Интегрированный урок "Решение физических задач с помощью графиков функции"
план-конспект занятия по математике (9 класс)

Наталья Викторовна Титова

Образовательная цель: Сформировать у учащихся умение применять математические знания к решению графических задач по физике.

Развивающая задача: Развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать,  выделять общие и отличительные свойства; развитие исследовательских способностей, умений применять теоретические знания на практике; развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Воспитательная цель: формирование познавательного интереса к предметам «алгебра» и «физика», познакомить учащихся с практическими применениями математических методов при решении физических задач; содействовать формированию мировоззренческой идеи познавательности явления и свойств окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кяхтинская средняя школа №4»

Интегрированный урок физика-алгебра

«Решение физических задач с помощью графиков функции» в 9 классе.

               Учитель физики : Серебренникова М.П.

                                                                                                                                                                          Учитель математики: Титова Н.В.

2012-2013 ученый год

Интегрированный урок физики и алгебры в 9 классе.

Конспект урока предусмотрен для детей девятого класса, содержание конспекта и виды деятельности составлены с учетом новых образовательных стандартов ФГОС.

Тема:  Решение физических задач с помощью графиков функции.

Цели урока: 

Образовательная цель: Сформировать у учащихся умение применять математические знания к решению графических задач по физике.

Развивающая задача: Развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать,  выделять общие и отличительные свойства; развитие исследовательских способностей, умений применять теоретические знания на практике; развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Воспитательная цель: формирование познавательного интереса к предметам «алгебра» и «физика», познакомить учащихся с практическими применениями математических методов при решении физических задач; содействовать формированию мировоззренческой идеи познавательности явления и свойств окружающего мира.

Задачи урока:

Создать условия для повторения, закрепления и углубления знаний, при выполнении заданий, связанных с решением физических задач, для развития логического мышления.

Способствовать развитию познавательных умений учащихся, повышению культуры общения.

Способствовать развитию у учащихся навыков самоконтроля знаний, навыков самостоятельной работы.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация.

Ход урока:

Этапы урока и их содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент. 

Здравствуйте, ребята! Рады видеть всех, присутствующих на этом интегрированном уроке, который позволит объединить знания по математике и физики.

2 мин.

Читает стих:

Собрались мы с вами в класс

Физика  + алгебра у нас

Оглянитесь поскорей

Посмотрите на гостей

Все друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Слушают и рассаживаются п о своим местам.

2.

Постановка цели:

Ребята, на данном уроке мы познакомимся с двумя способами решения задач на движение- это графический и аналитический и покажем как связана «алгебра» и «физика» на примере решения задач.

1 мин

Сообщает цель урока.

3.

Сообщение темы урока:

  Темой урока является решение  физических задач с помощью графиков функций.

1 мин.

Сообщает тему урока.

Записывают в тетради тему урока.

4.

 Мотивация:

Ребята перед нами стоит задача -повторить основные формулы и функции, которые нам необходимы будут при решении задач, т.е. расширить свои знания для успешной сдачи ГИА.

1мин.

5.

Актуализация знаний  учащихся.

Учитель математики:

Прежде чем приступить к решению задач по физике, вспомним, какие виды функций  вы изучали на уроке алгебры и какие графики строили.

Вопросы:

  1. Перечислите какие функции вы изучали  в курсе алгебры?
  2. Какой формулой задается линейная функция? Квадратичная функция?
  3. Что является графиком линейной функции? Квадратичной функции?
  4. Сколько точек необходимо для построения графика линейной функции?

Учитель физики:

На данном уроке мы будем решать графические задачи на механическое движение, для этого нам необходимо вспомнить:

  1. Какие виды движения в изучали?
  2. Назовите основные характеристики равномерного движения?
  3. Назовите основные характеристики равноускоренного движения?
  4.  Как называется движение, если тело движется с положительным ускорением?
  5. Как называется движение, если тело движется с отрицательным ускорением?

10 мин

Учитель проводит фронтальный опрос, следит за математической грамотностью учащихся.

Работают устно, отвечают на поставленные вопросы.

  1.    

Обобщение и систематизация  знаний учащихся.

Выполнение задания на соответствие. Делаем выводы.

(приложение1)

7 мин

Следит  за ответами учащихся, за математической грамотностью учащихся.

Работают на  интерактивной доске  с презентацией. Распределяют формулы и графики на две колонки.

7.

Организация решения задач.

Учитель математики:

Задача№1: 

Построим график функции: а) у=2+2х

Б) у=4

Учитель физики: всегда ли при построении графических зависимостей выбирают переменные х и у. Я предлагаю  вам построить  график зависимости  V(t) при равномерном движении и сравните полученные результаты.

а) V(t)=2+2t

б) V(t)=4

Задача  №2    Учитель математики

По графикам функции запишите формулы, которой задается функция.

                                у

                                     1

                  -1                                  х

                                                      Х, м

Учитель физики:

А) равномерное движение

По графику записать

уравнение зависимости

координаты от времени              20

для равномерного движения.     10

                                                                                       T,с                                                    

                                                                5   10  15  20

Задача №3

Учитель физики:

Движение двух мотоциклов заданы уравнениями: х1=4-t2 и x2=3t. Постройте график движения каждого мотоциклиста и опишите характер их движения. Найдите место и время встречи. Вычислите графически и аналитически

15 мин.

Учитель читает условие задачи, анализирует условие.

Строит графики линейной функции.

Следит за выполнением задания у доски.

Выполняют задание у доски, а также индивидуально на своих местах.

8.

Диагностика.

Проведение самостоятельной работы в виде теста с самооценкой.

        (приложение2)

6 мин.

Следит за выполнением индивидуальной работы.

Учащиеся выполняют задания индивидуально и проверяют задания самостоятельно.

9.

Подведение итогов урока

1. Объявление результатов самостоятельной работы. Если вы абсолютно правильно решили все задачи, то мы читаем слово график, а оно как никакое другое соответствует теме нашего урока.

2. Показать связь физики и алгебры с использованием презентаций.

(приложение3)

Завершая урок,  мы надеемся, что все поняли и приняли истину: математика-это, действительно , царица наук,  которая может выступать и в роли служанки, помогающей нам в покорении других наук.

Учитель физики:

Дружить наукам можно вечно, вселенная ведь бесконечна!

Спасибо всем вам за урок, а главное, чтоб был он впрок!

 2  мин

Подводит итоги урока, выставляет оценки.

Переносят в тетради схему.

                                                                   Приложение 1


Приложение 2


                                                                          Приложение 3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

Урок математики в 6 классе:"Решение текстовых задач с помощью графиков"

Итоговый замысел состоит в том, чтобы показать детям, что применение графиков к решению текстовых задач в одних случаях может почти полностью заменить чисто вычислительные приёмы, а в других - облегчи...

Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Математика  настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...

Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...

Презентация "Решение текстовых задач с помощью графиков"

Решение текстовых задач иногда усложнено решением дробно-рациональных уравнений. Решение же с помощью геометрических понятий  и графика линейной функции иногда проще, чем составление уравнен...

Интегрированный урок по математике, физике "Применение графиков функций к решению физических задач

Интегрированный урок по математике+физике "Применение графиков функций к решению физических задач" 9 класс...