Задание №26 ОГЭ по математике «Комбинации многоугольников и окружностей»
проект по математике

Пешкова Татьяна Владимировна

                                                                        Вступление

Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_5_11.docx396.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  школа с.Большая Поляна

Тербунского муниципального  района Липецкой области

                                                                 

                    Доклад на тему: 

  Задание №26 ОГЭ по математике «Комбинации   многоугольников и окружностей»

                                                                                                                                         Учитель математики:

                                                                                                                                        Пешкова  Т.В.

                                                         

                                                                   2019-2020  уч. год

                                                                        Вступление

Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем.

                Основная подготовка выпускников к ОГЭ по математике осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 7 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ОГЭ. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ребёнку в подготовке к ОГЭ, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.

Задачи по подготовке  учащихся к ОГЭ:

1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с      5 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ОГЭ) и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников технике сдачи теста;

4. Психологический  настрой к ОГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий   ( факультативов, курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по математике в форме  ОГЭ

1) провожу исследование демо-версий ОГЭ по математике последних лет, взятые на сайте www. fipi. ru.  Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.

2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 7-8 классах.

3) осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.

4) В зависимости от класса, учащихся можно разбить на группы. Чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих,  проводя индивидуальные консультации. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену.  Слабоуспевающим ученикам не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними примеры и задачи подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ОГЭ

Предлагаю решение  задач ОГЭ      «Модуль геометрия» часть 2    №26

Демонстрационный вариант ОГЭ 2020

Основание AC равнобедренного треугольника ABC равно 12. Окружность радиуса 8 с центром вне этого треугольника касается продолжений боковых сторон треугольника и касается основания AC . Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник ABC .

26

Решение:

Пусть O — центр данной окружности, а Q — центр окружности, вписанной в треугольник ABC .

Точка касания M окружностей делит AC пополам по условию.

Лучи AQ и AO — биссектрисы смежных углов, так как касательные к окружностям равноудалены от центра. Так как  AQ и AO — биссектрисы смежных углов, то угол OAQ прямой - смежные углы в сумме дают 180°, значит сумма их биссектрис:                     180°/2 = 90°.

Далее рассмотрим прямоугольный треугольник OAQ. По свойству высоты в прямоугольном треугольнике, получаем:                AM² = MQ•MO

Отсюда:

QM = AM² / MO

QM = 6² / 8 = 4,5

Ответ: 4,5

Критерии оценки выполнения задания 26.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

2

Ход решения верный, все его шаги выполнены правильно, получен верный ответ

1

Ход решения верный, чертёж соответствует условию задачи, но пропущены существенные объяснения или допущена вычислительная ошибка

0

Другие случаи, не соответствующие указанным критериям

2

Максимальный балл

Второй вариант задания

Биссектриса СМ треугольника ABC делит сторону АВ на отрезки AM = 5 и MB =10. Касательная к описанной окружности треугольника ABC, проходящая через точку С, пересекает прямую АВ в точке D. Найдите CD.

Алгоритм решения:

  1. Делаем чертеж.
  2. Определяем равенство угла между касательной и хордой и угла АВС.
  3. Определяем соотношение отрезков из свойства биссектрисы угла треугольника и найдем АВ.
  4. Показываем, что треугольники DAC и DCB подобны.
  5. Составляем соотношения сторон подобных треугольников.
  6. Составляем систему равенств.
  7. Решаем систему.
  8. Записываем ответ.

Решение:

1. Выполняем чертеж данной задачи:

http://self-edu.ru/htm/2018/oge2018_36/files/1_26.files/image002.jpg

2. Рассматриваем ∆АСD. В нем:

Согласно свойству углов окружности, касательной и секущей, угол, который образован этими линиями, равен половине градусной меры дуги, заключенной между сторонами этого угла. DСА равен половине градусной меры дуги АС, заключенной между его сторонами СD и СА.
Но вписанный
СВА опирается на ту же дугу АС и по свойству вписанного угла равен половине меры этой дуги. Следовательно,                  СВА=АСD.
3. Согласно свойству биссектрисы угла треугольника, она делит 
АВ на отрезки АМ и МВ, пропорциональные сторонам АС и ВС. Таким образом,

https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2016/04/word-image.png

4. Рассмотрим ∆DAC и ∆DCB. У них:

 DCA =  DBC по доказанному выше,

 D – общий.

Следовательно, ∆DAC ∆DCB по двум углам.

5. Из определения и свойств подобных треугольников имеем:

https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2016/04/word-image-1.png

6. Составим систему равенств:

https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2016/04/word-image-2.png

7. Решим систему:

https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2016/04/word-image-3.png

Ответ: 10.

Пример .

Биссектриса A, треугольника ABC делит высоту BH в отношении 25:24, считая от вершины. BC равно 14. Найдите радиус описанной окружности.    Ответ: 25.

9Комментарий. 

Арифметическая ошибка.      Оценка эксперта: 1 балл.

Пример

Биссектриса A, треугольника ABC делит высоту BH в отношении 25:24, считая от вершины. BC равно 14. Найдите радиус описанной окружности.

Ответ: 25.

12

Комментарий. 

Решение верное.

Оценка эксперта: 2 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»....

Программирование правильных многоугольников и окружностей в ЛОГО

В работе вводится понятие правильного многоугольника, выводится алгоритм его построения  в среде ЛОГО, а также формула угла поворота при построении правильных многоугольников с заданным чис...

Урок по теме: "Правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга"

МОУ Шатковская СОШ №2     Урок     Тема: Правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга   9 Класс...

Зачетная работа по теме: Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга

Данная работа проводится в 9 классе, как итоговое занятие по теме: Правильные многоугольники. длина окружности и площадь круга....

"Правильные многоугольники. Длина окружности. Площадь круга"

Контрольная работа по геометрии на 2 варианта для учащихся 9 класса...

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга...