Внеклассное мероприятие для 8 класса по развитию функциональной математической грамотности учащихся «Ремонт кабинета»
методическая разработка (8, 9 класс)

Климченко Ольга Владимировна

Тип:  внеклассное мероприятие

Форма:  урок-игра

Цели:   показать групповую работу учащихся с заданиями для развития функциональной грамотности на уроках математики;

познакомить с педагогическим опытом применения заданий по математической грамотности при подготовке к проведению ВПР и международного исследования PISA.

Задачи:

формирование у учащихся общих учебных умений и навыков:

 рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему надо научиться для решения поставленной задачи?

поисковые умения: умение самостоятельно выдвигать идеи, доставать недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезу, составлять причинно-следственные связи;

 навыки сотрудничества: умение коллективно планировать работу взаимодействовать друг с другом в группе;

коммуникативные умения: умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение идти на компромисс;

Форма проведения:  групповое проведение урока для учащихся 8 классов.

Оборудование: мультимедийный проектор, листы с задачами, маркеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  Теучежский  район

Внеклассное мероприятие  для 8 класса

по развитию функциональной математической грамотности учащихся

«Ремонт кабинета»

Климченко Ольга Владимировна

учитель математики

МБОУ СОШ № 4, аул Нечерезий

Домашний адрес: аул Понежукай ул. Восточная ,5

Телефон: 8-989-268-86-81

2022

Тип:  внеклассное мероприятие

Форма:  урок-игра

Цели:   показать групповую работу учащихся с заданиями для развития функциональной грамотности на уроках математики;

познакомить с педагогическим опытом применения заданий по математической грамотности при подготовке к проведению ВПР и международного исследования PISA.

Задачи:

формирование у учащихся общих учебных умений и навыков:

 рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему надо научиться для решения поставленной задачи?

поисковые умения: умение самостоятельно выдвигать идеи, доставать недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезу, составлять причинно-следственные связи;

 навыки сотрудничества: умение коллективно планировать работу взаимодействовать друг с другом в группе;

коммуникативные умения: умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение идти на компромисс;

Форма проведения:  групповое проведение урока для учащихся 8 классов.

Оборудование: мультимедийный проектор, листы с задачами, маркеры.

 

Ход  мероприятия.

1. Организационный момент

Учитель:

       Сегодня мы с вами находимся в кабинете математики. Здесь всегда чисто и аккуратно, но со временем даже стены изнашиваются и приходит время ремонта. Чтобы организовать хороший ремонт и не потратить лишних денег нужно уметь вести правильны расчёты строительных работ. Сегодня мы с вами все будем работать в расчётных отделах. Работаем в группах. Каждая группа в конце занятия предоставит свои расчёты по ремонту.

 

2. Беседа о строительных профессиях

 А сейчас давайте начнём с домашнего задания. Представитель каждой команды расскажет о строительной профессии.

1) маляр- штукатур

2) плотник

3) отделочник

4) дизайнер интерьеров

 

3. Постановка целей.

       Перед каждой командой стоит задача: рассчитать, в какую сумму обойдется школе ремонт кабинета математики. Нам необходимо рассчитать стоимость и количество разных материалов, общую сумму затрат и подобрать самый выгодный вариант. Давайте подумаем, какие формулы и знания нам потребуются?

1) Устная  работа

1.Мне потребуется покрасить стену. Какие измерения нужны? (длина и ширина)

2.Как узнать площадь стены? (S = a b) , а если стена квадратная?

3. Нужно заменить плинтуса. Какие измерения потребуются?

4. Как называется сумма длин всех сторон прямоугольника?

5.Как найти периметр? (P = 2 (a+b) )

6.Как найти периметр квадрата?

 

2) работа в группах (устная, с заполнением общей таблицы)

Формулы вспомнили, а теперь  выполним следующее задания: Соотнесите данные левого и правого столбца, заполнив таблицу. (выполняют в каждой группе отдельно, затем сдают, проверяем на экране)

 

А) Найдите периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см.

1) 4 дм

Б) Найдите площадь квадрата со стороной 9 м.

2) 9 м²

В) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 м и 8 см.

3) 81 м²

Г) Площадь прямоугольника 56 дм². Найдите ширину этого прямоугольника, если его длина 14 дм. 

4) 28 см

Д) Периметр квадратной песочницы 12 м. Найдите площадь этой песочницы

5) 48 см²

Е) Сумма двух сторон квадрата 16 дм. Найдите  площадь квадрата. 

6) 64 дм²

 

Ответ :

А

Б

В

Г

Д

Е

4

3

5

1

2

6

 

3) работа в группах (заполнение пропусков в тексте)

 С понятиями цена, количество, стоимость мы с вами сталкиваемся ежедневно совершая покупки. Вспомните эти понятия и формулы, заполнив пропуски в тексте.

 

_________________ – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.

 

___________________– это число которое показывает сколько куплено единиц товара.  

 

____________________ – это количество денег затраченных на всю покупку.

 

Правило 1

Чтобы найти стоимость(С)  нужно___________________  умножить на  ____________________

Правило 2

Чтобы найти количество (К), нужно ________________ разделить на ________________

Правило 3

Чтобы найти цену (Ц), нужно _______________ разделить на ___________________

ОТВЕТ:

Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.

Количество (К) – это число которое показывает сколько куплено единиц товара.  

Стоимость (С) – это количество денег затраченных на всю покупку.

Правило 1

Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на  количество:

С = Ц · К

Правило 2

Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену:

К = С : Ц

Правило 3

Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество:

Ц = С : К

Физкульт минутка

4. Практическая работа в группах

      Напомню: перед нами стоит задача: рассчитать, в какую сумму обойдется школе ремонт. Нам необходимо рассчитать стоимость и количество разных материалов, общую сумму затрат и подобрать самый выгодный вариант. Задания вы выполняете в группах.

По результатам ваших вычислений мы составим общую таблицу и вычислим сумму, необходимую для ремонта.

Группа 1 замена линолеума.

1.     Длина класса 15 м, ширина - 8 м

Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые могут понадобиться для замены линолеума. Вычислите сколько отрезов длины необходимо купить (необходимо застелить весь пол, линолеум может оставаться). Какова будет стоимость покупки в каждой фирме. Все расчёты внесите в таблицу:

Фирма

Ширина, м

Цена руб за 1 м длины

Количество отрезов

Стоимость покупки

Мода

2,5

605

 

 

Дива

3

740

 

 

Абсолют

4

780

 

 

 

2.     Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Смета расходов на покупку линолеума                                  

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество (м)

Стоимость

 

 

 

 

 

 

Группа 2 клей для укладки линолеума.

  1. Длина класса 15 м, ширина - 8 м

Линолеум укладывают на клей. Клей продаётся от трёх производителей в одинаковых банках массой 4 кг. Познакомьтесь с информацией таблицы и производите необходимые вычисления для определения стоимости клея у каждого производителя.

Площадь пола____________________________ м²

Производитель

Расход кг на м²

Цена (руб) за банку массой 4 кг

Необходимая масса клея, кг

Необходимое количество банок

Стоимость

А

0,3

1100

 

 

 

В

0,4

1005

 

 

 

С

0,5

700

 

 

 

 

2.     Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Смета расходов на укладку линолеума.                                  

Наименование товара

Место покупки (производитель)

Цена (руб)

Количество банок

Стоимость (руб)

 

Группа 3 покраска стен.

1.     Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо отремонтировать.

1 стена длина 15 м, высота 3 м

2 стена длина 8 м, высота 3 м

3 стена длина 8 м, высота 3 м, дверной проём размеры 1м× 2 м

4 стена длина 15 м высота до окна 1 м

 

Стена

Площадь стены

Площадь всей поверхности для покраски

1

 

 

2

 

3

 

4

 

 

2.     Ознакомьтесь с данными стоимости материалов, которые могут понадобиться для покраски стен.

 

Магазин

Масса(кг) одной банки

Цена за банку (руб)

Мир красок

4 кг

4275

Стройград

5,3 кг

5460

Ваш дом

3,2 кг

2600

 

Расход краски 100 г  на 1 м² поверхности.

Рассчитайте необходимое количество банок и стоимость покупки в каждом магазине

Магазин

Необходимая масса (кг) краски

Количество банок

Стоимость (руб)

Мир красок

 

 

 

Стройград

 

 

 

Ваш дом

 

 

 

 

3.     Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество банок

Стоимость (руб)

 

 

 

 

 

 

Группа 4 побелка потолка.

1.     Длина класса 15 м, ширина - 8 м

Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо отремонтировать.

2.     Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые могут понадобиться для побелки потолка.

Магазин

Масса одной упаковки

Цена за банку (руб)

Всё для ремонта

5кг

1275

Яндекс маркет

3500 г

960

Апельсин

500 г

540

 

Расход белой краски: 1 кг на 4 м2                            

Рассчитайте необходимое количество упаковок и стоимость покупки в каждом магазине

Магазин

Необходимая масса (кг) краски

Количество упаковок

Стоимость (руб)

Всё для ремонта

 

 

 

Яндекс маркет

 

 

 

Апельсин

 

 

 

 

3.     Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество упаковок

Стоимость(руб)

 

 

 

 

 

 

5. Подведение итогов

Проверяем полученные результаты. Затем представители каждой группы заполняют сводную таблицу. Итак  ребята составим смету ремонта кабинета

Смета ремонта кабинета

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество упаковок

Стоимость (руб)

Линолеум

 

 

 

 

 

Клей

 

 

 

 

Краска

 

 

 

 

Побелка

 

 

 

 

Итого

 

7. Рефлексия.

