Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl._matematika_dlya_lyuboznatelnyh._2015.docx | 256.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления учащихся, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой стороны удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Цель: создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для решения практических задач.
Задачи:
- научить учащихся решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- развитие исследовательских умений учащихся;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развивать способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость мышления;
- способствовать воспитанию культуры личности, усилению практической направленности в изучении математики;
- воспитывать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
- формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи;
- выявление одаренных детей.
Курс «Математика для любознательных» рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Данная программа имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для любознательных» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии.
Курс «Математика для любознательных» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.
Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Программа по математике для учащихся 5 класса направлена на расширение знаний по предмету. Она включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем, развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся. Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:
- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;
- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
Основные принципы отбора материала:
принцип доступности;
принцип дифференцированности;
принцип активности (разные виды деятельности: интеллектуальная, эмоциональная, игры);
принцип наглядности.
Методы и формы обучения:
личностно-ориентированный подход;
самостоятельное добывание знаний;
тренировка в применении приобретённых знаний;
парная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа.
Данный курс направлен на:
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
Структура курса: на каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке.
Обучающиеся, посещающие элективный курс, в конце учебного года должны
знать/понимать:
- историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
- виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.
уметь:
- использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
- анализировать полученную информацию;
- планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
- решать текстовые задачи разными нестандартными способами;
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
владеть:
- умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
- умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
- умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
- умением применять теорию в решении задач;
- умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
- конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
В результате изучения элективных занятий у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, сформируется положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширится математический кругозор, что будет способствовать развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даст возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | |
Теоретическое обучение (ч.) | Практическое обучение (ч.) | |||
I. | Занимательная арифметика. | 9 | 3 | 6 |
II. | Такие разные задачи. | 19 | 8 | 11 |
III. | Знакомство с теорией вероятности. Элементы комбинаторики | 7 | 3 | 4 |
| Итого | 35 | 14 | 21 |
Содержание рабочей программы.
Занимательная арифметика (9 ч.) История возникновения и развития математики, математических терминов и понятий. Числа – великаны. Римские числа. Арифметические ребусы и головоломки (примеры на различные действия, в которых некоторые цифры заменены звездочками). Кросснамберы. Магические квадраты. Конструирование числовых выражений (расстановка скобок, знаков математических действий). Приемы быстрого счета.
Такие разные задачи (19 ч.) Решение задач на переливание (показ практической значимости данной темы, выстраивание алгоритма рассуждений, поиск альтернативных путей решения). Решение задач на взвешивание. Сюжетные логические задачи. Решение комбинаторных задач с помощью метода перебора. Решение комбинаторных задач с помощью метода дерева. Решение задач методом графов. Задачи, решаемые с использованием таблиц. Старинные задачи. Задачи на проценты. Задачи – шутки.
Знакомство с теорией вероятности. Элементы комбинаторики (7ч.) Три вида событий. Достоверные события. Невозможные события. Случайные события. Примеры комбинаторных задач.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Цели и задачи |
Занимательная арифметика – 9ч | ||||
1 | Вводное занятие. Решение ребусов. | 1 | 04.09 | развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся углубление и расширение знаний по математике |
2 | Ребусы. | 1 | 11.09 | |
3-4 | Головоломки со спичками | 2 | 18.09 25.09 | |
5-6 | Логические задачи. | 2 | 02.10 09.10 | умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач; умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач; |
7 | Магические квадраты | 1 | 16.10 | |
8-9 | Решение занимательных задач. | 2 | 23.10 30.10 | |
Такие разные задачи – 19ч | ||||
10 | Старинные меры длины | 1 | 13.11 | сформировать представление о методах и способах решения геометрических задач; научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
|
11-12 | Задачи на разрезание | 2 | 20.11 27.11 | |
13 | Снежинки геометрии | 1 | 04.12 | |
14 | Выпуск математической газеты | 1 | 11.12 | |
15-19 | Решение олимпиадных задач. | 5 | 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 | умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач; успешное выступление учащихся на олимпиадах, конкурсах. |
20-23 | Текстовые задачи – (задачи на движение). | 4 | 05.02 12.02 19.02 26.02 | умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач; умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач; |
24-27 | Текстовые задачи – (переливания). | 4 | 04.03 11.03 18.03 01.04 | |
28 | Выпуск математической газеты | 1 | 08.04 | |
Знакомство с теорией вероятности. Элементы комбинаторики – 7ч | ||||
29 | Три вида событий. | 1 | 15.04 | знакомство с новым видом задач; умение логически рассуждать при решении комбинаторных задач и задач по теории вероятности; умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач; |
30 | Достоверные события | 1 | 22.04 | |
31 | Невозможные события | 1 | 29.04 | |
32 | Случайные события | 1 | 06.05 | |
33-34 | Примеры комбинаторных задач | 2 | 13.05 20.05 | |
35 | Математический КВН. | 1 | 27.05 | Систематизировать полученные знания |
Материально-техническое обеспечение.
