«Решение текстовых задач»
план-конспект урока по математике (6 класс)

Тихомирова Любовь Алексеевна

Урок закрепления и систематизации полученных знаний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.5_klass._reshenie_zadach.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок закрепления и систематизации полученных знаний по теме:

«Решение текстовых задач»

Организационный момент:

Здравствуйте ребята. На партах, у каждого из вас, помимо ваших школьных принадлежностей, лежат файлы, в которых есть три листа разного цвета. В течении урока они нам понадобятся, поэтому не откладывайте их далеко.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте мне «да» или «нет».

Короткие вопросы:

  • Дважды два – четыре?
  • Впереди у нас весна?
  • Сегодня у нас урок истории?
  •    Числа, которые используются при счете предметов, называют натуральными? (да)
  • Семью девять 63?
  • Произведение – это умножение?
  • Математика – царица наук? (Гаусс)

Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю сыграть в игру «Сокровища пирата».

  • Вычислите (100 – 23 = 77). Что мы с вами сейчас сделали? Решили пример. Т.е. нашли РЕШЕНИЕ.
  • У нее нет ничего:

                   Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

                  Состоит она всего

                 Из условия с вопросом.

              Ответ: Задача

  • При решении задачи мы читаем очень  вкрадчиво (ТЕКСТ) только прилагательное  образованное от этого слова (Текстовые)

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Е

Т

Е

К

С

Т

О

В

Ы

Х

З

А

Д

А

Ч

Правильно! Молодцы! Тема урока РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

 С этой темой вы уже знакомы. Поэтому как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (закрепить полученные знания). А какие задачи мы себе поставим? Отлично! Тогда начнем!

Но сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, у меня для вас есть видео-письмо от учеников школы №5.

(Запуск видео)

И так, в течении урока нам предстоит найти ответы на 4 поставленных вопроса.

  1. Что больше всего на свете? (ПРОСТРАНСТВО)
  2. Что быстрее всего? (УМ)
  3. Что мудрее всего?  (ВРЕМЯ)
  4. Что приятнее всего? (ДОСТИЧЬ ЖЕЛАЕМОГО, РЕЗУЛЬТАТ)

I . И так, первый вопрос: Что больше всего на свете?

Для того чтобы ответить на него, предлагаю достать из файла розовые листы. Перед вами таблица

Выполните действия

Ответ

Соответствующая буква

27 - 14 =

13

о

9 +12 =

21

р

13- 7 =  

6

п

 700 : 100=  

7

н

725-706=

19

т

16 +336 -352=

0

в

723-600-113=

10

с

 504:28=  

18

а

п

р

о

с

т

р

а

н

с

т

в

о

6

21

13

10

19

21

18

7

10

19

0

13

Ну что ж, вы молодцы! Переходим ко второму вопросу!

II. Что быстрее всего?

Давайте решим с вами задачу:

От города до посёлка автобус ехал 2 ч со скоростью 75км/ч. Сколько времени понадобится велосипедисту, чтобы проехать этот путь со скоростью 15км/ч?

Для ее решения я предлагаю составить кластер. Для ответа на второй вопрос я предлагаю двум партам поработать с небольшими кейсами, а все остальные скажите, знаете ли вы что такое КЛАСТЕР?  В переводе с английского это слово означает «гроздь винограда», вот мы с вами и составим свою гроздь винограда то есть схему или другими словами алгоритм. Ну раз я предложила составить кластер - я и начну. На что мы обращали внимание, когда вычисляли примеры из первого задания? (на знаки). ( работа с классом на доске и в тетрадях)

Вот видите, мы привели с вами мысли в порядок, составив данный алгоритм.

Теперь вернемся к детям которые работали с кейсами. Скажите, удалось ли вам разгадать слово зашифрованное в кейсе? Давайте послушаем какие высказывания у вас получились?

  • Всяк своим умом кормится.(народная мудрость)
  • Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок
  •  приводит.(Ломоносов)
  • Чтобы умно поступать, одного ума мало. (Достоевский)
  • Всяк своим

               11115 : 2223=

что она ум в порядок приводит.

       552

  • Математику уже за тем   учить надо,

        24*23 =

одного ума мало.

         7

  • Чтобы умно поступать,

     7х+14

умом кормится.

             5

Какое же слово объединяет все эти 3 высказывания?

У

М

Ну что, ответили мы на второй поставленный вопрос?

Теперь я предлагаю нам немного отдохнуть.

 Релаксация. Приглашаю вас в комнату психологической разгрузки.

Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой

поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё

напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, поют птицы. Светит яркое

солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и

расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам

хорошо и приятно греться на солнышке. Сделайте глубокий вдох и

медленно делайте выдох, На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы

чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются

глаза, 5 – вы возвращаетесь в на урок полные сил.

III. Что мудрее всего? (ВРЕМЯ)  Достаньте листы зеленого цвета. На них задания для самостоятельной работы. Выполните ее в своих тетрадях. У вас на все 5 минуты. (негромко включить «Время вперед!» Г. Свиридов

Самостоятельная работа                           Самостоятельная работа

Вариант 1

Решение

Автомобилист проехал за два дня 770км. В первый день он ехал 4ч со скоростью 80км/ч, во второй день он ехал со скоростью 90км/ч. Сколько часов был в пути автомобилист во второй день?

Вариант 2

По просёлочной дороге велосипедист ехал 3ч со скоростью 7км/ч, затем по шоссе со скоростью 10км/ч. На весь путь он затратил 5ч. Какое расстояние он проехал?

Решение:

И так, время вышло, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга. Поставьте оценки. Теперь верните тетрадь товарищу. И давайте проверим ваши ответы вместе.

Кто полностью справился с заданием?

Кто сделал незначительные ошибки?

 Кто вообще не выполнил задания?

Скажите, а что за музыка играла во время самостоятельной работы?. Это произведение называется «Время вперед!» и автором его является наш с вами земляк – Георгий Свиридов. Ребята, что мы затратили при выполнении самостоятельной работы? И почему именно это произведение играло? (ответы детей)….Можем ли мы ответить на третий вопрос? Что мудрее всего? –ВРЕМЯ

IV.  Что приятнее всего?(Работа у доски)

Предлагаю решить задачу.

Лиза купила два пирожных, полкило ветчины и полтора килограмма слив. Одно пирожное стоит 25 рублей, один килограмм ветчины  — 460 рублей, а один килограмм слив — 42 рубля. Какую сдачу получит Лиза с 500 рублей?

Решение:  1) 25*2=50(рублей)2 пирожных

                  2) 460:2=230(рублей) за ветчину

                  3) 42+(42:2)=42+21=63(рубля) за сливы

                  4)500- (50+230+63)=157 (рублей) сдача

Ответ: 157 рублей сдача.

А мы с вами решили задачу?  Достигли желаемого ? Как можно одним слово  назвать то, что мы получили: РЕЗУЛЬ ТАТ

  Приятно ли вам это? Можем теперь ответить на вопрос ЧТО ПРИЯТНЕЕ ВСЕГО? – Достичь желаемого! Результат!

А теперь возьмите свои листы самооценки и подпишите их. Выставьте себе балы по каждому критерию.

ВЫВОД: Не смущайтесь, если вам поначалу не даётся вычитание положительных и отрицательных чисел. Пусть

вас вдохновляет то, что прежде умение обращаться с дробями было

вершиной арифметики, великие умы гордились этим. А вы изучаете

сей предмет в 6 классе. Желаю вам успехов в постижении такой

интересной и увлекательной науки, как математика.

Самостоятельная работа                           Самостоятельная работа

Вариант 1

Решение

Автомобилист проехал за два дня 770км. В первый день он ехал 4ч со скоростью 80км/ч, во второй день он ехал со скоростью 90км/ч. Сколько часов был в пути автомобилист во второй день?

Вариант 2

По просёлочной дороге велосипедист ехал 3ч со скоростью 7км/ч, затем по шоссе со скоростью 10км/ч. На весь путь он затратил 5ч. Какое расстояние он проехал?

Решение:

Самостоятельная работа                           Самостоятельная работа

Вариант 1

Решение

Автомобилист проехал за два дня 770км. В первый день он ехал 4ч со скоростью 80км/ч, во второй день он ехал со скоростью 90км/ч. Сколько часов был в пути автомобилист во второй день?

Вариант 2

По просёлочной дороге велосипедист ехал 3ч со скоростью 7км/ч, затем по шоссе со скоростью 10км/ч. На весь путь он затратил 5ч. Какое расстояние он проехал?

Решение:

Вопрос

Ответ (+ или -)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы материал на уроке?

3

Требовалась ли вам помощь:

а) учителя

б) учебника

в) соседа по парте

4

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе

Вопрос

Ответ (+ или -)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы материал на уроке?

3

Требовалась ли вам помощь:

а) учителя

б) учебника

в) соседа по парте

4

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе

Найди продолжение высказываний, выполнив вычитания (соедини линиями):

  • Всяк своим

               11115 : 2223=

что она ум в порядок приводит.

       552

  • Математику уже за тем   учить надо,

        24*23 =

одного ума мало.

         7

  • Чтобы умно поступать,

     7х+14

умом кормится.

             5

Какое слово объединяет все три высказывания(впиши это слово)?

Найди продолжение высказываний, выполнив вычитания (соедини линиями):

  • Всяк своим

               11115 : 2223=

что она ум в порядок приводит.

       552

  • Математику уже за тем   учить надо,

        24*23 =

одного ума мало.

         7

  • Чтобы умно поступать,

     7х+14

умом кормится.

             5

Какое слово объединяет все три высказывания(впиши это слово)?

Найди продолжение высказываний, выполнив вычитания (соедини линиями):

  • Всяк своим

               11115 : 2223=

что она ум в порядок приводит.

       552

  • Математику уже за тем   учить надо,

        24*23 =

одного ума мало.

         7

  • Чтобы умно поступать,

     7х+14

умом кормится.

             5

Какое слово объединяет все три высказывания(впиши это слово)?

ЗАДАЧА: В магазине продается несколько видов творога в различных упаковках и по различной цене. Какова наименьшая цена за килограмм творога среди данных в таблице видов? Какую упаковку творога купить выгоднее?

 

Упаковка

Цена за упаковку

200 г

52 руб.

250 г

62 руб.

125 г

45 руб.

 

ЗАДАЧА: В магазине продается несколько видов творога в различных упаковках и по различной цене. Какова наименьшая цена за килограмм творога среди данных в таблице видов? Какую упаковку творога купить выгоднее?

 

Упаковка

Цена за упаковку

200 г

52 руб.

250 г

62 руб.

125 г

45 руб.

 

ЗАДАЧА: В магазине продается несколько видов творога в различных упаковках и по различной цене. Какова наименьшая цена за килограмм творога среди данных в таблице видов? Какую упаковку творога купить выгоднее?

 

Упаковка

Цена за упаковку

200 г

52 руб.

250 г

62 руб.

125 г

45 руб.

 

ЗАДАЧА: В магазине продается несколько видов творога в различных упаковках и по различной цене. Какова наименьшая цена за килограмм творога среди данных в таблице видов? Какую упаковку творога купить выгоднее?

 

Упаковка

Цена за упаковку

200 г

52 руб.

250 г

62 руб.

125 г

45 руб.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"

Сборник  предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...

Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."

Данный учебный модуль разработан   в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней  цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...

Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)

Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...

Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ

Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на  формирование у обучающихся  понятия расходы, п...

Решение текстовых задач прикладного характера. Задачи на движение

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач прикладного характера обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью т...