Особенности формирования математической культуры в современных условиях
статья по математике
Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
Математическая культура – это...
Математика - часть культуры человека. Основные аспекты.
К основным компонентам относят...
Элементы математической культуры.
Условия функционирования и развитияматематической культуры.
Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов.
Преемственность в обучении математике
между начальной школой и 5 классом.
Проблема. Возможности разрешения.
Специальные математические знания, умения и навыки.
Составление и использование банка задач по функциональной грамотности в основной школе.
Цифровая школа.
Математическое образование на современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В современных УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС | 20.13 КБ |
Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом | 867.66 КБ |
Приложение 1 | 2.35 МБ |
Приложение 2 | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В современных УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
На современном этапе развития образования в РФ понятие «качество
образования» выступает важным элементом национальной политики государства. Это связано с тем,
что происходит обновление целей не только социально-экономической
сферы, но целей и содержания образования, осуществляется заявка на
личностно-ориентированный и компетентностный подходы.
В последние годы был принят ряд важных документов Правительства
РФ, направленных на модернизацию системы образования, среди которых
большое значение имеет Концепция развития математического образования
в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства России от 24
декабря 2013года №2506-р). Ключевые положения Концепции заключены в
следующем:
- Математика может стать важным элементом национальной идеи России XXI века.
- Математическое образование должно фактически явиться предметом
государственной программы.
- Любое стратегическое направление развития страны будет требовать высокого уровня математического основания и сопровождения.
Математика способна внести заметный вклад не только в общее
развитие личности, но и в формирование характера. Для законченного
решения математической задачи необходимо пройти довольно длинный путь.
Тем самым математика способствует формированию интеллектуальной
честности, объективности, настойчивости, способности к труду. Курс
математики содержит имеющую самостоятельное значение практическую,
утилитарную составляющую.
Для ориентации в современном мире каждому человеку совершенно
необходим некий набор знаний и умений математического характера (навыки
вычислений, элементы практической геометрии - измерение геометрических
величин, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с
функциями и графиками, составление и решение уравнений, неравенств и их
систем и т.д.). Тем самым речь идет о математической культуре.
«Любые стандарты, относящиеся к математическому образованию, будут неполными, если в них не отражены требования к формированию математической культуры учащихся».
Раскрывая понятие «математическая культура», можно отметить несколько его значений. В каждом из них математическая культура
отождествляется с аспектами использования математического языка в общении между людьми и в отражении действительности с совокупностью всех достижений человечества, с уровнем развития человечества, и с осознанным пользованием математическим языком.
Математическая культура – это:
- совокупность достижений человечества в его умениях пользоваться
математическим языком в качестве средства как для общения с людьми, так и
для описания и познания окружающей действительности;
- уровень, степень развития человечества в его умениях пользоваться
математическим языком как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности;
- осознанное пользование математическим языком как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности.
Понятие математической культуры определяет
«совокупность следующих компонентов: система математических знаний и
умений, математическое мышление, математический язык, математическое
самообразование и творческое саморазвитие».
Кроме математического знания, хотелось бы обратить ваше внимание на
четыре основных аспекта, расширяющих знание математики до уровня
математической культуры:
- выделение человеком математической ситуации из всего разнообразия ситуаций в окружающем мире;
- наличие математического мышления;
- использование всего разнообразия средств математики;
- готовность к творческому саморазвитию, рефлексия.
Изучение исследований российских ученых по формированию
математической культуры дают возможность выделить составляющие
математической культуры. Но для этого надо иметь в виду, что математика
является частью культуры человека.
В научной литературе выделяется ещё один аспект понятия культуры –
как средства познания и описания реальной действительности на различных
уровнях абстрагирования с помощью естественного языка, языка искусства,
математического языка и др. Это дает возможность считать математику
необходимой составной частью общей культуры человека.
Изучение математики совершенствует общую культуру мышления,
приучает школьников логически рассуждать, воспитывает у них точность и
обстоятельность высказываний. Математика развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, алгоритмизации, обобщению, размышлению, анализу, обоснованной критике.
