Конспект открытого урока в 5 классе по теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой "Путешествие в страну Дроби"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_5_klasse.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЛЬНАЯ ШКОЛА №3 А.ЕГЕРУХАЙ
РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
МЕРЕТУКОВА С.А.
ЕГЕРУХАЙ, 2013Г.
Цели урока: отработка навыков сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; отработка навыков сравнения обыкновенных дробей; развитие логического мышления, математической речи; расширение знаний учеников об окружающем их мире.
Ход урока.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в Деревне Исторической, на берегу озера Ребусного, на поляне Цветочной, побродим в лесу Сказочном, попробуем одолеть горы Мозгодром. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. За правильные ответы вы будете получать баллы. Они заносятся в специальные оценочные листы, которые получит каждый из вас. В конце путешествия в зависимости от количества баллов, вы, получите отметки.
Домашнее задание.
№1043, №1044,№1048,№1042 (б).
Творческое задание:
1) Составить рекламу про обыкновенные дроби.
2) Составить сказку про дроби.
Оценочный лист
Ф. И. ученика
Остановки: | Баллы: |
Горы Мозгодром | |
Деревня Историческая | |
Озеро Ребусное | |
Лес Сказочный | |
Поляна Цветочная |
Итого баллов:
Критерии отметок:
«5» - 9 баллов и более
«4» - 7 или 8 баллов
«3» - 5 или 6 баллов
«2» - менее 5 баллов
Отметка:
Деревня Историческая.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.
Древние египтяне знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа 2/3 у них был специальный значок. Между прочим, то была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица, - все остальные дроби имели в числителе 1 (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.
В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и т. д.
Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби.
Вы видите портреты двух великих математиков: это Франсуа Виет и Рене Декарт. Узнайте, кто впервые ввел во Франции десятичные дроби. Для этого решите данные уравнения. Рядом с портретом этого математика записано уравнение с наибольшим корнем.
(В скобках указаны и дальше по тексту ответы).
1) 17/18 – Х = 4/18 (Х = 13/18); 2) У – 7/12 = 10/12 (У = 17/12).
Запишите в тетрадях решения уравнений и сравнение корней с объяснением, а также фамилию этого математика. Если все верно – 2 балла. Если оба уравнения решены правильно, но нет сравнения корней, то – 1 балл.
Правильный ответ:
1) 17/18 – Х = 4/18, 2) У – 7/12 = 10/12,
Х = 17/18 – 4/18, У = 7/12 + 10/12,
Х = 13/18. У = 17/12.
13/18 < 17/12, так как 13/18 <1 как правильная дробь, а 17/12 >1 как неправильная дробь. Франсуа Виет ввел во Франции десятичные дроби. Комментарий учителя: это событие произошло в 1579 году.
Горы Мозгодром.
Устные упражнения на доске:
5/6, 6/6, 2/5, 3/10, 13/10, 18/5, 41/42, 59/59.
1) Какие из данных дробей являются правильными? Почему?
(5/6, 2/5, 3/10, 41/42, так как у этих дробей числитель меньше знаменателя)
2) Какие из данных дробей являются неправильными? Почему?
(6/6, 13/10, 18/5, 59/59, так как у этих дробей числитель равен или больше знаменателя)
3) Сравните дроби и объясните:
а) 15/3 и 8/3; в) 15/3 и 1;
б) 1 и 2/4; г) 1/2 и 1/5.
( а) 15/3 > 8/3, так как из дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой числитель больше.
б) 1> 2/4, так как 1 больше правильной дроби.
в) 15/3 >1,так как неправильная дробь больше или равно 1.
г) 1/2 > 1/5, так как из дробей с одинаковыми числителями та дробь больше, у которой знаменатель меньше.)
4) Определите координаты точек А и В. Почему?
(А(3/7), В(10/7), так как единичный отрезок равен 7 делениям, ОА = 3 дел., ОВ = 10 дел.)
5) 7/12 – 5/12 =? (2/12) 2/12 + 3/12 =? (5/12)
Озеро Ребусное.
Надо решить ребус и расшифровать две анаграммы. (1 – 2 мин.)
Если хотя бы одно задание верно – 1 балл.
Ответ: ДРОБЬ
1. ИТЛИЬЛЕСЧ (числитель)
2. ЯЛОД (доля)
Поляна Цветочная.
А сейчас, ребята, музыкальная минутка. Чтобы узнать, какая следующая остановка, мы послушаем запись музыки Чайковского. Догадайтесь, как называется этот вальс. (Вальс цветов)
Ребята, выполнив задания к карточкам, вы узнаете названия растений. Задания на доске. За каждое правильно решенное задание – 1 балл.
( Д/М в списке литературы в конце).
Вариант 1. Вариант 2.
1) Выполните действие:
13/90 + 29/90 (42/90) 37/80-19/80 (18/80)
2) Сравните числа, выберите наибольшее из них:
1/60 и 1/6 (1/6) 3/40 и 12/40 (12/40)
3) Задача.
