Урок по теме "Доли. Обыкновенные дроби".
презентация к уроку по алгебре (5 класс) по теме
Урок изучения нового материала по математике в 5 классе (учебник Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда) по теме "Доли. Обыкновенные дроби" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doli.obyknovennye_drobi.rar | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
Тема: Доли. Обыкновенные дроби.
Тип: урок изучения, первичного закрепления новых знаний.
Цели: а) дид. Познакомиться с понятиями: «Доли», «Обыкновенные дроби»;
Научиться записывать доли и дроби и правильно читать их;
Познакомиться с историей дробей;
Рассмотреть применение дробей при решении задач.
б) разв. Развивать воображение, математическую речь, логическое мышление.
в) восп. воспитание чувства само- и взаимоуважения, воспитание интереса к истории математики как науки.
Оборудование: мультимедиа проектор, разрезные модели по теме «дроби», карточки с тестом, карта саморефлексии.
Ход урока:
Учитель: Добрый день! Прозвенел звонок, начинаем урок. Откройте рабочие тетради и запишите дату, «Классная работа». На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать большую работу: повторить часть материала, изученного в начальной школе, изучить новые понятия, рассмотреть их применение при решении задач. А чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке, разгадайте ребус. Итак, тема нашего урока «Доли. Обыкновенные дроби». Давайте поставим цели урока. Учитель уточняет цели.
Учитель: начинаем наш урок как всегда с устной работы. Ответьте на вопросы: Сколько минут:
Учитель: рассмотрим несколько устных задач. Решите задачу 1: Мама поделила между четырьмя детьми поровну 12 ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок? Решите задачу 2: Мама поделила между четырьмя детьми поровну 8 персиков. По сколько персиков получил каждый ребенок? Решите задачу 3: Мама поделила поровну между шестью членами семьи арбуз. Сколько получил каждый? Как она это сделала? Обучающиеся предлагают варианты решения задачи. Учитель: Арбуз надо разрезать. А как записать, сколько получил каждый член семьи?
Арбуз разрезали на шесть равных частей. Эти равные части называют долями. (запись и чтение долей) Некоторые доли имеют особые названия: половина, треть, четверть. Решите задачу 4: Торт разрезали на 8 равных частей. За обедом съели 3 доли. Какая часть пирога осталась? Записи вида называют обыкновенными дробями. В этой записи число 5 называют числителем дроби, а число 8 – знаменателем дроби. Вопросы: 4. Что показывает числитель дроби? Знаменатель показывает, на сколько долей разделили, а числитель – сколько таких долей взято. Числитель в дроби пишется сверху, а знаменатель – снизу (под чертой). Историческая справка. Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа –2/3- у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица – все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно. «Для древних характерно переплетение образа Солнца и глаза. В египетской мифологии часто упоминается бог Гор, олицетворяющий крылатое Солнце и являющийся одним из самых распространненых сакральных символов. В битве с врагами Солнца, воплощенными в образе Сета, Гор сначала терпит поражение. Сет вырывает у него Глаз — чудесное око — и разрывает его в клочья. Тот — бог учения, разума и правосудия — снова сложил части глаза в одно целое, создав "здоровый глаз Гора". Изображения частей разрубленного Ока использовались при письме в Древнем Египте для обозначения математических дробей» В древнем Вавилоне предпочитали наоборот, - постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Но было неудобно работать над натуральными числами, записанными по десятичной системе, и дробями, записанными по шестидесятеричной. А работать с обыкновенными дробями было уже совсем трудно. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям. Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью- весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь шла не о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги. А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия. Даже сейчас иногда говорят:”Он скрупулёзно изучил этот вопрос.” Это значит, что вопрос изучендо конца, что не одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово “скрупулёзно” от римского названия 1/288 асса - “скрупулус”. В ходу были и такие названия: ”семис”- половина асса, “секстанс”- шестая его доля, “семиунция”- половина унции, т.е. 1/24 асса и т.д. Всего применялось 18 различных названий дробей. Чтобы работать с дробями, надо было помнить для этих дробей таблицу сложения и таблицу умножения. Поэтому римские купцы твёрдо знали, что при сложении триенса (1/3 асса) и секстанса получается семис, а при умножении беса (2/3 асса) на сескунцию ( 2/3 унции, т.е.1/8 асса) получается унция. Для облегчения работы составлялись специальные таблицы, некоторые из которых дошли до нас. Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы. В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение. Трудности при изучении дробей обусловлены тем, что надо было заучивать таблицы и умножения, и сложения дробей зачастую без понимания и выяснения сущности этих действий. В первых учебниках дроби так и назывались “ломаные числа”. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части. А теперь вернемся к современной форме записи дробей и еще раз повторим, как правильно читаются дроби. (работа с учебником стр 177 правило. – чтение вслух)
1) Устная работа. Какая часть фигуры закрашена? 2) Устная работа с учебником (№ 888 стр 140) Динамическая пауза. Гимнастика для глаз и физминутка Работа с учебником. (сильные учащиеся работают самостоятельно, выполняя самопроверку) №886 –в тетради с обсуждением способов деления №889 – у доски и в тетради №891 – самостоятельно
Тест.
П. 23 прочитать на стр.138 Ответить на вопросы стр. 139 №№ 925, 926, 932
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чем интересен или не интересен был урок? Заполните карту саморефлексии. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Работа с разрезной моделью. Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Работа с разрезной моделью Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Работа с учебником Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 |
Дротенок С.В. – учитель математики II кв. кат. МОУ Черчетская СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс
Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» 5 класс...
урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс
С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помоч...
урок по теме "Обыкновенные дроби", математика 5 класс
«Все мы очень разные, многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху»,– говорил К. Ушинский. Успех рождает сильный дополнительный импульс, который соде...
Урок математики "Сложение обыкновенных дробей"
Информатизация образовательного пространства школы включает в себя оснащение их современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Интера...
презентация к уроку "действия с обыкновенными дробями". Урок- путешествие
Данная презентация созданна для обобщающего урока в форме урока- путешествия по планетам солнечной системы по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс....
Урок в 5 классе по теме "Повторительный урок по теме "Обыкновенные дроби"
Урок повторительно-обобщающий по теме "Обыкновенные дроби" является итоговым после изучения тем "Доли. Сравнение дробей. Правильные и направильные дроби"....
Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»...