Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях
статья по теме

Сергун Татьяна Александровна

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Сегодня наша страна взяла курс на стабильное и политическое развитие, что невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В этой связи в общей системе образования должны непременно присутствовать не только учебные, но и воспитательные дисциплины, основной целью которых являлось бы формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей  и ценящей её культуру и историю.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях»

Т.А. Сергун, учитель истории и обществознания, I категория МБОУ «СОШ № 18».(слад 1).

Введение.

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Сегодня наша страна взяла курс на стабильное и политическое развитие, что невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В этой связи в общей системе образования должны непременно присутствовать не только учебные, но и воспитательные дисциплины, основной целью которых являлось бы формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей  и ценящей её культуру и историю.

Духовно - нравственная культура и духовно – нравственное воспитание.

В 2007 году в закон РФ «Об образовании» внесено несколько значительных поправок, появились две замечательные фразы.(слайд 2). Первая: «содержание образование должно обеспечивать «духово – нравственное   развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (пункт 6 статьи 9 ). Вторая: «содержание образования должно обеспечить…формирование духовно – нравственной личности» (пункт 2 статьи 14).Теперь по Закону получается, что духовно – нравственная личность – это цель образования. Следовательно, вся система образования должна быть просто пронизана духовно – нравственным содержанием.

На протяжении всей нашей истории духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом Российского государства. Пренебрежение ими в недавнем прошлом стало источником растущей бездуховности, социального пессимизма, гражданской пассивности, ослабило государство и общество.

Важнейшая задача сегодня – укоренение новой мировоззренческой основы нашего образования. Мировоззрение строится либо на традиции, либо на идеологии. Традиция – это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое лицо.

Что касается идеологии, то она рационалистична. Идеология проистекает из сконструированных человеческим разумом представлений о жизни, её целях и возможностях. Можно сказать, что идеология – это искусственная традиция, которая не имеет под собой ни опыта жизни, ни мудрости поколений, ничего, кроме человеческого своеумия и своеволия, человеческой корысти  и лукавства.

Главная задача нашего времени – вернуться от идеологии к традиционной жизни, и в этом особую роль играет образование.

Чтобы вернуться к воспитанию личности, укорененной традиции, необходимо положить духово – нравственную культуру православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Эта основа нацелит образование на создание условий, способствующих рождению в человеке духовной жизни и её развитию. Это не значит, что преподавать нужно вероучительный предмет, излагающий учение Православной Церкви. Речь идет о восприятии идеалов и ценностей, укорененной в православной традиции и способствующих воспитанию личностей, желающих и способных возрождать нашу цивилизацию.

Для российского образования характерно изучение языков народов, включаемых в пространство государства, изучение и сохранение их правовых и культурных обычаев, социальной структуры, религии. Это тоже элемент духовно – нравственной  культуры, который необходимо сохранить, обеспечивая в образовании воспроизводство традиционной основы нашей жизни.

Православную культуру давно предлагалось включить в федеральный образовательный стандарт, то есть изучать во всех школах и регионах России  всем обучающимся в российских школах детям, без различия вероисповеданий. Изучать предлагается не православное исповедание, а представления Православия о человеке, его призвании, о нравственном законе  и способах его соблюдения, о том, как люди строили свою душу, свой дом и нашу страну.

Это не оскорбляет мусульман, буддистов, атеистов, потому что творцами православной культуры являются люди разных кровей, иноверцы и даже атеисты. Дело не в крови и не в фамилии.

Православная культура – это язык выражения внутреннего мира всего  народа, а не только одного человека. Из истории нам известно, что Л.Толстой был отлучен от церкви, те не менее он творец православной культуры. Тургенев называл себя атеистом, но и он – творец православной культуры. Мусульманские поэты и писатели – такие, как Газманов, Айтматов, - творцы православной культуры. Фронтовики коммунисты, бывшие атеистами, писали замечательные произведения о войне, они тоже творцы православной культуры.

Задачу восстановления традиционных мировоззренческих основ образования сегодня решать  можно и нужно, для её решения все есть. Накоплен опыт изучения православной культуры, очень разнообразный, но является целой, единой большой образовательной области – «духовно – нравственная культура» России.

Основными сферами жизни ребёнка, в которых происходит непрерывный процесс духовно – нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и школа. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности (слайд 3):

- патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

- гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

-  наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

- традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

-  искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей, т.е. необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Об Основах Православной культуры.

Центрами воспитания и образования  всегда были церкви и школы, и сегодня сохраняется их значимость в воспитательно – образовательном процессе подрастающего поколения.

В 2011 г. завершилась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах некоторых регионов, в том числе и в школах Вологодской области. Уже начиная с 2012 г. преподавание курса проходит в общеобразовательных учреждениях всех субъектов РФ в штатном режиме. Одним из модулей курса ОРКиСЭ являются Основы Православной Культуры (ОПК).

Введение в школьную программу ОПК– один из шансов для спасения детей от духовной невидимой власти сил зла. Дать ребенку прочную основу, нравственный фундамент можно, только формируя духовную структуру его личности, как Божественного существа, созданного по Его образу и подобию. Тогда все культурные, бытовые, социальные отношения и связи в человеческом мире обретают смысл и значение, как пути к Богу или от него. Появляется система координат, душа уже не блуждает в потемках, уже может ориентироваться в понятиях, что есть добро, а что зло.

Курс ОПК рассчитан на младших школьников. Дети младшего школьного возраста живут глубокой внутренней жизнью, они серьезно переживают неуравновешенность окружающего мира. Их молодые души в большей степени, чем души взрослых, расстраивает и задевает и расстраивает зло и неправда.

В младшем школьном возрасте ещё есть возможность укрепить душу ребенка и склонить её к правде, объяснить, что зла нет, что зло – обман, ошибка, промах. Человек может выбирать только добро, и тогда зла не будет. Без веры в добро со временем душа свыкается с неправдой, закрывается от мира эгоизмом, себялюбием, отвечая злом на зло.

Ребенок не имеет опыта веры, у большинства нет примера верующих родителей, бабушек, дедушек. У школьников масса духовных недоумений. К этому плюсуется влияние духовной путаницы взрослых. Сориентироваться ребенку в духовном мире, помочь ему выстроить в сердце прочную систему жизненных ценностей – таковы задачи преподавателей ОПК.

В ходе апробации были выявлены как позитивные моменты, так и некоторые проблемы. В целом курс оказался востребованным и оценен участниками образовательного процесса положительно. Учителя, преподававшие курс, отметили рост интереса обучающихся к историко – культурным ценностям, повышение эффективности воспитательного процесса. Положительное влияние курса на взаимоотношения детей друг с другом и со взрослыми отметили родители. Надо заметить, что многие родители вначале отнеслись к введению нового предмета с настороженностью и непониманием, а к моменту окончания апробации кроме уже названных положительных результатов отметили значительное укрепление связи со школой.

Нельзя не отметить ещё один очень важный аспект: установились конструктивные отношения между учителями, обучающимися и их родителями, а также между светской системой образования и представителями общественных организаций.

ОПК – своеобразная ступень для начального духовно - нравственного роста и воспитания наших детей, но очень важно, чтобы сама школа хотела изучать православную культуру. Необходимо, чтобы школа не один год, а на протяжении всех лет обучения обращалась к духовным вопросам, к традициям, к истинным ценностям. Задача духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения, стоящая перед школой, не просто крайне сложна. Она выполнима только в случае, если, воспитывая личность духовную и высоконравственную, утвердившуюся в добре, сами воспитатели – преподаватели и родители – выбрали духовность и истинное Добро.

Хочется верить, что благие семена, брошенные в детские души на уроках ОПК в начальной школе, прорастут в будущей жизни Верой, с которой не страшны житейские бури, с которой человек идет навстречу Истине, а взаимодействие Церкви и школы в деле духовно – нравственного воспитания школьников укрепиться и принесет благодатны плоды.

Духовное состояние современной молодежи.

Сегодня молодежь – это та целевая группа, о социальном и нравственно благополучии которой заботиться государство, общество и Церковь. В настоящее время, работая с молодежью, надо искать новые приемлемые формы работы. Молодежь захвачена информационными потоками, живет новыми культурными ценностями. Задача педагога – находить современный вид деятельности, в рамках которой происходит духовный рост ребенка.

