Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика в проектах» 6 классы
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика в проектах» 6 классы Направление: проектно-исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_matematika_v_proektah_6_klass_isakova.docx | 52.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8" г.Бердска
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математика в проектах»
6 классы
Направление: проектно-исследовательская деятельность
Учитель: Исакова М.В.
Г. Бердск, 2022
Пояснительная записка
Актуальность программы
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: «А зачем нам нужно изучать математику?». В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Спецкурс рассчитан на 34 часа для обучающихся 6 класса. Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.
Наряду с традиционными формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области математики;
- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
- учить применять математическую терминологию;
- учить проектной деятельности;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
- Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- участие в математических олимпиадах, научно-проектных конференциях;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Планируемые результаты освоения программы курса
формируемые умения | средства формирования |
Личностные результаты | |
| организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | |
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проектная деятельность;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, викторина, газета, модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся научатся:
- находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- создавать презентации;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Межпредметные связи на занятиях по математике:
- с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
- с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
- С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.
Содержание курса «Математика вокруг нас»
ТЕМА № 1: «Натуральные числа» (4ч)
Что такое проект? История возникновения цифр и чисел. Числа великаны Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков.
ТЕМА № 2: «Знакомство с геометрией» (12ч)
Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.
ТЕМА № 3: «Дроби» (8ч)
История дробей. История десятичных дробей Дроби. Действия с дробями. Решение задач. Дроби в жизненных ситуациях.
ТЕМА № 4: «Комбинаторика » (3ч)
Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.
ТЕМА № 5: «Проценты в нашей жизни» (7ч)
Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного края в задачах на проценты.
Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю, всего 34 ч.)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | |
ТЕМА № 1: «Натуральные числа» (4ч) | ||||
1 | Введение. Что такое проект? | 1 | привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, обсуждать, высказывать мнение; | |
2 | Натуральные числа. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. | 1 | ||
3 | Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков. | 1 | ||
4 | История математических знаков. | 1 | ||
ТЕМА № 2: «Знакомство с геометрией» (12ч) | ||||
5-6 | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. | 2 | Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: работа в парах или групповая работа, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, учебные дискуссии, викторины, ролевые игры, учебные проекты. Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументиро-вания и отстаивания своей точки зрения | |
7 | Великие математики древности. | 1 | ||
8 | Построение углов и треугольников различных видов. | 1 | ||
9 | Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. | 1 | ||
10 | Задачи на разрезание и перекраивание фигур. | 1 | ||
11 | Треугольник. Египетский треугольник. | 1 | ||
12 | Параллелограмм. | 1 | ||
13 | Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. | 1 | ||
14 | Задачи на разрезание и составление объемных тел | 1 | ||
15 | Пять правильных многогранников | 1 | ||
16 | Проект «Сказки о геометрических фигурах» | 1 | ||
ТЕМА № 3: «Дроби» (8ч) | ||||
17 | История дробей. | 1 | Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: выводы и доказательство формул, анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач, выполнение заданий по разграничению понятий. | |
18 | История десятичных дробей | 1 | ||
19-20 | Дроби. Действия с дробями. Решение задач. | 2 | ||
21-22 | Дроби в жизненных ситуациях | 2 | ||
23-24 | Проект по математике – «Ох уж эти дроби…» | 2 | ||
ТЕМА № 4: «Комбинаторика » (4ч) | ||||
25 | Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. | 1 | Организовывать для обучающихся ситуацийсамооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков) | |
26-27 | Элементы комбинаторики теории вероятностей и статистики | 2 | ||
28 | Решение простейших комбинаторных задач методом перебора. | 1 | ||
ТЕМА № 5: «Проценты в нашей жизни» (6ч) | ||||
29-30 | Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. | 2 | Организовывать групповые формы учебной деятельности. Акцентировать внимание обуча-ющихся на нравственных проб-лемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. Общаться с обучающи-мися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их | |
31-32 | История родного края в задачах на проценты | 2 | ||
33-34 | Итоговое занятие. Представление проекта. «Математика вокруг нас» | 2 |
Примеры проектов.
- 10.38 попугаев или как измерить свой рост.
- 7 или 13? Какое число счастливее?
- Авторские задачи учащихся 6-го класса по теме: "Десятичные дроби. Проценты".
- Алгоритм Евклида.
- Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
- Архитектура и математика.
- Быстрый счет без калькулятора.
- Великие женщины-математики.
- Великие задачи.
- Великолепная семерка.
- Величайший математик Евклид.
- Веселые задачки.
- Витамины и математика.
- Влияние "главных чисел" на характер человека.
- Возникновение чисел.
- Вычисление длины окружности.
- Гармония золотого сечения.
- Гармония математики и архитектуры в симметрии.
- Гулливер, лилипуты и математика.
- Древние меры длины.
- Его величество процент.
- Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.
- Жизнь нуля - цифры и числа.
- Задачи-сказки.
- Закодированные рисунки.
- Замечательная комбинаторика.
- Знаки и символы в учении Пифагора.
- Знакомая и незнакомая семерка.
- Золотая пропорция.
- Как умножали в Древней Индии.
- Календарь: от древних времен до наших дней.
- Координатная плоскость и знаки зодиака.
- Магические квадраты.
- Магические квадраты.
- Магические тайны числа 7.
- Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация.
- Математика в жизни человека.
- Математика в играх.
- Математика в музыке.
- Математика в оригами.
- Математика в пословицах и поговорках.
- Математика в природе.
- Математика в спорте и музыке.
- Математика Древнего Востока.
- Совершенные числа.
- Старинная русская система мер.
- Старинные задачи древних народов.
- Старинные задачи на дроби.
- Старинные русские меры в истории и речи народной.
- Старинные русские меры длины в народных пословицах и поговорках.
- Старинные русские меры длины.
- Старинные русские меры или старинная математика.
- Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе.
- Счёты.
- Танграм - не просто игра, а математическое развлечение.
- Танграм. Пентамино. Классификация задач.
- Творец первого русского учебника для самой точной науки – математики.
- «Ты за знаниями спеши - придумай, нарисуй, реши!» (Как самому создать задачу).
- Увлекательные тесты "Два в одном".
- Удивительно симметричный мир.
- Удивительные тайны золотого сечения.
- Фольклорные задачи.
- Четыре действия математики.
- Число в русском народном творчестве.
- Число и числовая мистика.
- Число, которое больше Вселенной.
- Числовые великаны.
- Числовые забавы.
- Числовые суеверия.
- Шифры и криптография.
- Шифры и математика.
- Экология края в задачах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни", 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс
Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" для 5-6 классов
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, н...
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Математика на пять», 11 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Математика на пять», составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика «+» 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика «+» 5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для нас" (9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для нас" предназначена для подготовки учащихся 9 класса к Основному государственному экзамену (ОГЭ)....