Статья "«Познавательно-практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
статья ( класс) по теме

Кадушина Людмила Алексеевна

Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, - главная общеобразовательная задача обучения математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБ ОУ РМ «Саранская  общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья».

                СООБЩЕНИЕ

 «Познавательно-практическая направленность

                               уроков математики

в формировании социальной компетентности

обучающихся с ограниченными возможностями

                                            здоровья».

                                                    Учитель: Кадушина Л.А.

2015-2016 уч.год

   В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучаются дети с нарушением интеллекта.  

Проект Специального федерального государственного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья  выделяет 2 взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и компонент жизненной компетенции.

         В процессе обучения математике выделяются  основные, взаимосвязанные содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и компонент жизненной компетенции.

  1. Овладение началами математики (например, понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач)
  2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (например, ориентироваться и использовать меры измерения пространства и времени в различных видах деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)
  3. Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

Таким образом, добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, - главная общеобразовательная задача обучения математике.

          Однако, выпускники коррекционных школ, начиная  самостоятельную жизнь  и работу, обнаруживают скудные, формальные знания, не позволяющие выполнять требования, которые предъявляет им современная действительность. Они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом» и указывал, что «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды».  Вот почему на долю учителя в процессе обучения выпадает активная роль – «лепить», «кроить» и «резать» элементы среды, сочетать их самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему нужна. Поэтому мною было проанализировано содержание учебного материала по математике с позиции формирования социально-значимых качеств личности обучающихся. Через программный материал и были определены приоритетные направления в работе:

1.Коррекция высших психических функций, которая ведет к повышению контролирующей функции коры головного мозга в поведении детей в разных ситуациях, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы.        

2.Практическая направленность программного материала. Важным условием для успешной интеграции учащихся в социум является умение применять полученные знания на практике. Через решение математических заданий, направленных на формирование прикладных умений, идет подготовка их к самостоятельной жизни, трудовой деятельности.

  1. Развитие математической речи. В процессе обучения математике развивается речь детей, обогащается специальными терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность. Формируются навыки коммуникативного поведения.

  После окончания школы подросткам предстоит вступать в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту.  В связи с этим реализация практической направленности уроков математики имеет актуальное значение в свете современных требований к содержанию образования лиц с интеллектуальной недостаточностью.

           Педагогические  и  психологические  исследования  показывают,  что  учащиеся  с  ограниченными  возможностями  здоровья, даже  обладая  знаниями, не  могут  ими  воспользоваться  при  решении  трудовых  задач. У них  не  возникает  ассоциаций  между  определёнными  математическими  понятиями,  закономерностями  и  теми  жизненными  явлениями, с  которыми  они  сталкиваются  в  процессе  выполнения  трудовых  операций. Поэтому на  уроках  математики необходимо предлагать    такие  ситуации, в  которых  бы  эти  ассоциативные  связи  создавались.

           Практическая деятельность учеников с интеллектуальной недостаточностью реализуется в конкретных формах: трудовая, физическая, расчетно-измерительная, вычислительная, т.е. реализация практической направленности обучения математики в коррекционной школе осуществляется посредством учета межпредметных связей с другими учебными предметами, такими как трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка.

           Известно, что учащиеся коррекционной школы, успевающие по математике, более уверенно чувствуют себя на уроках труда, им легче произвести расчёты, сделать разметки и чертежи. В то же время желание преуспевать на уроках труда  может быть стимулом в занятиях математикой, если учитель на конкретном, доступном ученику примере покажет, что математические знания (знание мер, умение делать устные вычисления, решать задачи, производить измерения) помогут успешнее овладеть профессией.  

  Так, прежде чем  на уроках столярного дела учащиеся  занимаются разметкой и обработкой деталей прямоугольной формы, а девочки на уроках швейного дела шьют салфетки квадратной формы,  я на уроках математики  повторяю с учащимися свойства квадрата, прямоугольника, предлагаю ученикам рассмотреть те изделия, которые им предстоит изготовить на уроках труда. Обращаю внимание на то, что на уроках  столярного или швейного  дела все измеряется в миллиметрах,  на уроках математики чаще производим измерения в этих единицах, используем преобразования таких мер, как сантиметр и миллиметр.   На уроках труда учащимся приходится числа, полученные при измерении, делить на 2, на 3. Поэтому при устном счёте предлагаю детям примерно такие задания:  

-  Окружность  груди  девочки  96 см. Для  построения  чертежа  выкройки  необходимо  найти, чему  равна  ¼ полуокружности груди?                           

Таким образом, на уроках математики стараюсь дать такие задания, с которыми школьники сталкиваются в мастерских.

         

      Жизненно важным для наших учеников является формирование у них элементов экономических знаний. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков. В связи с этим, необходимо использовать математические упражнения по содержанию предмета социально-бытовой ориентировки с постановкой задач социальной адаптации.

    Так, при изучении десятичных дробей  использую счета-квитанции по оплате за коммунальные услуги. На примере этих счетов  объясняю учащимся все виды коммунальных услуг, затем по каждому виду определяем единицу измерения услуги и тариф на каждый её вид. Также по этим данным  упражняемся в чтении десятичных дробей, в их преобразовании.  Затем  даю задачи на расчет оплаты за различные услуги: за воду, отопление, газ, электричество. Вначале  решаем задачи на каждый вид услуги отдельно, а затем рассчитываем оплату за несколько видов услуг, т.е. по нарастающей трудности. При решении этих задач  говорю об экономии, о том, что с этой целью уже ставятся счетчики на воду, газ и т.д.  Кроме того,  объясняю, что некоторые семьи, люди получают субсидии, т.е. денежную помощь для оплаты коммунальных услуг: это ветераны труда, ветераны Вов, инвалиды, а также семьи с низким уровнем доходов.