Математика и математическая культура - понятия не тождественные.
Термин «математическая культура» используется для того, чтобы отметить,
каким образом личность взаимодействует с таким знанием, как математика, и
как математика может влиять на структуру и внутренний мир личности.
Анализ педагогической и методической литературы показал, что в
настоящее время нет единого подхода к определению сущности и содержания понятия «математическая культура». Ее рассматривают и как интегральное образование личности качество личности, систему математических знаний, умений и навыков, часть общей культуры, совокупность присвоенных человеком объектов общей культуры, аспект профессиональной культуры.
Несмотря на широкую распространенность понятия «математическая
культура», оно не имеет однозначной трактовки и совокупности компонентов.
Исходя из содержания математического образования и характера учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению этим содержанием, к
основным компонентам относят:
- ценностно-мотивационный компонент как систему личностно-ориентированных ценностей, учебных мотивов и направленности личности;
- когнитивно-компетентностный компонент как систему математических знаний, умений и навыков;
- операциональный компонент как систему умственных операций и действий;
- креативный компонент как культуру творчества, культуру исследования, культуру научного поиска;
- коммуникативный компонент как систему знаний и умений организации учебного взаимодействия;
- рефлексивный компонент как систему умений, позволяющих субъектам обучения осознать и оценить степень сформированности у них всех компонентов математической культуры и успешности деятельности по ее формированию.
В качестве основополагающего принципа курса математики на первый
план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении. В
соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике
становится не изучение основ математической науки, как таковой, а
интеллектуальное, общекультурное развитие, т.е. формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления и качеств личности,
необходимых для полноценного функционирования человека в современном
обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.
Анализ педагогической и методической литературы показал, что можно
выделить следующие элементы математической культуры:
- вычислительные навыки;
- грамотная математическая речь;
- умение применять в жизни математические знания;
- творчество;
- интерес к предмету.
Формирование данных элементов на уроках математики может
осуществляться через разнообразие форм урочной и внеурочной деятельности.
Процесс формирования математической культуры школьника является
педагогической системой, которая успешно функционирует и развивается
только при определенных условиях:
1. Усиление роли межпредметных связей в процессе обучения математике.
2. Овладение обучающимися обобщенной структурой решения задач.
3. Возрастание значимости решения задач с практической направленности.
4. Непрерывное формирование математических компетенций обучающихся.
5. Интенсификация самообразования в развитии математической
культуры.
Предварительный просмотр:
Преемственность в обучении математике
между начальной школой и 5 классом
Пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние».
В таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции.
Тенденции :
- ухудшение ситуации
- улучшение ситуации
- стабильное положение
Проблема | Возможности разрешения |
|
|
|
|
Специальные математические знания, умения и навыки.у
Проблема | Возможности разрешения |
|
|
Составление и использование банка задач по функциональной грамотности в основной школеС
Таким образом, в современных условиях процесс образования человека
можно определить формулой: от знающего человека - к «человеку культуры», а математическое образование из способа передачи опыта
растущему человеку превращается в механизм развития его математической
культуры. В связи с этим математическое образование на современном этапе
направлено на повышение его качества, включающего: учебные результаты,
социализацию выпускников, развитие гражданского самосознания.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях
Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение,...
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо адапт...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Советы родителям...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как основное условие формирования личности, адаптированной к современным условиям жизни
Вработе азируется опыт работы учителя иностранного языка по использованию здоровьесберегающих технологий...
Формирование математической культуры сегодня
Формирование математической культуры сегодняПрблемы современного образования.Учителю учиться легче не становится.Дети хуже не стали.Учителя хуже нестали.Что происходит?...
Актуальность формирование гражданской идентичности в современных условиях
Актуальность формирование гражданской идентичности в современных условиях....
Особенности формирования математической компетентности студентов в педагогическом колледже
Для создания новых технологий, изобретения новых программных продуктов нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальн...