Методическая разработка "Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе"
методическая разработка по географии (5 класс)
Методическая разработка "Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_m._karta_statya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 5-6 КЛАССЕ
М.В. Петрова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, m95vit@yandex.ru
WORK WITH GEOGRAPHICAL MAP OF GEOGRAPHY LESSONS IN 5-6 CLASSES
M.V. Petrova
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию. Географическая карта – это изображение земной поверхности в уменьшенном виде на плоскости, содержащее координатную сетку с условными знаками [2].
Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии". Для учащихся - это источник разносторонней информации. Учитель должен научить школьников работать с картами различного содержания.
Географическая карта обладает очень важными учебно-воспитательными функциями:
- карта выступает основой, на которую накладываются все географические знания;
- географическая карта позволяет ощутить природную реальность и социальную картину изучаемой действительности;
- карта является средством воспитания [2].
Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.
Карта, как наиболее мобильная современная образно-знаковая модель географической информации, является средством зрительной наглядности, необходимым школьникам для понимания размещения, состояния различных объектов, взаимосвязей процессов и явлений. Её использование в учебном процессе обеспечивает формирование следующих учебных действий и умений: определять географическое положение объектов; ориентироваться на местности; определять расстояния, географические координаты; изучать географические объекты и явления; устанавливать причины, зависимости между географическими явлениями; делать выводы, обобщения; прогнозировать; представлять географическую информацию в виде картографическое модели [1].
Применение географической карты сопровождается выполнением познавательных (учебно-логических, знаково-информационных, исследовательских), регулятивных и коммуникативных действий. Методика организации учебной деятельности предполагает использование данного средства обучения в двух аспектах:
- как объект изучения;
- как источника знаний.
В таблице 1 представлены некоторые задания, которые рекомендуется выполнять в 5-6 классе для эффективной работы с картой.
Таблица 1
«Приёмы работы с картой в 5-6 классе»
Виды заданий | Приёмы |
Использование общегеографических карт | «Стороны горизонта» - этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту. Пример 1. Укажите материки западного и восточного полушария. Пример 2. Расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань. Пример 3. Расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена. Пример 4. Приведи примеры географических объектов расположенных в северном и южном полушариях, западном и восточном полушарии. |
Использование топографических карт | «Найди меня» - один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение. |
Использование контурных карт | Перечислите все указанные цифрами географические объекты |
Использование групповой форм работы с географическими картами | «Географическая почта» - группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.). |
Учитывая специфику работы с картой и логику учебного познания, необходимо подчеркнуть: в основе организации учебной деятельности с картой лежат приёмы использования карты как источника знаний и адаптированные приёмы картографического метода (таблица 2) [1].
Таблица 2
Этапы учебной деятельности | Приёмы работы с географической картой |
Мотивационно-ценностный | Составление описаний территорий, представление карты |
Ориентационно-деятельностный | Приёмы ориентирования, представления карты |
Исполнительный | Составление характеристики территорий, картографические и картоаналитические приёмы |
Творческий | Картографические и картоаналитические приёмы, картографическое моделирование |
Оценочно-рефлексивный | Сравнения эталона и результатов картографического моделирования, оценивание и самооценивание результатов применения картографического метода. |
Подводя итоги, можно сказать, что географическая карта – это мощный инструмент в руках учителя, позволяющий ему привить интерес к изучению географии, а так же помогающий ученику в познании многообразия современного мира.
Литература
[1] Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015.
[2] Сухоруков В. Д., Суслов В. Г. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям. —М.: Издательство Юрайт, 2016.
[3] Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Проблема развития человека и географическое образование // География в школе. - 2014. - № 3. – С. 47 – 51.
S u m m a r y
The article deals with work with a geographical map. The geographic map has very important educational and educational functions. The methods of working with the card are given.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку географии "Австралия" 7-й класс
Формирование страноведческих знаний через изучение особенностей географического положения Австралии и основных этапах ее освоения....
Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"
Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"...
Технологическая карта к уроку географии 7 класс. Тема урока Географическое положение и исследование Антарктиды
использована технология Проблемного обучения...
«Имена существительные на географической карте». Интегрированный урок географии и русского языка в 6 классе (урок – путешествие)
Цель: закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, ра...
Работа с географической картой на уроках географии в 5-6 классе
Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии". Для учащихся - это источник разносторонней информации. Учитель должен научить школьников ра...
Роль географической карты в изучении географии в 10 классе
Список географической номенклатуры для изучения в 10 классе...
Статья "Приемы работы с картой на уроках географии в 5 - 9 классах"
СтатьяПриемы работы с картой на уроках географии...