Особенности формирования математической культуры в современных условиях
статья по математике

 

Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Математическая культура – это...

Математика - часть культуры человека. Основные аспекты.

К основным компонентам относят...

Элементы математической культуры.

Условия функционирования и развитияматематической культуры.

Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов.

Преемственность в обучении математике
между начальной школой и 5 классом.

 Проблема.        Возможности разрешения.

Специальные  математические знания, умения и навыки.

Составление и использование банка задач по функциональной грамотности в основной школе.

Цифровая школа.

Математическое образование на современном этапе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В современных УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

На современном этапе развития образования в РФ понятие «качество

образования» выступает важным элементом национальной политики государства. Это связано с тем,

что происходит обновление целей не только социально-экономической

сферы, но целей и содержания образования, осуществляется заявка на

личностно-ориентированный и компетентностный подходы.

В последние годы был принят ряд важных документов Правительства

РФ, направленных на модернизацию системы образования, среди которых

большое значение имеет Концепция развития математического образования

в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства России от 24

декабря 2013года №2506-р). Ключевые положения Концепции заключены в

следующем:

  • Математика может стать важным элементом национальной идеи России XXI века.
  • Математическое образование должно фактически явиться предметом

государственной программы.

  • Любое стратегическое направление развития страны будет требовать высокого уровня математического основания и сопровождения.

Математика способна внести заметный вклад не только в общее

развитие личности, но и в формирование характера. Для законченного

решения математической задачи необходимо пройти довольно длинный путь.

Тем самым математика способствует формированию интеллектуальной

честности, объективности, настойчивости, способности к труду. Курс

математики содержит имеющую самостоятельное значение практическую,

утилитарную составляющую.

Для ориентации в современном мире каждому человеку совершенно

необходим некий набор знаний и умений математического характера (навыки

вычислений, элементы практической геометрии - измерение геометрических

величин, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с

функциями и графиками, составление и решение уравнений, неравенств и их

систем и т.д.). Тем самым речь идет о математической культуре.

 «Любые стандарты, относящиеся к математическому образованию, будут неполными, если в них не отражены требования к формированию математической культуры учащихся».

Раскрывая понятие «математическая культура», можно отметить несколько его значений. В каждом из них математическая культура

отождествляется с аспектами использования математического языка в общении между людьми и в отражении действительности с совокупностью всех достижений человечества, с уровнем развития человечества, и с осознанным пользованием математическим языком.

Математическая культура – это:

  • совокупность достижений человечества в его умениях пользоваться

математическим языком в качестве средства как для общения с людьми, так и

для описания и познания окружающей действительности;

  • уровень, степень развития человечества в его умениях пользоваться

математическим языком как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности;

  • осознанное пользование математическим языком как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности.

Понятие математической культуры определяет

«совокупность следующих компонентов: система математических знаний и

умений, математическое мышление, математический язык, математическое

самообразование и творческое саморазвитие».

Кроме математического знания, хотелось бы обратить ваше внимание на

четыре основных аспекта, расширяющих знание математики до уровня

математической культуры:

  • выделение человеком математической ситуации из всего разнообразия ситуаций в окружающем мире;
  • наличие математического мышления;
  • использование всего разнообразия средств математики;
  • готовность к творческому саморазвитию, рефлексия.

Изучение исследований российских ученых по формированию

математической культуры дают возможность выделить составляющие

математической культуры. Но для этого надо иметь в виду, что математика

является частью культуры человека.

В научной литературе выделяется ещё один аспект понятия культуры –

как средства познания и описания реальной действительности на различных

уровнях абстрагирования с помощью естественного языка, языка искусства,

математического языка и др. Это дает возможность считать математику

необходимой составной частью общей культуры человека.

Изучение математики совершенствует общую культуру мышления,

приучает школьников логически рассуждать, воспитывает у них точность и

обстоятельность высказываний. Математика развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, алгоритмизации, обобщению, размышлению, анализу, обоснованной критике.

Математика и математическая культура - понятия не тождественные.

Термин «математическая культура» используется для того, чтобы отметить,

каким образом личность взаимодействует с таким знанием, как математика, и

как математика может влиять на структуру и внутренний мир личности.

