Роль школьных оценок и отметок в жизни современных старшеклассников
статья по математике (10 класс)

Смотрина Галина Федоровна

Многолетний опыт работы в подготовке школьников к сдаче ЕГЭ показывает, что выпускники  чаще всего выбирают те  предметы, по которым  хорошо успевают. Тем самым оценка оказывает большое влияние на выбор будущей профессии и формирует отношение к предмету. Кроме того, оценивание в процессе обучения является мощным и многоплановым фактором воздействия на ученика. Оценка тесным образом связана с такими психологическими характеристиками как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, тревожность, эмоциональный комфорт и благополучие, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителями), психологический климат в классе, творчество.  Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. В этом и заключается актуальность темы исследования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Роль школьных оценок и отметок в жизни современных старшеклассников»

         

Выполнила учитель математики

 ГБОУ школа 500

Смотрина Галина Федоровна

Санкт – Петербург

2020

Многолетний опыт работы в подготовке школьников к сдаче ЕГЭ показывает, что выпускники  чаще всего выбирают те  предметы, по которым  хорошо успевают. Тем самым оценка оказывает большое влияние на выбор будущей профессии и формирует отношение к предмету. Кроме того, оценивание в процессе обучения является мощным и многоплановым фактором воздействия на ученика. Оценка тесным образом связана с такими психологическими характеристиками как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, тревожность, эмоциональный комфорт и благополучие, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителями), психологический климат в классе, творчество.  Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. В этом и заключается актуальность темы исследования.

Учитывая  такую огромную роль оценок, я решила исследовать  влияние школьных оценок на мотивацию и отношение к предмету. Одной из основных задач школьного обучения, как известно, является формирование у ученика познавательной мотивации. В школе обычно в качестве основной побудительной силы выступают оценка и отметка.  Это и будет целью данного исследования.

Исследование проводилось тремя методами, для сбора общего материала лучше всего подошло анкетирование, а вот для уточнения каких-либо конкретных моментов были  взяты  интервью, как у учеников, так и учителей.

Но для начала следует сформулировать определения понятий оценка и отметка.

Оценка – это процесс оценивания, выражающийся в виде отметки в развернутом оценочном суждении. Отметка – это цифровое (бальное) выражение знаний учащихся. [1]

Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Функции оценки:  обратная связь и подкрепление (поощрение). Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.[2] Отметка выводится из оценки, оценки и потому оценка  должна предшествовать отметке, а не наоборот. Одной из функций, как было сказано выше, оценок является стимулирование (мотивирование) познавательного процесса  учащихся.  

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

познавательные;

коммуникативные;

эмоциональные;

саморазвития;

позиция школьника;

достижения;

внешние (поощрения, наказания).

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.[3]

Итак, в первую очередь были  взяты интервью у школьников и учителей. Вопрос, который задавался учителю, звучал следующим образом : «Часто ли Вам приходится использовать в качестве мотивации оценку? Как Вы к этому относитесь». Учитель истории дала следующий ответ: « Больше я стараюсь замотивировать детей темой урока, спорными взглядами на конкретную эпоху или период. Также  рассказываю интересные факты, которые выходят за рамки школьной программы.  Обязательно интересуюсь мнением учеников. Стараюсь сделать свой предмет интересным и познавательным. Обращаю внимание, например, что  о культуре должен знать каждый образованный человек. Иногда, конечно, приходится напоминать и привлекать внимание тем, что скоро будет контрольная и этот вопрос будет вынесен на проверку или что это пригодится тем, кто сдает ЕГЭ. Конечно, последний метод стараюсь использовать меньше, так как, на мой взгляд, куда прогрессивнее первый».  Ученику 10 класса был задан следующий вопрос: « что  Вас может заставить проникнуться предметом или темой урока?» на  что был получен следующий ответ : « Конечно, в первую очередь, я занимаюсь тем предметом, который мне нужен для моей будущей профессии, не важно, как учитель привлекает мое внимание, оценкой, интересной темой или «никак», в любом случае мне сдавать этот предмет, поэтому приходится заниматься».

Посещая уроки  в 10 классе, я обратила внимание, что учителя используют различные методы мотивации.  Но, чаще всего откликаются те ученики, которые сдают данный предмет.

