Эффективные практики организации учебного процесса в условиях формирования математической культуры и навыков математического моделирования как основы инженерного мышления
статья
Современные преобразования общества значительно повлияли на приоритеты и цели образования. Одной из основных целей "Национальной доктрины об образовании" является "подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий". Готовить будущих инженеров необходимо уже со школы. Проблема подготовки будущих инженеров зависит от формирования инженерного мышления у обучающихся школы.
Выбор обучающимися профессии инженера предполагает развитие у них личностных качеств с учетом специфики инженерной деятельности. К таким качествам: изобретательность, конструктивность, аналитическое мышление, способность к моделированию различных ситуаций. Данные качества возможно формировать через изучение математических методов моделирования реальных ситуаций, выведение формул, выбор оптимального решения задачи, генерация идей, выполнение значительного количества упражнений, а также принцип «от частного к общему». Иными словами, формирование указанных качеств целесообразно осуществлять в процессе обучения математике.
Однако содержание учебно-методических комплексов по математике не имеет достаточной методической базы для формирования инженерного мышления у обучающихся. В связи с этим возникает проблема формирования инженерного мышления у обучающихся в процессе обучения математике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Августовская творческая лаборатория
учителей математики общеобразовательных учреждений города Орска
по теме «Формирование математической культуры и навыков математического моделирование как основы инженерного мышления»
«Эффективные практики организации учебного процесса
в условиях формирования математической культуры и навыков математического моделирования как основы инженерного мышления»
Лазарева Марина Сергеевна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОАУ «СОШ № 38 г. Орска
имени Героя Советского Союза
Павла Ивановича Беляева»
Современные преобразования общества значительно повлияли на приоритеты и цели образования. Одной из основных целей "Национальной доктрины об образовании" является "подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий". Готовить будущих инженеров необходимо уже со школы. Проблема подготовки будущих инженеров зависит от формирования инженерного мышления у обучающихся школы.
Выбор обучающимися профессии инженера предполагает развитие у них личностных качеств с учетом специфики инженерной деятельности. К таким качествам: изобретательность, конструктивность, аналитическое мышление, способность к моделированию различных ситуаций. Данные качества возможно формировать через изучение математических методов моделирования реальных ситуаций, выведение формул, выбор оптимального решения задачи, генерация идей, выполнение значительного количества упражнений, а также принцип «от частного к общему». Иными словами, формирование указанных качеств целесообразно осуществлять в процессе обучения математике.
Однако содержание учебно-методических комплексов по математике не имеет достаточной методической базы для формирования инженерного мышления у обучающихся. В связи с этим возникает проблема формирования инженерного мышления у обучающихся в процессе обучения математике.
Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.
С одной стороны, в структуре инженерного мышления можно выделить 4 компоненты:
- конструктивное мышление – умение ставить перед собой цель, с учетом всех ресурсов-объектов; выбирать оптимальные методы и средства для достижения поставленной цели; планировать последовательность своих действий; определять степень достижения цели и вносить коррективы в модель (поиск средств для математического описания задачи и построение соответствующей математической модели, ее корректировка и преобразование);
- исследовательское мышление – умение выходить за рамки алгоритмов, образцов или моделей; умение определить новизну в задаче; умение сопоставлять модель задачи с известными классами задач; умение аргументировать свой выбор, пояснять свои действия и полученные результаты (исследование модели, приводящее к расширению теоретических знаний);
- научно-теоретическое мышление – умение определять объекты окружающей действительности или объекты задачи; умение выделять свойства этих объектов и связи между ними для создания более точной математической модели; умение выдвигать различные предположения о сущности объектов задачи, описание которой отсутствует в ее условии, для более детального рассмотрения задачи (рассмотрение реальных ситуаций и возникающих в них задач);
- преобразующее мышление – умение соотносить модель с реальностью; умение соотносить объект с его свойствами, указанными в задаче и с его сущностью, о которой в задаче может и не упоминаться; умение переводить условие задачи на различные математические языки и обоснованно выбирать наиболее оптимальный язык с позиции принципа точности (аппарат построенной теории применяется для решения исходной задачи и задач из других областей, приводящих к моделям этого же класса).
С другой стороны, школьный курс математики отличается тем, что имеет большое количество прикладных задач, требующее при их решении моделирования, в котором можно выделить 4 основных этапа:
- 1 этап – установление законов, связывающих объекты модели. На данном тапе происходит выявление основных особенностей явления и связи между ними на качественном уровне.
- 2 этап – построение математической модели. На данном этапе происходит перевод условия задачи на математический язык.
- 3 этап – решение математической модели. На данном этапе происходит решение математической модели математическими способами.
- 4 этап – анализ полученного результата. На данном этапе происходит согласование результатов наблюдений или измерений параметров реальных объектов с теоретическим исследованием построенной модели и его перевод с языка математики на исходный язык.
Поэтому, сравнивая структуру инженерного мышления и этапы математического моделирования, можно сделать вывод, что основным инструментом формирования инженерного мышления на уроках математики является решение прикладных задач методом математического моделирования.