Служители Церкви, деятели культуры, политики, работники образования отмечают, падение нравов и стремительный рост преступности – это общая тенденция в мире, связанная с отходом от христианства. Вместо Бога – культ богатства, вместо христианских заповедей любви и смирения – эгоизм, зависть и гордость.

Одной из страстей, захвативших молодежь, является телевидение и кинематограф. В плену телевизионной зависимости оказываются даже пожилые люди. Что же говорить о восприимчивой к греху молодежи? Современный человек находится в плену телевизионной пропаганды оккультизма. Наши люди, будучи крещеными, серьезно увлекаются изучением восточных культур, искусства фэн – шуй, разбираются в вопросах экстрасенсорики, знают по именам всех экстрасенсов из телебитв.

В отношении к телевидению выделяются две позиции: одна заключается в резко отрицательном отношении к тенденциям современной телевизионной индустрии, видя в ней  угрозу для современной молодежи, в призыве к радикальным мерам - весь телеэфир очистить от всего недостойного, неприличного, вредного и показывать только доброе и хорошее.  

Другая позиция предполагает не предание телевидения анафеме, а исправлять его. Сегодня молодежь перестала читать, это данность. И есть понятие картинки, которая востребована. В одиночку не спасаются, поэтому выходом и будет исправление телевидения. Сегодня появляются каналы, выполняющие функцию миссионера и катехизатора («Союз», «Радость моя», «Спас»). У них большая география и широкая аудитория.

Ныне наше общество вместе с демократическими изменениями получило целую индустрию развлечений. Ощутимое влияние на умы по – прежнему оказывает кинематограф, но несколько иначе: все больше пошлости, примеров распущенности и безнравственности распространяется через экран. Молодежь не в силах противостоять этому. Не имея нравственных ориентиров, молодые люди принимают насилие за геройство, поведение «звезд» за образцы, то есть воздействует то, что дезориентирует. Между тем в человеке все должно быть подчинено духовной доминанте: священное – главное в жизни.

Создание и поддержка нравственного кино сегодня необходимы: благотворное влияние оказали бы положительные герои, которые бы  направили мыли людей к возвышенному, прекрасному, доброму.

Один преуспевающий британский кинорежиссер заявляет: «Людей интересуют, по существу, только две вещи: секс и насилие. Это я им и показываю». Молодежи говорят: «Понятие греха устарело, все дозволено, наслаждайтесь». И незаметно человек становится рабом собственных страстей.

В производстве фильмов коммерческий интерес стал единственным мерилом, даже творческий – на втором плане. И разумеется ни о каком нравственном критерии речь не идет вообще.

В 2004 года. Институтом экспертизы образовательных программ и государственных конфессиональных отношений был учрежден фестиваль духовно- нравственного кино Лучезарный Ангел», ставший приоритетным проектом Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Проводится ежегодно в разных регионах России. В 2012 году он прошел с 1 по 8 ноября в Москве.

Созданный в противовес массовому развлекательно-коммерческому кино, ставшему популярным в начале третьего тысячелетия, фестиваль ставил своей задачей привлечь в кинозалы  зрителя заинтересованного, думающего, имеющего чувство высокой гражданской ответственности, ориентированного на идеалы духовного возрождения страны.

Как спасти молодое поколение, от которого зависит наше будущее? Можно привлечь к научно – техническому творчеству, к искусству. Но это удел немногих. Можно увлечь спортом. Но культ тела приводит к безнраственности, что мы видим на примере спортсменов, завершивших карьеру: мужчины пополняют преступный мир, женщины обнажаются для рекламы.

Сегодня подтверждается убежденность, что нравственное воспитание детей и молодежи – важнейшая проблема национальной безопасности России. Президент России В. В. Путин настойчиво и последовательно ставил вопросы нравственности, нравственного выбора в ежегодных посланиях Федеральному Собранию в 2000 – 2007гг.и в 2012 г. на первые места. Без опоры на тысячелетние традиции России нам не возродить страну, её национальную самобытность.

Заключение.

Сегодняшние реалии ставят нам очень важные и значимые задачи, одной и которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, веру.

Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров в политику государства, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой культуры.

Духовно – нравственное воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному, наследию, обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, себя. Духовно – нравственное воспитание может стать важнейшим общественным делом, которое сплотит народ и позволит России выйти на новые исторические рубежи.

Литература.

Духовно – нравственная культура в школе: Учебно – методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб.1. – М., Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений, 2007. – 400 с.: с ил.

Духовно – нравственная культура в школе. Учебно – методическое пособие # Под редакцией игумена Киприана (Ященко). – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений, 2009.- 312 с.

Православное воспитание и образование: Педагогический журнал. Вып. 24 – Вологда: Комиссия о религиозному образованию Вологодской епархии, 2012 – 44 с.

Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания/ Игумен Киприан (Ященко), 2012. – 336 с.:цв.ил.

Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – 240 с.

Приложение.

«Радость моя» — это детский семейный образовательный телеканал. «Радость моя» — это светский канал, созданный православными людьми. - культурно-просветительские, образовательные и детские программы. Особенность «Радости моей» - приверженность православным традициям.

Идея создать телеканал «Радость моя» родилась в марте 2007 года.

Детский семейный образовательный телеканал «Радость моя» впервые вышел в эфир 6 января 2008

Лучезарный ангел — международный благотворительный кинофестиваль, является приоритетным проектом национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Девиз — «Доброе кино возвращается!».

 

Кинофестиваль является ежегодным мероприятием. Даты проведения Кинофестиваля приурочены к праздникам – Дню народного единства и Дню празднования Казанской иконы Божьей Матери

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников

    Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы  духовно-нравственного воспитания школьников

      Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Ведь дети не только наше будущее, они наше настоящее. Учительство - особый дар, призвание. Подлинный учитель укажет ребенку шкалу подлинных ценностей, научит распознавать добро, зло, научит творить собственную душу.

   Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию 2007 г. отметил, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».

   В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

   Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.

   Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое - вот те слова, которые постоянно встречались в этот период и которые, к сожалению, реже слышишь сейчас.

  Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова:

добро - как источник радости, мир и согласие в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать как добрые дела и любовь к близким.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. А ведь только ...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от Луки).

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.

  Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены уроки МХК и православной культуры. Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного развития духовных качеств учащихся:

- большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей, педагогов общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего без нравоучения может дать результаты, педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание- вести к свету, истине, добру.

Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей.

Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

- помочь учащимся развить интеллектуальные, физические, духовные задатки; выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе которых Слово и Действие.

И с этого момента начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения, по формированию

1. Социальности, способности к изучению и освоению физического мира. Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.

Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев под влиянием вспомогательных средств обучения: фильмов, музыки, иллюстраций.

2. Формированию способности к экономической, творческой интеллектуальной деятельности.

3. Способности испытывать добрые чувства, ценить их.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

4. Способности брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир.

Проводя мероприятие, мы исходим из того, что к делу необходимо относиться с душой, а значит с любовью к самым близким людям, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам.

5. Способности к нравственным поступкам.

Проблемы семьи, духовно-нравственного становления личности в семье, формирование идеала крепкой семьи обсуждаются на уроках обществознания и православной культуры.

   Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.

  Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал: «В жизни надо иметь служение - служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

ФОРМА ЗАЯВКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНФЕРЕНЦИИ

Фамилия:  Сергун

Имя: Татьяна

Отчество: Александровна

Место работы: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» (МБОУ «СОШ № 18», учитель истории и обществознания Название тезисов (доклада) для публикации в материалах конференции

Название статьи для публикации в коллективной монографии:

Секция № 2. Духовно-нравственное развитие обучающихся в учебном процессе.

Форма участия: очная

Необходимые технические средства

Контактный телефон: 89637324665, e-mail: tasergun@yandex.ru

Почтовый адрес для рассылки материалов

конференции или коллективной монографии: г.Череповец Вологодской области, ул. Верещагина, д.40, кв.21

Вид материалов конференции или коллективной монографии (печатный / электронный)

Кол-во свидетельств участника – 1 Сергун Татьяна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.      ...

Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в условиях села

Образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.В противовес всем негативным фактам взаимного озлобления, недоверия надо пробуждать в детских душах любовь к че...

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны  базовые национальные ценности, а также да...

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

Особенности духовно-нравственного воспитания и образования в сельской школе в контексте ФГОС.

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности любой школы....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...