-Что нового узнали?

- Пригодятся ли в жизни полученные знания?

Давайте поблагодарим своих консультантов.

По мере работы учителем заполняется экспертный лист для оценки работы группы.

Вопросы

Ответы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Смогла ли группа самостоятельно сформулировать задачи?

 

 

 

 

Спланировали ли учащиеся свои действия, перед тем, как приступить к работе?

 

 

 

 

Как была организована работа на завершающем этапе? (общее обсуждение, каждый представил свои результаты или они не обсуждались в группе).

 

 

 

 

Были ли конфликтные ситуации? Как они разрешались?

 

 

 

 

Общее впечатление о работе группы.

 

 

 

 

Список используемых интернет источников:

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

?

Слайд 3

РЕМОНТ КАБИНЕТА учитель: Климченко О.В.

Слайд 4

МАЛЯР -ШТУКАТУР .

Слайд 5

ПЛОТНИК .

Слайд 6

ОТДЕЛОЧНИК .

Слайд 7

ДИЗАЙНЕР ИНТЕРЬЕРОВ .

Слайд 8

Какие формулы и знания нам потребуются?

Слайд 9

Нам потребуется покрасить стену. Какие измерения нужны?

Слайд 10

Как узнать площадь стены? А если стена квадратная?

Слайд 11

Нужно заменить плинтуса. Какие измерения потребуются?

Слайд 12

Как называется сумма длин всех сторон прямоугольника?

Слайд 13

Как найти периметр квадрата?

Слайд 14

Как найти периметр квадрата? А) Найдите периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см. 1) 4 дм Б) Найдите площадь квадрата со стороной 9 м. 2) 9 м² В) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 м и 8 см. 3) 81 м² Г) Площадь прямоугольника 56 дм². Найдите ширину этого прямоугольника, если его длина 14 дм. 4) 28 см Д) Периметр квадратной песочницы 12 м. Найдите площадь этой песочницы 5) 48 см² Е) Сумма двух сторон квадрата 16 дм. Найдите площадь квадрата. 6) 64 дм²

Слайд 15

А Б В Г Д Е 4 3 5 1 2 6

Слайд 16

С понятиями цена, количество, стоимость мы с вами сталкиваемся ежедневно совершая покупки. Вспомните эти понятия и формулы, заполнив пропуски в тексте.

Слайд 17

Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.

Слайд 18

Количество (К) – это число которое показывает сколько куплено единиц товара.

Слайд 19

Стоимость (С) – это количество денег затраченных на всю покупку.

Слайд 20

Правило 1 Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на количество: С = Ц · К

Слайд 21

Правило 2 Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену: К = С : Ц

Слайд 22

Правило 3 Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество: Ц = С : К

Слайд 23

Рассчитать, в какую сумму обойдется школе ремонт. Нам необходимо рассчитать стоимость и количество разных материалов, общую сумму затрат и подобрать самый выгодный вариант.

Слайд 24

Наименование товара Место покупки Цена (руб) Количество упаковок Стоимость (руб) Линолеум Клей Краска Побелка Итого

Слайд 25

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA "

одной из задач модернизации образования является  формирование функциональной грамотности...

Математический инструментарий формирования функциональной математической грамотности обучающихся

Текст выступления на РМО по теме "Математический инструментарий формирования функциональной математической грамотности обучающихся" (12_11_2021)...

Развитие функциональной математической грамотности во внеурочной деятельности

Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы.         Введение в российских школах Федерального государственно...

Статья: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье отражено понятие математической грамотности, содержание которого рассматривается в контексте функциональной грамотности. Рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения п...

«Практико-ориентированные задачи №1-5 ОГЭ как один из элементов развития функциональной математической грамотности обучающихся»

Одним из эффективных способов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Это задачи, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действитель...

Комплексные задания для формирования функциональной (математической) грамотности в 5 -7 классах

Комплексные задания для формирования функциональной (математической) грамотности в 5 -7 классах на уроках и во внеурочной деятельности....

Разработка заданий муниципальной олимпиады по функциональной математической грамотности «Учимся для жизни» для учащихся 9-х классов.

Функциональная грамотность — это способность человека использовать полученные знания и навыки для решения повседневных задач и проблем. Она включает в себя несколько основных аспектов:Математиче...