Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе – важное средство социализации детей с ЗПР.
учебно-методический материал на тему

   Основная задача коррекционной школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников  с ограниченными возможностями здоровья, подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, получение более широкой, жизненно важной информации для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства, свободной ориентировки в современном обществе и быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_kazennoe_spetsialnoe.doc81.5 КБ
Office presentation icon konferentsiya.ppt835.5 КБ
Microsoft Office document icon zadachi.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №11» г. Ливны

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на VIII научно – практической

учительской конференции

по теме:

«Практическая направленность уроков

математики в коррекционной школе – важное средство социализации детей с ЗПР».

                Подготовила

                            учитель математики

                                                                                                  Борзенкова Н.А.

г. Ливны, 2014г.

                                       «В учении, чтобы не формально усвоить материал,  
                                     нужно не «отбыть» его, а прожить его нужно, чтобы
                   обучение вошло в жизнь, чтобы оно  имело
                            жизненный смысл для учащихся». (А. Герцен)

   Основная задача коррекционной школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников  с ограниченными возможностями здоровья, подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, получение более широкой, жизненно важной информации для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства, свободной ориентировки в современном обществе и быту.

     Реализация данной задачи невозможна без поиска и совершенствования новых методов, приёмов и средств обучения, в    т. ч. и математике.     Одним из способов решения проблемы социализации выпускников специальных (коррекционных) школ к  условиям современной действительности является внедрение в содержание курса математики задач практической направленности – это экономические, профориентационные, социальные  и другие типы задач.    Использование задач с практическим содержанием способствует обеспечению более осознанного овладения математической теорией и практикой, создает  условия для осуществления связи обучения математике с жизнью, развития межпредметных связей и способствует более успешной социализации выпускников в современном обществе.  

     Необходимость в новых подходах к  обучению математике  и,  в частности решению задач,  вызвана практикой обучения и  изменением содержания образования в современной  школе с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества.   На  сегодняшний день проблема обучения детей с ОВЗ математике в старших классах имеет достаточное методическое освещение в теоретической литературе, в практической деятельности, имеются современные психолого-педагогические рекомендации по обновлению содержания и организации образовательного процесса, однако требует переработки содержание задач   учебников по причине некоторого отставания относительно новых социально – экономических условий.

Результатом изменений можно считать следующее:

- Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету. Под влиянием данных задач учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

- Раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни человека при решении бытовых и практических вопросов.

  В проекте «Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ»  записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции: «Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество». Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования. «Базовые требования к результатам обучения:

  1. овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
  2. овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.
  3.  развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни».

        Вывод: практическая направленность преподавания математики в коррекционной школе, связь этого предмета с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков психофизического развития,  подготовки учащихся к овладению профессией и  дальнейшей социальной  адаптации.

    Важную роль в обучении детей математике выполняют задачи.   Учителю следует правильно подбирать содержание задач. При подборе арифметических задач  учитель не должен ограничиваться только материалом учебника. Следует привлекать материалы газет, научно-популярной литературы, материал из области практических работ учащихся, из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов. Уделяется большое внимание самостоятельной работе, при осуществлении  дифференцированного и индивидуального подхода. Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, то есть творческой работе над ней. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных её компонентов и общих приёмов работы над задачей.

      К задачам практической направленности, наряду с общими требованиями предъявляются следующие дополнительные требования:

а) познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;

б) доступность школьникам используемого нематематического материала;

в) реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.     

     С дидактических позиций осуществление межпредметных связей, как и связи обучения математике с жизнью в целом, предполагает широкое использование фактов и зависимостей из других учебных дисциплин для мотивации введения, изучения и иллюстрации абстрактных математических понятий, формирования практически значимых умений и навыков.

            На уроках математики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на уроках географии, биологии, рисования, физической культуры, трудового обучения, СБО. Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления арифметических задач, числовых выражений.

Например:

На уроках трудового обучения:

  1. Знание расхода материала на то или иное изделие;
  2. производят разметку и обработку деталей прямоугольной,    квадратной,                           треугольной и т.д. форм по заданным размерам;
  3. измеряют периметр и площадь участка;
  4. определяют количество семян для посадки, количество вносимых удобрений;
  5. знание урожайности культурных растений, надоев молока, средней  
         массы животных;

На уроках истории:

  1. Определяют продолжительность и удаленность исторических событий;
  2. знание дат исторических событий;

На уроках физкультуры:

  1. осознают и ощущают взаимосвязь между временем, расстоянием и  скоростью;

На уроках русского языка:

  1. используют математический словарь (запись числительных, математических терминов и выражений).

На уроках географии:

  1. знание протяженности границ нашей Родины и других стран;
  2. знание длины рек, высоты гор, площадей, занимаемых государствами (морями, озерами);
  3. используют знания, полученные на математике при изучении тем  «Масштаб», «План» и т.д.

На уроках СБО:

  1.   экономика домашнего хозяйства (бюджет семьи, расчет и платежи за коммунальные услуги);
  1.   виды приобретения (наличными и в кредит);
  2.   сбережение средств, услуги банка.

Использование  межпредметных связей помогает учителю осуществлять:

-  смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;
- облегчает подготовку к уроку учителя;
- расширяет возможности иллюстративного сопровождения урока;
- организовывать самостоятельную деятельности учащихся;
-    подготовку печатных материалов для учителя и ученика.

     Вывод: реализация общеобразовательной, коррекционной и воспитательной задач,   возможны при тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами. Взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития науки, создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения. Интеграция расширяет сферы, получаемой детьми информации, происходит сближение содержательной и функциональной сторон обучения математике.

С изменением в стране  экономической ситуации, сюжеты многих задач устаревают, поэтому задачи учебника надо дорабатывать. Учащиеся лучше понимают предметную ситуацию, если сами выполняют определённые операции, практические действия.
     При составлении задач рекомендуется использовать факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения.  Это могут  быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, сбора урожая, расходы школы на питание детей, ремонт зданий, цены в магазинах и другие. На уроках по решению задач на расчёт стоимости продуктов питания дети узнают в магазине цены на основные продукты и рассчитывают стоимость завтрака, обеда и ужина по меню своего класса. Используя цены на продукты питания, предлагается  решение задачи:  на сумму в 100 рублей купи себе продукты на один день. Далее дети предлагают,  что можно приготовить из этих продуктов.  

