Методическая разработка. Изучение истории края на уроках и во внеурочное время
методическая разработка по краеведению на тему

Методическая разработка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

ИЗУЧЕНИЕ    ИСТОРИИ    КРАЯ    НА    УРОКАХ

И    ВО    ВНЕУРОЧНОЕ    ВРЕМЯ.

Учитель истории и обществознания

гимназии №39 «Классическая»

Леванова Н.И.

Тольятти, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.     ВВЕДЕНИЕ.          

ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ.

3.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3.1  ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ НА УРОКАХ В 6-9КЛАССАХ.

3.1.1.  ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В 6-7КЛАССАХ.

3.1.2.  ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В 8-9 КЛАССАХ.

3.2.   ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ  ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

3.2.1.  ШКОЛА ЮНОГО АРХЕОЛОГА.

3.2.2.  НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ.

3.2.3.  ЭКСКУРСИИ.

3.2.4.  КЛАССНЫЕ ЧАСЫ.

3.2.5.  НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ.

  1. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КРАЯ.

4.       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ.

  1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   ИССЛЕДОВАНИЯ

А) А к т у а л ь н о с т ь   и с с л е д о в а н и я

В сложной, противоречивой ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своего края, как составной части истории нашей страны, представляется  не  только необходимым, но и очень важным, ведь не изучив прошлого невозможно  понять сегодняшнее и предположить будущего. Но изучение может быть настоящим только если оно глубоко и серьезно создает возможности для учащихся самостоятельно формировать свою точку зрения, свое понимание процессов прошлого, свои  представления об истории Отечества.

Конечно, эти представления  должны основываться на конкретном знании фактов, процессов, исторических лиц, проблем, источников. Ни кем-то данное знание, с заранее расставленными акцентами, а живое проблемное, личностное восприятие прошлого  формирует интерес к истории, к историческим исследованиям.

В Законе Российской Федерации  « Об образовании» закреплены два основных  компонента: федеральный и национально-региональный. Деятельность региона всегда направлена на его самоопределение среди других регионов через активное развитие межрегиональных связей в рамках единого федерального социо-культурного и экологического пространства. Поэтому разработка и внедрение регионального содержания образования является в настоящее время одной из самых актуальных проблем.

Б) Ц е л ь  н а п и с а н и я   р а б о т ы .

Привлечь внимание к проблеме изучения родного края в воспитании гражданского  геополитического самосознания юных тольяттинцев.

Помочь учителям истории в разработке методики обучения, систематизации материала по краеведению, используя свой опыт работы.

Обобщить материалы исследования контрольной группы за 4 года,

сравнивая одних и тех же детей в возрасте 11-15 лет  с другими школьниками из параллели, не задействованными в эксперименте.

Выполнить поставленные цели только на уроках истории невозможно, необходимо сочетание урочной и внеурочной  деятельности.

Разработанная программа дает возможность в целом заниматься вопросами интеллектуального развития детей, искоренения бездуховности, отвлечение детей от пустого времяпрепровождения и дурного влияния улицы.

В)  О б ъ е к т   и с с л е д о в а н и я .

Тематическое планирование по истории Отечества в 6 – 9 классах, тематическое планирование Школы юного археолога, Программа научного общества « Юные краеведы».

Для проведения эксперимента в 1997 –1998 учебном году был выбран 6»а» класс.

Г)  П р е д м е т  и с с л е д о в а н и я .

Содержание обучения и методическое приложение к программе.

Д)  Г и п о т е з а   и с с л е д о в а н и я .

Целенаправленное обучение по тематическому плану на уроках истории, в Школе юного археолога,  в НОУ « Юные краеведы» и методическое приложение может быть важным средством подготовки учащихся к изучению истории  своего края. Это дает  возможность сделать историю, не сухой, строгой диссертацией о жизни людей прошлого, с которыми учащиеся не чувствуют своей личной связи, и не легким,  бытовым рассказом о том, что было когда-то, а представить историю живым, противоречивым, ярким, интересным, объяснимым и таинственным процессом развития, к которому каждый имеет свое отношение, потому что связан с ним полностью знанием  и пониманием.  

       Проблема, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие  задачи:

  1. Разработка и углубление духовно-нравственного и исторического краеведческого содержания базового школьного образования.
  2. Формирование уклада жизни  тольяттинцев в соответствии с историческими духовно-нравственными традициями города, области.
  3. Выявление дополнительных вопросов по истории края, необходимых для включения их в тематическое планирование в 6-9 классах.
  4. Пересмотр количества часов на изучение отдельных тем (составление  поурочного планирования).
  5. Пересмотр обязательного уровня  результатов обучения (на примере тестовых работ).
  6. Разработка тематического планирования по Школе юного археолога, программа НОУ « Юные краеведы ».
  7. Разработка системы тестов, где включены вопросы краеведения, системы заданий исследовательского характера.
  8. Экспериментальная проверка эффективности разработанных материалов на базе следующих друг за другом классов.
  9. Разработка основных документов по площадке Школа юного археолога.
  10. Определение выбора тем для участия в научно-практической конференции « Шаг в будущее»

ж)   П р а к т и ч е с к а я      з н а ч и м о с т ь       и с с л е д о в а н и я

состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы не только в школах, но и на факультативных занятиях, в работе кружка, научного общества учащихся, в проведении классных часов.

2.  О б з о р   л и т е р а т у р ы  п о   п р о б л е м е  .

Проблемы изучения краеведения хорошо обозначены у методиста отдела краеведения  ЦДЮтур Персина А.И. в статье» Программы по краеведению. «Он отмечает отсутствие региональных программ, подчеркивает необходимость их четкой разработки, выделяет приоритеты. Главным приоритетом в изучении края он считает изучение людей и событий, подчеркивает важность темы семьи и родословной, выделяет проблемы, связанные с методикой краеведческих исследований и методикой преподавания.

Материал по изучению истории  Самарской области богат.  Фундаментальный последний труд «История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней » под редакцией П.С.Кабытова позволяет  познакомиться с фактическим материалом, фотодокументами, исследованиями местных историков. Здесь дается целостная картина исторического прошлого региона.

Двухтомник « Самарская летопись « под редакцией П.С.Кабытова и Л. В. Храмкова  –это попытка самарских ученых-историков  создать своеобразную «  энциклопедию» Самарского края с древнейших времен до начала ХХ века. В ней дана широкая программа социально-экономического развития, рассказ о самых ярких событиях в крае. Авторы показали героев Самарской истории живыми, понятными людьми, а не безликой « массой населения».

Отдельные сборники посвящены конкретным событиям или  целым эпохам.

И. Б. Васильев и Г.И. Матвеева « У истоков Самарского Поволжья « - это книга является по существу, коллективной работой группы археологов, которые в течение уже большого времени проводят исследования в разных районах  Поволжья. Брошюра Г. И. Матвеевой и А. Ф. Кочкиной – это подробный рассказ об одном из крупнейших городов Волжской Булгарии Х – начала Х111  веков – археологическом памятнике «Муромский городок». Учебное пособие Г.И. Матвеевой «Археологические памятники железного века на территории Куйбышевской области» содержит сведения о памятниках железного века, открытые в Поволжье археологами.

Материал о народах, населяющих Самарскую   Луку, об их традициях, обычаях, костюмах, можно найти в книге Т. И. Ведерниковой, П. П. Фокина, Е. А. Ягафовой  »Этнография Самарской Луки «, анализ географических названий и словарь местных топонимов представили В. Ф. Барашков, Э. Л. Дубман, Ю. Н. Смирнов в « Топонимике Самарской Луки «.

Первое в краеведческой литературе развернутое повествование о самом начале города Самары – это книга Э.Л.Дубмана  «Сказание о первых самарцах». Первый век существования пограничной крепости показан временем суровым и драматичным.

В сборнике « Легенды и были Жигулей показано славное прошлое нашего края, связанное с именами Степана Разина и Емельяна Пугачева, со многими важными событиями в истории России.

Все эти книги интересны как ученым-историкам, так и всем любителям истории, а также учащимся.

Но для детей более ценным является учебное пособие Г. И. Матвеевой, Е. И. Медведева,  Л. В. Храмкова   « Край Самарский». В нем даны сведения по истории Самарского края, пособие является дополнением к учебнику. Написано доступно для детей, содержит интересные сведения, документы, фотографии.

Основным трудом по истории Ставрополя-Тольятти является книга Овсянникова В.  В.  « Ставрополь-Тольятти».  Она содержит материал о самых интересных моментах в истории города.

К  55-летию Победы вышел сборник Н. Г. Лобановой «Ставрополь: фронт и судьбы». 1 ГЛАВА « Ставропольцы – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы « посвящена нашим землякам . « глава « Центр подготовки военных переводчиков « -истории  центра, который дислоцировался в городе Ставрополь в 1941-1943 годах, его преподавателям и выпускникам.

Н. Г. Лобанова выпустила интересную брошюру « Страницы истории села Кунеевка, « где на основе  архивных  данных рассказана  история села за период с 1827 по 1955 год, преобразовавшегося  после пуска ГЭС в Комсомольский район города Тольятти. Она же собрала интересные сведения в « Топонимический словарь « о происхождении названий окрестных сел, рек, оврагов и т.д.

В целом найти  материал по истории края не составляет труда. Проблема состоит в методическом обеспечении учителя истории.

К учебнику Овсянникова В. В. « Ставрополь-Тольятти подготовлена Л. А. Авласевич,  Л. П. Мироновой, Л. М. Пишковой  Рабочая тетрадь к курсу. Разработаны задания к темам.

3.     О С Н О В Н А Я      Ч А С Т Ь   .                                                              3.1.   Использование материалов краеведения на уроках истории в 6-9 классах.

Программа по истории в 6-9 классах дает возможность глубоко изучить историческое прошлое России. В учебниках привлекаются новые факты, проблемы, исторические лица, вопросы вспомогательных  исторических  дисциплин, расширен круг исторических и литературных источников, изучаются темы по истории культуры, просвещения, быта, что помогает ярче, эмоциональнее представить и понять изучаемую эпоху.

В школьном курсе уделяется внимание краеведческому материалу. Местный материал  вводится в уроки фрагментарно, но в течение всего учебного года.

В тольяттинских школах необходимо включать не только материал по Самарской области в целом, но и выделить события, происходившие

в определенный период в городе Ставрополе-Тольятти, а для Комсомольских школ и в селе Кунеевка (ныне Комсомольский район города Тольятти ) Книги историков –краеведов богаты фактическим материалом, но учителю необходимо его преподнести в доступной форме детям, учитывая возрастные особенности учащихся. Недостаток  времени на уроке требует более вдумчивого отношения к материалу, к форме его преподавания .В среднем звене более важен эмоциональный рассказ о событии , в старшем звене должен присутствовать больше поисковый, исследовательский характер. Для успешного решения вопроса изучения истории нашего края в тематическое планирование в 6-9 классах вносятся вопросы и темы краеведения ( см.приложение 1,2 ).

3.1.1.    ИЗУЧЕНИЕ      КРАЕВЕДЧЕСКОГО        МАТЕРИАЛА    В    6 – 7   КЛАССАХ.

Учитывая возраст учащихся 6-7 классов, учителю необходимо, чтобы  история края была представлена красочно, запоминающею, повествовательно. Для усиления эффекта обязательно используется карта, иллюстрации, документы, стихи и т.д. Учащиеся запоминают фактический материал в этом случае быстрее. Они должны усвоить краеведческие темы в контексте с историей России, уметь сравнивать исторические события Поволжья с историей всей страны. Находить в конкретных названиях улиц, городов, рек, селений исторический смысл.

Учащиеся должны уметь составить план, отражающий ход событий, дать характеристику и оценку выдающимся историческим деятелям. Обосновывать свои выводы, приводя аргументы.  На уроках краеведения формируются важные мыслительные и речевые умения, необходимые для усвоения материала различных учебных предметов.

Тема:     «  Откуда есть пошла русская земля .  Легендарный период ».

Отдельным вопросом изучаются «Археологические раскопки на территории нашего края ».

Определяются проблемные вопросы

  • Как давно человек освоил земли Среднего Поволжья?
  • Трудно или легко было древнему человеку прожить в наших местах?
  • Какие занятия должны были быть присущи древнему человеку

при присваивающем  и при производящем хозяйствах? Почему?

Дается информация об археологических изысканиях на территории Самарской  области.

                           -      Из истории археологического изучения Самарского края.

  • Наиболее интересные стоянки, находки, гипотезы. *

Тема:  «  Киевская Русь   1X  -ПЕРВАЯ ТРЕТЬ   X11  вв.

  1. час выделяется на изучение вопроса  «Волжская Булгария». План изучения темы:

                           1.   Образование государства Волжская Булгария.

  1. Хозяйство волжских булгар.
  2. Общественный и политический строй.
  3. Культура Волжской Булгарии.

Работа с картой: определить выгодность расположения Волжской Булгарии, значение Волги в хозяйственной и общественной жизни, место нахождения Муромского городка.**   Сравниваем Киевскую Русь и Волжскую Булгарию, находим общие черты и различия. Работаем с документом «Из сообщения арабского писателя X111 вв.» Казвини.***   Вопросы к документу:

-О каком занятии булгар рассказывается в документе?

-Что способствовало развитию торговли у булгар?

Доклад учащегося о Муромском городке.****

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков Самарского Поволжья. Куйбышев, 1986, с. 6 – 162

Матвеева Г.И. Археологически памятники железного века на территории Куйбышевской области. Куйбышев, 1980.

История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Самара, 2000,т.1 – 3.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.Е., Храмков Л.В. Край Самарский. Куйбышев, 1984, с. 5 – 15.

** Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков  Самарского Поволжья. Куйбышев, 1986, с. 167 – 218.

*** Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.Е., Храмков Л.В. Край Самарский. Куйбышев, 1984, с. 16 – 20.

**** Матвеева Г.И., Кочкина А.Ф., Муромский городок. Самара, 1998.

Тема: Орд ынское иго. Рассказ учителя о появлении славян на волге в XIII веке (строительство в 1221 году города Нижний Новгород), о взаимоотношениях с булгарами. Рассматривая проблему:  Почему Русь не смогла избежать монгольского ига, проводим параллель с Булгарией, определяем общие причины поражения в борьбе с Батыем  их последствия. Сравниваем документы, рассказывающие о разрушениях в столице булгар,* и в русских городах (учебник). Задание:

  • Как расправились монголо-татары с булгарами и славянами?
  • Как это должно было отразиться на дальнейшем развитии Волжской Булгарии?

Тема:     »Московское государство. Сословно представительная монархия».

Один из вопросов-проблема расширения России на Восток, присоединение Поволжья. Закрепляется материал о прошлом нашего края: как развивался регион, положительные стороны для развития экономики, что привлекало здесь беглых крестьян.  На примере Поволжья формируется понятие о многонациональном составе нашего государства. Размышляем над словами татарского поэта Г. Тукая:

Нам издавна другом был русский народ,

И разве конец этой дружбе придет?

