открытый урок по теме "Отношения между понятиями" 6 класс
план-конспект урока информатики и икт (6 класс) по теме
урок изучения материала, разработан на основе программы Л. Босовой и ЦОР к курсу "информатика 6", заимствован материал из рабочей тетради для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_klass_otnosheniya_mezhdu_ponyatiyami.rar | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 6 классе.(на 2 занятия)
Тема урока: Отношения между понятиями
Цель урока: Изучение видов отношений между понятиями через систему упражнений.
Воспитательные задачи урока:
- Способствовать воспитанию стремления к получению новых знаний;
- Способствовать воспитанию коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать свое мнение;
- Содействовать воспитанию способности следовать нормам поведения.
Образовательные задачи урока:
- Изучить с учащимися виды отношений между понятиями;
- Определить уровень умения выделять виды отношений;
Развивающие задачи урока:
- Создать условия для развития познавательной активности учащихся;
- Способствовать развитию мыслительных операций;
- Содействовать развитию у учащихся самостоятельности.
Наглядность и раздаточный материал: мультимедийная презентация, задания, поощрительные карточки в виде звёзд.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация знаний. Повторение.
Учитель: Ребята, давайте вспомним материал прошлого урока и назовём те мыслительные операции, которые позволяют нам формировать новые понятия. Для этого я вам приготовила зашифрованные слова. Вам необходимо, разгадать эти слова, используя разные способы кодирования и дать определение каждой мыслительной операции. (слайд 2- 6)
Задание 1.
_ Н _ _ _З
Ответ: Анализ
Задание 2.
ЗЕТНИС
Ответ: Синтез
Задание 3.
Ответ: Сравнение
Задание 4.
6 7 11 10 9 4 8 2 9 4 5 6 3 2 1
1- Е 2- И 3 - Н 4 - О 5 – В 6 – А 7 – Б 8 – Г 9 – Р 10 – Т 11 – С
Ответ: Абстрагирование
Задание 5.
Н А Н А Ш Д М З Д
А→Б Б→В В→Г …
Ответ: Обобщение
Постановка учебной цели и определение темы урока.
Учитель. Вы назвали основные логические операции. Чтобы определить, что мы будем делать сегодня на уроке. Давайте рассмотрим следующие пары понятий:
Добрый человек
Автомобиль
Столица России
Кирпич
- Злой человек
- Колесо
- Москва
- Молоко
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Как относятся друг к другу первая пара понятий
- В каком отношении находится вторая и третья пара понятий?
- Можно ли сравнить последнюю пару понятий.
Ответы: Противоположные, как часть и целое, одно и то же, нельзя сравнить.
Учитель: Что ребята вы сейчас делали?
Ответ: Сравнивали, определяли отношение между понятиями, где это получалось.
Учитель: Сегодня на уроке ребята мы будем изучать ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ. Запишите тему урока. (слайд 8).
Объяснение нового материала.
Учитель: вы сейчас сравнивали понятия, а как вы в жизни сравниваете реальные объекты?
Ответ: по размеру, по цвету, по содержанию и т.д. и т.п.
Учитель: Всё верно ребята (слайд 9). Чтобы определить виды отношений между понятиями, мы с вами расколдуем заколдованный круг, каждый сектор которого скрывает от нас один вид отношения.
Секторы: сиреневый, зелёный, голубой, синий, красный, желтый.Учитель: Ребята выберите любой сектор.
Красный сектор
Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:
- Как относятся друг к другу понятия в паре?
- Что не так?
Ответы: Это одно и то же, в четвёртой паре ошибка.
Учитель: Всё правильно, такое отношение называется ТОЖДЕСТВО. Познакомимся ближе с этим отношением и рассмотрим определение и диаграмму Эйлера для данного отношения.
Учитель: Чтобы закрепить знание о данном отношении выполните Задание 1 на своих карточках, самые успешные получат звёздочки.
Сиреневый сектор
Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:
- По какому принципу отобраны понятия во втором столбце?
- Что не так?
Ответы: Понятия во втором столбце принадлежат как первому столбцу, так и третьему. Ошибка в последней строке.
Учитель. Такое отношение называется ПЕРЕСЕЧЕНИЕ. Познакомимся с ним поближе.
Учитель: Решим задачу:
В классе 30 шестиклассников из них 22 любят мороженное и 18 любят пирожное.
- Сколько ребят не любят мороженное?
- Сколько ребят не любят пирожное?
- Сколько ребят предпочитают и то и другое?
- Сколько ребят любят только пирожное?
- Сколько ребят любят только мороженное?
Решение:
- 30-22=8
- 30-18=12
- 30-8-12=10
- 18-10=8
- 22-10=12
Учитель: Выполните Задание 2, самые успешные также получат звёздочки.
Голубой сектор
Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:
- Чем отличаются понятия в паре и чем схожи?
- Можно ли между этими понятиями поставить третье?
- Что не так?
Ответы: Третье понятие поставить нельзя, в третьей паре ошибка.
Учитель: Такой вид отношений называется ПРОТИВОРЕЧИЕ. Рассмотрим подробнее.
Учитель: Выполните Задание 3. самые успешные также получат звёздочки.
Желтый сектор
Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:
- Чем отличаются понятия в паре и чем схожи?
- Можно ли между этими понятиями поставить третье?
- Что не так?
Ответы: Третье понятие можно поставить, ошибка в четвёртой паре.
Учитель: Всё правильно, такое отношение называется ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, рассмотрим подробнее:
Учитель: Выполните Задание 4, а затем выберем следующий сектор.
Синий сектор
- Как относятся друг к другу понятия в паре?
- Что не так?
Ответы: Общие и частные понятия, ошибка в последней паре.
Учитель: Такое отношение между понятиями в паре называется ПОДЧИНЕНИЕ. Познакомимся с этим отношением подробнее.
Учитель: рассмотрим пример отношения подчинения на кругах Эйлера.
Понятия:
- Конструктор
- Игрушка
- Заводная игрушка
- Заводной автомобиль
Учитель: Выполните Задание 5 на своих карточках. А затем выберите следующий сектор.
Зелёный сектор
Учитель:
- Как относятся понятие и группа понятий?
- Что не так?
Учитель: Такое отношение между понятием и группой называется СОПОДЧИНЕНИЕ. Познакомимся с этим отношением подробнее.
Учитель: Выполните Задание 6 на своих карточках.
Обобщение. Итоги урока.
Учитель: Итак, ребята, мы расколдовали заколдованный круг, давайте повторим с какими видами отношений вы познакомились.
Учитель: Каждый из вас в ходе урока получил знаки отличия в виде звёзд. Эти ребята получат оценки.
Постановка домашнего задания. Рефлексия.
Д/з: §2.3 № 45 – 51 (раб. тетр).
Учитель. Сегодня ребята, вы постарались и справились с большим объёмом заданий и получили заслуженные оценки. И я попрошу высказать свое мнение по этому уроку, для этого вам необходимо продолжить фразы:
- Я думаю…
- Я знаю…
- Мне было непонятно…
- Мне было интересно…
Используемые материалы для подготовки к уроку
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...
Открытый урок татарского языка в 7 классе на тему" Тире между подлежащим и сказуемым"
В данном материале даётся презентация урока татарского языка с использованием сингапурской структуры. Тип урока- изучение нового материала. Предлагаются также тестовые задания для проверки полученных ...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока "Передача информации между компьютерами"
Передача информации между компьютерами...
Открытый урок английского языка в 4 классе по теме «Открытие Америки».
Открытый урок, презентация, самоанализ....