      Такие задачи профессионально ориентируют учащихся и воспитывают уважение к людям труда.

    Основные приёмы подбора задач, способствующих трудовому воспитанию таковы:

  1. изменение формулировок некоторых задач в существующих учебниках в соответствии с реалиями времени;
  2. дополнение задач вопросами, имеющими воспитательное значение;
  3. составление новых задач, содержание которых способствует трудовому воспитанию.

      Большое внимание при составлении задач уделяется  расчету семейного бюджета, его расходам и экономии. Например, при решении задач по теме «Площадь» предлагается деловая игра.  

- Ваша фирма  оказывают услуги населению по ремонту жилья. Вам необходимо подсчитать количество материала, необходимое  для выполнения ремонта,   стоимость материалов; стоимость выполненных работ.

Фирме выдаётся пакет документов:

  1. Заказ на выполнение услуг по ремонту комнаты.
    2. Прайс-лист цен строительных материалов.
    3.  Прейскурант цен на стоимость услуг.

4. Заказ на выполнение услуг по ремонту квартиры.

Комната имеет пол прямоугольной формы со сторонами 5м и 3,5м. Высота 2,5м. Необходимо выполнить следующее работы:

а). Сделать навесные потолки. Для выполнения работы используют плитку квадратной формы со стороной 50 см, по периметру – бордюр.

б) Наклеить на стены обои. Используются обои шириной 50см, длина рулона 10м.

в) Выложить ламинат.  Предлагается произвести настил пола, используя плитки, имеющие форму прямоугольника (размеры дети должны узнать заранее).

     Во время работы постарайтесь применить свои знаний на практике, на первый план должно выступить математическое содержание работы, не забывайте об экономии материалов.

     Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.    Подобные  знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены

  1. На овладение учащимися элементарными экономическими понятиями.
  2. На раскрытие экономической сути вопросов быта, сельского хозяйства, сферы торговых отношений.
  3. На успешную адаптацию в быту.
  4. На включение в производственную деятельность.

      Содержательная часть задач основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают мне знакомить учащихся с такими сферами жизни как профессиональная деятельность, совершение  и оплата покупок, совершать разнообразные денежные расчеты; дает возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся. При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам.

      Например, учащимся предлагается выполнить расчёт платежей за коммунальные услуги: воду, отопление, канализацию. Большинство учащихся проживают в сельской местности, поэтому предлагаются тарифы поселка.  Каждый вид услуги требует объяснения, учащиеся должны знать, какие услуги нами оплачивается и где, а так же что мы как пользователи и плательщики можем требовать от жилищно-коммунальных хозяйств. В целях подготовки учащихся к жизни это имеет большое значение, они должны знать и уметь защищать свои права.  

Задача 1. В семье 4 человека. Сколько стоит оплата в месяц за холодную воду, если не установлен счётчик холодной воды? Как изменится плата за воду. Если поставить счетчик? (Тариф -25р.40к.)

Задача 2. Сколько платит семья из пяти человек за вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) в месяц? Изменится ли  плата, если будет проживать меньше жильцов?  (Тариф 16р.00 к.)

Задача 3. В семье 3 человека. Рассчитать оплату за канализацию  (водоотведение) за месяц? (Тариф – 16р.80к.)

Задача 4. Далее предлагается подсчитать общую сумму. Плата производится в кассе коммунального хозяйства.

Задача 5. Отец получает 7 125 рублей в месяц, зарплата матери – 6  850 рублей. Квартплата составляет 2500 рублей в месяц. Положена ли субсидия этой семье ЖКУ?

Примечание. Максимальная доля расходов на оплату ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг) составляет 22% от среднемесячного совокупного дохода.

Задача 6. Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 32 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление. Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше? Почему?

Методика решения экономических задач для коррекционной школы отличается детализацией.  Для решения каждой задачи организуется обучение в режиме пошаговых программ. Для решения более сложных экономических задач создаётся алгоритм в форме технологической карты, например: посмотреть на счётчик – снять показания - записать показания в тетрадь – сравнить с показаниями за предыдущий месяц – произвести вычисление – полученные данные умножить на тариф – полученную сумму вписать в квитанцию – произвести оплату на почте или в банке. При решении данной задачи следует сообщить учащимся, что оплату за электроэнергию надо производить ежемесячно, своевременно (до 10 числа месяца, следующего за расчетным).

   В активный словарь учащихся вводятся понятия:  «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор»,  «электроэнергия»,  «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». Вводимые термины могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий учащихся.

     Среди практических задач следует  выделить задачи на проценты. К текстовым задачам на проценты относятся задачи, в которых речь идет о вкладах в банк под тем или иным процентом, о прибыли, о выполнении плана, об изменении цены на товар.  Задачи этого типа очень часто входят составной частью в решение других типовых задач. Задачи на проценты актуальны, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Это повышение цен; объявления коммерческих банков, привлекающих деньги населения на различных условиях; сведения о повышении процента банковского кредита; сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов и т.д. (Приложение №2.)

Огромное воспитательное значение имеют задачи об экономии и бережливости.

Задача 1. Расход семьи Ивановых за электричество составлял 650 рублей  в месяц. После замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы они сэкономили 20% денег потраченных ранее. Сколько рублей в месяц стали платить Ивановы за использованное электричество?

Задача 2. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 8 700 рублей и за установку – ещё    2 300 рублей. Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья, если в установке участвовало 5 семей?

Задача 3. Семье на зиму надо 12 куб.м дров. Сколько денег надо заплатить за дрова, если машина, вмещающая 6 куб.м  дров стоит 5 500р. Расколка 1куб.м стоит 160р.?Сколько будут стоить дрова, если расколоть самим?

     Решение экономических задач дает положительные результаты: значительно увеличивается  активность детей на уроке; развивается мотивация к учению; расширяется личный опыт учеников; преодолевается оторванность математики от реальной жизни; повышается качество и прочность знаний; повышается роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому); приучает  к бережливости, экономии, предприимчивости.    Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач самими учащимися.

     В процессе обучения проводились самостоятельные, контрольные работы. Задачи практической направленности использовались как при проведении устного счета, так и при выполнении письменных работ.

 Блиц – турнир.  (Для устного счета.- 8 класс)

1.Чему равна площадь земельного участка, если его длина 80м, а ширина 30м? Сколько это соток?

2. Килограмм сахарного песка стоил 24р. Цена повысилась на 1\3 часть от прежней цены. Сколько рублей стал стоить сахарный песок?

3. Зимняя шапка стоила 3 000р. Весенняя скидка составила 0,1 от прежней цены. Сколько рублей стала стоить шапка?

4. Два вороха сена и три вороха сена свезли вместе. Сколько ворохов сена стало?

Задачи для устной контрольной работы.

Вариант 1.

Задача 1. В магазине «Эксперт» скидки на электротовары составляют 10%. Сколько будет стоить телевизор, если его цена 11 500р.?

Задача 2. Кочегару выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа. Какую зарплату получит кочегар, если среднемесячный тариф 4 800р.?

Вариант 2.

Задача 1. В магазине «Эксперт» скидки на электротовары составляют 10%. Сколько будет стоить телевизор, если его цена 4500р.?

Задача 2. Повару  выплатили премию в размере 10% от месячного тарифа. Какую зарплату получит повар, если среднемесячный тариф 4 300р.?

Вариант 3.

Задача 1. В магазине «Эксперт» скидки на электротовары составляют 10%. Сколько будет стоить телевизор, если его цена 5000р.?

Задача 2. Повару  выплатили премию в размере 10% от месячного тарифа. Какую зарплату получит повар, если среднемесячный тариф 5 000р.

Задачи такого рода закрепляют специальные математические умения: измерительные навыки, устные и письменные вычислительные умения.  А самое главное показывают нужность математики во всех сферах человеческой деятельности: в быту, строительстве, сельском хозяйстве.

    Для укрепления межпредметных связей курса и других предметов,  рекомендуется      использовать на своих уроках знания учащихся, которые они получают на уроках естествознания, истории, географии, на занятиях социально-бытового ориентирования, профессионально-трудового обучения и, даже, их небольшой жизненный опыт.

Например, задачи для укрепления межпредметных связей.

Задача 1.Одна личинка колорадского жука за свою жизнь съедает 6,2 г листьев картофеля, а взрослый жук в 4 раза больше. Сколько картофельной ботвы съедает 25 взрослых жуков за день, месяц, лето? (Биология)

Задача 2 .Тесто для вареников содержит 16 частей творога, 2 части муки, 1 часть масла, 3 части сметаны, 3 части сахара. Определите массу каждого продукта в отдельности для приготовления 1 кг теста. (СБО)

Задача 3.На земном шаре 250000 видов высших растений. По мнению ученых, каждый десятый вид находится под угрозой исчезновения. Сколько видов растений находится под угрозой вымирания? (экология) 

Задача 4.Пакет для продуктов рассчитан на 3кг. Если в такой пакет положить более 3кг, он может разорваться. Выдержит ли пакет набор продуктов:

-пакет пельменей  800г

-2 батона, каждый по 650г

- пакет молока 1л?  (СБО)

Задача 5..Отпуск работника предприятия должен составлять 28 календарных дней. Какого числа он должен выйти на работу, если в отпуск ушел с 14 июля. (СБО)

Задача 6..Общая длина сибирских  рек Оби, Лены, Енисея 12142км. Длина Лены  4 400км, длина Енисея 4 092км. Чему равна длина реки Обь? (География)

Задача 7.. Для приготовления беляшей для четырех человек требуется для теста: 0,5кг муки, 0,2кг молока или воды, 0,02кг дрожжей, чайной ложки соли; для фарша: 0,4кг мяса, 0,15кг лука, 0,1кг подсолнечного масла для жарения, соль. Сколько потребуется продуктов для того, чтобы испечь беляши для двух человек? (СБО)

Таким образом, для укрепления межпредметных связей математики и других предметов рекомендуется:

1.Установление, на основе общей заинтересованности в результате обучения,  прочных связей в работе преподавателей математики и других предметов,  согласование общих целей и требований;
2. иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из практики изучаемых предметов;

3. составление и решение задач по математике с практическим содержанием, на основе данных изучаемых предметов.

     Знания и умения, полученные при решении задач нужны  любому человеку в практической жизни. Как показывает опыт, жизненно-необходимые представления об экономической действительности, о разумном потреблении, умение планировать, рассчитывать можно и нужно формировать у учеников коррекционной школы, особенно у детей, проживающих в интернате, выходцев из неблагополучных семей.

           Подобные задачи  активизируют познавательную деятельность умственно отсталых школьников, делают урок содержательным, обучающим, расширяющим кругозор учащихся. Все это способствует восприятию обучения, как единого обучающего процесса, а не разрозненного предметного обучения.

    Дальнейшее использование задач с практическим содержанием предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации, планирование работы в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса: использование межпредметных методических объединений, расширение практики интегрированных уроков по математике, а также организация внеурочной деятельности (кружки, факультативы). Все это будет способствовать усиления и укреплению связей математики с другими науками и с жизнью.  

       Вывод: Рассматривая социализацию как процесс активного поиска человеком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней и успешно трудиться, анализируя рекомендации по обновлению содержания образования в коррекционной школе, необходимо приблизить содержание обучения математике к требованиям современного общества с учётом меняющихся социальных и экономических условий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая направленность уроков математики, как средство социализации учащихся с ОВЗ. Подготовила: учитель математики Борзенкова Н.А. МКОУ СКШ №11

Слайд 2

! Основная задача коррекционной школы – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с ограниченными возможностями здоровья, подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, получение более широкой, жизненно важной информации для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства, свободной ориентировки в современном обществе и быту.

Слайд 3

! Одним из способов решения проблемы социализации выпускников специальных (коррекционных) школ к условиям современной действительности является внедрение в содержание курса математики задач практической направленности – это экономические, профориентационные, социальные и другие типы задач.

