Эффективные практики организации учебного процесса в условиях формирования математической культуры и навыков математического моделирования как основы инженерного мышления
статья

Лазарева Марина Сергеевна

Современные преобразования общества значительно повлияли на приоритеты и цели образования. Одной из основных целей "Национальной доктрины об образовании" является "подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий". Готовить будущих инженеров необходимо уже со школы. Проблема подготовки будущих инженеров зависит от формирования инженерного мышления у обучающихся школы.

Выбор обучающимися профессии инженера предполагает развитие у них личностных качеств с учетом специфики инженерной деятельности. К таким качествам: изобретательность, конструктивность, аналитическое мышление, способность к моделированию различных ситуаций. Данные качества возможно формировать через изучение математических методов моделирования реальных ситуаций, выведение формул, выбор оптимального решения задачи, генерация идей, выполнение значительного количества упражнений, а также принцип «от частного к общему». Иными словами, формирование указанных качеств целесообразно осуществлять в процессе обучения математике.

Однако содержание учебно-методических комплексов по математике не имеет достаточной методической базы для формирования инженерного мышления у обучающихся. В связи с этим возникает проблема формирования инженерного мышления у обучающихся в процессе обучения математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Августовская творческая лаборатория

учителей математики общеобразовательных учреждений города Орска

по теме «Формирование математической культуры и навыков математического моделирование как основы инженерного мышления»

«Эффективные практики организации учебного процесса

в условиях формирования математической культуры и навыков математического моделирования как основы инженерного мышления»

Лазарева Марина Сергеевна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МОАУ «СОШ № 38 г. Орска

имени Героя Советского Союза

Павла Ивановича Беляева»

Современные преобразования общества значительно повлияли на приоритеты и цели образования. Одной из основных целей "Национальной доктрины об образовании" является "подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий". Готовить будущих инженеров необходимо уже со школы. Проблема подготовки будущих инженеров зависит от формирования инженерного мышления у обучающихся школы.

Выбор обучающимися профессии инженера предполагает развитие у них личностных качеств с учетом специфики инженерной деятельности. К таким качествам: изобретательность, конструктивность, аналитическое мышление, способность к моделированию различных ситуаций. Данные качества возможно формировать через изучение математических методов моделирования реальных ситуаций, выведение формул, выбор оптимального решения задачи, генерация идей, выполнение значительного количества упражнений, а также принцип «от частного к общему». Иными словами, формирование указанных качеств целесообразно осуществлять в процессе обучения математике.

Однако содержание учебно-методических комплексов по математике не имеет достаточной методической базы для формирования инженерного мышления у обучающихся. В связи с этим возникает проблема формирования инженерного мышления у обучающихся в процессе обучения математике.

Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.

С одной стороны, в структуре инженерного мышления можно выделить 4 компоненты:

  1. конструктивное мышление – умение ставить перед собой цель, с учетом всех ресурсов-объектов; выбирать оптимальные методы и средства для достижения поставленной цели; планировать последовательность своих действий; определять степень достижения цели и вносить коррективы в модель (поиск средств для математического описания задачи и построение соответствующей математической модели, ее корректировка и преобразование);
  2. исследовательское мышление – умение выходить за рамки алгоритмов, образцов или моделей; умение определить новизну в задаче; умение сопоставлять модель задачи с известными классами задач; умение аргументировать свой выбор, пояснять свои действия и полученные результаты (исследование модели, приводящее к расширению теоретических знаний);
  3. научно-теоретическое мышление – умение определять объекты окружающей действительности или объекты задачи; умение выделять свойства этих объектов и связи между ними для создания более точной математической модели; умение выдвигать различные предположения о сущности объектов задачи, описание которой отсутствует в ее условии, для более детального рассмотрения задачи (рассмотрение реальных ситуаций и возникающих в них задач);
  4. преобразующее мышление – умение соотносить модель с реальностью; умение соотносить объект с его свойствами, указанными в задаче и с его сущностью, о которой в задаче может и не упоминаться; умение переводить условие задачи на различные математические языки и обоснованно выбирать наиболее оптимальный язык с позиции принципа точности (аппарат построенной теории применяется для решения исходной задачи и задач из других областей, приводящих к моделям этого же класса).

С другой стороны, школьный курс математики отличается тем, что имеет большое количество прикладных задач, требующее при их решении моделирования, в котором можно выделить 4 основных этапа:

  1. 1 этап – установление законов, связывающих объекты модели. На данном тапе происходит выявление основных особенностей явления и связи между ними на качественном уровне.
  2. 2 этап – построение математической модели. На данном этапе происходит перевод условия задачи на математический язык.
  3. 3 этап – решение математической модели. На данном этапе происходит решение математической модели математическими способами.
  4. 4 этап – анализ полученного результата. На данном этапе происходит согласование результатов наблюдений или измерений параметров реальных объектов с теоретическим исследованием построенной модели и его перевод с языка математики на исходный язык.

Поэтому, сравнивая структуру инженерного мышления и этапы математического моделирования, можно сделать вывод, что основным инструментом формирования инженерного мышления на уроках математики является решение прикладных задач методом математического моделирования.