Анкетирование было проведено в одном из 10-х классов[4].  Всего принимало участие 27 учеников. Основной вопрос исследования заключался в том, чтобы узнать, какую роль играет оценка в мотивации познавательного процесса школьника. Выводы оказались не столь радужными. Наука в области педагогики и методики обучения давно пришла к выводу, что оценка не самая лучшая мотивация, хотя и имеет свои плюсы. А на поверку выходит следующее. Многие ученики (14) выполняют определенные требования учителя только из-за стремления получить хорошую оценку. Для них, не навлечь на себя гнев родителей, учителя, не остаться «худшим» в классе – главный мотивирующий фактор.  Лишь только 7 учеников показали истинное стремление к знанию, читают дополнительную литературу, интересуются вопросами выходящими за рамки школьной программы и  выполняют только те задания, которые им интересны, в первую очередь не для того, чтобы повысить оценку за четверть ( как правило у таких учеников не возникает  проблем с данным вопросом), а из  любви к предмету.  Не стоит упускать из виду, что 6 учеников не мотивированы практически ничем, даже оценкой. Остается загадкой, с какой целью они шли в 10 класс.

В итоге получается, что Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. В ситуации постоянно отрицательного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением.

Таким образом, следует сделать вывод, что несмотря на то, что наука в вопросе мотивации ушла далеко вперед, на деле оказывается, что основной вид мотивации , который удобен и для учителей, и для учеников, и для родителей остается оценка. Хотя уже заметны некоторые положительные  сдвиги, которые выражаются в стремлении некоторых групп детей узнать что-то, выходящее за рамки школьного курса, и в стремлении педагогов привлечь внимание детей спорными вопросами, интересными фактами, интересом к их собственному мнению по данным вопросам.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Педагогика, 1980. – 23 с. 235

2. Ксендзова Г. ст. "Школьная отметка: стимулятор умения или "дамоклов меч"?"  "Директор школы", ж. №5, 2000г.

3. Цукерман Г. А. Оценка без отметки / под ред. Г. А. Цукерман. – Москва; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 133 с.

4. Юлдашева С. А. Формирование познавательного интереса к предмету «история» через изучение и развитие мотивации освоения знаний. М., 2008.

Приложение 1.

Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

0 баллов – почти не имеет значения;

1 балл – частично значимо;

2 балла – заметно значимо;

3 балла – очень значимо.

1

Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

0   1   2   3

2

Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

0   1   2   3

3

Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

0   1   2   3

4

Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

0   1   2   3

5

Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

0   1   2   3

6

Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

0   1   2   3

7

Если ты школьник, ты обязан учиться хорошо.

0   1   2   3

8

Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

0   1   2   3

9

Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

0   1   2   3

10

Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

0   1   2   3

11

Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов о стороны родителей и учителей.

0   1   2   3

12

Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

0   1   2   3

13

Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

0   1   2   3

14

Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

0   1   2   3

15

На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

0   1   2   3

16

Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).

0   1   2   3

17

Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

0   1   2   3

18

Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

0   1   2   3

19

Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.).

0   1   2   3

20

Учеба в моем возрасте – самое главное дело.

0   1   2   3

21

В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

0   1   2   3


[1] Цукерман Г. А. Оценка без отметки / под ред. Г. А. Цукерман. – Москва; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 133 с.

[2] Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Педагогика, 1980. – 23 с. 235

[3] Юлдашева С. А. Формирование познавательного интереса к предмету «история» через

изучение и развитие мотивации освоения знаний. М., 2008.

[4] См. Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль рекламы в жизни современного школьника

Научно - исследовательская работа по русскому языку...

СМИ Великобритании и России. Роль СМИ в жизни современного подростка. 9 класс

Тема урокаЦель урока   Задачи урока:             Словарь урока     Тип урока  Форма у...

Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против»

1)Система оценивания  должна  давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.2) Необходимо фиксировать...

Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и...

Роль изобразительного искусства в жизни современного человека

Материал  позволяет учащимся осмыслить роль изобразительного искусства в их жизни...

Мастер-класс на тему: «Роль письма в жизни современного человека, с использованием технологии знающего незнания»

Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. ...

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"

Конспект урока на тему "Роль музыки и и искусства в жизни современного общества"...