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
- Линейка, транспортир, треугольник, циркуль.
- Таблицы, геометрические фигуры, презентации уроков.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах: Пособие для учителей/ сост. В.Ю.Сафонова, под ред. Д.Б.Фукса, А.Л.Гавронского.- М.: МИРОС, 1993.
2. Математическая смекалка/ Кордемский Б.А.- М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс – В, 2000 г.
3.Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 5 класс/ Худадатова С.С. - М.: Школьная пресса, 2002. – 32 с. – (Библиотека журнала «Математика в школе».Вып.16).
4. Математические олимпиады. 5-6 классы/ Фарков А.В. – М.: «Экзамен», 2008.
5. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.- М.: Просвещение, 2010.
6. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 кл. сред.шк. / Я.И. Депман, В.Я.Виленкин. – М.: Просвещение, 1989.
7. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы/ А. В. Фарков.- М.: Айрис-Пресс, 2010.
8. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Интернет-ресурсы:
1. http://metodist.lbz.ru - методическая служба на сайте издательства «БИНОМ»
2. http://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
3. http://www.problems.ru/ − интернет-проект «Задачи», предназначен для учителей и преподавателей как помощь при подготовке уроков, кружков и факультативных занятий в школе
4. http://www.festival.1september.ru – Я иду на урок математики (методические разработки)
5. http://www.mathvaz.ru/ - Досье школьного учителя математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа № 1
Утверждена приказом № 115 – о
от 31.08. 2015 г.
Директор школы Л.А. Маслакова
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
5 КЛАСС А
Учитель первой квалификационной категории:
Русеева Н.А.
Возраст детей: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
г.п. Игрим, 2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа курса «Социальная практика» предназначена для преподавания в
5-х классах средней общеобразовательной школы. Она разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, соответствует современным целям обучения, общества, прогрессивным тенденциям развития современной российской школы, наиболее полно учитывает жизненные интересы и возможности учащихся.
Введение курса «Социальная практика» должно способствовать более эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников младшего подросткового возраста.
Название курса «Социальная практика» отражает его задачи и особенности. Словом «социальная» подчеркивается направленность курса на социализацию школьников, а словом «практика» - ведущая роль практических форм деятельности учащихся на уроках данного курса.
Рабочая программа по курсу «Социальная практика» представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
1)пояснительную записку;
2)основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;
3)требования к уровню подготовки выпускников.
Данный курс рассчитан на 35часов (один час в неделю). Используется в качестве системы внеурочных занятий.
Введение курса «Социальная практика» должно способствовать более эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников младшего подросткового возраста.
Характерными чертами курса являются:
• гуманистическая направленность;
• соответствие возрастным особенностям, интересам и потребностям учащихся;
• практически-прикладная ориентированность.
Построение курса “Социальная практика” определяют этические проблемы:
• нравственное отношение человека к живому;
• нравственное отношение к жизни и здоровью человека;
• нравственные принципы отношений между людьми;
• необходимость уважения частной жизни человека и его индивидуальности;
• нравственный долг человека перед Родиной;
• экономика и нравственность.
Основа для приобщения учащихся к этим проблемам — углубленная (по сравнению с первым этапом) учебно-воспитательная деятельность учителя, в процессе которой раскрываются следующие жизненно-смысловые ценности, составляющие ядро гуманистической этики:
• жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство, его индивидуальность;
• родные и близкие люди, их любовь и забота;
• добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание, дружба;
• Отечество — страна, где ты родился, с народом которой ты связан общей историей, традициями;
• малая родина — город, в котором ты живешь, с его историей, особенностями быта, традициями и отличительными чертами характера его жителей; красота города — источник духовного развития, предмет гордости;
• окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, богатство общества; красота природы — источник вдохновения;
• мир между людьми, основанный на уважении прав человека;
• труд, дающий радость творчества, источник благосостояния человека, его семьи, города, страны; ценность созданного трудом.
