Отчет о работе по теме самообразования «Формирование коммуникативных универсальных действий у обучающихся на уроках математики»
материал по математике
Предварительный просмотр:
Отчет о работе по теме самообразования « Формирование коммуникативных универсальных действий у суворовцев на уроках математики»
Учитель цикла ЕМД и ФВ Гребнева Т.Л.
2020 – 2021 учебный год
Почему я остановилась на вопросе развития коммуникативных УУД? Потому что развитие коммуникативных универсальных учебных действий очень важно на уроках математики, поскольку позволяет суворовцу вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи.
В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
1. К первому направлению я отношу задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.
2. Ко второму направлению развития коммуникативных универсальных учебных действий отношу систему заданий, нацеленных на организацию общения суворовцев в паре или группе к таким заданиям можно отнести:
- составь задание партнеру;
- сделай отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда, а также все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над контекстными задачами, текстовыми, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (преподаватель – суворовцы);
б) диалог в небольшой группе (суворовец – суворовцы);
в) диалог в паре (суворовец – суворовец).
Для развития коммуникативных УУД очень важно обращать внимание на следующее: давать обучающимся время на обдумывание своих ответов, а также обращать своё внимание и внимание суворовцев на каждый ответ их товарищей. Учить воспитанников высказывать свои мысли. Во время ответа суворовца на вопрос, задавать ему наводящие вопросы, а также давать возможность самому задавать уточняющие вопросы по материалу, например: Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д,, переспрашивать, уточнять.
Предоставлять возможность суворовцам задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для воспитанников. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Приведу примеры методических приемов, используемых мною на занятиях, которые наиболее ярко способствуют формированию коммуникативных УУД.
Взаимные математические диктанты.
Предварительно я заготавливаю достаточное количество примеров и вопросов на карточке на одни и те же правила.
Порядок работы:
1. Один суворовец читает задания по предложениям, другой записывает ответы.
2. Второй суворовец, (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, пишет.
3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и проверяет написанный им диктант.
4. Открывают ответы на карточке и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй.
5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок.
6. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
7. Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «проверял ______ (ФИО)».
Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т.е. над диктантом каждый суворовец работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.
Решение задач и примеров.
Я предварительно обучаю суворовцев ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условия задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу. (Подготовка к ОГЭ. КИМы, часть 2, задание 22)
Суворовец ведет себя как преподаватель: «Прочитай условия задачи. Скажи, что известно в задаче? Что нужно найти? Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?
Работая в парах, обмениваются карточками (задачами). Один из пары становится «преподавателем»), другой – его учеником. «Преподаватель» дает свою карточку ученику, предлагает прочесть задачу и затем ставит вопросы по содержанию задачи и ее решению. Когда решение закончено, карточка передается тому, кто по ней отвечал, т. е. ученику. Теперь ученик становится «преподавателем» и ставит вопросы своему «бывшему» «преподавателю» по своей карточке (задаче). Партнеры могут обмениваются карточками и работают в других парах.
Организация работы на уроках математики, в основу которых положено межличностное взаимодействие, диалог предполагают развитие важнейших этических норм. Эти нормы общения выстраиваются в соответствии с правилами и позволяют научить суворовцев грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая работа развивает у воспитанников представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.
Овладение суворовцами коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе.
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие во взводе. Если суворовец легко находит общий язык с товарищами, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией.
Овладение суворовцами коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Учитель цикла ЕМД и ФВ Гребнева Т.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе над темой самообразования
Отчет о работе над темой самообразования...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование опыта творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания»
Представление педагогического опыта...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....
отчет по теме самообразования "Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка"
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. У...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики
Из опыта работы...
Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уроке математики
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Главными задачами сов...