Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 5 класс
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Половко Ольга Владимировна

Формирование навыков сложения вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

Оценочный лист ФИ______________

Игра «да-нет»

Сравнение дробей

Практическая работа

Проговаривание правил

Буквенная запись

Работа с таблицей

Сам. работа

Кластер

Итог0

37б

«5»----35-37 баллов

«4»----32-34 баллов

«3»----25-31 балла

Приложение 1

Приложение 2

Практическая работа

  1. Царь красил   забор. Он уже покрасил 3 части, когда пришёл Вовка. Красным карандашом заштрихуйте 3 части.

  1. Царь попросил Вовку ему помочь, и Вовка выкрасил еще  4 части. Синим карандашом заштрихуйте 4 части.
  2. Какая часть фигуры заштрихована красным?  Запишите, какую часть забора покрасил царь.
  3.    Какая часть фигуры заштрихована синим?  Запишите, какую часть забора покрасил Вовка.
  4. Какая часть фигуры стала заштрихованной? Запишите, какую часть забора они выкрасили вместе.
  5. Как вы это узнали? Поставьте между дробями знак «+» и «=».

                                     

            Царь          Вовка          Вместе                                

  1. Запишите дробью, какую часть составляет весь забор.
  2. Какая часть фигуры  заштрихована? Запишите, какую часть забора покрасили.
  3. Какая часть фигуры осталась не заштрихована? Запишите, какую часть забора им осталось покрасить.
  4. Как вы это узнали? Поставьте между дробями знак «-» и «=».

                          

        весь забор   покрасили   осталось покрасить                                      

5 баллов -нет ошибок

4 балла -1 ошибка

3 балла -2 ошибки

2 балла-3 ошибки

1 балл-4 и более ошибок

Приложение 3

игра «Лови ошибку».  -  =

 +  =

 +  =

 -  =

 +  =

 +  =

1 балл за каждую найденную ошибку

Задача

1005, 1010

За каждую правильно решенную задачу по 2 балла

Примеры

Image7918

1 балл за каждый правильно выполненный пример

Уравнения

Image7919

Image7921

По 2 балла за каждое выполненное правильно уравнение

Приложение 4



Предварительный просмотр:

Предмет, класс, УМК: Математика, 5 класс, Н.Я Виленкин , В.И. Жохов

Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Формирование навыков сложения вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Предметные: изучение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применение его при решении задач и упражнений

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

Умение моделирования (перевод понятия в буквенную запись)

Умение работать с таблицей

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности

Оборудование: Компьютер, проектор, рюкзачок, карточки со школьными принадлежностями (карандаш, ручка, пенал, ластик, треугольник, линейка) для складывания в рюкзачок, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

момент (2 мин)

Здравствуйте, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Присаживайтесь.

- А пройдёт наш урок под девизом:

Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы, в которых отражены этапы урока. Давайте с вами договоримся, как мы будем оценивать свою работу на уроке. Оценку, которую Вы можете сегодня получить по набранным баллам, вы видите в оценочном листе.

Приложение

Слушают учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку.(читают хором) слайд1

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно!

За каждое  правильно выполненное задание 1 балл.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Формирование позитивного настроя на работу (самоорганизация)

Актуализация знаний (7 мин)

В  царстве, в  государстве жили-были обыкновенные дроби…

- Вспомним, как выглядят жители этого царства: Я вам читаю стихотворенье, а вы вставляете слова

Каждый может за версту

Видеть дробную … (черту).

Над чертой - … (числитель), знайте.

Под чертою - … (знаменатель).

Дробь такую непременно

Надо звать … (обыкновенной).

Игра «Да-Нет» (карточка с заданием)

  1. 4/5 – правильная дробь. (з)
  2. 7/6 и 6/7 – равные дроби.(к)
  3. 7/7 – равно единице.(з)
  4. 15/5 – неправильная дробь.(з)
  5. 5/5 – меньше единицы(к)
  6. 1/7 – меньше, чем 5/7.(з)
  7. У дробей 1/2 и 1/3 – одинаковый  знаменатель - 1. (к)

Взаимопроверка Подсчитайте баллы и запишите в оценочный лист

Давайте еще раз проговорим,  какие дроби называются правильные, неправильные  

Сравните дроби.

Оцените свою работу по шаблону.

Проговорим правила сравнения дробей

Результат занесите в оценочный лист

Прочитайте  дроби со знаменателем 12 в порядке возрастания.

, . , , ,

- Ой, ребята, а здесь есть дробь со знаменателем 15! Я, наверное, спешила и допустила ошибку. Какую дробь нужно записать вместо дроби со знаменателем 15?

Дети проговаривают пропущенные слова

Отмечают  «+»да, «-»  нет

Взаимопроверка задания по шаблону

Дети подсчитывают баллы и заполняют оценочный лист.

Дети проговаривают  правила (получают дополнительный балл)

Решают в карточках

Индивидуальная проверка задания по ключу, выставляют баллы в оценочный лист.

проговаривают  правила (получают дополнительный балл) Заполняют оценочный лист

Познавательные:

применение предметных знаний;

выполнение учебных заданий.

Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено;

Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них.

Умение оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Личностные:

Самооценка

Постановка учебной задачи (5 мин)

Давайте посмотрим на слайд и определим тему нашего урока (приложение 1)

Откройте тетради, записываем число и тему урока

Итак ребята, прочитайте задачу и ответьте на вопросы

Вини-Пух  и Пятачок пришли в гости к Братцу Кролику. Тот решил их угостить пирогом, который разрезал на 8 частей. Братец Кролик Пятачку дал 2 части, а Вини Пуху -  3.

-Какую часть пирога получил Пятачок?

- Какая часть пирога досталась Вини Пуху?

- Вини-Пух задумался, какую часть пирога они съедят вместе. Каким действием мы можем это узнать?

- Как вы думаете, сколько получится?

-Скажите, а о чём подумал Винни Пух сейчас: - 

- Чтобы узнать, правы вы или нет, что нам нужно сделать?

Но прежде чем мы узнаем правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, давайте проговорим цели нашего занятия

Фиксирует их на доске (или слайд)

разгадывают ребус

 записывают тему урока

отвечают

Сложением( + )

Говорят свои предположения

Узнать правила сложения и вычитания дробей

Дети проговаривают цели

1.Вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

2.Применять правила на практике

3.Быть внимательными, уметь работать в паре, слушать и не перебивать друг друга

Регулятивные

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

Умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Открытие нового знания (7 мин)

Выполнив практическую работу, вы узнаете правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

- Прием «Проговаривание»

Проговорите правила вычитания и сложения дробей своему соседу по парте.

Если не получается, откройте учебник и прочитайте правило.

Работа в паре запишите правила с помощью букв. За каждое правильную запись 1 балл.

- Какие были трудности?

- Что помогло в выполнении задания?

На рабочих листах выполните практическую работу. (Приложение 2)

Дети формулируют правила

Читают правило в учебники, сравнивают как проговаривали сами (полный ответ должен быть)

Каждая пара записывает правило на доске, выбирается самое верное, еще раз проговаривают

Умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам

Умение моделирования (перевод понятия в буквенную запись)

Физкультминутка 1 мин

Разделимся на 2 группы. Встанем и соберем рюкзак Матроскину и Шарику

Дети собирают кружки в рюкзак, проверяют рюкзаки другой группы.

Умение контролировать свои действия,

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Первичное закрепление  7 мин

Работа с таблицей в паре

а

5/12

4/11

9/15

10/13

в

3/12

а+в

7/11

12/15

а-в

6/13

За верно выполненное каждое действие 1 балл

Предлагает вернуть к задаче , которую решали в начале урока. И спрашивает, можно ли применить правило изученное на уроке при решении этой задачи?

Заполняют таблицу, проверяют с эталоном, заносят в оценочный лист

Отвечают, что их предположение было верно. Части пирога надо было сложить и вычислили они правильно

Умение работать с таблицей

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

5 мин

Предлагаю выполнить самостоятельную работу по выбору (решение примеров, решение задач, решение уравнений и проверка примеров решенные Незнайкой) 

Приложение 3

Дети выбирают задание, решают задание и проверяют с эталоном. Заполняют оценочный лист

Умение оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Этап включения в систему знаний и повторения 2 мин

А сейчас давайте наведём порядок в нашем царстве-государстве. Для этого составим кластер. За кластер 5 баллов (за ошибку минус 1 балл)

Приложение 4

Составляют кластер в группах

Умение анализировать

Умение моделирование

Рефлексия деятельности, итог урока

3 мин

Организует рефлексию . Прием «Рюкзачок»

Каковы мои результаты, что я понял(а), чему научился(ась)

Какая часть урока вызвала интерес и почему?

Каковы были трудности на уроке и как я их преодолевал(а)?

- Понравился вам урок?  Выберите предложение, которое вам больше всего подходит и поднимите карандаш того цвета, которым написано это предложение.

Урок полезен, всё понятно. (зелёный)

Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (жёлтый)

Ещё придётся потрудиться. (синий)

Да, трудно всё-таки учиться! (красный)

Складывают карточки и отвечают на вопрос

Показывают карандаши

Умение наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Умение самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Итог урока, постановка домашнего задания

1 мин

Ребята, выберите любое задание, которое вам понравилось

1. Учебник № 1041(е,ж,з) решение примеров

2. №1044 задача

3. Составить задачу про сказочных героев на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Подсчитайте баллы и занесите их в оценочный лист.

Урок сегодня завершён,

И каждый должен знать:

Кто поработал хорошо

Получит точно «ПЯТЬ».

Спасибо за урок

Дети выбирают любое задание.

(Дети выставляют итоговую отметку в оценочные листы)

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов

Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;воспитывающие:форм...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 5 класс

Разработка урока по теме : " Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями "...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

Конспект открытого урока в 5 классе по теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой "Путешествие в страну Дроби"...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....