Прямоугольный параллелепипед, 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Иванова Евгения Михайловна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_pryamougolnyy_parallelepiped.docx102.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Предмет, класс

Математика, 5 класс,

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема урока

«Прямоугольный параллелепипед».

Цель урока

Научится решать практические задачи.

Задачи урока

Образовательные: систематизировать знания об объемной геометрической фигуре – прямоугольный параллелепипед; его составных частях и их свойствах; нахождения его площади боковой поверхности, применять знания при решении задач практического содержания.

Развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность, развивать устную и письменную речь.

Воспитательные: воспитывать настойчивость в достижении цели, ответственное отношения к учебе, чувство уверенности в себе.

Планируемые результаты

Личностные:

- ученик получит возможность научиться: понимать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Метапредметные:

Регулятивные:

- ученик самостоятельно определит цель и задачу урока

- ученик научиться: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе достижения результата; осуществлять анализ с целью выделения признаков, искать и выделять необходимую информацию, в том числе при решении рабочих задач с использованием инструментов ИКТ и решении задач практического содержания.

Коммуникативные:

-ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, познакомиться с методами работы над проектом

Предметные:

 Ученик  научится:

- находить площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда,  площадь основания прямоугольного параллелепипеда, периметр

Ученик получит возможность:

- углубить и развить представление о пространственных фигурах.

- применять понятие чертежа для практических расчётов.

- определит значимость этих сведений для практической деятельности.

Основные понятия

Прямоугольный параллелепипед,  его элементы, его измерения,  длина всех ребер, площадь поверхности

Форма урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология

Технология проблемного обучения

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран,  раздаточный материал (чертежи комнаты с деталировкой), ноутбуки с выходом в Интернет, калькуляторы, листы бумаги, линейки, ручки, карандаши

Оформление

Таблица используемых материалов; «Звездочка обдумывания»; таблички на столах название фирм- «Домовенок», «Левша», «Самоделкин», «Ох и Ах»; модель прямоугольного параллелепипеда; презентация «Школа ремонта» - фрагмент из телепередачи;  таблица результатов работы фирм (на сайте, осуществляется сетевое взаимодействие).

Ход урока.

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД, технология оценивания

I.Организационный

момент

              1мин

Учащиеся заранее распределены на группы. Назначены директора фирм из числа способных учащихся.

На столах – таблички с названиями учебных фирм

Положительный,

эмоциональный настрой на урок. Приветствует учеников, в руках держит фигуру прямоугольного параллелепипеда.  

- Ребята, что это за предмет? – над каким проектом  на уроке технологии вы начали работать?

Сообщает форму урока – деловая игра «Школа ремонта».

Концентрация внимания, воли, положительный настрой на работу. Разделение на группы.

Коммуникативные:

Доброжелательное отношение к окружающим.

II.Актуализация опорных знаний.

                3 мин

             

Повторение: понятие «прямоугольный параллелепипед», его элементы, способ изображения на чертеже, формулы: площадь прямоугольника, площадь боковой поверхности и периметр граней прямоугольного параллелепипеда.

Перевод единиц измерения: 1м = 1000мм.

 Учитель задает вопросы:

- Какая геометрическая фигура называется прямоугольным параллелепипедом?

-Покажет на модели прямоугольного параллелепипеда грани, рёбра, вершины?

- Что является «боковой гранью», «основанием»?

- У каких предметов окружающего мира мы можем встретить боковые грани и основания? Приведите примеры.

Выразите в:

3м =   ?   мм        2000мм = ? м

0,5м =  ?  мм       530мм = ? см      

70см  = ?  мм      60см =  ?  м

На модели прямоугольного параллелепипеда учащийся показывают грани, рёбра, вершины. Объясняют значение понятий «боковая грань», «основание», рассказывают. Рассказывают о способах нахождения периметра и площади грани параллелепипеда. Остальные учащиеся слушают ответы и дополняют  в случае необходимости.

Переводят  из миллиметров в метры и обратно.

Коммуникативные:

- умения слушать ответы товарища и отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- овладение навыками публичных выступлений.

Познавательные:

-владение ключевыми понятиями;

III.Цели и задачи урока

               4 мин.

Введение в тему урока. Подготовка к самостоятельной работе над проектом «Школа ремонта».

Просмотр фрагмента передачи «Школа ремонта».

- Скажите, какая связь между просмотренным фрагментом и   темой нашего урока? Рассказывает о техническом обеспечении  урока, помогает выйти на сайт школы  для получения задания.

Определяют цели  и задачи урока:

научиться решать практические задачи  по теме урока.

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, находят нужную страницу сайта.

Регулятивные:

- целеполагание.

Коммуникативные:

- овладение навыками публичных выступлений.

Личностные:

- способность к саморазвитию;

- формирование мотивации к учебе.

IV. Подготовка к самостоятельной работе в группах и проектно-исследовательской деятельности по теме «Школа ремонта»

         3 мин.

Перед учащимися стоит задача – создать проект «Школа ремонта», т.е. спроектировать ремонт квартиры.

Акцентирует внимание на «Звездочке обдумывания»: какие этапы работы выполнены, а что еще предстоит сделать.

Спрашивает о тех проблемах, которые решались прежде, и о тех, из которых предстоит найти выход в процессе деловой игры.

- Что необходимо знать, чтобы решить задачу?

Определяют главные проблемы при работе: ограниченность отрезка времени, сложность работы в группы, трудность расчета экономии материалов (для этого необходимо объединить усилия и проанализировать результаты расчетов.)

Регулятивные:

-планирование

Познавательные:

- выделять ключевые моменты.