В основной образовательной программе основного общего образования определяются следующие требования к результату обучения решению текстовых задач в пропедевтическом курсе математики 5-6 классов. В процессе обучения математике учащийся должен обладать следующим умением:

  • решать задачи разных типов и различных уровней сложности;
  • использовать разные краткие в качестве модели текстов задач для построения поисковой схемы и решения задач;
  • строить свои рассуждения с помощью граф-схемы;
  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
  • соотносить полученные вычислительные результаты с языком задачи;
  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик;
  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач;
  • решать задачи «на части»,
  • решать и обосновывать свое решение задач на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
  • обосновывать схожесть задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач.

Это позволяет выделить типы сюжетных задач, которые будут способствовать формированию инженерного мышления через использование математического моделирования:

  1. Задачи по теме: "Рациональные числа". В данном блоке задач будет рассматриваться решение задач на совместную работу. При решении данного типа задач осуществляется построение схемы, выделение этапов решения задачи, соблюдаются все этапы математического моделирования;
  2. Задачи на движение, работу, покупки. Данные задачи направлены на выделение трех величин, связей и отношений между ними. Осуществление решения данных типов задач возможно с использованием всех этапов математического моделирования.
  3. Задачи на составление уравнений. Само по себе уравнение является математической моделью, его составление и решение полностью удовлетворяет этапам математического моделирования.

Решение данных типов задач возможно осуществлять следующими

методами:

  • арифметический метод;
  • алгебраически метод;
  • комбинированный метод.

В основной образовательной программе основного общего образования определяются следующие требования к результату обучения решению текстовых задач в курсе алгебры 7-9 классов. В процессе обучения математике учащийся должен обладать умением:

  • решать задачи разных типов, а также задачи разных уровней сложности;
  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
  • устанавливать различия между моделью текста и моделью решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;
  • уметь решать задачу несколькими способами;
  • организовывать процесс поиска решения задач с помощью построения граф-схемы;
  • определять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
  • выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
  • контролировать свою деятельность в виде анализа затруднений при решении задачи;
  • уметь преобразовывать задачу, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
  • рассматривать все ситуации, которые могут возникать при решении задач;
  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). Выделять эти величины и связи между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов;
  • владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации;
  • решать логические задачи разными способами, в том числе составлением таблиц;
  • овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях.

Это позволяет определить следующие типы сюжетных задач, в которых соблюдаются все этапы математического моделирования с целью формирования инженерного мышления:

  1. задачи повышенной трудности на скорость, покупки и работу;
  2. задачи, имеющие физический смысл (в том числе задачи на объемы фигур);
  3. задачи на прямую и обратную пропорциональность;
  4. задачи на составление уравнений или систем уравнений, как модели задачи;
  5. задачи повышенного уровня на проценты.

Решение данных типов задач может осуществляться с помощью основных методов решения сюжетных задач:

  • арифметическим,
  • алгебраическим,
  • геометрическим,
  • графическим.

В основной образовательной программе среднего общего образования определяются следующие требования к результату обучения решению текстовых задач в курсе алгебры и начала анализа 10-11 классов. В процессе обучения математике учащийся должен обладать умением:

  • решать задачи разных типов, а также разных уровней сложности;
  • анализировать условия задачи, с учетом выбора оптимального, метода решения задачи с позиции критерия точности;
  • осуществлять аргументированный выбор математического языка, строить модель задачи и проводить доказательные рассуждения;
  • понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;
  • анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту;
  • работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации, данные, которые необходимы для решения задачи;
  • переводить в процессе решения задачи информацию из одной формы в другую;
  • перебирать все возможные варианты методов решения задачи и выбирать из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии.

Это позволяет определить следующие типы сюжетных задач:

  • задачи с практическим содержанием;
  • задачи на нахождения количества предметов;
  • задачи с избыточными данными;
  • задачи на нахождение экономии и сдачи;
  • задачи на расчет затрат, оплату услуг и т.д.;
  • задачи на проценты повышенной трудности;
  • задачи физического и геометрического смысла.

Анализ методической литературы показал, что с целью эффективного формирования инженерного мышления в процессе обучения математике существуют различные средства, направленные на формирование инженерного мышления учащихся. К таким средствам можно отнести:

  • метод проектов;
  • коллективно-распределительная деятельность;
  • метод кейсов;
  • метод констатации;
  • метод коллизии;
  • метод ситуационного анализа.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Августовская творческая лаборатория учителей математики общеобразовательных учреждений города Орска по теме «Формирование математической культуры и навыков математического моделирование как основы инженерной культуры» «Эффективные практики организации учебного процесса в условиях формирования математической культуры и навыков математического моделирования как основы инженерной культуры» Лазарева Марина Сергеевна, учитель математики высшей квалификационной категории МОАУ «СОШ № 38 г. Орска имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева»

Слайд 2

«Национальная доктрина образования»: П одготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий

Слайд 4

КОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Слайд 5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Слайд 6

НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Слайд 7

ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ

Слайд 8

ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании математического образования с использованием УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы».

Материалы к VІ областной научно-методической конференции «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»...

Мастер-класс «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся».

Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению  мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследователь...

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

Статья "Очно-заочная гуманитарная школа "Технология РОСТа" как эффективная форма организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС"

Статья рассказывает о такой форме обучения иностранным языкам как очно-заочная гуманитарная школа...

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения  культурного кругозора обучающихся....

Виртуальная экскурсия на уроках информатики как одна из эффективных форм организации учебного процесса

Основным фактором эффективности обучения является интерес учащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, м...