В основной образовательной программе основного общего образования определяются следующие требования к результату обучения решению текстовых задач в пропедевтическом курсе математики 5-6 классов. В процессе обучения математике учащийся должен обладать следующим умением:
- решать задачи разных типов и различных уровней сложности;
- использовать разные краткие в качестве модели текстов задач для построения поисковой схемы и решения задач;
- строить свои рассуждения с помощью граф-схемы;
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
- соотносить полученные вычислительные результаты с языком задачи;
- анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик;
- исследовать всевозможные ситуации при решении задач;
- решать задачи «на части»,
- решать и обосновывать свое решение задач на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
- обосновывать схожесть задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач.
Это позволяет выделить типы сюжетных задач, которые будут способствовать формированию инженерного мышления через использование математического моделирования:
- Задачи по теме: "Рациональные числа". В данном блоке задач будет рассматриваться решение задач на совместную работу. При решении данного типа задач осуществляется построение схемы, выделение этапов решения задачи, соблюдаются все этапы математического моделирования;
- Задачи на движение, работу, покупки. Данные задачи направлены на выделение трех величин, связей и отношений между ними. Осуществление решения данных типов задач возможно с использованием всех этапов математического моделирования.
- Задачи на составление уравнений. Само по себе уравнение является математической моделью, его составление и решение полностью удовлетворяет этапам математического моделирования.
Решение данных типов задач возможно осуществлять следующими
методами:
- арифметический метод;
- алгебраически метод;
- комбинированный метод.
В основной образовательной программе основного общего образования определяются следующие требования к результату обучения решению текстовых задач в курсе алгебры 7-9 классов. В процессе обучения математике учащийся должен обладать умением:
- решать задачи разных типов, а также задачи разных уровней сложности;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
- устанавливать различия между моделью текста и моделью решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;
- уметь решать задачу несколькими способами;
- организовывать процесс поиска решения задач с помощью построения граф-схемы;
- определять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
- выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
- контролировать свою деятельность в виде анализа затруднений при решении задачи;
- уметь преобразовывать задачу, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
- рассматривать все ситуации, которые могут возникать при решении задач;
- осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). Выделять эти величины и связи между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов;
- владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации;
- решать логические задачи разными способами, в том числе составлением таблиц;
- овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях.
Это позволяет определить следующие типы сюжетных задач, в которых соблюдаются все этапы математического моделирования с целью формирования инженерного мышления:
- задачи повышенной трудности на скорость, покупки и работу;
- задачи, имеющие физический смысл (в том числе задачи на объемы фигур);
- задачи на прямую и обратную пропорциональность;
- задачи на составление уравнений или систем уравнений, как модели задачи;
- задачи повышенного уровня на проценты.
Решение данных типов задач может осуществляться с помощью основных методов решения сюжетных задач:
- арифметическим,
- алгебраическим,
- геометрическим,
- графическим.
В основной образовательной программе среднего общего образования определяются следующие требования к результату обучения решению текстовых задач в курсе алгебры и начала анализа 10-11 классов. В процессе обучения математике учащийся должен обладать умением:
- решать задачи разных типов, а также разных уровней сложности;
- анализировать условия задачи, с учетом выбора оптимального, метода решения задачи с позиции критерия точности;
- осуществлять аргументированный выбор математического языка, строить модель задачи и проводить доказательные рассуждения;
- понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;
- анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту;
- работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации, данные, которые необходимы для решения задачи;
- переводить в процессе решения задачи информацию из одной формы в другую;
- перебирать все возможные варианты методов решения задачи и выбирать из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии.
Это позволяет определить следующие типы сюжетных задач:
- задачи с практическим содержанием;
- задачи на нахождения количества предметов;
- задачи с избыточными данными;
- задачи на нахождение экономии и сдачи;
- задачи на расчет затрат, оплату услуг и т.д.;
- задачи на проценты повышенной трудности;
- задачи физического и геометрического смысла.
Анализ методической литературы показал, что с целью эффективного формирования инженерного мышления в процессе обучения математике существуют различные средства, направленные на формирование инженерного мышления учащихся. К таким средствам можно отнести:
- метод проектов;
- коллективно-распределительная деятельность;
- метод кейсов;
- метод констатации;
- метод коллизии;
- метод ситуационного анализа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Национальная доктрина образования»: П одготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий
КОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ
ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании математического образования с использованием УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы».
Материалы к VІ областной научно-методической конференции «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»...
Мастер-класс «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся».
Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследователь...
Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."
Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...
Статья "Очно-заочная гуманитарная школа "Технология РОСТа" как эффективная форма организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС"
Статья рассказывает о такой форме обучения иностранным языкам как очно-заочная гуманитарная школа...
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.
В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения культурного кругозора обучающихся....
Виртуальная экскурсия на уроках информатики как одна из эффективных форм организации учебного процесса
Основным фактором эффективности обучения является интерес учащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, м...