Обобщающий урок на тему " Отношение и пропорции"
проект по алгебре (6 класс) на тему
Материал к уроку на тему " Отношение и пропорции в форме проекта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_otnosheniya_i_proportsii_6_klass_2.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок по теме: «Отношения и пропорции»
Цель: образовательная: - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Отношения и пропорции», - формирование умений составлять умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила, - учиться видеть межпредметную связь математики с другими школьными дисциплинами – географией, черчением, трудовым обучением, химией, экологией, - проверить степень усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы;
развивающая: - развивать логическое мышление, умение обобщать, систематизировать полученные знания по теме «Пропорция», - расширение кругозора учащихся;
воспитывающая: -учить трудолюбию, аккуратности, воспитывать познавательный интерес, взаимопонимание, дружелюбие, формировать правильную самооценку.
Знать/понимать понятия: что такое пропорция, определение пропорции, основное свойство пропорции.
Уметь: находить неизвестный член пропорции, применяя определение пропорции и основное свойство пропорции, анализировать условие задач, уметь применять полученные знания на других уроках.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок комплексного применения знаний, умений и навыков).
Форма урока: Урок-путешествие с использованием межпредметных связей.
Методы обучения: наглядные, практические, словесные, репродуктивные, здоровьесберегающие.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Межпредметные связи: география, технология, химия, экология.
Ход урока:
I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности).
Приветствие учителя.
Сегодня мы с вами проведем необычный урок «Урок - путешествие», но путешествовать будем, не выходя из класса. При выполнении заданий предлагаю самостоятельно определить тему урока и сформулировать цели, которых мы должны достичь к концу урока. Для этого давайте повторим пройденный материал.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные упражнения (учитель диктует, ученик записывает на доске).
а) Выразите в процентах числа:
0,2=(20%) 0,15=(15%) 1/2=(50%) 3/4=(75%) 1/20=(5%)
б) Сколько процентов составляет:
4 от 5 (Отв.80%) 12от 8 (Отв.150%) 72 от 24 (Отв.300%)
в) Найдите отношение:
6 к 20 (6/20=0,3= 30%) 8 к 40 (8/40 =0,2= 20%)
г) На одной ферме a птиц, а на другой на 20% больше. Сколько птиц на второй ферме? Сколько птиц на двух фермах?
Ответ: 120% = 1,2; 1,2 на второй ферме; 2,2а на двух фермах?
2. Учитель: Тема «Пропорции» рассматривается только в 6 классе, но данный материал используется и в старших классах. Пропорции способны объединить между собой движение транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, вычерчивание карт и рассматривание микробов под микроскопом.
А для того чтобы увидеть, как математика помогает с помощью пропорции решать
задачи по химии, работать с чертежами и географическими картами, решать задачи на здоровьесберегающие технологии мы отправимся с вами в «Путешествие по стране пропорций».
Учитель: Тема нашего урока обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции». .
А кто сформулирует цели нашего урока? (Ребята формулируют цели урока. Учитель старается подвести ребят к тому, что основной целью урока является показать практическую значимость пропорции в жизни человека).
Сообщаются цели и задачи урока .
Учитель: Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по стране пропорций. Давайте еще раз повторим понятия связанные с отношением и пропорцией:
- Что называется отношением? (…частное двух чисел)
- Что показывает отношение двух чисел? (…какую часть одно число составляет от другого или во сколько раз одно число больше другого).
- Дайте определение пропорции (…равенство двух отношений).
- Как называются члены пропорции? (…крайние и средние).
- Каким основным свойством обладают члены пропорции? (…произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции).
Учитель: А теперь проверим ваше внимание.
Задача№1: Найди ошибку
Незнайка решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 грамм, а слон – 5 тонн.
«Составим отношение 50 : 5, - сказал Незнайка. - Мышка в 10 раз тяжелее слона».
Верно ли, ребята? (Ребята высказывают свое мнение).
- Какое основное условие составления отношений? (Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения).
Решение (в тетради и на доске):
5 т = 5 000 кг = 5 000 000 г
50 : 5 000 000 = 1 : 100 000
Ответ: мышка в 100 000 раз легче слона.
Учитель: Молодцы ребята. А теперь давайте применим ваши знания на практике.
Математический диктант с взаимопроверкой.
Отметьте буквой В – верные утверждения и буквой Н – неверные.
1. Верно ли: = 0,25 = 25% В 2. Верно ли: 3 : 5 = 0,6 В
3. Верно ли: = 0,2? Н 4. Верно ли: 1 : = Н
5. Верна ли пропорция: 11:2=3:5? Н 6. Верна ли пропорция: 2:9=4:18 В
7. х=4 корень уравнения х : 5 = 20 : 25? В 8. х=33 корень уравнения 3 : 5 = 21 : х? Н
(Ребята обмениваются тетрадями с решениями и сверяются с ответами, которые диктует учитель, а затем выставляют друг другу оценки. Подводятся итоги математического диктанта).