Слайд 4

! «В учении, чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть» его, а прожить его нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся». А.Герцен

Слайд 5

! Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету. Под влиянием данных задач учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни человека при решении бытовых и практических вопросов.

Слайд 6

! Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Базовые требования к результатам обучения: овладение началами математики; владение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач; развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни.

Слайд 7

! Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Вывод: практическая направленность преподавания математики в коррекционной школе, связь этого предмета с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков психофизического развития, подготовки учащихся к овладению профессией и дальнейшей социальной адаптации.

Слайд 8

! Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. « Под математической задачей с практическим содержанием (задачей прикладного характера) мы понимаем задачу, фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении бытовых операций»

Слайд 9

! Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. При подборе арифметических задач учитель не должен ограничиваться только материалом учебника. Следует привлекать материалы газет, научно-популярной литературы, материал из области практических работ учащихся, из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов.

Слайд 10

! Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. а) познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников; б) доступность школьникам используемого нематематического материала; в) реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.

Слайд 11

! Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. На уроках математики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на уроках географии, биологии, рисования, физической культуры, трудового обучения, СБО. Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления арифметических задач, числовых выражений.

Слайд 12

! Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. - смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока; - облегчает подготовку к уроку учителя; - расширяет возможности иллюстративного сопровождения урока; - организовывать самостоятельную деятельности учащихся; - подготовку печатных материалов для учителя и ученика.

Слайд 13

! Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Вывод: реализация общеобразовательной, коррекционной и воспитательной задач, возможны при тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами. Взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития науки, создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения. Интеграция расширяет сферы, получаемой детьми информации, происходит сближение содержательной и функциональной сторон обучения математике.

Слайд 14

! Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. При составлении задач рекомендуется использовать факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения. Это могут быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, сбора урожая, расходы школы на питание детей, ремонт зданий, цены в магазинах и другие.

Слайд 15

! Основные приёмы подбора задач, способствующих трудовому воспитанию таковы: 1. изменение формулировок некоторых задач в существующих учебниках в соответствии с реалиями времени; 2. дополнение задач вопросами, имеющими воспитательное значение; 3. составление новых задач, содержание которых способствует трудовому воспитанию.

Слайд 16

! Комната имеет пол прямоугольной формы со сторонами 5м и 3,5м. Высота 2,5м. Необходимо выполнить следующее работы: а). Сделать навесные потолки. Для выполнения работы используют плитку квадратной формы со стороной 50 см, по периметру – бордюр. б) Наклеить на стены обои. Используются обои шириной 50см, длина рулона 10м. в) Выложить ламинат. Предлагается произвести настил пола, используя плитки, имеющие форму прямоугольника (размеры дети должны узнать заранее).

Слайд 17

! Предложенные задачи направлены: На овладение учащимися элементарными экономическими понятиями. На раскрытие экономической сути вопросов быта, сельского хозяйства, сферы торговых отношений. На успешную адаптацию в быту. На включение в производственную деятельность.

Слайд 18

! Содержательная часть задач основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.).

Слайд 19

! Задача 1. В семье 4 человека. Сколько стоит оплата в месяц за холодную воду, если не установлен счётчик холодной воды? Как изменится плата за воду. Если поставить счетчик? (Тариф -25р.40к.) Задача 2. Сколько платит семья из пяти человек за вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) в месяц? Изменится ли плата, если будет проживать меньше жильцов? (Тариф 16р.00 к.) Задача 3. В семье 3 человека. Рассчитать оплату за канализацию (водоотведение) за месяц? (Тариф – 16р.80к.) Задача 4. Далее предлагается подсчитать общую сумму. Плата производится в кассе коммунального хозяйства. Задача 5. Отец получает 7 125 рублей в месяц, зарплата матери – 6 850 рублей. Квартплата составляет 2500 рублей в месяц. Положена ли субсидия этой семье ЖКУ? Примечание. Максимальная доля расходов на оплату ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг) составляет 22% от среднемесячного совокупного дохода.

Слайд 20

! Задача 1. Расход семьи Ивановых за электричество составлял 650 рублей в месяц. После замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы они сэкономили 20% денег потраченных ранее. Сколько рублей в месяц стали платить Ивановы за использованное электричество? Задача 2. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 8 700 рублей и за установку – ещё 2 300 рублей. Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья, если в установке участвовало 5 семей? Задача 3. Семье на зиму надо 12 куб.м дров. Сколько денег надо заплатить за дрова, если машина, вмещающая 6 куб.м дров стоит 5 500р. Расколка 1куб.м стоит 160р.?Сколько будут стоить дрова, если расколоть самим?

Слайд 21

! Блиц – турнир. (Для устного счета.- 8 класс) 1.Чему равна площадь земельного участка, если его длина 80м, а ширина 30м? Сколько это соток? 2. Килограмм сахарного песка стоил 24р. Цена повысилась на 1\3 часть от прежней цены. Сколько рублей стал стоить сахарный песок? 3. Зимняя шапка стоила 3 000р. Весенняя скидка составила 0,1 от прежней цены. Сколько рублей стала стоить шапка? 4. Два вороха сена и три вороха сена свезли вместе. Сколько ворохов сена стало?

Слайд 22

! Задачи для устной контрольной работы. Вариант 1. Задача 1. В магазине «Эксперт» скидки на электротовары составляют 10%. Сколько будет стоить телевизор, если его цена 11 500р.? Задача 2. Кочегару выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа. Какую зарплату получит кочегар, если среднемесячный тариф 4 800р.? Вариант 2. Задача 1. В магазине «Эксперт» скидки на электротовары составляют 10%. Сколько будет стоить телевизор, если его цена 4500р.? Задача 2. Повару выплатили премию в размере 10% от месячного тарифа. Какую зарплату получит повар, если среднемесячный тариф 4 300р.?

