Методическая разработка "Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе"
методическая разработка по географии (5 класс)

Петрова Марина Витальевна

Методическая разработка "Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrova_m._karta_statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 5-6 КЛАССЕ

М.В. Петрова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, m95vit@yandex.ru

WORK WITH GEOGRAPHICAL MAP OF GEOGRAPHY LESSONS IN 5-6 CLASSES

M.V. Petrova

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию. Географическая карта – это изображение земной поверхности в уменьшенном виде на плоскости, содержащее координатную сетку с условными знаками [2].

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии". Для учащихся - это источник разносторонней информации. Учитель должен научить школьников работать с картами различного содержания.

Географическая карта обладает очень важными учебно-воспитательными функциями:

  • карта выступает основой, на которую накладываются все географические знания;
  • географическая карта позволяет ощутить природную реальность и социальную картину изучаемой действительности;
  • карта является средством воспитания [2].

Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.

Карта, как наиболее мобильная современная образно-знаковая модель географической информации, является средством зрительной наглядности, необходимым школьникам для понимания размещения, состояния различных объектов, взаимосвязей процессов и явлений. Её использование в учебном процессе обеспечивает формирование следующих учебных действий и умений: определять географическое положение объектов; ориентироваться на местности; определять расстояния, географические координаты; изучать географические объекты и явления; устанавливать причины, зависимости между географическими явлениями; делать выводы, обобщения; прогнозировать; представлять географическую информацию в виде картографическое модели [1].

Применение географической карты сопровождается выполнением познавательных (учебно-логических, знаково-информационных, исследовательских), регулятивных и коммуникативных действий. Методика организации учебной деятельности предполагает использование данного средства обучения в двух аспектах:

  • как объект изучения;
  • как источника знаний.

В таблице 1 представлены некоторые задания, которые рекомендуется выполнять в 5-6 классе для эффективной работы с картой.

Таблица 1

«Приёмы работы с картой в 5-6 классе»

Виды заданий

Приёмы

Использование общегеографических карт

«Стороны горизонта» - этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Пример 1. Укажите  материки  западного и восточного полушария.

Пример 2. Расположи горы мира  с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

Пример 3. Расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена.

Пример 4. Приведи примеры географических объектов расположенных в северном и южном полушариях, западном и восточном полушарии.

Использование топографических карт

«Найди меня» - один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.

Использование контурных карт

Перечислите все указанные цифрами географические объекты

Использование групповой форм работы с географическими картами

«Географическая почта» - группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к  нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).

Учитывая специфику работы с картой и логику учебного познания, необходимо подчеркнуть: в основе организации учебной деятельности с картой лежат приёмы использования карты как источника знаний и адаптированные приёмы картографического метода (таблица 2) [1].

Таблица 2

Этапы учебной деятельности

Приёмы работы с географической картой

Мотивационно-ценностный

Составление описаний территорий, представление карты

Ориентационно-деятельностный

Приёмы ориентирования, представления карты

Исполнительный

Составление характеристики территорий, картографические и картоаналитические приёмы

Творческий

Картографические и картоаналитические приёмы, картографическое моделирование

Оценочно-рефлексивный

Сравнения эталона и результатов картографического моделирования, оценивание и самооценивание результатов применения картографического метода.

Подводя итоги, можно сказать, что географическая карта – это мощный инструмент в руках учителя, позволяющий ему привить интерес к изучению географии, а так же помогающий ученику в познании многообразия современного мира.

Литература

[1] Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015.

[2] Сухоруков В. Д., Суслов В. Г. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям. —М.: Издательство Юрайт, 2016.

[3] Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Проблема развития человека и географическое образование // География в школе. - 2014. - № 3. – С. 47 – 51.

S u m m a r y

The article deals with work with a geographical map. The geographic map has very important educational and educational functions. The methods of working with the card are given.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии "Австралия" 7-й класс

Формирование страноведческих знаний через изучение особенностей географического положения Австралии и основных этапах ее освоения....

Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"

Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"...

«Имена существительные на географической карте». Интегрированный урок географии и русского языка в 6 классе (урок – путешествие)

Цель: закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, ра...

Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии". Для учащихся - это источник разносторонней информации. Учитель должен научить школьников ра...

Роль географической карты в изучении географии в 10 классе

Список географической номенклатуры для изучения в 10 классе...

Статья "Приемы работы с картой на уроках географии в 5 - 9 классах"

СтатьяПриемы работы с картой на уроках географии...