Ответы: 1.В 2.В 3.Н 4.Н 5.Н 6.В 7.В 8.Н (1-6 по 1 баллу, 7 и 8 по 2 балла)
Учитель: Молодцы ребята! С таким багажом знаний вы можете смело путешествовать сначала по стране пропорций, а затем и по дорогам жизни.
III. Применение знаний, умений и навыков в решении задач.
Учитель: У вас на партах лежит дидактический материал с задачами для станций: «Математическая», «Неболей-ка», «Химическая». Остановка на каждой станции не более пяти минут. Наша задача - побывать на каждой станции.
Но учтите, что ваши соседи по парте - ваши попутчики. А попутчикам в дороге мешать нельзя.
Все понятно? Тогда за работу!
Наше путешествие начинается со станции «Математическая».
Задача № 1: На участке дороги бетонные плиты длиной 6 м заменяют новыми длиной 8 м. Сколько нужно новых плит для замены 240 старых?
Решение (у доски и в тетрадях). Количество Длина плит | ||||
Старые Новые | ↓ | 240 шт. - 6 м х шт. - 8 м | ↑ | |
Составляем пропорцию: | ||||
| ||||
Ответ: 180 плит. |
Учитель: Мы с вами подъезжаем к станции «Неболей-ка». Надо непременно заглянуть туда в гости, так как жители этой планеты никогда не курили, и не собираются курить, потому что это очень вредно!
Учитель: Большинство учёных, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира, за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза; в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза. Жить или курить? Частично дать ответ на этот вопрос поможет решение следующей задачи.
Задача №2: Курящие дети сокращают себе жизнь на 12,5%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Решение (у доски и в тетрадях). Возраст % | ||
↓ | 56 лет - 100 х лет - 12,5 | ↓ |
Составляем пропорцию и решаем ее: | ||
Ответ: Человек, который начал курить, будучи ребенком, гарантировано лишает себя семи лет жизни!!! |
Вот и делайте вывод - «Жить или курить?»
Учитель: Надеюсь, что среди вас нет ребят, которые курят. А сейчас мы с вами не упустим минутку, чтобы дать отдохнуть нашим глазам.
Учитель: Следующая остановка - станция «Химическая». Жители станции просили нас рассчитать процентное содержание соли в растворе.
Задача №4: В сосуд налили 240 г воды и положили 10 г соли. Найдите процентное содержание соли в растворе?
Решение (у доски и в тетрадях). Масса % содержание | ||
↓ | 240+10 г - 100 10 г - х | ↓ |
Составляем пропорцию и решаем ее: | ||
Ответ: 4%. |
Учитель: Можно ли данную задачу решить другим способом?
Как можно иначе сформулировать условие данной задачи? (Какую часть 10 г составляет от 250 г?)
2-й способ:
Ответ: 4 %.
V. Инструктаж домашнего задания
Учитель: Наше путешествие подошло к концу, но вы дома самостоятельно можете его продолжить и решить задачи на применение пропорции. Предлагаемые для (дифференцированной) домашней работы задания есть у каждого из вас на парте (задание распечатано для каждого ученика). Дома вы должны будете «взвесить» свои возможности и определить для себя уровень задания.
Домашнее задание:
На оценку «4-5» Составьте и решите три задачи на применение пропорции в жизни человека.
VI. Подведение итогов урока, рефлексия.
Итак, вы узнали, что пропорция - не только математическая величина.
- А где еще можно применить пропорцию?
- Сможете ли вы на практике применить полученные знания?
- Какие затруднения вы испытывали при решении задач?
(Учащиеся рассказывают о том, где они смогут применить полученные знания, какие умения у них развиты хорошо, какие задания вызвали затруднения.)
И в завершении нашего необычного путешествия, я хочу, чтобы каждый из вас дал оценку своей работе на уроке. Нарисуйте у себя в тетради того человечка, который соответствует вашему восприятию урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Отношения и пропорция"
Урок построен в виде деловой игры "Производственное совещание". Урок нацелен на применение полученных знаний по теме "Отношения и пропорция" в жизненных ситуациях. Задачи составлены на местном материа...
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Отношения и пропорции".
Данный материал может быть применён в сочетании с любым УМК....
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.
Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....
Обобщающий урок по математике "Отношения и пропорции", 6 класс
Цель урока:- закрепление понятия отношения и основного свойства отношения;- закрепление понятия пропорции и основного свойства пропорции;-способствовать выработке умения и навыков применять определени...
Конспект урока по теме "Отношение и пропорция"
Через различные виды деятельности и выполнение упражнений систематизировать и проверить знания по теме: Отношения и пропорции. Познакомиться с понятием "Золотое сечение"....
Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Пропорции"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Пропорции". Урок выстроен, используя УМК Н.Я. Виленкина и др 2019 года.Материал презентации позвол...
Обобщающий урок по теме: "Отношения и пропорция"
Урок-путешествие с использованием межпредметных связей...