Анализ педагогической и методической литературы показал, что в

настоящее время нет единого подхода к определению сущности и содержания понятия «математическая культура». Ее рассматривают и как интегральное образование личности качество личности, систему математических знаний, умений и навыков, часть общей культуры, совокупность присвоенных человеком объектов общей культуры, аспект профессиональной культуры.

Несмотря на широкую распространенность понятия «математическая

культура», оно не имеет однозначной трактовки и совокупности компонентов.

Исходя из содержания математического образования и характера учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению этим содержанием, к

основным компонентам относят:

  • ценностно-мотивационный компонент как систему личностно-ориентированных ценностей, учебных мотивов и направленности личности;
  • когнитивно-компетентностный компонент как систему математических знаний, умений и навыков;
  • операциональный компонент как систему умственных операций и действий;
  • креативный компонент как культуру творчества, культуру исследования, культуру научного поиска;
  • коммуникативный компонент как систему знаний и умений организации учебного взаимодействия;
  • рефлексивный компонент как систему умений, позволяющих субъектам обучения осознать и оценить степень сформированности у них всех компонентов математической культуры и успешности деятельности по ее формированию.

В качестве основополагающего принципа курса математики на первый

план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении. В

соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике

становится не изучение основ математической науки, как таковой, а

интеллектуальное, общекультурное развитие, т.е. формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления и качеств личности,

необходимых для полноценного функционирования человека в современном

обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.

Анализ педагогической и методической литературы показал, что можно

выделить следующие элементы математической культуры:

  • вычислительные навыки;
  • грамотная математическая речь;
  • умение применять в жизни математические знания;
  • творчество;
  • интерес к предмету.

Формирование данных элементов на уроках математики может

осуществляться через разнообразие форм урочной и внеурочной деятельности.

Процесс формирования математической культуры школьника является

педагогической системой, которая успешно функционирует и развивается

только при определенных условиях:

1. Усиление роли межпредметных связей в процессе обучения математике.

2. Овладение обучающимися обобщенной структурой решения задач.

3. Возрастание значимости решения задач с практической направленности.

4. Непрерывное формирование математических компетенций обучающихся.

5. Интенсификация самообразования в развитии математической

культуры.



Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении математике
между начальной школой и 5 классом
                           

Пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние».

В таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции.

Тенденции :

- ухудшение ситуации

- улучшение ситуации

- стабильное положение

Проблема

Возможности разрешения

  • Недостаточная техника чтения (математических текстов, условий задач),
  • большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса,
  • неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.

  • Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, читать вслух и анализировать условия задач.

  • Недостаточная скорость письма,
  • нечеткий почерк у значительной части детей.
  • Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.

  • Недостаточная скорость письма,
  • нечеткий почерк у значительной части детей.
  • Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.

Специальные математические знания, умения и навыки.у

Проблема

Возможности разрешения

  • Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 – устно).
  • Ошибки в письменном умножении и делении многозначных чисел.
  • Слабое знание правил порядка выполнения действий (в т.ч. в выражениях со скобками)
  • Недостаточное умение решать текстовые задачи.
  • Недостаточное развитие графических умений.
  • Формальное представление об уравнении, его корне, способах проверки.
  • Недостаточно грамотная математическая речь учащихся.

  • Постоянное систематическое проведение содержательного устного счета.
  • Предлагать сначала представить себе ситуацию о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. При обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое, второе действие – именно такое?
  • Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по команде.
  • Большее внимание уделять формированию понятий переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной.
  • Чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.

Составление и использование банка задач по функциональной грамотности в основной школеС

Таким образом, в современных условиях процесс образования человека

можно определить формулой: от знающего человека - к «человеку культуры», а математическое образование из способа передачи опыта

растущему человеку превращается в механизм развития его математической

культуры. В связи с этим математическое образование на современном этапе

направлено на повышение его качества, включающего: учебные результаты,

социализацию выпускников, развитие гражданского самосознания.

       


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение,...

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо  адапт...

Формирование математической культуры сегодня

Формирование математической культуры сегодняПрблемы современного образования.Учителю учиться легче не становится.Дети хуже не стали.Учителя хуже нестали.Что происходит?...

Актуальность формирование гражданской идентичности в современных условиях

Актуальность формирование гражданской идентичности в современных условиях....

Особенности формирования математической компетентности студентов в педагогическом колледже

Для создания новых технологий, изобретения новых программных продуктов нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальн...