Организация внеурочной деятельности в игровой форме у учащихся 5-6 классов
статья по математике (5 класс)

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что внеурочная деятельность обучающихся является одним из инновационных компонентов федеральных государственных образовательных стандартов и рассматривается как дополнительный ресурс в достижении образовательных результатов. Вместе с тем педагоги столкнулись с рядом трудностей. С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы и педагогов – дело не новое; с другой стороны, в новых стандартах задан принципиально иной подход в её организации, ориентированный на формирование самоопределения обучающихся в социокультурной ситуации в целом и в образовательном пространстве школы в частности. Это   означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.В этой статье рассматриваются виды и примеры игр,их значимость в процессе обучения математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehologiya_igry.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №1

города Южно-Сахалинска

«Организация внеурочной деятельности в игровой форме

 у учащихся 5-6 классов»

Выполнила: Грачёва Ольга

Геннадьевна

zh_tsareva@mail.ru

                         

Южно-Сахалинск.

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что внеурочная деятельность обучающихся является одним из инновационных компонентов федеральных государственных образовательных стандартов и рассматривается как дополнительный ресурс в достижении образовательных результатов. Вместе с тем педагоги столкнулись с рядом трудностей. С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы и педагогов – дело не новое; с другой стороны, в новых стандартах задан принципиально иной подход в её организации, ориентированный на формирование самоопределения обучающихся в социокультурной ситуации в целом и в образовательном пространстве школы в частности. Это   означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

Цель: Показать значимость и результативность математической игры как формы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Математическая игра является временной формой.

Математические игры выполняют различные функции.

  • Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.
  • Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет
  • В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
  • Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

Математическая игра должна соответствовать следующим принципам:
- выбор оптимальных методов, форм, средств , последовательность , доступность,  научность ,учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей .

            Для меня очень важно, чтобы каждый ребёнок на мероприятии  работал активно, увлеченно.  Внеклассные мероприятия, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя мероприятие, я учитываю специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. Например,    для  5-6 классов  это  конкурсы, викторины, сказки- путешествия, кругосветки .

Математические игры призваны решать следующие задачи.

Образовательные:                                                                                                                                          Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:                                                                                                                                                          Развивать у учащихся творческое мышление;                                                                                            Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на внеклассных занятиях;    

Воспитательные:                                                                                                                                          Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;                     Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Программа, по которой я работаю учитывает возрастные особенности младших подростков и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, кругосветки по станциям и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр  «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Математические игры.

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», , «Русское лото», «Математическое домино», «Отгадай число и месяц рождения». «Лучший счётчик», «Счастливый случай», «Что,где,когда»

Игры с набором «Карточки-считалочки»– двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по различным темам.

Игры:» Морской бой» , «Математический форт Боярд,» «Математический Алфавит».

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Моя работа нацелена на получение следующих результатов:

Личностные результаты:

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Анализировать правила игры.

 Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Среди учащихся 5-ых классов мною была проведена анкета, которая показала следующие результаты:

1.Как ты считаешь, математические игры повышают твой интерес к внеклассным мероприятиям по математике            да -   90%            нет -10%

2.Тебе хочется больше принимать участие в математических конкурсах, кругосветках ,играх                             да- 87%               нет- 13%

3.Помогают ли внеклассные игры   выявить способности к математике    да- 73%      нет -27%

4.Учишся ли ты правильно и культурно общаться с другими ребятами  ,во время проведения математических игр и конкурсов         да -81%         нет-19%

5.Считаете ли вы полезным для себя работать в группах на внеклассных мероприятиях по математике                да-64%             нет-36%                                              

Таким образом можно сделать вывод, что благодаря математической игре:
- развивается устойчивый интерес к внеклассным мероприятиям
-  растет мотивация к участию в проектах, конкурсах, интеллектуальных играх и т.д
-  выявление и поддержка одаренных детей;
- воспитывается культура общения-; 
-  формируется умение работать в группе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов

Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....

Программа по ФГОС по внеурочной деятельности по географии для учащихся 5-ых классов

В материалах представлена программа по внеурочной деятельности учащихся пятых классов. Большая часть часов выделена на экскурсионные поездки. Классные часы - подготовка учащихся к пониманию и осознани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по немецкому языку (1 класс)

Учитель иностранного языка МОУ СОШ №17 г.Карталы, Лобанова Татьяна Андреевна Программа организации внеурочной деятельности  младших школьников по  немецкому языку (1 класс)...

Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...

Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»

Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...