-анализировать, сравнивать задания с полученными ранее;

- систематизировать информацию.

Коммуникативные:

- овладение навыками проектной деятельности.

V.Работа в группах

            22 мин

Решение практических задач.  Учащиеся получают чертежи комнаты, прайс-лист, перечень материалов (обоев, линолеума, плиток подвесного потолка) и стоимости ремонта комнаты.

Наименование

габариты

Цена

Плита звукоизолирующая для подвесного потолка

600мм × 600 мм

57 руб. (за шт.)

Линолиум

Ширина – 3м

520 руб. (за 1м²)

Обои

0,53м × 10 м

99 руб. (за рулон)

Оказывает помощь группам при необходимости, следит за работой ПК так как должно осуществляться сетевое взаимодействие – учащиеся будут одновременно заполнять таблицу на сайте (результаты работы каждой фирмы будут видны всем)

Работают в группе. Директор фирмы распределяет задания разного уровня сложности между участниками. Ребята проводят необходимые расчеты. Помогают друг другу. Директор фирмы консультирует одноклассников, координирует их деятельность, собирает сведения, заполняет таблицу.

Комната

«Домовенок»

количество

стоимость, руб

1 стена

2 стена

3 стена

4 стена

Все стены

Пол

Потолок

Итого

Познавательные:

- освоение умения решать задачи с практическим содержанием.

-овладение экологической культурой.

Коммуникативные:

- овладение навыками публичных выступлений.

VI. Итог урока.         Рефлексия.

             10 мин

Проверка правильности расчетов.

Заполнение листа самооценки.

Выводит правильные ответы на экран, собирает расчетные листы у групп (листы подписаны, чтобы определить вклад каждого в общее дело). Предлагает проанализировать результаты расчетов, а затем оцените свою работу и заполнить лист самооценки: «Напишите, как вы оцениваете свою работу»

Задают вопросы, обсуждают возможные свои «промахи».

Оценивают работу, заполняют листы самооценки.

Лист самооценки

Постановка целей урока

Знание теории

Умение производить расчеты

Ваш вклад в работу команды

Общение в группе

Самооценка

Примечание. Что понравилось, не понравилось, вызвало затруднения, интерес?

Познавательные:

- давать оценку действиям, оценивать результат.

VII. Домашнее

задание.

             2 мин

Проект «Школа ремонта» - (разработать проект ремонта комнаты в своей квартире: провести необходимые измерения, выбрать необходимые строительные и отделочные материалы, провести экологическую экспертизу, рассчитать количество материалов и стоимость покупки)

Комментирует домашнее задание, рассказывает как найти  необходимую информацию на сайте. Уточняет, что проект можно выполнять в группе или индивидуально, и предлагает консультации на сайте.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные:

- овладение навыками проектной деятельности.

Личностные:

- способность к саморазвитию;

- формирование мотивации к учебе.

Познавательные:

-учебно-проектные;

- находить ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


  1. Таблица используемых отделочных материалов:                                                                  2) «Звездочка обдумывания» 

Наименование

габариты

Цена

Плита звукоизолирующая для подвесного потолка

600мм × 600 мм

57 руб. (за шт.)

Линолиум

Ширина – 3м

520 руб. (за 1м²)

Обои

0.53м × 10 м

99 руб. (за рулон)

         

3)Чертеж комнаты

4) Лист самооценки

Постановка целей урока

Знание теории

Умение производить расчеты

Ваш вклад в работу команды

Общение в группе

Самооценка

Примечание. Что понравилось, не понравилось, вызвало затруднения, интерес?

5) Сводная таблица результатов работы фирм:

Комната

«Домовенок»

«Левша»

«Самоделкин»

«Ох и Ах»

количество

стоимость, руб

количество

стоимость, руб

количество

стоимость, руб

количество

стоимость, руб

1 стена

2 рулона

198

2 рулона

198

2 рулона

198

2 рулона

198

2 стена

2 рулона

198

2 рулона

198

2 рулона

198

2 рулона

198

3 стена

2 рулона

198

2 рулона

198

2 рулона

198

3 рулона

297

4 стена

3 рулона

297

3 рулона

297

3 рулона

297

3 рулона

297

Все стены

9 рулонов

891

9 рулонов

891

9 рулонов

891

10 рулонов

990

Пол

24 кв.м

12480

24 кв.м

12480

24 кв.м

12480

24 кв.м

15600

Потолок

54 плитки

3078

63

3591

48 плитки

2736

63 плитки

3591

Итого

16449

16962

16107

20181


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова с презентацией....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда"

Предлагаю вашему вниманию урок изучения нового материала - вывод формулы объёма прямоугольного параллелепипеда. Среди технологий, применяемых на уроке, ведущее место занимает проблемное изложение мате...

Урок по математике в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Урок построен в виде путешествия на "Математическом поезде", в котором 3 вагона: мягкий, купейный, плацкартный. В ходе урока учащиеся побывают в кассовом зале на станциях "Школьная", "Считай-ка", "Узн...

урок математики в 5 классе на тему Прямоугольный параллелепипед

Это первый урок - знакомство пятиклассников с новой фигурой - прямоугольным параллелепипедом, желательно, чтобы у каждого на столе была модель прямоугольного параллелепипеда...

презентация "Прямоугольный параллелепипед. Куб", разработка уроков "Прямоугольный параллелепипед", "Куб"

ЕщЁ К.Д. Ушинский заметил "Детская приода требует наглядности" В пропедевтическом курсе геометрии наглядность играет особую роль, она является основным источником геометрической информации, что диктуе...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной...