Технологическая карта урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» в 5 классе
план-конспект по математике
Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби |
Обучающиеся научатся правильно читать, писать и объяснять значение дроби, понимание каждой дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 321.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» в 5 классе
Автор | Будаева Антонида Жамбаловна |
Предмет | Математика |
Класс | 5 класс |
УМК | Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2018г. |
Тема урока | Доли. Обыкновенные дроби. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Цель урока | Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби |
Обучающиеся научатся правильно читать, писать и объяснять значение дроби, понимание каждой дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. | |
Задачи: |
научить правильно читать и писать дроби, находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов , развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Методы: |
|
Формы работы обучающихся | Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная. |
Организация деятельности обучающихся на уроке: |
|
Необходимое учебное оборудование | Учебник, интерактивная доска, карточки с задачами |
Структура урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Устная работа | Участвуют в устной работе | 5 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль иоценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. . Этап изучения нового материала. | Введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. | Демонстрация презентации, где на каждом этапе учитель поясняет пошагово введение новых понятий: числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей. Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение “Доли”, изображать дроби на координатном луче. | При просмотре данной презентации, обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. Изображают дроби на координатном луче. | 10 | Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач решаемых в жизни на нахождение дроби от целого. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | 10 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 10 | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают листы оценивания. | 2 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат листы оценивания( самооценивания). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают листы оценивания (самооценивания, взаимооценивания) |
2. Актуализация знаний Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий. | Проведем устную работу 1. сколько сантиметров в 2. в 3. в 4. сколько килограммов в 5. в | |
3. Постановка цели и задач урока. Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. | Задание выводится на экран. 15 · 7 Д 24 · 3 Н 0 · 17 О 15 · 8 Е (25 – 9): 4 В 520 : 10 Ы 64 : 32 И 51 : 17 Л 40 · 60 Б 125 · 100 К 110 – 90 Р Если вы верно решите примеры и сопоставите ответы с буквами, то прочитаете тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока: « Доли. Обыкновенные дроби» Наша цель на уроке 1. Познакомиться с понятиями доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; 2. Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания; 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание, чувство ответственности, уверенность в себе (выводится на экран) | Учащиеся устно решают и определяют тему урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь. |
4. Этап изучение нового материала. Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. | У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. Начнём наше знакомство с апельсина
- Из чего он состоит? (Из долек) - А какие дольки в апельсине? (равные) - Значит, что такое доли? (Доли – это равные части) Людям часто приходится делить целое на части. Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт, хлеб, арбуз.
(выводится на экран) В математике долю принято записывать в виде: 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. -Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139 Прочитайте статью и ответьте на вопросы. -Как называется числа в записи дроби? Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта На доске записаны дроби: - Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю А сколько это минут? Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина, треть, четверть. А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”. | Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем Отвечают на поставленные вопросы. Получат по 2 яблока По 1 части из четырёх частей. По 3 части из 12 частей. Учащиеся знакомятся самостоятельно с новым материалом, и отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся записывают в тетради Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.) Делают запись в тетрадях Учебная четверть, четверть часа. |
5. Этап первичное осмысление и закрепление знаний. Цель: мотивировать учащихся к деятельности;контролировать выполнения заданий | Работа по учебнику. № 884 Практическая работа. Цель: Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала. - Сегодня на уроке мы многому научились. А теперь я проверю, как вы это усвоили. У вас на парте лежит тест с заданиями. Ваша задача внимательно рассмотреть рисунок и записать в таблицу, какая часть фигуры закрашена, какая не закрашена. (выводится на экран) - Теперь поменяйтесь и проверьте работу своего соседа по слайду и оцените ее (выводится на экран) - Переверните свои листочки. На этой странице словами записаны доли, а вы их должны записать с помощью цифр и черты а) три шестых, б) одна треть, в) половина, г) семь десятых, д) одиннадцать сотых, е) три четверти, ж) одиннадцать сорок восьмых. - Опять поменяйтесь и проверьте друг друга по слайду. Критерии оценивания у вас также написаны (выводится на экран) Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий; Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий; Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания. - Поставьте оценку своему товарищу по парте. | Учащиеся решают устно. Учащиеся решают задачу в тетрадях. Самооценка учащихся. Учащиеся решают устно. Учащиеся решают устно. Учащиеся решают устно. Самостоятельно пишут работу, самопроверка , самооценка. Проверку выполнения задания осуществляет сосед по парте и выставляет оценку. «5»- 9-10 верных ответов «4»- 8 ответов «3» - 6-7 ответов «2» - 5 ответов По карточкам решают задание, проверяют по готовому ответу, оценивают соседа по парте. |
6. Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: оценить результаты собственной деятельности | Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби! - Кто узнал на уроке что-то нового для себя? - Что понравилось на уроке, а что нет? - Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке? Оцените свое настроение. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления.Сдают карточки самооценивания и листы с практической работой. |
7. Информация о домашнем задании | По учебнику № 925 – практическое задание. 928 – решить задачу.
| Записывают домашнее задание в дневниках. |
Приложение 1.
«5»- 9-10 верных ответов
«4»- 8 ответов
«3» - 6-7 ответов
«2» - 5 ответов
фигура | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Выполнили верно | оценка |
Закрашено | ||||||||||||
Незакрашено |
Приложение № 2
На этой странице словами записаны доли, а вы их должны записать с помощью цифр и черты
а) три шестых б) одна треть
в) половина г) семь десятых
д) одиннадцать сотых е) три четверти
ж) одиннадцать сорок восьмых.
а | б | в | г | д | е | ж | Выполнили верно | оценка |
Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;
Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;
Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания
Приложение № 3
Лист самооценивания:
По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
Ф.И._________________________
Оцените свое настроение:
хорошее (понял) плохое (не понял) не знаю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/05/picture-83033.jpg)
Урок по теме "Доли. Обыкновенные дроби".
Урок изучения нового материала по математике в 5 классе (учебник Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда) по теме "Доли. Обыкновенные дроби" с презентацией....
Урок математики по теме: «Доли. Обыкновенные дроби». 5 класс
Тема: Доли. Обыкновенные дробиТип урока: урок отработки умений и рефлексии.Цели:1. Деятельностная цель – формирование у учащихся способносте...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-537961-1416833994.jpg)
Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби 5 класс"
Данная технологическая карта педназначеня для учащихся 5-х классов. Она поможет учителю в проведении урока....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-684193-1444418679.jpg)
УРОК ПО ТЕМЕ "ДОЛИ. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ"
Открытый урок по теме "Доли. Обыкновенные дроби" с использованием ИКТ Скачать урок (ссылка для скачивания)https://cloud.mail.ru/public/AL59/mmsJRiBNL...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-462723-1491203729.jpg)
Технологические карты уроков №92-94 Доли обыкновенные дроби
Технологические карты уроков №92-94 Доли обыкновенные дроби, 5класс.ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-813428-1473343048.jpg)
Урок по теме "Доли. Обыкновенные дроби" ФГОС 5 класс
Данная разработка содержит конспект урока математики по теме "Доли. Обыкновенные дроби" в 5 классе в соответствии с ФГОС основного общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1176742-1573907727.jpg)
Технологические карты уроков по теме "Доли, обыкновенные дроби" 5 класс
Технологические карты уроков по теме "Доли, обыкновенные дроби"...