Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия |
предметные | универсальные |
I. Организационный этап
| Здравствуйте, садитесь! Посмотрите на слайд. Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока. (слайд 1 )
- Как вы понимаете эти слова? | Ответы учащихся |
| Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
II Вводная беседа. Актуализация знаний | -Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос: «С именем, какого ученного связана тема нашего сегодняшнего урока?» -Ребята, а как оценивают спортсменов в настоящем спорте?
- А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний».
-А что «среднее» в математике можно найти?
- Назовите тему урока.
- Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока (слайд 3).
-Ребята, у вас на столах лежат карточки с таблицей. Заполните ее. (приложение 1)
-Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел?
- Что вы хотите узнать?
Это и будет нашими целями на урок. | Устный счет (задания на слайде 2)
- Находят среднюю оценку
-«Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» -«Среднее чисел» -«Среднее чисел»
Записывают тему урока в тетради.
Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу - ничего!
-«Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» | Вспомнинают действия с десятичными дробями | Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. |
III. Изучение нового материала
| 1. Работа над определением «среднего арифметического»
-Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?
- Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим задачу (слайд 4-6). -Составьте план решения задачи.
-А почему вы делили на 7, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число?
- Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте составить алгоритм нахождения среднего арифметического. Вывод: Мы нашли среднее арифметическое семи чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
2. Работа над определением «среднего арифметического» (слайд 7)
-Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел».
- Откройте учебник на с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте. - Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе. -Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить! Для лучшего запоминания напечатанное определение вывешивается на доску (приложение 2) - В начале урока мы назвали имя выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического. (слайд 8) |
Самостоятельно читают задачу, один – вслух
-Найти рост всех гномов, Разделить на 7
-7 гномов
Предлагают алгоритмы.
Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество»
Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество» Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел: Ср. арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых)
-Читают: один вслух, остальные - про себя.
Рассказывают себе.
Рассказывают друг другу по очереди.
| Самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Составляют алгоритм в тетради. Выводят формулу нахождения среднего арифметического, опираясь на определение и алгоритм. | Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог
Регулятивные Целеполагание, выдвижение гипотез |
IV. Первичное осмысление и закрепление знаний.
| -Давайте вернемся к спорту и оценим их результаты, как настоящих спортсменов. (слайд 9)
| Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участницы, проговаривая порядок выполнения действий. | Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задачи | Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
V. Физкультминутка | - Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. (слайд 10)
- А сейчас давайте выполним несколько упражнений. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза. - Сели все ровно, продолжим работу. | среднее арифметическое:
-Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.) Апельсина и лимона. (Грейпфрут.) -Пианино и баяна. (Аккордеон.) -Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.) -Носка и чулка. (Гольф.) Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
|
|
VI. Закрепление изученного на решении задач
| Выполнение заданий из учебника: №804(с последующей проверкой) (Учитель заранее с обратной стороны доски готовит ответы) Практическое задание «Рейтинг» -Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте,возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно,на доске представлены ответы. Проверьте соседа и выставите оценку карандашом в тетрадь.
| Выполняют самостоятельно упражнения
Осуществляют взаимопроверку. | Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении упражнений из учебника. | Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
VII Подведение итогов | -Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?
Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. (слайд 11) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Учащиеся заполняют пропуски в определении: Средним арифметическим нескольких чисел называется ………….. суммы нескольких чисел на ………… |
| Регулятивные Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка |
VIII Домашнее задание. | Задает дозированное домашнее задание
Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.45 на стр.210-211 и решите №805, 817 А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать молоко. (слайд 12) Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. Учащиеся внимательно слушают. Всем: п.45, с 210-216, выучить определение. По желанию: определить стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3-х магазинах и вычислить среднюю стоимость . |
|
|