Особенности формирования математической культуры в современных условиях
статья по математике
Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
Математическая культура – это...
Математика - часть культуры человека. Основные аспекты.
К основным компонентам относят...
Элементы математической культуры.
Условия функционирования и развитияматематической культуры.
Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов.
Преемственность в обучении математике
между начальной школой и 5 классом.
Проблема. Возможности разрешения.
Специальные математические знания, умения и навыки.
Составление и использование банка задач по функциональной грамотности в основной школе.
Цифровая школа.
Математическое образование на современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.13 КБ |
![]() | 867.66 КБ |
![]() | 2.35 МБ |
![]() | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В современных УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
На современном этапе развития образования в РФ понятие «качество
образования» выступает важным элементом национальной политики государства. Это связано с тем,
что происходит обновление целей не только социально-экономической
сферы, но целей и содержания образования, осуществляется заявка на
личностно-ориентированный и компетентностный подходы.
В последние годы был принят ряд важных документов Правительства
РФ, направленных на модернизацию системы образования, среди которых
большое значение имеет Концепция развития математического образования
в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства России от 24
декабря 2013года №2506-р). Ключевые положения Концепции заключены в
следующем:
- Математика может стать важным элементом национальной идеи России XXI века.
- Математическое образование должно фактически явиться предметом
государственной программы.
- Любое стратегическое направление развития страны будет требовать высокого уровня математического основания и сопровождения.
Математика способна внести заметный вклад не только в общее
развитие личности, но и в формирование характера. Для законченного
решения математической задачи необходимо пройти довольно длинный путь.
Тем самым математика способствует формированию интеллектуальной
честности, объективности, настойчивости, способности к труду. Курс
математики содержит имеющую самостоятельное значение практическую,
утилитарную составляющую.
Для ориентации в современном мире каждому человеку совершенно
необходим некий набор знаний и умений математического характера (навыки
вычислений, элементы практической геометрии - измерение геометрических
величин, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с
функциями и графиками, составление и решение уравнений, неравенств и их
систем и т.д.). Тем самым речь идет о математической культуре.
«Любые стандарты, относящиеся к математическому образованию, будут неполными, если в них не отражены требования к формированию математической культуры учащихся».
Раскрывая понятие «математическая культура», можно отметить несколько его значений. В каждом из них математическая культура
отождествляется с аспектами использования математического языка в общении между людьми и в отражении действительности с совокупностью всех достижений человечества, с уровнем развития человечества, и с осознанным пользованием математическим языком.
Математическая культура – это:
- совокупность достижений человечества в его умениях пользоваться
математическим языком в качестве средства как для общения с людьми, так и
для описания и познания окружающей действительности;
- уровень, степень развития человечества в его умениях пользоваться
математическим языком как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности;
- осознанное пользование математическим языком как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности.
Понятие математической культуры определяет
«совокупность следующих компонентов: система математических знаний и
умений, математическое мышление, математический язык, математическое
самообразование и творческое саморазвитие».
Кроме математического знания, хотелось бы обратить ваше внимание на
четыре основных аспекта, расширяющих знание математики до уровня
математической культуры:
- выделение человеком математической ситуации из всего разнообразия ситуаций в окружающем мире;
- наличие математического мышления;
- использование всего разнообразия средств математики;
- готовность к творческому саморазвитию, рефлексия.
Изучение исследований российских ученых по формированию
математической культуры дают возможность выделить составляющие
математической культуры. Но для этого надо иметь в виду, что математика
является частью культуры человека.
В научной литературе выделяется ещё один аспект понятия культуры –
как средства познания и описания реальной действительности на различных
уровнях абстрагирования с помощью естественного языка, языка искусства,
математического языка и др. Это дает возможность считать математику
необходимой составной частью общей культуры человека.
Изучение математики совершенствует общую культуру мышления,
приучает школьников логически рассуждать, воспитывает у них точность и
обстоятельность высказываний. Математика развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, алгоритмизации, обобщению, размышлению, анализу, обоснованной критике.
Математика и математическая культура - понятия не тождественные.
Термин «математическая культура» используется для того, чтобы отметить,
каким образом личность взаимодействует с таким знанием, как математика, и
как математика может влиять на структуру и внутренний мир личности.
Анализ педагогической и методической литературы показал, что в
настоящее время нет единого подхода к определению сущности и содержания понятия «математическая культура». Ее рассматривают и как интегральное образование личности качество личности, систему математических знаний, умений и навыков, часть общей культуры, совокупность присвоенных человеком объектов общей культуры, аспект профессиональной культуры.
Несмотря на широкую распространенность понятия «математическая
культура», оно не имеет однозначной трактовки и совокупности компонентов.
Исходя из содержания математического образования и характера учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению этим содержанием, к
основным компонентам относят:
- ценностно-мотивационный компонент как систему личностно-ориентированных ценностей, учебных мотивов и направленности личности;
- когнитивно-компетентностный компонент как систему математических знаний, умений и навыков;
- операциональный компонент как систему умственных операций и действий;
- креативный компонент как культуру творчества, культуру исследования, культуру научного поиска;
- коммуникативный компонент как систему знаний и умений организации учебного взаимодействия;
- рефлексивный компонент как систему умений, позволяющих субъектам обучения осознать и оценить степень сформированности у них всех компонентов математической культуры и успешности деятельности по ее формированию.
В качестве основополагающего принципа курса математики на первый
план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении. В
соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике
становится не изучение основ математической науки, как таковой, а
интеллектуальное, общекультурное развитие, т.е. формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления и качеств личности,
необходимых для полноценного функционирования человека в современном
обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.
Анализ педагогической и методической литературы показал, что можно
выделить следующие элементы математической культуры:
- вычислительные навыки;
- грамотная математическая речь;
- умение применять в жизни математические знания;
- творчество;
- интерес к предмету.
Формирование данных элементов на уроках математики может
осуществляться через разнообразие форм урочной и внеурочной деятельности.
Процесс формирования математической культуры школьника является
педагогической системой, которая успешно функционирует и развивается
только при определенных условиях:
1. Усиление роли межпредметных связей в процессе обучения математике.
2. Овладение обучающимися обобщенной структурой решения задач.
3. Возрастание значимости решения задач с практической направленности.
4. Непрерывное формирование математических компетенций обучающихся.
5. Интенсификация самообразования в развитии математической
культуры.
Предварительный просмотр:
Преемственность в обучении математике
между начальной школой и 5 классом
Пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние».
В таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции.
Тенденции :
- ухудшение ситуации
- улучшение ситуации
- стабильное положение
Проблема | Возможности разрешения |
|
|
|
|
Специальные математические знания, умения и навыки.у
Проблема | Возможности разрешения |
|
|
Составление и использование банка задач по функциональной грамотности в основной школеС
Таким образом, в современных условиях процесс образования человека
можно определить формулой: от знающего человека - к «человеку культуры», а математическое образование из способа передачи опыта
растущему человеку превращается в механизм развития его математической
культуры. В связи с этим математическое образование на современном этапе
направлено на повышение его качества, включающего: учебные результаты,
социализацию выпускников, развитие гражданского самосознания.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-157318-1354730289.jpg)
Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях
Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-311314-1387212837.jpg)
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо адапт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-202946-1377834810.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Советы родителям...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-479526-1413405674.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как основное условие формирования личности, адаптированной к современным условиям жизни
Вработе азируется опыт работы учителя иностранного языка по использованию здоровьесберегающих технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1207120-1579099383.jpg)
Особенности формирования математической компетентности студентов в педагогическом колледже
Для создания новых технологий, изобретения новых программных продуктов нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/16/picture-1337233-1623835392.jpg)
Эффективные практики организации учебного процесса в условиях формирования математической культуры и навыков математического моделирования как основы инженерного мышления
Современные преобразования общества значительно повлияли на приоритеты и цели образования. Одной из основных целей "Национальной доктрины об образовании" является "подготовка высокообра...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/08/picture-1547464-1733673631.png)
Урок "Особенности общения подростков.Общение в современных условиях"
изучение нового материала и практические упражнения....