Да, мы родились и растем в вышину,

Нанизаны словно на нитку одну.

На битвенном поле мы тигров сильней,

В труде мы сильнее могучих коней. **

Рассматриваем вопросы:

  • В чем выражались связи русских князей с булгарами и Золотой Ордой?
  • Как складывались взаимоотношения между русскими и местными тружениками?
  • В чем состоит прогрессивное значение присоединения Казанского ханства к Русскому государству?

История второй половины XVI века. О с н о в а н и е       г о р о д  а    Самары.

Работа с картой. Находим города, появившиеся в середине XVI  века (Алатырь, Чебоксары, Уфа, Самара, Саратов, Царицын). Отмечаем, что это были города-крепости. Работая с иллюстрацией  (изображение Самары  А. Олеария) *** и картой-схемой, ****  используем знания учащихся о средневековых городах. Отвечаем на вопросы:

  • Можно ли доказать по рисунку, что Самара являлась крепостью?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --- -- - - - - - - - - - - - -

*  Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.Е., Храмков Л.В. Край Самарский. Куйбышев, 1984, с. 20 - 21

**   там же с. 27.

*** там же с. 30.

****  Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах. Самара, 1991, с.9,33.

  • Найдите общие черты у Самары и других средневековых русских городов.
  • Почему именно в этом месте заложили г. Самара.

Используя документ «Описание Самары, данное Адамом Олеарием в 1636 году» даем представление о городе. *  Личность в истории края. Первый воевода самарский князь Григорий Засекин. Сообщение учащегося. **

К р е с т ь я н с к а я  в о й н а  п о д   п р е д в о д и т е л ь с т в о м  С т е п а н а

Р а з и н а .Дети уже имеют некоторые представления о крестьянской войне (3 класс). Целесообразно использовать возможность учащихся поработать с дополнительной литературой. Наиболее эрудированные ребята готовят сообщения:

-Крестьянская война Степана Разина (ход событий).

-Самара и разинцы.

-Памятные места на Волге.

Письменное задание-сочинение-миниатюра «Эти места помнят разинцев»(о Молодецком кургане, о горе Шелудяк и т.д.). ***

Э п о х а   д в о р ц о в ы х  п е р е в о р о т о в .О с н о в а н и е    г о р о д а    Ставрополя(1737г.) Сравнивая рисунки Самары и Ставрополя, продолжаем работать над формированием представлений о русских городах-крепостях, о понятии многонационального государства. На примере крещеных калмыков прослеживаем царскую политику в отношении инородцев. Отмечаем роль православной церкви, ее влияние на различные народы Поволжья. Работаем над понятиями: герб города, название города, известные люди Ставрополя  (В. Н. Татищев). ****

Заключительная краеведческая тема 7 класса - К р е с т ь я н с к а я    в о й н а   п о д     п р е д в о д и т е л ь с т в о м  Емельяна Пугачева. У учащихся уже есть опыт работы с дополнительной литературой. Учащиеся готовят сообщения на урок.

-Крестьянская война Емельяна Пугачева(по карте ход событий).

-Самарский край во время бунта.

а). действия атамана И. Ф. Арапова под Самарой.

б). Действия калмыцкого князя Ф. И. Дербетева в Ставрополе. *****

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  * Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.Е., Храмков Л.В. Край Самарский. Куйбышев, 1979, с. 11 – 19.

** Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах. Самара, 1991, с. 5 – 12.

***  Легенды и были Жигулей. Куйбышев.  1979, с. 11  - 19.

Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Топонимика Самарской Луки. Самара, 1996, с. 93 – 148.

Лобанова Н.Г. Топонимический словарь. Тольятти, 1999.

****  Овсянников В.     Ставрополь – Тольятти. Тольятти 199     ,с.

*****  Самарская летопись. Самара, 1993, т.1.

3.1.2.   ИЗУЧЕНИЕ      КРАЕВЕДЧЕСКОГО     МАТЕРИАЛА     В    8-9 КЛАССАХ.

В 8-9 классах, изучая теоретический материал, учащиеся овладевают системой новых оценок, понятий. Изучение теоретических вопросов проходит в тесной связи с конкретным материалом, в том числе и по истории родного края. Систематизируются и углубляются знания школьников об экономической, социально-политической жизни страны в  XIX-XX веках. Повышается уровень самостоятельности учащихся в работе с различными источниками знаний. Дальнейшее развитие получают умения: составлять развернутый план на основе текста или рассказа учителя, формулировать вопросы , локализовывать и соотносить исторические явления и процессы во времени и пространстве, выделять существенные связи при изучении отдельных событий и фактов, давать им научную оценку , обобщать, анализировать и сравнивать исторические явления.

Формирование умений работать с картой осуществляется методом усложнения заданий: от задания « читать»  карту по условным обозначениям  и устанавливать связь между историческими событиями до умения извлекать из карты максимум различных сведений о событиях и процессах.

В 9 классе учащиеся заканчивают изучение истории Отечества. Рассматривают события, которые ближе к нам по времени. Об исторических событиях можно уже не только прочитать в учебниках и художественной литературе, а уже можно услышать рассказ очевидцев. Поэтому школьники чаще получают задания поискового характера. По возрасту, они уже могут сделать самостоятельные выводы, более глубоко изучить вопрос.

Тема  Р о с с и й с к а я  и м п е р и я  в  н а ч а л е  XIX века (социально-экономическое развитие) имеет большое значение для понимания дальнейшей темы от отмене крепостного права. Материал по Самарской области конкретизирует ее. Здесь можно увидеть и положительные черты и недостатки. Здесь важен фактический, цифровой материал. Работаем над понятиями: государственные, удельные, помещичьи крестьяне. В Самарском крае большинство составляли государственные крестьяне. Сравниваем их положение с положением помещичьих крестьян в России. Знакомимся с помещичьими крестьянами края, изучая положение этих людей во владениях графов Орловых -Давыдовых, крупнейших собственников земли на Самарской Луке. *  Еще более конкретно рассказываем об одном владении- селе Кунеевка:

-   расположение села

-   основные занятия жителей

-   положение крепостных

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

*  Матвеева Г.И., Медведев Е.И.,Налитова Г.Е., Храмков Л.В. Край Самарский. Куйбышев, 1984, с. 63.

- графы Орловы – Давыдовы. *

Тема:  О т е ч е с т в е н н а я  в о й н а  1812 года изучается подробно, рассказывается о событиях войны, о героях. Важно показать, какой вклад внесли солдаты 24-го Симбирского пехотного полка (где немало было самарцев), Ставропольского полка. С помощью местного материала более глубоко изучается понятие отечественный характер войны 1812 года. Воспитание национальной гордости за подвиг-это определяющая идея урока.

В событиях 1825 года рассматриваются отдельным вопросом « О т к л и к и  в  к р. а е  н а  д. в и ж е н и е  д. е к а б р. и с т о в «. Излагается материал с помощью небольших сообщений учащихся.

С а м а р. с к а я  г у б е р н и я  в   с е р е д и н е   XIX века , ее особенности развития: географическое положение (лесостепная зона), разнообразие форм владения крестьянами, проявление кризиса феодально-крепостнической системы. Прослеживаются межкурсовые связи. Используются знания учащихся.

  • Каково было положение крестьян в Самарском крае в 1-й половине XIX века?
  • Какие формы борьбы применяли жители края против крепостничества?
  • Какое участие принимали наши земляки в крестьянских войнах?

Изучение вопроса о претворении в жизнь реформы 1861 года изучается с помощью документа «Освобождение  крестьян графа Орлова Давыдова». **

Учащиеся изучают текст, отвечают на вопросы:

  • Что получили крестьяне по реформе 1861 года?
  • Какие повинности остались у крестьян?
  • Что получили помещики по реформе 1861 года?
  • В чьих интересах был принят документ?

-   В разделе изучения   з е м с к о й   р е ф о р м ы   школьники знакомятся с деятельностью Ставропольской земской больницы. Отмечается положительный опыт врачей, использование платных и бесплатных медицинских услуг, оказание помощи на селе, организация кумысолечебницы и т.д. ***

В качестве примера по реализации    с у д е б н о й   р е ф о р м ы   рассказывается об открытии Самарского окружного суда и его деятельности. ****

Тема  Р у с с к о – т у р е ц к а я  в о й н а  1877-1878  гг.    Вопрос    С а м а р с к о е   з н а м я . Сообщение учащегося об участии самарцев в войне, о событиях под Стара Загорой». *****

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

*Лобанова Н.Г. Страницы истории села Кунеевка. Тольятти, 1999, с. 4 – 13.

**  Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.Е., Храмков Л.В. Край Самарский. Куйбышев, 1984, с. 84 – 86.

***  Овсянников В  Ставрополь – Тольятти. Тольятти, 19  с

****  Самарская летопись. Самара, 1993,т. II, с. 52.

*****   там же с.58 – 59.

Э к о н о м и ч е с к о е     р а з в и т и е       Р о с и и    в    к о н ц е      XIX     века. Помогает понять,  что изменилось  в социально-экономическом развитии страны  после 1861 года. Краеведческий материал дополняет сведения учителя о развитии производства, торговли, банковского дела, о социальном расслоении.

Материал включается в рассказ учителя. Цифровой материал записывается на доске. Это дает возможность сравнить экономику России и Поволжья, выявить положительные стороны и недостатки, определить причины быстрого развития торговли, банков и определить, что мешало интенсивно развивать сельское хозяйство. *

Знакомство с деятелями культуры XIX века в целом происходит с помощью творческих заданий. Учащимся предлагаются на выбор темы реферата:

-   Деятель культуры, чье творчество связано с Самарским краем.

  • Музеи деятелей культуры на территории Самарского края.
  • Красота волжской природы, жизнь народа в живописи русских художников.

Тема     Р е в о л  ю ц и я        1905-1907    г о д  а     изучается в форме конференции. Отдельным вопросом изучается    П е р в а я     р у с с  к а я    р е в о л  ю ц и я , и      н а ш    к р а й . Девятиклассники самостоятельно добывают материал. Учатся анализировать, выделять главное, систематизировать, публично выступать.

В темах    Р е в о л ю ц и я     1917    г о д а      и     с т а н о в л е н и е    с о в е т с к о й     в л а с т и   выделяется  1 час для изучения вопроса об установлении власти большевиков в городе Самаре **  и в Ставропольском уезде. ***  Урок проводится в форме  лекции. Проблемное задание:

-Почему в Самаре советская власть установилась в октябре 1917 года, а в Ставрополе только в январе 1918 года?

В этой теме есть возможность познакомить учащихся не только с ходом событий, но и с биографиями отдельных личностей(Куйбышев В. Н.,Баныкин В. В. и другие). Продолжаем работу с топонимикой края-названия улиц в честь героев 1917 года. ****

Тема      Г р а ж д а н с к а я      в о й н а    и     в о е н н а я      и н т е р в е н ц и я .

Форма урока конференция. Отдельные вопросы по краю:

  1. Гражданская война на территории Самарского края (ход событий по карте).
  2. Герои гражданской войны  (земляки и воевавшие в нашем крае)

Учащиеся работают в библиотеке с книгами, статьями, самостоятельно готовят выступления.

- - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -

*  Самарская летопись. Самара, 1993, т.II, с. 5 – 53.

**  там же с. 139 – 170.

***  Овсянников В      Ставрополь – Тольятти. Тольятти, 19    с.

****  Лобанова Н.Г. Топонимический словарь. Тольятти, 199

В разделе  В е л и к а я   О т е ч е с т в е н н а я   в о й н а  , рассматривая вопрос о роли советского тыла, акцентируем внимание на роли городов Самара *  и Ставрополь,**  села Кунеевка ***  в войне.

Учащиеся получают творческое задание. Написать реферат на выбранную тему:

  • Мой родственник-участник Великой Отечественной войны.
  • Мой родственник вспоминает о войне.
  • Награды Великой Отечественной войны, в нашей семье.
  • Участник Великой Отечественной войны, живущий в моем городе.

СССР  в  п о с л е в о е н н ы е  г о д ы  1945-1953, СССР   в    1953  - 1964  г о д ы-

Темы актуальные для Комсомольского района города Тольятти. Это  второе рождение города. Поселок был специально построен для комсомольцев-строителей

ГЭС. Но были и другие строители-заключенные. В названиях района отражены и те и другие улица Коммунистическая, улица Матросова, улица Л.Чайкиной, ВСО-%,ВСО-1 (военно-стрелковый отряд). Задача учителя дать общее представление о рождении  поселка Комсомольск. Используются данные архивного отдела мэрии города Тольятти , ****  фотографии. *****

СССР    в      1964  -  1985   г о д а х  -в разделе изучается вопрос о строительстве

и  работе  ВАЗа. На протяжении всех уроков учитель представляет материал о ВАЗе, как положительный момент  в «застойные» времена, и в период «перестройки». ******

Изучая историю края на уроках истории с 6 по 9 класс,  ребята пополняют свои знания. К концу 9 класса они имеют общую картину событий в нашем крае. По мере продвижения вперед усложняется не только материал, но и формы его преподавания.

Но все-таки только на уроках изучать краеведение мало.

Недостатки: невозможно использовать для показа подлинные  старинные вещи, недостаточно времени для глубокого изучения истории края, необеспеченность литературой для всех учащихся. Все это можно восполнить только с помощью внеклассной работы.

- -- - --- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -- - - - - - - - -- -  - - - - - - ---  - - -

*  Куйбышевская область. Куйбышев, 198  с.

**  Лобанова Н.Г. Ставрополь: фронт и судьбы. Тольятти, 2000.

***  Лобанова Н.Г. Страницы истории села Кунеевка. Тольятти, 1999, с. 36 – 38.

****  там же   с. 39 – 46.

*****  Овсянников В     Ставрополь – Тольятти, 199  с.

******   там же с.

3.2.    ИЗУЧЕНИЕ   КРАЕВЕДЕНИЯ   ВО  ВНЕУРОЧНОЕ  ВРЕМЯ.

Изучение истории края во внеурочное время имеет различные формы: классные часы, работа кружка, экскурсии и т.д.) и преимущества возможность увидеть своими глазами исторические ценности, применить в работе поисковый характер, выйти за рамки обязательного минимума школьной программы, поговорить с очевидцами событий. Основываясь на концепции, разработанной А. А. Ильиным (зав. Кафедрой православной педагогики, кандидата филологических наук Тольяттинского пединститута) выделяются принципы краеведения  в системе дополнительного образования:

  • духовно-нравственные и историко-культурные традиции города Тольятти,
  • историко-национальные особенности уклада жизни населения региона,
  • реалии сегодняшнего состояния нравственной, хозяйственной и куль          турной жизни города.
  • Содержание и формы деятельности востребованы регионом, дети ориентированы на активное осмысление и углубленное содержание образования, на решение ключевых федеральных проблем через осмысление, развитие на основе Российской государственности.

3.2.1.       ШКОЛА   ЮНОГО   АРХЕОЛОГА.

В школьной программе, к сожалению, отводится очень мало времени изучению далекого прошлого человека, когда отсутствовала письменность. Об археологии упоминается вскользь. Познавательный интерес к этой науке у детей велик.

Деятельность в Школе юного археолога строится на основе авторской программы старшего научного сотрудника археологической лаборатории СамГу Седовой М.С. Цель работы школы: интеллектуальное развитие детей, развитие познавательного интереса в области древней истории, знакомство с профессией археолога, расширение и дополнение школьного курса истории, приобретение практических знаний полевой практики.

Программа рассчитана на  разный  уровень обучения:

I   -  12 – 14 лет.

II  -  старше 14 лет.

III -  учащиеся старших классов.

Формы работы: лекционные и семинарские занятия в кружке, экскурсии по городу и в музеи, полевая практика.

Реализация задач осуществляется на принципах научности и связи теории с практикой и активного усвоения знаний, умений и навыков, доступность и посильность.

Годовая программа рассчитана на 132 часа аудиторной работы, 38 часов – экскурсионной, 50 часов – полевой практики.

Занятия в кружке проходят по 4 часа еженедельно. Материал изучается в хронологическом порядке. Основные формы работы: лекции, доклады, работа с иллюстрациями, схемами. Ребята получат теоретические знания об основных этапах, усваивают археологические понятия, знакомятся с профессией археолога.

В экскурсионную работу включаются автобусные экскурсии по городу Тольятти и Самарской области. Материал экскурсий: история создания городов и деревень, легенды, святые места, архитектурные достопримечательности, сведения об известных земляках. Расширение кругозора: сведения о природе Поволжья.

Экскурсии в археологический музей СамГу. Задачи: закрепление полученных теоретических знаний, возможность познакомиться с экспонатами, поработать с ними, пообщаться с сотрудниками археологической лаборатории.

Полевая практика. Цели, задачи, содержание определены Положением о профильной смене (см. приложение №) Участие детей в археологической экспедиции дает возможность соединить теорию с практикой. Развивается познавательный  поисковый  интерес к истории. Дети получают теоретические знания о правилах ведения раскопа, о научном подходе к изучаемому материалу и здесь же могут применить свои знания на практике. Учебно-тематический план полевой археологической практики предусматривает 50 часов.

Темы практических занятий:

  • Составление топографического плана памятника.
  • Разбивка археологического раскопа, нивелирование.
  • Вскрытие культурного слоя памятника.
  • Расчистка объектов раскопа. *

Работа в Школе юного археолога подкрепляется методическим  обеспечением Гуманитарного центра интеллектуального развития и научным - археологической лабораторией СамГу, что позволяет полноценно, глубоко строить работу.

3.2.2.  НАУЧНОЕ       ОБЩЕСТВО       УЧАЩИХСЯ

«    ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ   «.

В подростковом и юношеском возрасте ярче проявляется стремление учащихся к исследовательской деятельности, к формированию делать сложные обобщения, глубоко анализировать, грамотно излагать мысли, рассматривать разные точки зрения и умело аргументировать свою позицию. Все это способствует работе учащихся старших классов  в деятельности научного общества. С помощью краеведения можно добиться активной работы школьников, вовлечь их в творческий поиск и сформировать устойчивый познавательный интерес. Научное общество работает при Гуманитарном центре интеллектуального развития. Программа НОУ предусматривает 136 часов (4 часа в неделю).

Цель и задачи курса определены Программой (см. приложение №).

В деятельности НОУ четко определяются основные понятия и термины «краеведение», «исторический источник», «краеведческий источник», «музееведение»,  «основной и вспомогательный фонды», «архивы» и т.д. Формируются практичес-

- - - - - - --- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - -- - --- - - - - - - - - - -

* Седова М. С. Авторская программа по археологии.

кие навыки и умения: анализировать материалы  местной  периодической  печати, краеведческую литературу, работать с музейными экспонатами и в архиве, грамотно проводить опросы, беседы со старожилами края, готовить сообщение, доклады, рефераты, выступать на научно-практической конференции.

Первоначально важно выбрать тему исследования, увидеть в ней проблему, определить ее  актуальность, выяснить возможную источниковую базу.

Научить и помочь школьнику не только собрать материал, но и оформить его. В НОУ закладываются основы написания научного труда, а также формируются навыки публичного выступления.

Важным средством достижения цели является участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее». Старшеклассники защищают свою работу. Слушают  выступления других участников, анализируют, обогащают свой опыт.   Следует рассматривать научное общество учащихся не только как форму научной внеурочной работы, но и как способ духовного общения с детьми, позволяющий любому, самому стеснительному ученику само выражаться и само утверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения со сверстниками.

  1. ЭКСКУРСИИ.

Экскурсии должны быть системными, целенаправленными, тесно связанными с изучаемой темой. Важнейшей особенностью предметной экскурсии является единство учебных и воспитательных задач.

Экскурсии в Краеведческий музей города Тольятти. Основные  цели: закрепить  и расширить полученные знания на уроках, используя материал лекций экскурсовода, интерактивный характер экскурсии, и знакомясь с экспонатами музея.

6 класс – тема:  Археологические раскопки на территории Ставропольского района.

7 класс -   тема:  Основание города Ставрополя.

8 класс – тема:  Ставрополь провинциальный.

9 класс – тема:  Ставрополь-Тольятти в 50-80 годах XX века.

Экскурсии в город Самару, в Краеведческий музей. Цели те же.

6 класс – тема: Археологические раскопки на территории Самарской области.

7 класс – тема:  Основание города Самары.

8 класс – тема:  Самара в XIX веке.

9 класс – тема:  Самарский край в  веке.

Занятия в Краеведческих музеях дают возможность обобщить  и углубить знания. С помощью зрительной, слуховой и тактильной памяти дети усваивают глубже материал.

Для учащихся 6-7 классов познавательная экскурсия на теплоходе «Легенды и были Жигулей». Рассказ о Жигулевских горах, Волге, утесах и т.д.

Путешествие к святому источнику с. Ташла приобщает детей к православной истории. Знакомство с церквями Ставропольского района.

Тема Великой Отечественной войны,  посещение бункера Сталина в городе Самара. Роль города в войне. Поездка в село Васильевка – это героическая история о подвиге Евгения Никонова.

Экскурсионных маршрутов в Самарской области много. Все они позволяют ребятам почувствовать малую Родину. При этом они получают знание не только по истории, но и расширяют кругозор, получая сведения от экскурсоводов по географии, биологии, учатся быть любознательными.

  1. КЛАССНЫЕ            ЧАСЫ.

Проводятся в различной форме: вечера, викторины, театрализованные представления, конкурсы и т.п.

Выбираются самые интересные события из истории края. На классных часах   есть возможность познакомиться с обычаями, традициями народов Поволжья.

Одна из эффективных форм внеклассной работы – встречи с интересными людьми: ветераны Великой Отечественной войны, передовики производства. Они много могут рассказать о крае. Встречи проводятся в форме дискуссии, (« круглый стол», «Как это было?). Есть возможность использовать теоретический материал историков и взгляд на события очевидцев.

3.2.5.       НАГЛЯДНАЯ          АГИТАЦИЯ.

Оформление кабинета предоставляет возможность познакомить с фактическим материалом и увидеть старинные фотографии, рисунки памятных мест города.

Примерный перечень стендов для школ Комсомольского района города Тольятти:

  1. Герб Ставрополя, год основания города.
  2. Татищев В. Н. – основатель города.
  3. Калмыки – первые жители Ставрополя.

4 – 7. Виды города Ставрополя (начало века)

8.    Село Кунеевка (план села и историческая справка)

9.     Поселок Комсомольск (фотография 60-х годов, историческая справка).

10.   Из истории названий (топонимика района).

Выпуск стенных газет. Примерная тематика: «Первые жители города Ставрополя», «Ставрополь-город святого креста», «Герои-земляки в войне 1941-1945гг» и т.д.

3.3.     ПРОВЕРКА    И    ОЦЕНКА    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ИЗУЧЕНИЯ          ИСТОРИИ КРАЯ.

а).   Г л а в н ы е   ф у н к ц и и     т е к у щ е й    п  р  о в е р  к и   н а    у р о к а х                         и с т о р и и.

Текущая проверка выполняет специфические функции контроля за систематичностью домашней работы и оценки достигнутого уровня в баллах. Главная функция обучающая. Усвоение знаний представляет длительный процесс, имеющий этапы все более глубокого и полного их осознания и прочного запоминания. Главная цель: исправить ошибочное, разъяснить непонятное, устранить неполноту знаний, углубить, расширить и упрочить их. Проверка знаний важна и для развития познавательных способностей. Путем проверка выясняется, умеет ли учащийся самостоятельно составить план изложения, сравнить два события (историю в целом страны и края), объединить при рассказе несколько источников знаний, установить причинно-следственные, закономерные связи и т.д. В таких ответах определяются уровень знаний, качество мышления, зона ближайшего развития. Одновременно повышается уровень умений, развивается мышление.

Подобные процессы происходят и в области воспитания, если учащиеся анализируют и оценивают значение поступков, деятельности участников исторических событий, противоречия общественной жизни.

Для развития речи учащихся необходима собственная речевая деятельность: описание и объяснение, краткие и точные ответы на вопросы, составление планов и тезисов, изложение краткое и развернутое, образное и деловое. Эту функцию в решающей степени выполняет проверка результативности обучения.

К результатам деятельности учителя относится и развитие интереса школьников к учению. Если развита  познавательная активность, то ученик будет больше интересоваться историей края, будет стремиться посетить музей, поедет на экскурсию, прочитает книги и т.д.

Проверка может и должна выполнять функции не только контрольную и оценочную, но также обучающую, развивающую, воспитывающую.

б). О р г а н и з а ц и я   ,   м е т о д ы   и   п р и е м ы   п р о в е р к и     н а   у р о к а х   и с т о р и и .

Новая программа по истории вносит свои коррективы в требования к учащимся 6-9, 10-11 классов. Исходя из них, в методах и приемах проверки знаний в среднем звене придерживаемся  следующих требований:

  • знание фактического материала,
  • причинно-следственные связи данного события,
  • пространственные представления.

Ребята должны усвоить историю, как ряд ярких событий, научиться логически мыслить. История края помогает решить эти задачи.

Проверяя знания учащихся с помощью устных ответов, чаще всего используем вопросы:

- Расскажите о том или ином событии   из истории края.

  • Сравните события края с событиями этого же периода времени в России.

-   Что общего и в чем различия в событиях страны и края в один и     тот же период?

  • Сравните события в крае в разные периоды (экономика, политика, крестьянские войны, культура).

В письменной форме проверяется не только знание фактического материала, но и умение устанавливать причинно-следственные связи. Например:

Тема: Основание города Ставрополя. Задание:

-         В тексте учебного пособия найдите факты, раскрывающие заботу о переселенцах.

  • Составьте кроссворд по новым словам.
  • Напишите сочинение-миниатюру «Почему я хочу вернуть городу историческое имя?»
  • Перечисли название улиц Ставрополя. *

Тема: Развитие здравоохранения в Ставрополе. Задание.

Используя статистические данные, сделайте вывод

Год

Самара

Ставрополь

1864-1872

12%смертность

4,8%смертность

Работа с терминами, с топонимикой  края. Задания.

1. Что означают следующие слова:

Ставрополь                               Улус

Зайсанг                                      Цейхауз

Редут                                          Форпост

Пристав     **

2. Составьте кроссворд «Что означают названия наших мест?»

(названия населенных пунктов, рек, гор и т. д.)

        Работа с документами дает возможность проанализировать события, сделать вывод о его причинах и последствиях. Например, учащийся  прочитывает текст документа «Манифест Емельяна Пугачева о даровании крестьянам свободы от власти помещиков, об отмене рекрутских наборов, подушных и других податей, отвечает на вопросы: «Почему крестьяне и городская беднота Поволжья выступили на стороне Е.Пугачева? ***

В 8-9 классах школьникам надо дать возможность сравнивать мысли и дело предков со своими представлениями о происходяшем.  Самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмысливанию.  В конечном счете - к  сознательному научному моделиро-

- - - - - - - - - - - - - -  - - - - - -- - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

*  Авласевич Л.А.,Миронова Л.П., Пишкова Л.М. Ставрополь – Тольятти. Из истории города. Рабочая тетрадь к курсу.  С. 5.

**  там же с. 5.

***   Матвеева Г.И.,Медведев Е.И., Налитова Г.Е.,Храмков Л.В. Край Самарский. Куйбышев, 1984, с. 84 – 86.

ванию бесконечного исторического процесса, который бурно протекает в наши дни. Поэтому важно давать и приблизительно такие задания:

  • Что нового можно было бы сделать…
  • Что произошло бы, если бы…
  • Придумай другой вариант…

Такие задания необходимо давать подготовленным ученикам. События в Самарском крае позволяют выполнить его. Например, рассматривая события Великой Отечественной войны, можно предположить, что произошло бы, если бы немцы подошли к Самаре? Или, что нового можно было бы сделать  в Самарском крае, если бы после 1861 года все крестьяне освободились бы с землей без выкупа?

Необходимо при проверке знаний посмотреть на понимание темы, освоение материала и  способность к его преобразованию и интерпретации. Например:

  • Опиши, что ты чувствуешь, когда читаешь такие слова…

«Да, я казак  Емельян Пугачев.

Да, я бродяга, бежавший из дома,

С цепи железной, с тихого Дона.

Мне не корона нужна, не почет-

Волю задумал искать Пугачев.

Нет, не лежит мое сердце к Туретчине,

Слаще ли там? Вольготнее? Легче ли?

Царь ли, султан - одинакова сласть

Што вам Шигаев, по совести надо?

Шашку. Коня. Да казачью отраду-

Волюшку вольную. Власть…» *

         При закреплении материала оцениваются знания учащихся об исторических деятелях, связанных с нашим краем. Например, тема  «Пугачев и Ставрополь». Задание: напишите сочинение – миниатюру «Портрет моего героя». **  Тема Великая Отечественная война, задание: «Выскажи свое мнение о подвиге Евгения Никонова».

В 9классе при подведении итогов обучения предлагается составить маршрут экскурсии:

  • по Самаре
  • по Ставрополю-Тольятти
  • по Самарской Луке
  • по владениям Орловых Давыдовых
  • Великая Отечественная война и край

Учащиеся составляют карту-схему и описывают объекты экскурсии.

Знание фактического материала проверяется и по датам с помощью карточек с перепутанными датами (см. приложение).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

*   Легенды и были Жигулей. Куйбышев, 1979, с. 11 – 19.

**  Авласевич Л.А., Миронова Л.П., Пишкова Л.М. Ставрополь – Тольятти. Из истории города. Рабочая тетрадь к курсу. с. 5

 Удобно так же использовать тестовые задания.

     Они дают возможность в целом посмотреть, как усвоен материал. Поэтому в тест обязательно вносятся вопросы краеведения (см. приложение).

В конце изучения учебных тем подводятся итоги развития края в определенные периоды истории. Для систематизации местного материала ученики заполняют таблицу:

Н а ш    к р а й     с    д р е в н е й ш и х       в р е м е н    д о    н а ш и х    д н е й

Период отечественной истории

Дата

События истории края

Источники

         Цель итогового урока – обобщить знания школьников по местной истории, продолжить формирование у них чувства гордости, уважения к далеким предкам, сопричастности с судьбами края, бережного отношения к памятникам истории и культуры, вырабатывать умение пользоваться различными источниками краеведческих знаний.

        Проверка результативности обучения школьников истории края на уроках это также самопроверка учителем своей собственной деятельности, качества материала и методических концепций, рекомендаций, которыми учитель руководствуется.,

Проверка стимулирует усвоение нового и на самом уроке, и дома, а затем не только выявляет, но и обогащает достигнутое.

в) п р о в е р к а   з н а н и й   ,   п о л у ч е н н ы х    в о   в н е к л а с с н о й   р а б о т е  .

Оценить знания, полученные в кружке, на экскурсии, в научном обществе  бальной системой сложно, а, может быть, это и  не нужно.

На классном часе, и читая книги, учащиеся пополняют свои знания. Поэтому проверка знаний здесь более эффективна при проведении викторин «Знаешь ли ты ?», конкурсов, тестовых заданий. Занимаясь в школе юного археолога, ребята проверяют свои теоретические знания в полевой практике. Подбирая материал для написания реферата на научно–практическую конференцию, школьники обобщают материал, полученный на уроке и во внеклассной работе.

При проверке знаний важна  взаимосвязь между уроком и внеклассной деятельностью. Это благоприятно сказывается не только на качество исторических знаний, но и на общем интеллектуальном развитии школьников.

Приложение №

Тест.       Тема: Первая русская революция.

1 вариант.

1.   "Общество русских фабрично 2 заводских рабочих возглавлял:

а) Гапон  б) Гучков  в) Витте

2.   Первый совет рабочих депутатов был образован

а) в Петербурге  б) Москве  в) Иваново-Вознесенске

3.   Во время восстания на броненосце "Потемкин" офицер выстрелил   в матроского вожака:

а) Вакуленчука  б) Матюшенко в) Шмидта

4.   Большинство в  1 Думе имела партия:

а) октябристов  б) кадетов  в трудовиков

5.   Коренной вопрос революции:

а) крестьянский  б) рабочий  в)национальный

6.   Московское вооруженное восстание в Москве в декабре 1905 года окончилось:

а) перемирием б) победой  в) поражением

7.   Летом 1906 года председателем Совета министров стал:

а) Столыпин б) Булыгин в) Витте

8.   Конец революции:

а) 3 июня 1907  б) 1 июня 1907 в) 15 ноября 1907

9.   I русская революция оказала влияние в первую очередь на страны:

а) Азии  б) Европы  в) Америки

10.  Важнейшие события в Московском вооруженном восстании произошли в районе:

а) Замоскворечья  б) Пресни  в) Кремля

11.  После Манифеста царя  17 октября 1905 года была образована

партия:

а) кадетов  б) эсеров  в) октябристов

12.  Первыми в Самаре  18 января 1905 года прекратили  работу и

вышли на стачку:

а) рабочие типографии    б) рабочие металлисты  в) крестьяне

2 вариант.

1.9 января 19054 года в Кровавое воскресенье в Петербурге было

а) восстание б) шествие в) стачка

2.Восстание на броненосце "Князь Потемкин_ Таврический" произошло в районе:

а) Севастополя б) Кронштадта  в) Одессы

3.Кульминационным моментом революции является:

а) декабрьское вооруженное восстание в Москве б) Всероссийская

Октябрьская политическая стачка  в) восстание на броненосце "Потемкин".

4.  Во время революции образовалась партия:

а)  социал-демократов  (большевиков) б) социал-демократов (меньшеви  ков) в) кадетов

5.  Большинство во 2 Думе имела партия:

а)  кадетов б) трудовиков в) социал-демократов

6.Восстание моряков в ноябре 1905 года в Севастополе возглавил:

а) Шмидт б) Матюшенко в) Вакуленчук

7.Указ о введение военно-полевых судов подписал:

а) Николай II б) Столыпин в) Булыгин

8.Не был решен вопрос:

а) отмена выкупных платежей   б) уничтожение самодержавия

в) сокращение помещичьего  произвола

9.Партию большевиков  возглавлял:

а) Ленин б) Гучков в)Троцкий

10.Партия, выступающая в национальном вопросе за право  наций

на самоопределение вплоть до полного отделения:

а) октябристы б) большевики в)эсеры

11.Государственная Дума, созданная в августе 1905 года получила название:

а) Булыгинская  б)Столыпинская  в)Милюковская

12.Председателем Совета рабочих депутатов  г. Самара был избран:

а) Н. Е. Вилонов  б) В.И.Ленин  в)В.Н.Переверзев

Приложение №

ПРОГРАММА  НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА  УЧАЩИХСЯ

" ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ "

для учащихся 9-10 классов

Тип программы: адаптированная программа  для дополнительного образования

Количество часов: 136 часов.

Количество групп  1

Количество часов в неделю на группу  4

Срок реализации : 1 год обучения.

Составитель: Варламова Ольга Степановна.

стаж педагогической работы 23 года.

П о я с н и т е л ь н а я             з а п и с к а

ЦЕЛЬ КУРСА :

- изучение истории Самарского края

-развитие творческих способностей, познавательной активности человека через приобщение его к знаниям ,способам их получения, сохранения и изменения в личной практике при работе с темой

ЗАДАЧИ  КУРСА :

-научить учащихся  определять объект и предмет исследования

-обучить методам исследовательской работы

- учить самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы

-научить оформлять работу в соответствии  с требованиями .

-научить публичному выступлению.

ОСНОВНЫ РАЗДЕЛЫ КУРСА :

1.Общая методология  научного творчества              20 часов

2.Подготовка к написанию исследовательской

работы и накопления научной информации             35 часов

3.Композиция работы                                                   30 часов

4.Оформление научно-исследовательской работы  37 часов

5.Порядок защиты исследовательской работы        14 часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№/№

Наименование

разделов  и тем

всего

лекции

Практи-

ческие часы

Библио-отечные часы

Часы индивидуальные

1.

Общая методология научного творчества.

20

12

2

4

2

а)

научное изучение как основная форма научной работы

2

1

б)

Что представляет собой исследовательская работа. Знакомство с исследованиями учащихся прошлых лет. Выбор темы.

2

2

в)

Общая схема научного исследования

2

1

г)

Общее представление об исследовательской работе

2

Д)

Исследовательская работа в условиях школы

2

1

е)

Использование методов научного исследования               – анализ материала                  - анализ фактов                         - составление канвы работы  - оценка фактов с различных позиций, аргументация, сопоставление

2

1

2.

