте; обобщать информацию текста. С точки зрения математического содержания, на 1 уровне учащиеся находили и извлекали информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Информация была представлена в различном контексте: личном, профессиональном, общественном, научном.
- уровень функциональной грамотности (интерпретация – читательская грамотность, понимание и применение – математическая грамотность): умение анализировать, интегрировать и интерпретировать сообщения текста, формулировать на их основе более сложные выводы; находить в текстах скрытую информацию и предъявлять её в адекватной форме; соотносить изображение и вербальный текст, применять математические знания (знания о математических явлениях) для решения разного рода проблем, практических ситуаций. На втором уровне учащиеся способны применять знания о масштабе, совершать реальные расчеты с извлечением данных из таблиц и несплошного текста, определять зависимости геометрических фигур, находить площади геометрических фигур. Особенно ценно, что на данном уровне учащиеся переводят текстовые задания с языка контекста на язык математики. Процесс моделирования данных заданий включает: понимание, структурирование, моделирование, вычисления, применение математических знаний.
- уровень функциональной грамотности (оценка – читательская грамотность, анализ и синтез – математическая грамотность): На данном уровне необходимо было анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте, опираясь на умения: размышлять о сообщениях текста и оценивать содержание, форму, структурные и языковые особенности текста; оценивать полноту и достоверность информации, формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации.
- уровень функциональной грамотности (применение – читательская грамотность, рефлексия в рамках математического содержания – математическая грамотность): учащийся может применить полученную в результате чтения информацию для объяснения новой ситуации, для решения практической задачи без привлечения или с привлечением фоновых знаний; формулировать на основе текста собственную гипотезу; выявлять связь между прочитанным и современным миром. Для успешного прохождения данного уровня учащийся должен уметь интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи по функциональной грамотности (математической грамотности) для 5, 7 и 8 классов
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в Российской Федерации сегодня является повышение качества образования. Президентом перед правительством была поставлена задача обеспече...
Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания
Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...
Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40
Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...
Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»
Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»Тема «Задачи на переливание»5 класс...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...