Влияние образовательных технологий на математическую грамотность учащихся
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Екатерина Тяпугина

В статье разобраны 4 образовательные технологии (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, метод кейсов и игровая технология). Их применение в контексте работы с практико-ориентированными задачами представляется наиболее эффективным и оправданным при развитии у обучающихся математической грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние образовательных технологий на математическую грамотность учащихся

Автор: Тяпугина Е.А.

  Способом реализации деятельностного подхода является внедрение в образовательный процесс различных образовательных технологий. Остановимся конкретнее на некоторых из них, наилучшим образом подходящих для развития математической грамотности учащихся.

Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей [3]. Образовательная технология всегда носит прикладное направление деятельности. Она состоит из комплекса действий, который затрагивает и видоизменяет как содержание образования, так и формы и методы его организации. Лишь после достижения поставленной цели одного этапа происходит переход к следующему этапу деятельности. Данные особенности образовательной технологии позволяют им органично вписываться в структуру сборника заданий, направленных на повышение математической грамотности.

Технология развития критического мышления (ТРКМ).

Джон Дьюи, американский философ и педагог, определял критическое мышление как активное, последовательное и осторожное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые поддерживают его и следствий, к которым оно приводит. Данная технология позволяет повысить интерес к процессу обучения, развивает способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, повышает коммуникативные навыки [2].

В формировании функциональной грамотности учащихся развитие критического мышления играет очень важную роль: для решения задач практического содержания в обычной жизни большую сложность может вызвать определение того, что известно, что можно узнать и определение достаточности имеющихся данных. Так, столкнувшись с простой задачей из жизни, человек может даже не осознать, что это она и есть. Может сделать приближенный расчет, имея при этом необходимость в наибольшей точности результата, с  легкостью может ошибиться с покупкой и т.д. Умение мыслить критически: оценивать ситуацию, задавать себе вопросы и находить на них ответы, умение анализировать поступающую информацию, выделять главное, грамотно формулировать возникающие вопросы (чтобы без лишних трудностей находить на них ответы) – всё это навыки, нужные в жизни каждому. Практика работы с текстовыми источниками вместе с тем способствует повышению читательской грамотности. Умение грамотно и обоснованно отстаивать свою позицию и мнение, выстраивание логичных рассуждений наиболее продуктивным образом развиваются именно на уроках математики.

Технология проблемного обучения.

 Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению [4].

  1. Проблемная ситуация является наиболее частым обстоятельством применения математики в жизни. Наличие цели и определенных условий ее достижения (пока неясно, каким образом) задает проблемную ситуацию. Если сюжет задач близок к теоретически возможным реальным ситуациям (даже если сюжет в данный момент не близок ученикам), их решение способствует накоплению примеров случаев, иллюстрирующих потребность в определенных математических знаниях. Так, столкнувшись в жизни с ситуацией, имеющей схожий контекст, ученик не растеряется. Он проанализирует имеющиеся и необходимые данные, успешно решит проблему. Будет ли учащийся в будущем заниматься экономикой, строительством или дизайном – сейчас сказать сложно. Однако решение различных задач практического содержания, сформулированных правдоподобным образом, имеют все шансы так или иначе пригодиться в будущем. Часто мы встречаем задачи практического содержания, исходные данные в которых вызывают вопросы об их происхождении, выглядят искусственно. Будто задача возникла не из ситуации, а наоборот – сначала появилась задача и только после этого были додуманы условия, к ней подводящие. Придумать задачу и после облачить ее в сюжет само по себе неплохо, но тогда предоставляемые данные (иногда и их происхождение, история) должны органично вписываться в обычный ход вещей.

Метод кейсов.

Суть метода кейсов состоит в организации работы учащихся, при которой они получают описание конкретной жизненной проблемной ситуации, из которой им предстоит найти наиболее оптимальный выход, найти решение [1].

Сложно сказать, что лучше развивает математическую грамотность, чем решение кейсов практического содержания. В них непосредственно заложено решение определенной задачи путем применения математических знаний. Ситуации в данном случае могут представлять собой зарисовки жизненных ситуаций,  работа с ними занимательна и интересна не только из-за сюжета и практического полезного результата, но и из-за специфики групповой работы. Данная технология предполагает обсуждение, генерирование и реализацию собственных идей, поиск нестандартных путей решения. Во всех этих случаях учащиеся рассматривают различные пути применения математики, отстаивают и обосновывают свою точку зрения, закрепляя тем самым в своем сознании не только практическую пользу предмета, но и  формируя навыки его применения.

Игровая технология.

По определению Г. К. Селевко [5], игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Для успешного повышения математической грамотности путем применения игровой технологии необходим грамотный подбор практико-ориентированных заданий. Для победы своей команды учащиеся должны грамотно проанализировать условие, выделить из объема информации необходимое и найти ответ первыми. Задействуется читательская грамотность. В условиях ограниченного времени повышается концентрация и продуктивность. Учащиеся получают сильный внешний стимул к наиболее внимательной, усидчивой и быстрой работе с материалом. На такую работу тратится больше сил, но достижение позитивного результата демонстрирует учащимся их собственные возможности. Теперь они знают, что на подобное задание они могут потратить не 10 минут, а всего 5. Анализ и синтез информации практического содержания задействует не только читательскую грамотность, но и математическую, так как верный быстрый перевод задачи на математический язык также является ее непосредственным аспектом. Пример реализации технологии: «Игра в теннис». Цель: повторение математических терминов по определенной теме.  Проведение игры: формируются две команды. Учитель выбирает тему, по которой команды должны назвать понятия (высказывания, теоремы). Команда А называет первое понятие/название теоремы. Команда В за 5-7 секунд должна «отбить удар» и дать его определение/формулировку теоремы; при правильном ответе команды меняются ролями. Игра продолжается до тех пор, пока определения и теоремы в арсенале команд не кончатся или же обе команды не смогут дать верное определение одному понятию. Такую игру можно проводить как в начале урока в качестве разминки, так и в конце урока.

Вывод. В статье были рассмотрены 4 образовательные технологии (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, метод кейсов и игровая технология). Применение данных образовательных технологий в контексте работы с практико-ориентированными задачами представляется наиболее эффективным и оправданным.

Источники

1. Дударева, Н.В. Методические аспекты использования метода «Case study» при обучении математике в средней школе [Текст] / Т. А. Унегова // Педагогическое образование в России. – 2014. - №8.

2. Колдарь, Л.Е. Современные образовательные технологии на уроках математики [Текст] / Л.Е. Колдарь //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. - № 52.

3. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии Д.Г. Левитес.  - М. : Институт практической психологии, 1998г. - 288 с.

4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. 240 с.

5.  Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие  /  Г. К. Селевко  –  М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

24.08.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA "

одной из задач модернизации образования является  формирование функциональной грамотности...

Формирование математической грамотности учащихся в процессе преподавания математики

Формирование математической грамотности учащихся в процессе преподавания математикиУчитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний,и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои зна...

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся.

Одним из важнейших элементов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Решая такие задания, ребята учатся применять полученные знания в повседневной жизни.https://d...

МАСТЕР – КЛАСС «Формирование математической грамотности учащихся»

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики....

Развитие математической грамотности учащихся 8 классов на уроках геометрии.

В данном материале представлены две задачи по геометрии (тема: теорема Пифагора) и методика работы с ними на уроке....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология, повышающая функциональную грамотность школьников

В данный момент перед нашей страной стоит амбициозная цель - вхождение в число 20 наиболее конкурентноспособных стран мира. ...

Внеклассное мероприятие для 8 класса по развитию функциональной математической грамотности учащихся «Ремонт кабинета»

Тип:  внеклассное мероприятиеФорма:  урок-играЦели:   показать групповую работу учащихся с заданиями для развития функциональной грамотности на уроках математики;познаком...