Задание №26 ОГЭ по математике «Комбинации многоугольников и окружностей»
проект по математике
Вступление
Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_5_11.docx | 396.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа с.Большая Поляна
Тербунского муниципального района Липецкой области
Доклад на тему:
Задание №26 ОГЭ по математике «Комбинации многоугольников и окружностей»
Учитель математики:
Пешкова Т.В.
2019-2020 уч. год
Вступление
Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем.
Основная подготовка выпускников к ОГЭ по математике осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 7 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ОГЭ. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ребёнку в подготовке к ОГЭ, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.
Задачи по подготовке учащихся к ОГЭ:
1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса;
2. Создавать учебный материал (по типу ОГЭ) и использовать готовые печатные и электронные пособия;
3. Учить школьников ≪технике сдачи теста≫;
4. Психологический настрой к ОГЭ;
5. Через систему дополнительных занятий ( факультативов, курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.
Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ
1) провожу исследование демо-версий ОГЭ по математике последних лет, взятые на сайте www. fipi. ru. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.
2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 7-8 классах.
3) осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.
4) В зависимости от класса, учащихся можно разбить на группы. Чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих, проводя индивидуальные консультации. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену. Слабоуспевающим ученикам не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними примеры и задачи подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ОГЭ
Предлагаю решение задач ОГЭ «Модуль геометрия» часть 2 №26
Демонстрационный вариант ОГЭ 2020
Основание AC равнобедренного треугольника ABC равно 12. Окружность радиуса 8 с центром вне этого треугольника касается продолжений боковых сторон треугольника и касается основания AC . Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник ABC .
Решение:
Пусть O — центр данной окружности, а Q — центр окружности, вписанной в треугольник ABC .
Точка касания M окружностей делит AC пополам по условию.
Лучи AQ и AO — биссектрисы смежных углов, так как касательные к окружностям равноудалены от центра. Так как AQ и AO — биссектрисы смежных углов, то угол OAQ прямой - смежные углы в сумме дают 180°, значит сумма их биссектрис: 180°/2 = 90°.
Далее рассмотрим прямоугольный треугольник OAQ. По свойству высоты в прямоугольном треугольнике, получаем: AM² = MQ•MO
Отсюда:
QM = AM² / MO
QM = 6² / 8 = 4,5
Ответ: 4,5
Критерии оценки выполнения задания 26.
Баллы | Критерии оценки выполнения задания |
2 | Ход решения верный, все его шаги выполнены правильно, получен верный ответ |
1 | Ход решения верный, чертёж соответствует условию задачи, но пропущены существенные объяснения или допущена вычислительная ошибка |
0 | Другие случаи, не соответствующие указанным критериям |
2 | Максимальный балл |
Второй вариант задания
Биссектриса СМ треугольника ABC делит сторону АВ на отрезки AM = 5 и MB =10. Касательная к описанной окружности треугольника ABC, проходящая через точку С, пересекает прямую АВ в точке D. Найдите CD.
Алгоритм решения:
- Делаем чертеж.
- Определяем равенство угла между касательной и хордой и угла АВС.
- Определяем соотношение отрезков из свойства биссектрисы угла треугольника и найдем АВ.
- Показываем, что треугольники DAC и DCB подобны.
- Составляем соотношения сторон подобных треугольников.
- Составляем систему равенств.
- Решаем систему.
- Записываем ответ.
Решение:
1. Выполняем чертеж данной задачи:
2. Рассматриваем ∆АСD. В нем:
Согласно свойству углов окружности, касательной и секущей, угол, который образован этими линиями, равен половине градусной меры дуги, заключенной между сторонами этого угла. ∠DСА равен половине градусной меры дуги АС, заключенной между его сторонами СD и СА.
Но вписанный ∠СВА опирается на ту же дугу АС и по свойству вписанного угла равен половине меры этой дуги. Следовательно, ∠СВА=∠АСD.
3. Согласно свойству биссектрисы угла треугольника, она делит АВ на отрезки АМ и МВ, пропорциональные сторонам АС и ВС. Таким образом,
4. Рассмотрим ∆DAC и ∆DCB. У них:
∠ DCA = ∠ DBC по доказанному выше,
∠ D – общий.
Следовательно, ∆DAC ∆DCB по двум углам.
5. Из определения и свойств подобных треугольников имеем:
6. Составим систему равенств:
7. Решим систему:
Ответ: 10.
Пример .
Биссектриса A, треугольника ABC делит высоту BH в отношении 25:24, считая от вершины. BC равно 14. Найдите радиус описанной окружности. Ответ: 25.
Комментарий.
Арифметическая ошибка. Оценка эксперта: 1 балл.
Пример
Биссектриса A, треугольника ABC делит высоту BH в отношении 25:24, считая от вершины. BC равно 14. Найдите радиус описанной окружности.
Ответ: 25.
Комментарий.
Решение верное.
Оценка эксперта: 2 балла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».
Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»....
Программирование правильных многоугольников и окружностей в ЛОГО
В работе вводится понятие правильного многоугольника, выводится алгоритм его построения в среде ЛОГО, а также формула угла поворота при построении правильных многоугольников с заданным чис...
СОЗДАНИЕ ПРОЦЕДУР ДЛЯ РИСОВАНИЯ МНОГОУГОЛЬНИКА И ОКРУЖНОСТИ В ЛОГОМИРАХ
Практическая работа....
Урок по теме: "Правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга"
МОУ Шатковская СОШ №2 Урок Тема: Правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга 9 Класс...
Зачетная работа по теме: Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга
Данная работа проводится в 9 классе, как итоговое занятие по теме: Правильные многоугольники. длина окружности и площадь круга....
"Правильные многоугольники. Длина окружности. Площадь круга"
Контрольная работа по геометрии на 2 варианта для учащихся 9 класса...
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга...