Программа по ФГОС по внеурочной деятельности по географии для учащихся 5-ых классов
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
В материалах представлена программа по внеурочной деятельности учащихся пятых классов. Большая часть часов выделена на экскурсионные поездки. Классные часы - подготовка учащихся к пониманию и осознанию экскурсионных поездокю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по ФГОС по внеурочной деятельности | 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Самара
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №27 г.о. Самара К.Е.Ловичко Приказ № от 01.09.2013 г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Самарские краеведы»
Направление: географическое
Вид деятельности: проблемно-исследовательский
Возраст школьников: 5 классы
Разработчик:
учитель географии высшей категории
Горбачева М.М.
2013 год
Пояснительная записка.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Подготовка учащихся к олимпиадам и научным работам по краеведению показала, что у учащихся особенно среднего звена снижена заинтересованность жизнью своего города и его прошлого. Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Средний школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания школьников - пятиклассников, является актуальной в настоящее время. Именно поэтому из банка программ по внеурочной деятельности мной была взята программа «Краеведение».
Нельзя недооценивать важность научиться подрастающему поколению чувствовать и осознавать себя детьми России – страны с тысячелетней историей, духовной культурой которой можно и должно гордиться.
Уникальная, самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Человек, изучающий краеведение, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать другим поколениям. Внеурочная деятельность составлена на основе авторской программы «Фольклорный ансамбль «Берёзки» И.В.Бочковой.
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Самарского края;
- воспитание любви к природе родного края;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Образовательные
1. формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края и его компонентах; культура и традиции народов Самарской области
3. закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своего края, его геологической истории.
2. воспитание уважительного отношения к окружающей природной среде. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
4. совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.
5. позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие
1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развитие кругозора учащихся.
3. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 5-ых классах
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ, презентационных групповых работ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Методы и приемы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- работа с различными источниками;
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, презентации;
-работа с ресурсами сети Интернет.
- проведение викторин, экскурсий, праздников, походов, индивидуальных и групповых занятий
Виды деятельности учащихся на уроке
- ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование;
-работа в сети Интернет.
Предполагаемые результаты обучения
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать
- краеведческие термины и понятия;
- основные периоды истории Самарского края, Кинельского района;
- даты ключевых событий;
- знать выдающихся деятелей Самарского края.
уметь
- соотносить даты событий истории Поволжья с основными периодами отечественной истории;
- рассказывать о важнейших событиях истории Поволжья и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия Самарской области;
- показывать на плане и карте расположение г.Самары, г.Кинеля, с.Алакаевка, местных достопримечательностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников;
- понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
- высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историческо - культурном наследии народов Поволжья;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
№ | Названия разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудитор-ных занятий | Часы внеауди- торных активных занятий | Содержание занятий | Форма проведения занятия |
Природа Самарской области Самара- красивейший город Поволжья Природа Самарского края. Особенности климата, рельефа, растительного и животного мира. Многообразие растений и животных Самарской области. Редкие, лекарственные, ядовитые растения. Жигулёвский заповедник жемчужина Поволжья Национальный парк Самарская Лука. Красная книга Поволжья. Волга великая река России. Поэты и писатели о Волге и Самаре. | 10ч 2ч 3ч 1ч
2ч 1ч 1ч | 6ч | 4ч | Знать: особенности г. о.Самара Уметь: вести наблюдения Знать: особенности климата, рельефа Самарской облости Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: многообразие растений и животных Самарской области. Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: особенности природы Самарской области. Заповедник и национальный парк Самарская Лука Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: поэтов и писателей Самарского края Уметь: творчески преподносить произведения | Экскурсия №1 (по паркам и скверам Самары) Конкурс презентаций Самостоятельная работа по группам Экскурсия №2 (с. Ширяево. Штольни, Верблюд-гора, Жигулевские ворота) Поисковые исследования Конкурс видеофрагментов | |
2. | Я живу в Самаре История возникновения Самары от крепости до наших дней. Административное деление г. Самары. Красноглинский район: история и культура Самара многонациональная Культура и быт народов Самарского края Я родился в Самаре. Традиции самарских семей. Известные самарцы: П. Алабин. | 9 ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 1ч 2ч | 5ч | 4ч | Знать: историю возникновения. Герб, флаг Самары Знать: историю возникновения крепости Самара, города Самара, Самарской области административное деление на округа и районы города Самары Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: основные улицы и архитектурные памятники Красноглинского района Уметь: вести наблюдения Знать: традиции своей семьи Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: известных самарцев Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию | Лекция, беседа. экскурсии, презентации Работа в группах. Подготовка презентаций Экскурсия №3(Обзорная по району0 Выступление творческих групп Конференция Экскурсия №4 (Посещение музея П. Алабина) |
3. | История региона Легенды и были седых Жигулей. Стенька Разин и Казачья вольница Самара купеческая. Особенности культуры и быта Купцы меценаты. Наш край в начале XX века Самара в годы ВОВ. Запасная столица | 7ч 1ч 2ч 2ч 1ч
1ч | Знать: как отображается история Самарского края в былях и легендах Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: историю Самарской земли в XVII веке Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: знать историю Самары в XVIII-XIX веках Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: историю города в начале Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: историю города Самара во время ВОВ Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию | Конференция Экскурсия№5 (по местам Стеньки Разина) Электронный отчет творческих групп Урок-путешествие Беседа | ||
4 | Самара культурная столица региона Крупные музеи Самары Основные театры Самары Дома культуры и бибилиотеки Самары Урок обобщения и повторения | 8ч 2ч 2ч 2ч 2ч | 2ч | 6ч | Знать: Театр Драмы им. Горького, театр Оперы и Балета, театр кукол, ТЮЗ, СМАРТ, альтернативные театры. Художественный музей, Краеведческий музей, Зоологический музей Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию Знать: репертуар Самарских театров | Экскурсия№ 6 (Обзорная экскурсия по музеям) Экскурсия№ 7 Зкскурсия №9 Работа по группам (Составление кластера ) |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
1. Астахов Е. Три шага в будущее: заметки писателя о людях и делах Куйбышевгидростроя. – Куйбышев: книжное издательство, 1981. 128 с.
2. Барашков В.Ф. История в названиях рек. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. – 80с.
3. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. – Куйбышев: Книжное издательство, 1986. 232 с., илл.
4. В,В,Воронин, В,А,Гавриленкова. … Самара -Учебникпо географии Самарской области -изд.Просвещение 2010г – 335с.
5.. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары. – Самара, 1992. -108с.
6. Жемчужины Жигулей. Сост. Кузьменко С.Е. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1982. – 156с., илл.
7. Зеленый шум. Сост. В.И.Тимошенко. – Самара: Кн. Издательство, 1991. 171 с.
8. Кривобоков В.И. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г.Кинель, п.Алексеевка. – Самара: ООО «Офорт», 2011. – 275 с.
9. Самарская область. Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом печати, 2001. – 440 с.
10. Теодорович Т.Б. Алакаевка. Фрагменты истории (хроника села с 1752 по 2002 г.) – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 183с.
11. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие. - Самара: НТЦ, 2003.
12.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. - Куйбышев: Книжное издательство, 1988.
13.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. - Самара: НТЦ, 2003.
14. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. - Куйбышев: Книжное издательство, 1985.
15. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. – Самара, 2003. 288 с.
16. Сайт «Самарский краевед». Научно-популярный сайт об истории Самарского края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов
Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....
Рабочая программа, реализующая ФГОС ООО, внеурочной деятельности «Речеведение» для 5-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Речеведение» составлена для обучающихся 5-9 классов на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленной н...
Программа внеурочной деятельности по географии «Интересные планеты» для 5 класса
Данная программа дает возможность более подробно изучить Солнечную систему и рассмотреть те вопросы которые не вошли в программу для 5 класса ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для учеников 5-8 классов
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчив...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география» общеинтеллектуального направления для 10 класса 2020-2021
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география» общеинтеллектуального направления для 10 класса...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по географии «Юные метеорологи» для 6 класса
Актуальность курса продиктована недостатком времени в урочной деятельности для изучения раздела «Земные оболочки» в частности «Атмосферы». Кроме этого программа способствует фо...