В основу программы положена идея, что право является средством достижения общественного согласия. Тем более, это актуально для современной России, в которой высока степень правового нигилизма. Спецкурс призван показать учащимся, что фундаментом правового образования стали ценности гуманистической этики и закрепленные в современном праве принципы: приоритет человека, его жизни и свободы перед другими ценностями общества и государства; равноправие людей, независимо от пола, национальности, расы; право каждого на признание и защиту со стороны государства своих неотъемлемых прав.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
- уважение и защита прав человека и его основных свобод
- уважение человеческого достоинства
- выработка собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества
- формирование умений анализировать получаемую информацию, делать объективные выводы
- формирование умений веси диалог на основе правовой терминологии
- способами проверки является участие учащихся в дискуссиях, интерактивных играх, творческих мастерских, разработка и защита мини-проектов.
Методы обучения:
эвристическая беседа;
проблемно-поисковые задания;
индивидуальные задания;
практикум;
игры, конкурсы.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка (ч.) | Из них | |
Теоретическое обучение (ч.) | Практическое обучение (ч.) | |||
I. | Чудо жизни, счастье жизни. Жизнь и здоровье человека под охраной закона | 10 | 3 | 7 |
II. | Мы все — разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека | 10 | 3 | 7 |
III. | Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека. Нравственные основы отношений между людьми | 15 | 5 | 10 |
| Итого | 35 | 11 | 24 |
Содержание рабочей программы.
ТемаI. Чудо жизни, счастье жизни. Жизнь и здоровье человека под охраной закона (10 ч)
Версии происхождения жизни на Земле. Многообразие и красота живой природы. Хрупкость, ранимость живой природы. Опасность исчезновения отдельных видов растений и животных. “Красная книга”. Человек как часть природы. Особенности человека как высокоорганизованного живого существа. Общие законы развития организма человека и животных. Связь жизни человека с природной средой. Счастье жить на Земле. Нераскрытые тайны человеческой жизни. Живая природа в большом городе, ее особенности и значение. Когда человек ранит природу... Недопустимость бездумного отношения к живой природе, разрушения природной среды. Безнравственность жестокости по отношению к животным . Обязанность гражданина России сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Право гражданина России на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Долг гражданина заботиться об окружающей его флоре и фауне. Угрозы жизни на Земле. Глобальные экологические проблемы.
Тема II. Мы все — разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека (10 ч)
Мы все — разные. Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. Могут ли эти различия стать причиной конфликтов между людьми? Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов. Возрастные различия. Конфликт “отцов и детей”, когда он возникает? Можно ли его избежать? Человеческая индивидуальность. Уникальность, неповторимость каждого человека. “Массовый человек” — миф или реальность? Естественная потребность человека в самореализации, раскрытии своей индивидуальности. Индивидуальные различия как предпосылка для межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества. Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание. Личная жизнь и личные интересы. Личные (гражданские) права человека, их признание международным правом и Конституцией РФ.
Тема III. Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека. Нравственные основы отношений между людьми (15 ч)
Потребность человека быть среди людей. Радость добрых человеческих отношений. Стремление к взаимопониманию. Счастье дружбы. Прелесть уединения и горечь одиночества. Чудо любви. Гуманизм как мироощущение. Терпимость, миролюбие, уважение прав и достоинств других людей, внимание к иному мнению - основы добрых отношений между людьми. Умение и желание заботиться о других людях. Деятельная доброта. Кто такие “жирафы”. Ответственность человека за свое поведение и поступки. Ранимость дружбы и любви. Себялюбие, эгоизм, эмоциональная несдержанность как причины разрыва между близкими людьми. Необходимость критического отношения к себе, самоконтроль и самовоспитание. Умение владеть своими чувствами. Конфликты между людьми и способы их цивилизованного разрешения. “Всеобщая декларация прав человека” о принципах гуманного устройства мира.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Цели и задачи |
Чудо жизни. Счастье жизни. Жизнь и здоровье под охраной закона – 10ч | ||||
1 | Версии происхождения жизни на Земле. | 1 | 04.09 | познакомить с происхождением жизни на Земле; показать связь жизни человека с природной средой; воспитывать бережное отношение к природе; |
2 | Многообразие и красота живой природы | 1 | 11.09 | |
3 | Хрупкость, ранимость живой природы. Опасность исчезновения отдельных видов растений и животных. “Красная книга”. | 1 | 18.09 | |
4 | Человек как часть природы. | 1 | 25.09 | |
5 | Особенности человека как высокоорганизованного живого существа. Общие законы развития организма человека и животных. | 1 | 02.10 | |
6 | Связь жизни человека с природной средой | 1 | 09.10 | |
7 | Счастье жить на Земле. Нераскрытые тайны человеческой жизни. | 1 | 16.10 | |
8 | Когда человек ранит природу... | 1 | 23.10 | |
9 | Обязанность гражданина России сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. | 1 | 30.10 | |
10 | Угрозы жизни на Земле. Глобальные экологические проблемы. | 1 | 13.11 | |
Мы все - разные. Индивидуальные особенности людей. Личные права человека. Равноправие. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона – 10ч | ||||
11 | Мы все - разные. Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. | 1 | 20.11 | воспитывать уважительное отношении к человеку, независимо от его расовой, национальной, социальной, религиозной принадлежности; развивать самооценку и самоконтроль учащихся; познакомить с основным Законом нашей жизни – Конституцией РФ |
12 | Возрастные различия. Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать? | 27.11 | ||
13 | Человеческая индивидуальность. Уникальность, неповторимость каждого человека. | 1 | 04.12 | |
14 | “Массовый человек” - миф или реальность | 1 | 11.12 | |
15 | Естественная потребность человека в самореализации, раскрытии индивидуальности | 1 | 18.12 | |
16 | Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. | 1 | 25.12 | |
17 | Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества. | 1 | 15.01 | |
18 | Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание. | 1 | 22.01 | |
19 | Личная жизнь и личные интересы. | 1 | 29.01 | |
20 | Личные (гражданские) права человека, их признание международным правом и Конституцией РФ | 1 | 05.02 | |
Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека. Нравственные основы отношений между людьми – 15ч | ||||
21 | Потребность человека быть среди людей. Радость добрых человеческих отношений. Стремление к взаимопониманию. | 1 | 12.02 | прививать умение и желание заботиться о людях; учить критическому отношению к себе; цивилизованному разрешению конфликтов; воспитывать уважительное отношение к членам семьи; |
22 | Счастье дружбы. Прелесть уединения и горечь одиночества. | 1 | 19.02 | |
23 | Чудо любви. Гуманизм как мироощущение. Терпимость, миролюбие, уважение прав и достоинств других людей, внимание к иному мнению - основы добрых отношений между людьми | 1 | 26.02 | |
24 | Умение и желание заботиться о других людях. Деятельная доброта. Кто такие “жирафы» | 1 | 04.03 | |
25 | Умение и желание заботиться о других людях. Деятельная доброта. Кто такие “жирафы | 1 | 11.03 | |
26 | Необходимость критического отношения к себе, самоконтроль и самовоспитание. Умение владеть своими чувствами | 1 | 18.03 | |
27 | Конфликты между людьми и способы их цивилизованного разрешения. | 1 | 01.04 | |
28 | Всеобщая декларация прав человека” о принципах гуманного устройства мира | 1 | 08.04 | |
29 | Планета друзей | 1 | 15.04 | |
30 | Я и моя семья | 1 | 22.04 | |
31 | Жизненные ценности о вашей семье | 1 | 29.04 | |
32 | Человек в семье | 1 | 06.05 | |
33 | Моя родословная | 1 | 13.05 | |
34-35 | Создание родословной | 2 | 20.05 27.05 |
Учебно - методическое обеспечение
1.Минина С. П. Закон и несовершеннолетние граждане России. Учебное пособие.- СПб., 2002.
2.Международные документы по правам человека/ Сост. Е. Г. Барихновская.- СПб., 1997.
3.Учимся думать о себе и о других. Книга для чтения и размышления (для 5-6-х классов)/ Сост. Н. П. Лукина, Г. В. Пенькова, Н. И. Элиасберг.- СПб., 1999.
4.Конституция РФ
5.ЦОРы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...
- Мне нравится (1)