Подготовка к написанию исследовательской работы и накопление научных данных.

35

5

10

10

10

а)

Выбор темы

5

5

б)

Составление рабочего плана

5

в)

Библиографический поиск литературного  источника

5

5

г)

Изучение литературы и отбор фактического материала

5

5

3.

Композиция работы

30

6

8

8

8

а)

Рубрикация текста

2

4

4

б)

Приемы изложения научных материалов

2

2

8

в)

Язык и стиль работы

2

2

4

4.

Оформление научно – исследовательской работы

37

7

10

10

10

а)

Представление отдельных видов текстового материала

7

б)

Составление канвы работы

10

в)

Представление табличного и иллюстрированного материала

10

г)

Оформление библиографического аппарата

10

5.

Порядок защиты исследовательской работы

14

11

1

1

1

а)

Обработка материала

3

1

б)

Составление аннотации к работе

3

1

в)

Подготовка докладчика к защите

3

1

г)

Защита работы. Участие в  школьной, районной конференциях

2

Итого: 136 часов.

Приложение №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  ШКОЛЕ ЮНОГО АРХЕОЛОГА.

Тема занятий

Количество часов

Форма и методы

занятий

1.

Введение в специальность

10

Беседа, лекция.

2.

История археологического изучения Самарского края

6

Лекция

3.

Происхождение человека

10

Лекция, беседа

4.

Каменный век

12

Лекция, семинар

5.

Обзорная лекция по пройденному материалу в музее СамГу, экскурсия, практическое занятие

10

6.

Эпоха энеолита

12

Лекция

7.

Эпоха бронзы

12

Лекция

8.

Обзорная лекция в музее археологии СамГу, экскурсия, практическое занятие

8

9.

Ранний железный век

12

Лекции, семинары

10.

Раннее средневековье

12

Лекции, семинары

11.

Позднее средневековье

10

Лекции, семинары

12.

Обзорная лекция в музее археологии в СамГу, экскурсия, практическое занятие

8

13.

Происхождение современных народов Поволжья.

12

Лекции, семинары

14.

Ранняя история города Самары

12

Лекции, семинары

15.

Топография памятников археологии

12

Выходы на археологические памятники

16.

Экскурсия «Легенды и были Жигулей».

12

Всего 170 часов.

Приложение №1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ИСТОРИИ  В 6 – 7  КЛАССАХ

(С УЧЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСККОГО МАТЕРИАЛА).

№№

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ

1.

«Откуда есть пошла русская земля». Легендарный период.

3

Археологические раскопки на территории края.

2.

Киевская Русь вIX в.

5

Государство Волжская Булгария

3.

Культура Киевской Руси

2

4.

Древнерусские княжества и земли в период феодальной раздробленности

4

Славяне на Волге

5.

Ордынское иго

4

Поход Батыя на Волжскую Булгарию

6.

Культура второй половины XIII – первой половины XIV  века

1

7.

Борьба за объединение Руси. Литовская Русь.

1

8.

Московская Русь

6

9.

Культура Московской Руси

2

10.

Московское государство. Сословно – представительная монархия.

5

Расширение Руси на Восток

11.

Великое разорение

4

Основание города Самары

12.

«Смутное время».

2

Поволжье в XVII веке

13.

Российская империя. Реформы Петра I

4

14/

Эпоха дворцовых переворотов

2

Основание города Ставрополя

15.

Екатерининская Россия

3

Крестьянская война Емельяна Пугачева и Поволжье

16.

Черты русской культуры

2

Приложение № 2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ   В 8 – 9  КЛАССАХ

(С УЧЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА).

тема

Количество часов

Краеведческий материал

1.

Россия на рубеже XIX – XX веков

6

2.

Революция 1905 – 1907 годов

4

Отклики на революцию в Самарском крае

3.

Россия между двумя революциями

4

4.

Культура начала XX века

3

5.

Революция 1917 года

4

1917 год в Самарском крае

6.

Становление советской власти

3

Установление советской  власти в г. Самара и в Ставропольском уезде

7.

Гражданская война и иностранная интервенция

2

События гражданской войны в крае

8.

Советская Россия в 20-х  годах

3

9.

СССР в конце 20 – 30 годах

6

10.

Великая Отечественная война

4

Герои – земляки. Самара и Ставрополь – города тыла

11.

СССР в послевоенные годы.1945 – 1953гг.

3

Строительство ГЭС им. Ленина

12.

СССР в 1953 – 1964 гг.

4

13.

СССР в 1964 – 1985 гг.

4

Строительство ВАЗа.

14.

СССР в годы перестройки. 1985 –     1991 гг.

3

15

Россия на рубеже  XX – XXI веков.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО  ИСТОРИИ  РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО     НАЧАЛА XX   ВЕКА .

10 класс.

  1. Программа « История с древнейших времен до наших дней» под ред. А.П. Богданова.
  2. Тематическое планирование по истории 10 класс. СИПКРО.
  3. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. История России I – Iчасть.

Общее число часов по предмету: 68

Количество уроков в неделю: 2

№ урока

Тема

1

Россия и мир. Место России в истории человечества, общее и своеобразное в нашей истории.

2

Прародина и расселение индоевропейцев. Выделение восточного славянства.

3.

Контактные цивилизационные зоны Руси и отдельных регионов.

4

Хозяйство и религия восточных славян в древности.

5.

Становление Древнерусского государства.

6.

Наш край в I тысячелетии н.э. Отношения Руси с неславянскими этносами. Волжская болгария.

7.

Правление Святослава.

8.

Русь во времена  Владимира Святославича.

9 - 10

Крещение Руси как русский и европейский феномен – семинар.

11

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

12

Развитие хозяйства страны в XI веке.

13

Практическая работа по «Русской правде».

14

Роль городов на Руси. Народные движения.

15

Новые усобицы на Руси.

16

Владимир Мономах.

17

Культура Руси в XI – начале XIII веков

18

Причины политической раздробленности Руси.

19

Характеристика основных княжеств – государств.

20 - 21

Владимиро – Суздальская Русь.

22

Русская культура в XII -  начале  XIII веков.

23

Татаро – монгольское нашествие на Русь.

24

Русь и Орда: сопротивление и взаимодейсвие – семинар.

25

Наступление крестоносцев.

26

Возрождение хозяйства и культуры.

27

Возвышение Москвы.

28

Образование единого государства России.

29

Культура и быт в XIV -   XV веков.

30

Россия при Иване IV.

31

Иван Грозный,его сторонники и противники. – лабораторная работа.

32

Россия в преддверии Смуты.

33

Смута начала XVII века

34

Народный отпор интервентам.

35

Государство при первых Романовых.

36

Культура и быт. Семинарское занятие.

37 - 43

Россия в XVII веке.

44

Россия в XVIII веке.  Начало славных дел Петра.

45 - 46

Северная война.

47

Эпоха дворцовых переворотов.

48 - 52

Эпоха Екатерины II.

53

Павел 1

54 - 59

Россия в первой половине XIX века.

60 - 68

Россия в пореформенную эпоху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учебной деятельности учащихся через введения элементов истории математики на уроках и во внеурочное время

      Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении в...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...

Методическая разработка "Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ"

 Книга – результат сотворчества писателя и художника -  иллюстратора. Писатель написал литературное произведение, художник проиллюстрировал.Необходимо чтобы учащиеся в детской ш...

Методическая разработка «Использование подвижных игр на уроке физической культуры и во внеурочное время»

В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Правильно проводимые игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ...

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...

методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"

методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"...