урок математики в 5 классе на тему Прямоугольный параллелепипед
методическая разработка (5 класс) по теме

Это первый урок - знакомство пятиклассников с новой фигурой - прямоугольным параллелепипедом, желательно, чтобы у каждого на столе была модель прямоугольного параллелепипеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.12.09.5klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  прямоугольный параллелепипед         5 класс

Цели и задачи урока: 

  1. Познакомить учащихся с прямоугольным параллелепипедом, кубом, их элементами;
  2. Научить чертить эти фигуры;
  3. Находить длину ребёр и S поверхности
  4. Познакомить учащихся с понятиями “измерения прямоугольного параллелепипеда”, “высота прямоугольного параллелепипеда” (каждый ученик должен уметь показать измерения параллелепипеда, понимать, что высотой может служить любое измерение).
  5. Научить достраивать изображения прямоугольного параллелепипеда и строить изображение самостоятельно.

План урока 

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

(a. устный счет,  б. логическое упражнение)
4.Изучение нового материала.

5.Практическая работа.

6.Самостоятельная работа.

  1. Дом. задание. Итог урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Доброе утро, дорогие ребята!

Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке?

Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”.

И мне бы хотелось, чтобы было у вас желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.

На сегодняшнем уроке нам потребуется  внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.

II. Постановка целей и задач урока

Запишите тему урока

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

a. Устный счет

Ребята, для того, чтобы приступить к рассмотрению нашего вопроса мы должны вспомнить материал, который нам поможет в процессе изучения новой темы. Для этого давайте решим примеры на карточках для устного счёта (проводится взаимопроверка)

b. Логическое упражнение

Назовите лишнее слово:

треугольник, квадрат, площадь, круг, прямоугольник.

треугольник, квадрат, круг, шар, прямоугольник.

треугольник, квадрат, коробка, круг, прямоугольник.

(учитель показывает коробку)

IY. Изучение нового материала

В действительности мы часто встречаем предметы, имеющие похожую форму. Они могут быть сделаны из разного материала и окрашены в разные цвета, но по форме они напоминают друг друга. Например: чемодан, шкаф, телевизор и т.д.

Эти предметы имеют похожую форму. Правда они отличаются мелкими деталями: у чемодана есть ручка, у шкафа - двери, но если не обращать внимание на эти мелкие детали, то можно сказать, что все эти предметы имеют примерно одинаковую форму. Все они напоминают по форме изображенный на рисунке предмет, не имеющий никаких второстепенных деталей. Изображенное тело называется прямоугольный параллелепипед. (Данное словосочетание - “прямоугольный параллелепипед” - написано на доске и его дети читают хором).

Приведите примеры предметов, которые имеют форму прямоугольного параллелепипеда.

А сейчас давайте познакомимся с его элементами (учитель раздаёт модели ученикам)

Обращенная к нам сторона этого тела имеет форму прямоугольника.

Если внимательно посмотреть на это тело, то мы заметим, что вся поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из прямоугольников, которые называются его гранями.

Ответьте, сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?

Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием. (сделать вывод о том, что противоположные грани равны)

Стороны прямоугольников, которые являются гранями прямоугольного параллелепипеда, называются ребрами этого прямоугольного параллелепипеда.

Выясните самостоятельно, сколько ребер имеет прямоугольный параллелепипед.

Вершины граней являются вершинами параллелепипеда.

Самостоятельно посчитайте, сколько имеет вершин прямоугольный параллелепипед.

        Из каждой вершины прямоугольного параллелепипеда выходят три ребра. Длины этих ребер - длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда, или его измерения.

Прямоугольный параллелепипед, все ребра которого равны, называется кубом. Все грани куба - равные квадраты.

Мы с вами, таким образом, познакомились с прямоугольным параллелепипедом и его элементами.

Осталось нам научиться строить модель прямоугольного параллелепипеда.

(учитель раздаёт уч-ся образец с построенным пр. пар-дом и одновременно с детьми чертит на доске, а дети в тетрадях фигуру, выделяют цв. карандашами измерения)

Y. Практическая работа

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЛОЩАДИ ПОВЕРХНОСТИ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА

1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их.

2. Вычисли площадь каждой грани (помни, что противоположные грани равны).

3.Вычисли  площадь всей поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда по формуле:

                                 Sповерхности = 2(ав +ас +вс)

Решить задачу. а=5см, в=6см, с=3см

Найти площадь поверхности

(1 ученик решает у доски)

  1. В практике очень важно знать общую длину всех ребер прямоугольного параллелепипеда.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СУММЫ ДЛИН ВСЕХ РЕБЕР ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА

1.Покажите на модели равные рёбра.

2.По сколько равных рёбер имеет параллелепипед?

3.Как определить сумму длин всех рёбер? Сделайте вывод.

4.Вычисли длину всех рёбер по формуле

                                       L=4а + 4в + 4с

YI. Самостоятельная работа

Результаты самостоятельной работы проверяются на уроке.

Вычислите общую длину всех ребер прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны: а = 4см, в =6 см, с =5см

                                               L=4х4+ 4х6 + 4х5=16+24+20=60 см

YII. Итог урока, дом. задание

Итог урока проводится по опорному конспекту, который демонстрируется на протяжении всего урока по этапам ознакомления с изучаемым материалом.

(уч-ся раздаются памятки)

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД

                              ИМЕЕТ:

           граней

                 ребёр

                 вершин

Грани: прямоугольники,  квадраты.

S поверхности: 2(ав + ас + вс); 6аа

Сумма длин всех ребер:   L= 4(а + в + с);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Урок построен в виде путешествия на "Математическом поезде", в котором 3 вагона: мягкий, купейный, плацкартный. В ходе урока учащиеся побывают в кассовом зале на станциях "Школьная", "Считай-ка", "Узн...

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме «Прямоугольный параллелепипед». на основе УУД

Тип урокаЦель урокаЗадачи урока через планируемые результаты...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...

Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Прямоугольный параллелепипед"

В презентации даётся представление и прямоугольном параллелепипеде и кубе....

урок в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Прблемный урок изучения нового материала с элементами исследования....

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Нахождение площади полной поверхности  прямоугольного параллелепипеда, объема прямоугольного параллелепипеда...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...