   При изучении темы «Проценты» в 9 классе  открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как «скидки» и «распродажа» выпускники должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку.

   Опыт  работы показывает, что подготовку к решению арифметических задач следует начинать с обогащения и расширения жизненного опыта учащихся, ориентировки их в окружающей действительности. Учеников необходимо ввести в ту жизненную ситуацию, в которой приходится считать, решать задачи, производить измерения (т.е. инсценировать задачу).    Работа над задачей помогает  учащимся лучше осознать предметно-действенную ситуацию, о которой в ней  говорится, позволяет проверить на практике правильность решения и, что самое главное, таким образом,  создаются условия для  успешного переноса приобретенных знаний, умений и навыков.

     Опыт работы показывает, что дети лучше усваивают учебный материал, если сами     видят жизненную необходимость данной темы. Следовательно, задача учителя как  можно чаще осуществлять практическую направленность уроков математики. С этой  целью предлагать ученикам такие задания (примеры и задачи), в которых чётко видна жизненная необходимость изучения данного учебного материала. Задачи должны быть связаны с конкретной жизненной ситуацией, понятны и интересны всем детям.

       При изучении темы «Нахождение процентов от числа», практическая направленность значительно усиливается. Решение однообразных примеров  на    нахождение процентов не вызывает интереса у детей. Если    примеры предлагаются  со смысловым (практическим) содержанием, то ситуация резко меняется. Дети     проявляют живой интерес, лучше усваивают учебный материал.      

        Например:

 - вычислите профсоюзный налог, если ваша зарплата составляет 5 000руб,

                 18 000руб;

 - предлагается  вычислить налог  с доходов (13%) от разной зарплаты, делается   вывод: какая сумма больше;

 - вычислите аванс (50%);

 - вычислите сумму алиментов (25%) от разной зарплаты.

        Детям необходимо запомнить количество процентов. Сначала количество  центов произносится или дети видят наглядно число процентов, а затем,  учитель произносит задание, не называя числа процентов. Например: узнайте сумму   алиментов, высчитайте подоходный налог и т.д

      Параллельно осуществляется связь с уроками СБО, расширяется кругозор детей,  обогащается словарный запас.

       Каждая задача, которая решается по теме «Проценты» обязательно имеет связь с  жизнью. Например

 - какую зарплату получит рабочий на руки, после удержания всех налогов;

 - высчитывается сумма кредита;

 - сколько рублей выплачивать каждый месяц;

 - вычисляется в рублях процентная ставка в банке.            

         Задача. Стоимость билета составляет 15ооруб. С 1октября цена билета увеличивается   на 20%. Какова цена билета? Сколько потребуется денег на семью из 3 человек?

        Задача. В марте  зарплата рабочего составляла 13 800руб. В апреле ему повысили   зарплату на 15%. Какой стала зарплата рабочего?

 

   В ходе уроков  математики   замечено, что ученики, слабо решавшие задачи из   учебника и не проявлявшие интереса к математике, с удовольствием решают задачи с практическим содержанием. Школьники постепенно начинают понимать значение количественных характеристик предмета, сравнивают высоту и площадь различных помещений, формат книг, листов бумаги, ёмкости молочного бидона и ведра, массу мешка картофеля, муки или зерна, средние скорости движения пешехода, велосипедиста, автомашины, поезда, узнают стоимость основных продуктов питания, одежды, обуви, проезда в городском транспорте. Очевидна и польза таких заданий для дальнейшей самостоятельной жизни    выпускников специальной  коррекционной  школы VIII вида.

Часто провожу  уроки  математики, связанные с историей, географией, трудовым обучением, изобразительным искусством, естествознанием. Например,

  • «Все действия с десятичными дробями» – связь с биологией, обобщение знаний по теме «Млекопитающие»;
  • «Действия с числами, полученными при измерении» - связь с историей, дополнение и обобщение знаний о Московском Кремле;
  • «Умножение и деление на однозначное число» - связь с естествознанием, знакомство с  жизнью муравьев;
  • «Параллельные и перпендикулярные прямые» -  связь с изобразительным искусством, применение знаний в изображении деревенской избы;
  • «Все действия с целыми числами» связь с географией,  «Путешествие по родному краю»  

 Тесная взаимосвязь познавательных и практических действий является условием более успешного овладения учащимися математическими знаниями и умениями применять их в практике и  трудовой подготовке к будущей жизни.    

    Опыт работы  подтвердил социальную значимость уроков математики с практической направленностью, помог более успешно организовать коррекционно-развивающую работу.

    В результате наблюдается стабильно положительная динамика в развитии умения решать различного вида задачи в соответствии с программными требованиями, динамика формирования навыка устных вычислений результатом чего явилось  повышение качества усвоения программного материала по математике.

          Практическая направленность преподавания математики в специальной коррекционной  школе VIII вида, связь её с производительным трудом, использование межпредметных связей, способствует тому, что знания, полезные для жизненной практики и профессиональной деятельности усваиваются учениками лучше и прочнее. Если не ввести в содержание образования жизненно значимые экономические знания и умения, то не будет обеспечена жизнестойкость выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье приводится использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, его плюсы и минусы....

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Система работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе я описала свою работу по развитию речи и коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья....

статья_Развитие социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий

На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовл...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....