Слайд 23

! Задачи для укрепления межпредметных связей: Задача 1.Одна личинка колорадского жука за свою жизнь съедает 6,2 г листьев картофеля, а взрослый жук в 4 раза больше. Сколько картофельной ботвы съедает 25 взрослых жуков за день, месяц, лето? (Биология) Задача 2 .Тесто для вареников содержит 16 частей творога, 2 части муки, 1 часть масла, 3 части сметаны, 3 части сахара. Определите массу каждого продукта в отдельности для приготовления 1 кг теста. (СБО) Задача 3.На земном шаре 250000 видов высших растений. По мнению ученых, каждый десятый вид находится под угрозой исчезновения. Сколько видов растений находится под угрозой вымирания? (экология)

Слайд 24

! 1.Установление, на основе общей заинтересованности в результате обучения, прочных связей в работе преподавателей математики и других предметов, согласование общих целей и требований; 2. иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из практики изучаемых предметов; 3. составление и решение задач по математике с практическим содержанием, на основе данных изучаемых предметов.

Слайд 25

! Подобные задачи активизируют познавательную деятельность умственно отсталых школьников, делают урок содержательным, обучающим, расширяющим кругозор учащихся. Все это способствует восприятию обучения, как единого обучающего процесса, а не разрозненного предметного обучения.

Слайд 26

! Вывод: Рассматривая социализацию как процесс активного поиска человеком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней и успешно трудиться, анализируя рекомендации по обновлению содержания образования в коррекционной школе, необходимо приблизить содержание обучения математике к требованиям современного общества с учётом меняющихся социальных и экономических условий.

Слайд 27

! Жизнь похожа на урок математики. Как только вы решите одну задачу, учитель задает следующую.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №11» г. Ливны

Примеры задач

практического содержания.

                                                                                                  Подготовила

                            учитель математики

                                                                                                  Борзенкова Н.А.

г. Ливны, 2014г.

Примеры задач практического содержания:

Задача 1

Для пошива наволочки на подушку размером 60 х 60: мерку длины умножают на 2, прибавляют 1,5 см х на 2 – на припуски швов, прибавляют 25 см – на клапан и 2 см – на усадку ткани. Сколько нужно ткани?

Задача 2

Линия притачивания рюша 70 см. какой длины нужно раскроить рюш, если он должен быть в 1,5 – 2 раза длиннее линии притачивания?

Задача 3

Для пошива прямой юбки нужна одна длина юбки + 20 см - на пояс и подгиб. Сколько нужно взять ткани, если длина юбки 70 см?

Задача 4

Посчитайте, чему равен доход семьи, если

Папа получает зарплату -

Мама получает зарплату

Бабушка получает пенсию -

Задача 5

Длина блузки 80 см. для пошива нужно две длины + длина рукава. Сколько нужно ткани для блузки?

Задача 6

Семья собрала с садово-огородного участка 5 мешков картофеля, в каждом мешке по 40 кг. Кроме того, получила 30 кг моркови, 52 кг капусты, 55 кг малины, 60 кг смородины, 20 кг лука. Подсчитайте, какой денежный доход семьи с участка и какую сумму можно сэкономить на питании за счёт натурального дохода?

Задача 7

Молодой человек живёт один в однокомнатной квартире. Он работает в строительной организации моляром и получает в среднем ________ рублей в месяц. В текущем месяце он подработал на ремонте квартиры и получил дополнительно ________ рублей. Кроме того, выиграл ___________ рублей в лотерею. Подсчитайте доход моляра в месяц, а также за полугодие и за год, исключая непостоянные денежные доходы поступления (подработку и выигрыш в лотерею).

Задача 8

Подсчитайте, сколько денег потребуется на питание одного человека в месяц, если в день на эту статью расхода ему требуется примерно _________ рублей.

Задача 9

Подсчитайте, сколько картофеля необходимо одному человеку на неделю (месяц), если в день ему требуется 300 г этого продукта.

Задача 10

Человеку требуется 100 г сахара в день. Сколько сахара ему нужно покупать на неделю на месяц?

Задача 11

Доход моляра за месяц _____________ рублей. На питание он выделил _________ рублей в месяц (стоимость среднесуточного набора продуктов, умноженная на 30). Нужно учесть, что в будни он обедает на работе (в эти дни в его домашнее питание входят только завтраки и ужины), а в выходные и в праздничные дни он питается дома. Таким образом, надо предусмотреть расходы не только на домашнее питание, но и на питание вне дома. Обычно на питание вне дома отводится 1/3 часть от общей суммы, запланированной на продукты. Подсчитайте, сколько рублей будет израсходовано им на питание в месяц.

Задача 12

Для приготовления 1 кг домашней лапши требуется муки 870 г, яйцо – 6 шт., воды – 180 г, соли – 25 г. Сколько потребуется продуктов для приготовления __________ кг домашней лапши?

Задача 13

Для приготовления 325 г рагу из птицы или субпродуктов требуется: куры – 109 г, утки – 115 г, субпродуктов – 94 г, маргарина – 10 г, картофеля – 160 г, моркови – 35 г, томат-пюре – 12 г, лука – 20 г, муки – 3 г. Сколько потребуется продуктов для приготовления _________ г рагу?

Задача 14

Для приготовления 325 г. утки по-домашнему: утки – 125 г, лука репчатого – 15 г, картофеля – 160 г, маргарина – 5г, воды, бульона – 130 г. Сколько потребуется продуктов для приготовления __________ г утки по-домашнему?

Задача 15

Для приготовления 500 г рассольника Ленинградского требуется: картофеля – 150 г, крупы перловой – 10 г, моркови – 20 г, лука – 10 г, огурцов солёных – 30 г, маргарина – 10 г, бульона или воды – 375 г. Сколько потребуется продуктов для приготовления __________ г рассольника?

Задача 16

Для приготовления 500 г щей по-уральски требуется: крупы – 10 г, капусты квашенной – 100 г, моркови – 20 г, томат-пюре – 25 г, жира – 10 г, бульона или воды – 450 г. Сколько потребуется продуктов для приготовления ________ г щей по-уральски?

Задача 17

Для приготовления 500 г щей из свежей капусты с картофелем требуется: капусты – 100 г, картофеля – 60 г, моркови – 20 г, лука репчатого – 20 г, томат-пюре – 10 г, жира – 10 г, бульона или воды – 400 г. Сколько потребуется продуктов для приготовления _________ г щей из свежей капусты?

Задача 18

На одну порцию рыбных биточков требуется: рыбы – 66 г, хлеба – 14 г, молока или воды – 19 г, сухарей – 7 г, жира – 5 г. Сколько потребуется продуктов на _________ таких порций?

На одну порцию жаренной рыбы требуется рыбы – 89 г, муки – 5 г, масла растительного – 5 г. Сколько потребуется продуктов на ______ таких порций?

Задача 19

На порцию тушёной рыбы с овощами требуется: рыбы – 93 г, моркови 27 г, лука репчатого – 15 г, томат-пюре – 15 г, масло растительное – 8 г. Сколько потребуется продуктов на _______ таких порций?

Задача 20

На одну порцию отварной рыбы требуется рыбы 96 г, моркови – 3 г, лука репчатого – 3 г. Сколько потребуется продуктов на ________ таких порций?

Задача 21

Для приготовления одной порции картофельного супа с вермишелью требуется картофеля 150 г, вермишели – 20 г, моркови – 20 г, жира – 5 г, бульона или воды – 400 г. Сколько потребуется продуктов на ________ таких порций?

Задача 22

На 1 кг сдобного дрожжевого теста требуется муки 605 г, жира – 20 г, сахара – 39 г, яйцо – 1шт., дрожжей – 20 г, воды, молока – 330 г. Сколько потребуется продуктов на _________ кг сдобного дрожжевого теста?

Задача 23

На 500 г блинчиков требуется муки 200 г, воды или молока – 500 г, яйцо – 1 шт., сахара – 12 г, соли – 4 г. Сколько потребуется продуктов на _______ г блинчиков?

Расчёты по оплате сетевого газа и техобслуживания газовых плит.

Задача 24

Семья состоит из 3 человек. Сколько платит семья за сетевой газ, включая и техническое обслуживание (т/о) плиты, за месяц? За 2 месяца? За 3 месяца? За 5 месяцев? За полугодие? За год? (объяснить: техническое обслуживание). (Плита 4-х конфорочная).

Задача 25

В семье 5 человек. Вычислите плату за сетевой газ и т/о плиты за 1 месяц? За 2 месяца? За полгода? За год? (Плита 4-х конфорочная).

Задача 26

Семья состоит из 2-х человек. Сколько платит семья за сетевой газ и т/о за 1 месяц, 3 месяца, полгода, год? (Плита 2-х конфорочная).

Задача 27

Рассчитайте, сколько стоит оплата за сетевой газ и т/о, если человек живёт один, за 1 месяц, 3 месяца, полгода, год? (Плита 2-х конфорочная).

Задача 28

Семья состоит из 4 человек. Сколько платит семья за сетевой газ и т/о за 1 месяц, 3 месяца, полгода, год? (Плита 4-х конфорочная).

Плата за сетевой газ – 13,68 руб. в месяц за 1 человека.

За техобслуживание 4-конфорочной плиты – 5,94 руб. В месяц.

За техобслуживание 2-конфорочной плиты – 4,49 руб. В месяц.

Расчёты по оплате за телефон.

Абонентская плата за телефон – 160,50 руб.

Задача 29

Рассчитайте, сколько денег уходит на абонентскую плату за телефон за 2 месяца, 3 месяца, полгода, год?

(объяснить: абонентская плата, оплата междугородних телефонных разговоров).

Задача 30

Минута разговора Менделеевск – Казань стоит 4, 80 руб. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3, 10, 15 минут?

Задача 31

Минута разговора Менделеевск – Москва стоит 5,80 руб. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3, 10, 15 минут?

Расчёт платежей за коммунальные услуги.

Задача 32

В семье 2 человека. Сколько стоит оплата за месяц за холодную воду, если не установлен счётчик холодной воды (СХВ)? Сколько стоит оплата за месяц, если в семье 3,4,5 человек?

Задача 33

В семье 2 человека, сколько стоит оплата в месяц за холодную воду, если не установлен счётчик холодной воды? Сколько стоит оплата за месяц, если в семье 3,4,5 человек?

Задача 34

В семье 2 человека, сколько стоит оплата в месяц за горячую воду, если не установлен счётчик горячей воды (СГВ)? Сколько стоит оплата за месяц, если в семье 3,4,5 человек?

Задача 35

В семье 3 человека. В квартире установлен счётчик холодной воды (СХВ) и счётчик горячей воды (СГВ). Показания счётчика следующие:

Показания СХВ

Показания СГВ

предыдущее

последующее

предыдущее

последующее

3,160

4,970

6,546

9,856

Рассчитать оплату за холодную и горячую воду по показаниям счётчиков. Имеет ли значение при расчёте, сколько в квартире прописано людей?

Задача 36

Рассчитать оплату за холодную и горячую воду по показаниям счётчиков.

Показания СХВ

Показания СГВ

предыдущее

последующее

предыдущее

последующее

6,649

9,407

12,974

16,797

Задача 37

Семья из 3 человек живёт в квартире общей площадью 32 кв. м. Сколько стоит оплата за отопление? Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на одного человека больше? Почему?

Сколько стоит оплата за канализацию в месяц, если в семье 2,3,5 человек?

Задача 38

Сколько платит семья из двух человек за вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) в месяц? Семья из 3,4,5 человек?

Задача 39

Сколько платит семья за наём (квартира не приватизированная) в месяц, если площадь квартиры 25, 32, 65 кв. м.? Имеет ли значение сколько в квартире прописано людей?

Задача 40

Сколько денег уходит на оплату содержания двора в месяц, если площадь квартиры 22,30 кв. м.? Изменится ли оплата за содержание двора, если в семье было 3 человека, затем стало 4 человека?

Задача 41

Сколько денег уходит на оплату за обслуживание мусоропровода в месяц, если площадь квартиры 30 и 65 кв. м.?

Задача 42

Сколько денег платит семья ежемесячно за текущий ремонт ж/ здания, если площадь квартиры 35 и 44 кв. м.?

Задача 43

Сколько платит семья ежемесячно за текущий ремонт внутри домовых сантехсетей, если площадь квартиры 60 и 32 кв. м.?

Задача 44

Сколько платит семья ежемесячно за текущий ремонт внутри домового центрального отопления, если площадь квартиры 22 и 35 кв. м.?

Задача 45

Сколько платит семья ежемесячно за управление жилым фондом, если площадь квартиры 35 кв. м.? Сколько платит за полгода, год?

Задача 46

Сколько платит семья за капитальный ремонт жилых зданий ежемесячно, если площадь квартиры 27 кв. м.? Сколько платит за полгода, год?

Задача 47

Сколько платит семья из 2 человек за лифт в месяц? Сколько платит семья из 3,4,5 человек?

Задача 48

В семье 3 человека, площадь квартиры 32 кв. м. Рассчитать оплату за холодную, горячую воду; отопление; канализацию за месяц?

Задача 49

В семье 4 человека, площадь квартиры 65 кв. м. Рассчитать оплату за уборку подъезда, содержание двора и обслуживание мусоропровода в месяц. Изменится ли оплата, если в семье добавится один человек?

Задача 50

Семья состоит из 3 человек, площадь квартиры 30 кв. м. Рассчитать оплату всех коммунальных услуг за месяц. Исключить лифт. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.

Задача 51

Рассчитать оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Исключить лифт. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.

Задача 52

Семья состоит из 3 человек. Площадь квартиры 65 кв. м. Рассчитать оплату всех коммунальных услуг в месяц. Лифт есть. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.

Решение задач на все услуги

Задача 53

Семья состоит из 2 человек. Площадь квартиры 18 кв. м. Рассчитать за месяц оплату всех коммунальных услуг, оплату за газ, телефон и электроэнергию, если показания счётчика следующие:

предыдущее

4328

последующее

4406

Исключить: кабельное телевидение, лифт, антенну, радио. Квартира приватизированная.

Задача 54

В семье 3 человека, площадь квартиры 65 кв. м. Рассчитать оплату за месяц всех коммунальных услуг, оплату за газ, телефон и электроэнергию, если показания электрического счётчика следующие:

предыдущее

6438

последующее

6600

Исключить: кабельное телевидение, лифт, общую антенну, радио. Вывести общую сумму. Квартира приватизированная.

Задача 55

Семья из 5 человек живёт в 9-этажном доме и занимает квартиру общей площадью 74 кв. м. Рассчитать оплату за месяц всех коммунальных услуг, оплату за газ, телефон, электроэнергию. Показания счётчика:

предыдущее

2561

последующее

2632

Исключить: кабельное телевидение, антенну, радио. Сколько всего денег нужно этой семье для оплаты перечисленных услуг? Квартира приватизированная.

Задача 56

В семье 4 человека. Семья занимает квартиру общей площадью 68 кв. м. Рассчитать оплату за месяц всех коммунальных услуг (исключить лифт). В доме проведено кабельное телевидение, радио. Телефона нет. Рассчитать оплату за газ, электроэнергию, если показания счётчика следующие:

предыдущее

3641

последующее

3738

Какая сумма нужна семье для оплаты всех этих услуг? Квартира неприватизированная.

Задача 57

В семье 3 человека, двое из них ветераны труда. Семья занимает квартиру общей площадью 62 кв. м. Рассчитать оплату за месяц всех коммунальных услуг (исключить лифт), оплату за телефон, газ.

Исключить: кабельное телевидение, антенну, радио. Квартира неприватизированная. Показания счётчика:

предыдущее

6432

последующее

6602

Задача 58

Рассчитать оплату за месяц коммунальных услуг (исключить лифт), оплату за газ, электроэнергию, телефон, если ветеран ВОВ живёт один в квартире площадью 28 кв. м. квартира приватизированная.

Показания счётчика:

предыдущее

4325

последующее

4461

Задача 59

Рассчитать оплату за месяц всех видов услуг для своей семьи (с учётом площади своей квартиры, количества проживающих членов семьи, видлв услуг).

Налоги

Задачи 60

Семья из 4 человек живёт в приватизированной квартире, в приватизации участвовали все четверо. Сколько всего денег уходит из бюджета семьи на оплату налога на квартиру, если доля налога 1 члена семьи на квартиру состоит 49,44 руб.?

(объяснить: бюджет, налог, приватизированная квартира).

Задача 61

Семья из 3 человек живёт в приватизированной квартире, в приватизации участвовало все трое. Рассчитать налог на квартиру, если доля налога 1 члена семьи составляет 56,78 руб.?

Задача 62

Семья имеет сад-огород и гараж в черте города. Сколько денег из бюджета семьи уходит на оплату налога на землю и строения, если налог на строения (гараж) составляет 35,68 руб., налог на землю под гараж – 12,44 руб., а земельный налог на сад-огород – 103,68 руб.?

(объяснить: налог на землю (земельный налог), налог на строения).

Задача 63

Рассчитать сумму, которая уходит на оплату всех видов налога, если в семье 2 человека, для налога 1 члена семьи за приватизированную квартиру составляет 58,6 руб., земельный налог на сад-огород – 180, 76 руб., земельный налог под гараж – 16,85 руб., налог на строение (за гараж) – 53,7 руб.?

Словарная работа

Коммуна – коллектив лиц, объединяющих для совместной жизни на началах общности имущества и труда.

Коммунальное хозяйство – городское хозяйство, оказывающее коммунальные услуги (водопровод, канализация, отопление, освещение).

Услуга – действие, приносящее пользу, помощь другому.

Канализация – система каналов и труб для удаления нечистот.

Тариф – ставка или совокупность ставок обложения или оплаты за пользование чем-нибудь (например, железнодорожный тариф).

Ставка – норма взимания налога, оплаты чего-нибудь (одно из значений).

Единица – величина, которой измеряются другие однородные величины (например, единицы длины, массы, силы тока).

Абонент – тот, кто пользуется какой-то услугой, имеет право на пользование (например, абонент телефонной сети – лицо или учреждение, имеющее телефон). Абонентская плата – плата за наличие телефона, за пользование ими без междугородних разговоров и других услуг телефонных сетей.

Льгота – облегчение в оплате кому-нибудь, предоставление как исключение из общих правил.

Счётчик – прибор для подсчёта чего-нибудь (электрический, газовый).

Наём – нанять, взять на временное пользование за плату.

Налог – государственный сбор с населения и предприятий.

Субсидия – денежная или натуральная помощь, оказываемая кому-нибудь государством или каким-нибудь учреждением.

Дотация – государственное пособие предприятиям, организациям для покрытия каких-нибудь расходов.

Себестоимость – издержки предприятия при производстве товара.

Проценты.

Нахождение процентов от числа.

Задача 64

Каждый член профсоюза ежемесячно платит профсоюзные взносы в размере 1% своего заработка. Сколько платит в профсоюз работник, если он получает 930, 1025, 2637, 3740 руб.?

Задача 65

Сбербанк даёт ссуду под 22% годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере 70 000 руб. на год?

Задача 66

Банк «Ак Барс» даёт ссуду под 24%. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере 70 000 руб. в год?

Примечание. Сравнить ответы задач 65 и 66 и сделать вывод, где выгоднее взять ссуду.

Задача 67

Банк даёт ссуду под 29% годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере 30 000 рублей на год?

Задача 68

Сколько денег будет на счету у вкладчика через год, если он положил деньги в банк, годовые 2%, а денег было 1000 руб., 1500 руб., 7500 руб., 12300 руб., 30250 руб.?

Задача 69

Для молодёжи существует особый вид вклада, который называется молодёжный, где начисление идёт 10% годовых. Сколько денег будет на счету через год, если на счёт положено было 1300 руб., 1400 руб., 2100 руб.?

Задача 70

Вклад «до востребования» имеет 1% годовых начислений. Сколько денег будет у вкладчика на счету через год, если на счёт положено: 840 руб., 1200 руб., 1500 руб.?

Задача 71

С заработной платы каждого работающего берётся подоходный налог, составляющий 13%. Налогом не облагается 600 рублей на работающего и 400 рублей на каждого, кто находится на иждивении. Сколько денег будет удержано на подоходный налог, если работнику начислено 2340 рублей и на иждивении находится 1 ребёнок?

Задача 72

Рассчитать подоходный налог:

Начисление

Подоходный налог

Кол-во находящихся на иждивении

Подоходный налог

1

4230

13

0

?

2

3345

13

1

?

3

5458

13

1

?

4

3520

13

2

?

5

4370

13

2

?

6

6670

13

3

?

7

7320

13

3

?

Задача 73

В магазине предновогодние скидки 10%. Сколько будут стоить мужские ботинки, если до скидки их цена была 1640 рублей?

Задача 74

В аптеке лекарства подорожали на 20%. Сколько будет стоить лекарство, если прежняя его цена была 145, 120, 47, 3 руб.?

Задача 75

В магазине «Обувь» предновогодние скидки 25%. Сколько будут стоить женские сапоги, если их цена до скидки 2340, 1700 руб.?

Задача 76

В магазине предпраздничные скидки 15%. Сколько будет стоить костюм, если его цена до скидки 840, 1020, 2300 руб.?

Задача 77

В магазине предпраздничные скидки 20%. Сколько будет стоить мужской костюм, если его цена до скидки 1240, 2300 руб.?

Задача 78

В магазине распродажа, скидки на 40%. Сколько будут стоить следующие товары со скидкой?

Наименование товара

Цена, руб.

Стоимость с учётом скидки на 40%

1

Куртка мужская

1200

?

2

Куртка женская

1025

?

3

Свитер мужской

870

?

4

Свитер женский

930

?

5

Брюки мужские

425

?

6

Джинсы

890

?

7

Детская курточка

530

?

Задача 79

В магазине «Радиотовары» распродажа, скидки 60%. Сколько будет стоить телевизор, если его цена 6700 руб.? Сколько будет стоить магнитофон, если его цена 2500 руб.?

Задача 80

В мебельном магазине можно сделать покупку в кредит на 3 месяца при оплате 50% стоимости сразу. Рассчитать, сколько нужно будет заплатить сразу и по сколько платить 3 месяца, если стоимость уголка отдыха 12600, 10200 руб.?

Задача 81

В магазине «Эльдорадо» скидки на электротовары 10%. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 7800, 12650 руб.?

Задача 82

В магазине «Ваш дом» беспроцентный кредит на бытовую технику на 4 месяца. Первый взнос 40% от стоимости при покупке. Рассчитать оплату при покупке и по кредиту каждый месяц, если стоимость телевизора 7840 рублей?

Задача 83

Рабочему выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа. Какую премию получит рабочий, если среднемесячный тариф 2500, 4000 руб.?

Задача 84

Отец получает 4125 рублей в месяц, зарплата матери – 3850 рублей. Квартплата составляет 1500 рублей в месяц. Положена ли субсидия этой семье ЖКУ?

Примечание. Максимальная доля расходов на оплату ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг) составляет 22% от среднемесячного совокупного дохода. Словарная работа.

Премия – денежное или иное материальное вознаграждение в награду за что-нибудь.

Вклад – вложенная куда-нибудь сумма денег.

Субсидия – денежная или натуральная помощь, оказываемая кому-нибудь государством или каким-нибудь учреждением.

Взнос – внесённые за что-нибудь деньги.

Вкладчик – владелец денежного вклада.

Кредит – ссуда, предоставление ценностей (товаров, денег) в долг, коммерческое доверие.

Скидка – сумма, на которую понижена цена чего-нибудь. Продажа товара со скидкой.

Иждивение – обеспечение неработающего (больного, престарелого, несовершеннолетнего) средствами, необходимыми для существования.

Банк – крупное кредитное учреждение.

Оклад – размер заработной платы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-практическая направленность уроков математики как средство личностного развития детей с ОВЗ в целях успешной социализации в обществе.

Предметно-практическая направленность уроков математики способствует развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью такие качества  личности, как трудолюбие, коллективизм, бережливость, пре...

Статья «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»

Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена а...

Доклад «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»

Данный доклад раскрывает практическую направленость урока математики в коррекционной школе...

Практическая направленность уроков математики, как один из факторов успешной социализации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Данный материал посвящен вопросам социализации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) через решения практических задач на уроках математики....

Доклад на тему: «Прикладная и практическая направленность уроков математики в школе для детей с ОВЗ»

    Большое значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости учебного материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении лю...