Обобщающий урок по теме: "Отношения и пропорция"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Урок-путешествие с использованием межпредметных связей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_otnosheniya_i_proportsiya.docx | 131.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №5 города Серпухова Московской области.
Учитель математики: Соловьева О.В.
Обобщающий урок по теме: «Отношения и пропорции. Решение задач»
Девиз урока:
« Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет».
С.Я. Маршак
Цели:
Образовательные:
- Создание условий для систематизации и обобщения знаний учащихся по теме «Отношения и пропорции».
- Создание условий для повышения практической направленности предмета через решение практических задач.
Воспитательные:
- Развивать навыки самостоятельной работы и коммуникативные способности учащихся, повышать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету.
Развивающие:
- Развитие навыков логического, творческого мышления, сообразительности и наблюдательности.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок комплексного применения знаний, умений и навыков).
Форма урока: Урок-путешествие с использованием межпредметных связей.
Методы обучения: наглядные, практические, словесные, репродуктивные.
Оборудование:
- Раздаточный материал;
- компьютерная презентация в программе Power Point;
- мультимедиапроектор;
- ПК;
- экран.
Учитель: Сегодня мы с вами проведем необычный урок «Урок – путешествие в город Proportio», конечно же, путешествовать нам придется, не выходя из класса.
Proportio - это латинское слово означает соразмерный. А как вы понимаете слово соразмерный?
- …
Отправляясь к вам на урок, я заглянула в словарь Ожегова
Соразмерный - правильный в соотношении своих размеров, частей, в своем строении, пропорциональный.
Учение о пропорциях особенно успешно развивалось в IV в до н.э. в Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, развитыми ремеслами. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке.
Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.
Все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотая пропорция».
Золотая пропорция или золотое сечение – это деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Это отношение обозначают буквой ϕ;
ϕ = 0,618 = .
Золотое сечение часто называют божественной пропорцией.
Красивейшее произведение древнегреческой архитектуры - храм Парфенон (V в. до н. э.) в Афинах имеет отношение высоты здания к его длине равное 0,618.
Рассматривая расположение листьев на стебле растений можно заметить, что между каждыми двумя парами листьев (А и С) третья расположена в месте золотого сечения (В).
Итак, мы с вами узнали немного об истории города Proportio. Но для того чтобы войти в город я предлагаю вспомнить все правила и законы, по которым живут его жители. А поможет нам игра «Математическое домино». (Все определени на карточках перепутаны, нужно выстроить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочитать связный математический текст)
- Частное двух чисел называют отношением этих чисел.
- Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.
- Равенство двух отношений называют пропорцией.
- В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
- Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.
- Две величины называют прямопропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается ( уменьшается) во столько же раз.
- Две величины называют обратнопропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз.
-Молодцы ребята! Правила и определения вы знаете, а теперь давайте проверим, умеете ли вы считать? Итак, возьмите листочки желтого цвета. Что за примеры у каждого из вас записаны?
- это отношения!
-хорошо, найдите, пожалуйста, чему равны эти отношения.
м | а | н | р | а | т | л | ц | о | е | д | г | к | и | в | я |
1,6 | 14 | 8,9 | 3,2 | 1,13 | 2,2 | 1,4 |
Задания:
1) ;
;
3)
4) ;
5) ;
6)
7)
8) :
Давайте обратимся к слайду презентации и выберем ответы, которые у нас с вами получились. (Буквы с соответствующими им числами, которые не получились в ответах учеников, исчезают)
- Какое же слово у нас получилось? АНАЛОГИЯ.
-Ребята, оказывается латинское слово «пропорция» для обозначения равенства двух отношений стали использовать, лишь начиная с I в. н.э. А вот древние греки называли его именно «Аналогия»
А скажите мне пожалуйста, где по вашему мнению можно применять наши знания о пропорции?
-… Биологи на своих уроках с помощью микроскопа увеличивают размеры клетки;
- географические карты выполнены в масштабе;
-химики больше всех сталкиваются с пропорциями различных веществ;
-летом, в период заготовки продуктов впрок, ваши мамы тоже пользуются пропорциональными соотношениями.
- Скажите, ребята, а в русском языке можно встретиться с пропорцией? Оказывается, в русском языке встречаются пословицы и поговорки, устанавливающие прямую и обратную зависимость.
У вас на столах конверты, в которых на листах записаны пословицы. Разделите, пожалуйста, все пословицы, следуя принципу прямой или обратной пропорциональной зависимости.
Пословицы, отражающие прямую зависимость:
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Много снега, много хлеба.
- Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
- Как потопаешь, так и полопаешь.
- Кто много читает, тот много знает.
- Чем старее, тем правее.
- К людям ближе — счастье крепче.
- Что посеешь, то и пожнешь
Пословицы, отражающие обратную зависимость:
- Тише едешь, дальше будешь.
- Мир строит, а война разрушает.
- Меньше народа, больше кислорода.
- Лето собирает, зима съедает.
- Было густо, стало пусто.
- С большого грома – малый дождь.
- Меньше слов – больше дела.
- Кто больше всех спит, тот меньше всех живет.
- Кто больше знает, тот меньше спит.
Ребята, вы молодцы! Вы все отлично поработали, и пришла пора отдохнуть и провести физкультминутку. А проводить ее сегодня мы будем под весёлую, задорную песенку.
Ну а теперь полные энергии и задора мы можем отправиться на прогулку по улицам нашего города. Итак, первая улица – Географическая. Ребята посмотрите, какие интересные таблички на зданиях этой улицы. Как вы думаете, что они обозначают? 1:100, 1:10000, 1:1000000….
-это масштаб.
-молодцы ребята. А где нам нужно использовать масштаб?
-…
Напомню вам, что
Масштабом карты называют отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности.
Перед вами карта Московской области. Расстояние по карте от города Серпухов до города Мытищи 7,2 см, давайте найдем, какой же путь мне пришлось преодолеть, чтобы попасть к вам на урок.
-…молодцы ребята, вы правильно все посчитали, и мы с вами через Масштабный переулок попадаем на улицу Математическая, но вот незадача, проход по этой улице разрешен лишь тем, кто умеет находить неизвестные члены пропорции. Давайте с вами повторим основные компоненты пропорции….
6 | 3,3 | 1,5 | 2,8 | 0,6 | 1,5 | 8 | 4 | 6,4 | 2,8 | 2,6 | 1,8 |
К | О | Н | Ц | Е | Н | Т | Р | А | Ц | И | Я |
;
Итак, ребята мы с вами незаметно через переулок Уравнений вышли на улицу Юных Химиков.
- прочитайте слово, которое у нас с вами получилось.
КОНЦЕНТРАЦИЯ – это отношение массы вещества к массе раствора. Эта величина выражается в процентах.
На улице Юных Химиков мы с вами познакомимся со старинным способом решения задач на смеси, сплавы и растворы. Впервые о нем было упомянуто в первом печатном учебнике математики Леонтия Магницкого.
Ввиду большой простоты предложенный способ применялся купцами и ремесленниками при решении различных практических задач. Но в задачниках и различных руководствах для мастеров и торговцев никаких обоснований и разъяснений не приводилось. Просто давался рецепт решения, либо рисовалась схема, либо словесно описывалась последовательность действий — поступай так и получишь ответ. Давайте и мы с вами попробуем воспользоваться такой схемой для решения задач.
Задача №1. Сколько нужно взять 10% раствора марганцовки, и добавить к 60 г 30%-го раствора чтобы получить 16%-ый раствор марганцовки?
Задача №2. Сколько граммов воды нужно добавить к 5% йодной настойке массой 100г, чтобы концентрация йода уменьшилась до 1%?
Задача №3. Сколько килограммов 5%-го раствора соли надо добавить к 15 кг 10%-го раствора той же соли, чтобы получить её 8%-ый раствор?
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Рефлексия
Продолжите фразы:
«Сегодня на уроке я повторил…»
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
Тема «Пропорции» рассматривается только в 6 классе, но данный материал используется и в старших классах. Пропорции способны объединить между собой движение транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, вычерчивание карт и рассматривание микробов под микроскопом.
Встаньте, пожалуйста, кому урок понравился.
Урок наш окончен, пора по домам
Но это друзья не помеха
В час расставанья желаем мы вам
В учебе хороших успехов.
V. Историческая справка.
( Приложение 1 титул Слайд 20 )
Цель: углубление и расширение знаний о пропорции.
Учитель: Мир пропорции огромен и разнообразен.
Пропорции начали изучать еще в древности.
Слово «пропорция» ввел в употребление Цицерон (древнеримский политик и философ) в I веке до н.э. ( Приложение 1 Слайд 21 )
В 4 веке до н.э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции. ( Приложение 1 Слайд 22 )
Очень интересна история записи пропорции.
В 1631 году Вильям Оутред (английский математик. Известен как изобретатель логарифмической линейки ) предложил следующую запись пропорции а ● b :: с ● d. ( Приложение 1 Слайд 23 )
Рене Декарт ( французский математик, философ, физик и физиолог. Декарт впервые ввел координатную систему.) в 17 веке записывал пропорцию так:
7 | 12 | 84 | 144 . ( Приложение 1 Слайд 24 )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по теме "Отношения между понятиями" 6 класс
урок изучения материала, разработан на основе программы Л. Босовой и ЦОР к курсу "информатика 6", заимствован материал из рабочей тетради для 6 класса...
Урок по теме "Отношения и пропорция"
Урок построен в виде деловой игры "Производственное совещание". Урок нацелен на применение полученных знаний по теме "Отношения и пропорция" в жизненных ситуациях. Задачи составлены на местном материа...
Сценарий урока по теме «Отношение «входит в состав»».
Тип урока: комбинированный.Планируемые образовательные результаты:предметные – представления об отношениях между объектами;метапредметные – ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом ред...
Обобщающий урок по математике "Отношения и пропорции", 6 класс
Цель урока:- закрепление понятия отношения и основного свойства отношения;- закрепление понятия пропорции и основного свойства пропорции;-способствовать выработке умения и навыков применять определени...
Конспект урока по теме "Отношение и пропорция"
Через различные виды деятельности и выполнение упражнений систематизировать и проверить знания по теме: Отношения и пропорции. Познакомиться с понятием "Золотое сечение"....
Обобщающий урок на тему " Отношение и пропорции"
Материал к уроку на тему " Отношение и пропорции в форме проекта"...
Разработка урока по теме: "Отношения, пропорции, проценты". 6 класс.
Открытый урок в 6 классе.Учебник: С.М. Никольский....