Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика в проектах» 6 классы
рабочая программа (6 класс)

Исакова Марина Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Математика в проектах» 6 классы Направление: проектно-исследовательская деятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vd_matematika_v_proektah_6_klass_isakova.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8" г.Бердска

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Математика в проектах»

6 классы

Направление: проектно-исследовательская деятельность

Учитель: Исакова М.В.

Г. Бердск, 2022

Пояснительная записка

   Актуальность программы

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, так как в ней прослеживается  неразрывная связь теории с практикой. Математическое  образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: «А зачем нам нужно изучать математику?». В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Спецкурс рассчитан на 34 часа для обучающихся 6 класса. Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся,  проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует  обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.

Наряду с традиционными  формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся  будут  применяться  видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель: развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области математики;
  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
  • учить  применять математическую терминологию;
  • учить проектной деятельности;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
  • Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение  проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;
  • участие в математических олимпиадах, научно-проектных конференциях;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  •  выполнение проекта, творческих работ;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Планируемые результаты освоения программы курса

формируемые  умения

средства формирования

Личностные результаты

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • Развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

  • регулятивные
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • познавательные
  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета
  • коммуникативные
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
  • числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Формы и методы организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

          Методы контроля: презентация, тестирование.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проектная деятельность;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, викторина,  газета,  модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся  научатся:

  • находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;
  • создавать презентации;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

Межпредметные связи на занятиях по математике:

  •  с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 
  • с уроками  русского языка: грамотное оформление своего проекта.
  • С уроками   изобразительного искусства: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.

Содержание курса «Математика  вокруг нас»

ТЕМА № 1: «Натуральные числа» (4ч)

Что такое проект? История возникновения цифр и чисел. Числа великаны Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков. 

ТЕМА № 2: «Знакомство с геометрией» (12ч)

Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур.  Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.

ТЕМА № 3: «Дроби» (8ч)

История дробей. История десятичных дробей Дроби. Действия с дробями. Решение задач. Дроби в жизненных ситуациях.

ТЕМА № 4: «Комбинаторика » (3ч)

Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.

ТЕМА № 5: «Проценты в нашей жизни» (7ч)

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного края в задачах на проценты.


Календарно-тематическое планирование  (1 час в неделю, всего 34 ч.)

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

ТЕМА № 1: «Натуральные числа» (4ч)

1

Введение. Что такое проект?

1

привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией,  обсуждать, высказывать мнение;

2

Натуральные числа. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.

1

3

Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков.

1

4

История математических знаков.

1

ТЕМА № 2: «Знакомство с геометрией» (12ч)

5-6

История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения.

2

Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: работа в  парах  или групповая работа,  которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых  процедур,  учебные дискуссии, викторины, ролевые игры, учебные проекты.

Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,

навык публичного выступления перед аудиторией, аргументиро-вания и отстаивания своей точки зрения

7

Великие математики древности.

1

8

Построение углов и треугольников различных видов.

1

9

Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла.

1

10

Задачи на разрезание и перекраивание фигур.

1

11

Треугольник. Египетский треугольник.

1

12

Параллелограмм.

1

13

Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара.

1

14

Задачи на разрезание и составление объемных тел

1

15

Пять правильных многогранников

1

16

Проект «Сказки о геометрических фигурах»

1

ТЕМА № 3: «Дроби» (8ч)

17

История дробей.

1

Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: выводы и доказательство формул, анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач, выполнение заданий по разграничению понятий.

18

 История десятичных дробей

1

19-20

Дроби. Действия с дробями. Решение задач.

2

21-22

Дроби в жизненных ситуациях

2

23-24

Проект по математике – «Ох уж эти дроби…»

2

ТЕМА № 4: «Комбинаторика » (4ч)

25

Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества.

1

Организовывать для обучающихся ситуацийсамооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских   поступков)

26-27

Элементы комбинаторики теории вероятностей и статистики  

2

28

Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.

1

ТЕМА № 5: «Проценты в нашей жизни» (6ч)

29-30

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях.

2

Организовывать групповые формы учебной деятельности.

Акцентировать внимание обуча-ющихся на нравственных проб-лемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. Общаться с обучающи-мися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их

31-32

История родного края в задачах на проценты

2

33-34

Итоговое занятие. Представление проекта. «Математика вокруг нас»

2


Примеры проектов.

  1. 10.38 попугаев или как измерить свой рост.
  2. 7 или 13? Какое число счастливее?
  3. Авторские задачи учащихся 6-го класса по теме: "Десятичные дроби. Проценты".
  4. Алгоритм Евклида.
  5. Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
  6. Архитектура и математика.
  7. Быстрый счет без калькулятора.
  8. Великие женщины-математики.
  9. Великие задачи.
  10. Великолепная семерка.
  11. Величайший математик Евклид.
  12. Веселые задачки.
  13. Витамины и математика.
  14. Влияние "главных чисел" на характер человека.
  15. Возникновение чисел.
  16. Вычисление длины окружности.
  17. Гармония золотого сечения.
  18. Гармония математики и архитектуры в симметрии.
  19. Гулливер, лилипуты и математика.
  20. Древние меры длины.
  21. Его величество процент.
  22. Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.
  23. Жизнь нуля - цифры и числа.
  24. Задачи-сказки.
  25. Закодированные рисунки.
  26. Замечательная комбинаторика.
  27. Знаки и символы в учении Пифагора.
  28. Знакомая и незнакомая семерка.
  29. Золотая пропорция.
  30. Как умножали в Древней Индии.
  31. Календарь: от древних времен до наших дней.
  32. Координатная плоскость и знаки зодиака.
  33. Магические квадраты.
  34. Магические квадраты.
  35. Магические тайны числа 7.
  36. Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация.
  37. Математика в жизни человека.
  38. Математика в играх.
  39. Математика в музыке.
  40. Математика в оригами.
  41. Математика в пословицах и поговорках.
  42. Математика в природе.
  43. Математика в спорте и музыке.
  44. Математика Древнего Востока.
  45. Совершенные числа.
  46. Старинная русская система мер.
  47. Старинные задачи древних народов.
  48. Старинные задачи на дроби.
  49. Старинные русские меры в истории и речи народной.
  50. Старинные русские меры длины в народных пословицах и поговорках.
  51. Старинные русские меры длины.
  52. Старинные русские меры или старинная математика.
  53. Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе.
  54. Счёты.
  55. Танграм - не просто игра, а математическое развлечение.
  56. Танграм. Пентамино. Классификация задач.
  57. Творец первого русского учебника для самой точной науки – математики.
  58. «Ты за знаниями спеши - придумай, нарисуй, реши!» (Как самому создать задачу).
  59. Увлекательные тесты "Два в одном".
  60. Удивительно симметричный мир.
  61. Удивительные тайны золотого сечения.
  62. Фольклорные задачи.
  63. Четыре действия математики.
  64. Число в русском народном творчестве.
  65. Число и числовая мистика.
  66. Число, которое больше Вселенной.
  67. Числовые великаны.
  68. Числовые забавы.
  69. Числовые суеверия.
  70. Шифры и криптография.
  71. Шифры и математика.
  72. Экология края в задачах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс

Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" для 5-6 классов

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, н...

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Математика на пять», 11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Математика на пять», составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика «+» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика «+» 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для нас" (9 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для нас" предназначена для подготовки учащихся 9 класса к Основному государственному экзамену (ОГЭ)....