Д/М: вариант 2, №203 (6/11) Д/М: вариант 3, №203 (7/20)
4) Найдите координату
точки А (2/5) точки В (7/5)
5) Сравните числа, выберите наименьшее из них:
15/16 и 7/3 (15/16) 14/21 и 8/8 (14/21)
6) Среди дробей выберите дробь
правильную: неправильную:
7/6, 12/13, 8/8, 9/5 (12/13) 1/2,13/16, 5/4, 5/6 (5/4)
7) Задача.
Д/М: вариант 2, №211 (40) Д/М: вариант 3, №211 (168)
Вариант 1. Ответ: Василек.
Номер задания | И | С | Е | А | К | Л | В |
1 | 43/90 | 40/90 | 42/180 | 30/180 | 41/90 | 42 | 42/90 |
2 | 1 | 2/66 | 1/60 | 1/6 | 0 | 1/600 | 4 |
3 | 10/11 | 6/11 | 11/6 | 12/11 | 11/12 | 6 | 12 |
4 | 2/5 | 2/10 | 4/10 | 4/5 | 2 | 4 | 1/5 |
5 | 3/7 | 1 | 7/3 | 2 | 16/15 | 15/16 | 0 |
6 | 7/6 | 8/8 | 12/13 | 13/13 | 9/5 | 4/5 | 7 |
7 | 8 | 15 | 25 | 20 | 40 | 45 | 9 |
Вариант 2. Ответ: Крапива.
Номер задания | А | В | П | А | И | Р | К |
1 | 37/80 | 37 | 0 | 19 | 56/80 | 17/80 | 18/80 |
2 | 15/40 | 12 | 40 | 3/40 | 1 | 12/40 | 4 |
3 | 6 | 18/40 | 18 | 7/20 | 18/20 | 13 | 7 |
4 | 14/14 | 14/5 | 7/5 | 14 | 5/7 | 28 | 1 |
5 | 8/8 | 1 | 0 | 8 | 14/21 | 14 | 21 |
6 | 1/2 | 5/4 | 13/16 | 1 | 5/6 | 4 | 0 |
7 | 168 | 104 | 64 | 8/8 | 21 | 13 | 0 |
Украинская легенда о Васильке.
Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые ее сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок – василек. Она надеялась, что голубой цветочек – Василий – василек рано или поздно придет в ее водяной дом, но так и не дождалась. Василек крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями.
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.
С. А. Есенин.
Крапива – травянистое растение. Она заживляет раны, активизирует обмен веществ, улучшает состав крови, снимает аллергические реакции и лихорадку, способствует росту волос. Считается, что крапива полезна при диабете, атеросклерозе, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Крапиву употребляют в виде свежего сока, настоя или отвара. Полезны и блюда из крапивы. Например, «Крапива с орехами».
Рецепт раздается каждому ученику, и напоминаются правила сбора растений.
Рецепт «Крапива с орехами» (грузинская кухня).
150 гр. промытой крапивы сварить в кипящей подсоленной воде, откинуть на сито. Измельчить 50 гр. грецких орехов, потолочь с солью, прибавить мелко нарубленный репчатый лук и нарезанную зелень, лучше кинзу. Все хорошо перемешать, посолить, поперчить.
Правила сбора растений.
1. Нельзя вести заготовку в одних и тех же местах.
2. Нельзя вырывать корневища, луковицы, корни.
3. Нельзя срывать листья на концах побегов.
4. Подземные части следует собирать только после созревания и опадения семян.
5. Нельзя заготавливать растения, не зная точно их внешнего вида, а также какую часть, и в какое время следует собирать.
6. Не рекомендуется собирать в черте города и вблизи дорог.
Лес сказочный.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Кот в Сапогах поймал четырех щук и еще половину улова. Сколько щук поймал Кот в Сапогах? (8)
2. Петух из «Бременских музыкантов» весит 2 кг. И еще треть собственного веса. Сколько весит петух? (3 кг.)
3. Маленький Мук отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое открытие в «секрете». Почему? (Такой дроби нет)
4. На озере, где жила черепаха Тортила, росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20–й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й день)
Список литературы.
1. Составитель Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград: Учитель, 2002.
2. Гостинщикова Т. А. Два урока в 5 классе. Приложение «Математика» №4 к газете «Первое сентября», 1998.
3. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С.,Шварцбурд С. И. Математика. 5 класс. – Москва: Мнемозина, 2009.
4. Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса (Д/М). - Москва: Просвещение,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Технологическая карта урока математики в 5 классе...
Конспект урока и презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Конспект урока и презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Предмет: Математика (5 класс)Цели урока:научить использовать правила сложения и вычитан...
урок математики в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".
краткий конспект урока по математике в 5 классе...
Заготовка для интерактивной доски к уроку в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач"
Данная заготовка предназначена для использования на уроке интерактивной доски TRUMPH BOARD. Исользуется на этапе повторения, устного счета, самопроверке,физкультминутке. Также содержит ребус, со...
урок - сказка в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок составлен по мотивам сказки "По щучьему велению"....
Разработка урока в 5-ом классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Данный урок является уроком - обобщения знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". В данном уроке представлен блок заданий для закрепления навыка складывать и в...
Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"...